Дело № 2а-2783/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего — судьи Истягиной Н.М.,
при помощнике – Степановой К.Э.,
с участием представителей:
административного истца – командира войсковой части № – Новиковой А.Б.,
административного ответчика Государственной инспекции по труду города Севастополя – Откидач И.Н.,
административного ответчика Департамента труда и социальной защиты населения г. Севастополя – Максимовой Н. Н.,
представителя заинтересованных лиц — ФКУ «Управление Черноморского флота», Министерства обороны Российской Федерации — Бузовской М.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению командира войсковой части № к Государственной инспекции труда города Севастополя, Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя, государственному инспектору Государственной инспекции труда города Севастополя Павлун Т.Н. о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Командир войсковой части № обратился в суд с иском к Государственной инспекции труда города Севастополя о признании незаконным предписания государственного инспектора труда отдела надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства ГИТ г. Севастополя Павлун Т.Н. № от 30.06.2021 года.
Свои требования административный истец мотивировал тем, что оспариваемым предписанием на него возложена обязанность обеспечить предоставление работникам пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда) (г. Симферополь, Республика Крым) в/ч № за период с 30.11.2018 года до 26.10.2020 в полном объеме гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством из расчета итогового класса (подкласса) условий труда, установленного протоколом № заседания комиссии по СОУТ в/ч № от 26.11.2018 (4 класс). Основание: ст. ст. 22, 92, 117, 147, 357, 236 ТК, заключение ГЭУТ от ДД.ММ.ГГГГ№. Со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ. Однако, по мнению административного истца, данное предписание вынесено незаконно, поскольку фактически итоговый класс работникам пожарной команды установлен в отчете СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ в/ч № – 2 класс (допустимые условия труда), а в протоколе № заседания комиссии по СОУТ в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ установлен 4 класс (опасные условия труда) работникам пожарных команд только при фактической работе в зонах тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования, просила суд административный иск удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчиков, возражали против удовлетворения иска, представив письменные возражения.
Представители заинтересованных лиц на стороне истца поддержали исковые требования, просили суд их удовлетворить.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, исходя из следующего.
Согласно статье 353 Трудового кодекса РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 356 Трудового кодекса РФ предусмотрены полномочия, которые реализует федеральная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами.
Статьей 357 Трудового кодекса РФ, установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Согласно статье 360 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
Судом установлено, что в период с 15.06.2021 года по 12.07.2021 года должностными лицами Государственной инспекции труда города Севастополя проведена внеплановая документарная проверка войсковой части №.
По результатам проверки составлен акт № от 12.07.2021 года, в котором зафиксированы со стороны административного истца нарушения специальной оценки условий труда в части определения класса опасности (2 класс (допустимый) пожарной команды (пожарное депо) в 2018 году (карты СОУТ № — №).
Кроме того, государственным инспектором отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда вынесено предписание № от 30.06.2021 года об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно командиру войсковой части № полковнику Живкину О.В. обеспечить предоставление работникам пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда) (г. Симферополь, Республика Крым) в/ч № за период с 30.11.2018 года до 26.10.2020 в полном объеме гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством из расчета итогового класса (подкласса) условий труда, установленного протоколом № заседания комиссии по СОУТ в/ч № от 26.11.2018 (4 класс). Основание: ст. ст. 22, 92, 117, 147, 357, 236 ТК, заключение ГЭУТ от 21.06.2021 года №. Со сроком исполнения — 30.08.2021 года.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
Статьей 20 Трудового Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодателем является физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
В соответствии с положениями приказа Министерства обороны Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 3910 О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, работодателями в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации являются командиры воинских частей, в чьем непосредственном подчинении состоит данная войсковая часть.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ст.212 ТК РФ).
Согласно ч. 5 ст. 209 ТК РФ, безопасные условия труда — это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, а также правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда регулируется федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ О специальной оценке условий труда.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч.1, 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ О специальной оценке условий труда).
Классы (подклассы), установленные по результатам проведения специальной оценки условий труда влияют, в том числе, на уровень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым во вредном и (или) опасном производстве.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ О специальной оценке условий труда, под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.
Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности (ч.5 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ О специальной оценке условий труда).
Частью 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ О специальной оценке условий труда на работодателя возложена обязанность по организации ознакомления работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее, чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в рамках государственной экспертизы условий труда, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки: качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников (ч.3 ст.216.1 ТК РФ).
Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н утверждена Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению.
Приказом Минтруда России от 12.08.2014 N утвержден Порядок проведения государственной экспертизы условий труда (Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2014 N 34545).
В соответствии с указанным Порядком Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя обратилась Государственная инспекция труда города Севастополя для проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда в Федеральном казённом учреждении «Управление Черноморского флота» — войсковая часть №.
Департаментом труда и социальной защиты населения города Севастополя в период с 11.05.2021 по 21.06.2021 проведена Государственная экспертиза условий труда в войсковой части №№.
Государственная экспертиза условий труда проведена в соответствии со
статьей 2161 Трудового кодекса Российской Федерации с учётом Порядка проведения государственной экспертизы условий труда, утверждённого приказом Минтруда России от 12.08.2014 №н на основании представления Государственной инспекции труда города Севастополя в Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя о проведении экспертизы качества СОУТ проведённой в 2018, 2019, 2020 годах в Федеральном казённом 12 учреждении «Управление Черноморского флота» — войсковая часть № на рабочих местах: командиров отделения, пожарных и водителей автомобиля работников базы (хранения материальных и технических средств) (г. Симферополь) Пожарной команды (пожарное депо) в 2018 году (карты СОУТ № — №), начальника пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда) (г. Симферополь) – Пожарной команды в 2019 году (карта СОУТ №), командиров отделения пожарной команды, пожарных пожарной команды и водителей автомобиля пожарной команды, базы хранения материальных и технических средств (объединения, 1 разряда) г. Симферополь — Пожарной команды (пожарное депо) в 2020 году (карты СОУТ № -№).
