Статья 105. Разделение рабочего дня на части

На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Комментарий к Ст. 105 ТК РФ

1. В основе применения режима рабочего времени в виде раздробленного рабочего дня лежат особый характер труда и его интенсивность (на городском пассажирском транспорте, в организациях торговли и др.).

2. Продолжительность отдельных частей рабочего дня (в пределах установленной нормы ежедневной работы) и перерывы между ними определяются работодателем с учетом мнения профсоюза.

Для некоторых категорий работников (транспорта, связи и др.) разделение рабочего дня на части устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.

См. комментарий к ст. 329 ТК РФ.

Второй комментарий к Статье 105 Трудового кодекса

1. Разделение рабочего дня на части возможно в случаях, когда необходимость в интенсивной работе усиливается в определенные часы и ослабевает в другие. Так, животноводам, водителям городского пассажирского транспорта, работникам эксплуатационных предприятий связи, коммунального хозяйства и т.д. рабочий день может быть разделен на части, между которыми устанавливается перерыв (один или более) сверх 2 часов (включая обеденный). Такое разделение производится по решению руководителя предприятия по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации и с согласия работника.

2. Общая продолжительность ежедневной работы не должна превышать установленной законодательством и графиком сменности длительности.

3. Разделение рабочего дня на части производится работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в локальном акте предприятия (правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре и др.).

4. Для отдельных категорий работников (транспорта, связи и т.п.) в связи с особым характером их работы режим рабочего времени определяется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (см. комментарии к ст. 328 — 330).

5. Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части.

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы.

Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пп. 7, 9, 10 и 11 Положения, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15.

Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном спальным местом для отдыха водителей.

Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

6. Перечень профессий и должностей работников связи, для которых работодатель может устанавливать разделенный на части рабочий день, утвержден Приказом Минсвязи РФ от 8 сентября 2003 г. N 112.