Согласно Протоколу № заседания комиссии по специальной оценке условий труда войсковой части № от 26.11.2018 г., в соответствии с ч. 9 ст. 12 Федерального закона № 426-ФЗ О специальной оценке условий труда, п. 17 приложения № к Методике проведения СОУТ, комиссией принято решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов на рабочих местах в подразделениях пожарной охраны, на основании того, что проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни и здоровья как работников войсковой части №, так и специалистов ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения» и установлении на этих рабочих местах при работах в зонах пожара и проведении аварийно-спасательных работ 4 (опасного) класса условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений.
Согласно п. 95 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 года N ЗЗн, результаты проведения специальной оценки условий труда оформляются в виде отчета. Отчет составляется организацией, проводящей специальную оценку условий труда, подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии.
Согласно отчету о проведении СОУТ в воинской части №, утвержденному 30.11.2018 года итоговый класс (подкласс) условий труда – 2 (допустимые условия труда) установлен в отношении рабочих мест командира отделения, пожарного и водителя автомобиля указанной пожарной команды. Из отчета следует, что на указанных рабочих местах работникам гарантии и компенсации за условия труда по результатам СОУТ не установлены.
Согласно положениям ч.9 ст.12 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ О специальной оценке условий труда комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений.
Из материалов дела следует, что при вынесении оспариваемого предписания, инспектором принято во внимание то обстоятельство, что в нарушение ч. 9 ст. 12 ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ О специальной оценке условий труда, в отчете о проведении специальной оценки условий труда итоговый класс (подкласс) условий труда не соответствует установленному в Протоколе № заседания комиссии по специальной оценке условий труда войсковой части № от 26.11.2018 г.
Кроме того, частью 5 ст. 24 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 426-ФЗ, предусмотрено, что разногласия по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласие заявителей, указанных в части 2 настоящей статьи, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом требований Федерального закона от 237 июля 2010 года N 210-ФЗ Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг (ч. 4 ст. 24 ФЗ от 28.12.2013 г. N 426-ФЗ).
Порядок проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда и порядок рассмотрения разногласий по вопросам проведения такой экспертизы устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 24 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. N 426-ФЗ).
Согласно положениям п.92, 93 Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н, отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда с учетом комплексного воздействия вредных и (или) опасных факторов осуществляется на основании анализа отнесения данных факторов к тому или иному классу (подклассу) условий труда, выполняемого экспертом. Итоговый класс (подкласс) условий труда на рабочем месте устанавливают по наиболее высокому классу (подклассу) вредности и (или) опасности одного из имеющихся на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов в соответствии с приложением N 22 к настоящей Методике.
При этом в случае:
сочетанного действия 3 и более вредных и (или) опасных факторов, отнесенных к подклассу 3.1 вредных условий труда, итоговый класс (подкласс) условий труда относится к подклассу 3.2 вредных условий труда,
сочетанного действия 2 и более вредных и (или) опасных факторов, отнесенных к подклассам 3.2, 3.3, 3.4 вредных условий труда, итоговый класс (подкласс) повышается на одну степень.
Положения настоящего пункта не распространяются на параметры микроклимата и вибрацию локальную в случае, если сочетанное воздействие таких факторов производственной среды было ранее учтено в соответствии с настоящей Методикой.
Согласно представленному суду заключению о рассмотрении несогласия с заключением экспертизы качества специальной оценки условий труда от 11.01.2022 года, оснований для проведения Департаментом труда и социальной защиты населения г. Севастополя повторной экспертизы качества специальной оценки условий труда Минтрудом России не усматривается.
Таким образом, доводы административного истца, ссылающегося на результаты СОУТ, которыми установлен 2 класс условий труда для рабочей зоны повседневного нахождения и 4 класс условий труда для рабочей зоны выполнения работ на объектах пожара при фактическом тушении пожара, противоречат приведенным положениям ч.9 ст.12 ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ О специальной оценке условий труда, п.92, 93 Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н.
Возникшие между административным истцом как работодателем и его работниками пожарной команды правоотношения, являющиеся предметом оспариваемого предписания, не обладают признаками индивидуального трудового спора.
Выявленные нарушения трудового законодательства со стороны воинской части № носят очевидный характер, подтверждены проведенной Государственной экспертизы условий труда от 21.06.2021 года № Департамента труда социальной защиты населения города Севастополя, в связи с чем, государственный инспектор правомерно в соответствии с предоставленными ей полномочиями, согласно положениям ст. 356, 357 ТК РФ вынесла обязательное для исполнения работодателем предписание о возложении обязанности устранить нарушения трудового законодательства
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание Государственной инспекции труда города Севастополя от 30.06.2021 года № вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства, в пределах своих полномочий и компетенции, правомерно установлены нарушения трудового законодательства, в связи с чем, оснований для признания предписания незаконным и удовлетворения административного иска у суда не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления командира войсковой части № к Государственной инспекции труда города Севастополя, Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя, государственному инспектору Государственной инспекции труда города Севастополя Павлун Т.Н. — отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 25.01.2022 года.
Судья