Решение № 12-157/17 от 08.08.2017 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

дело 12-157/2017

РЕШЕНИЕ

г. Салехард 8 августа 2017 г.

Судья суда Ямало-Ненецкого АО Домрачев И.Г., рассмотрев дело по ст. 17.7 Кодекса РФ об АП в отношении юридического лица — муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Овгортская школа-интернат среднего общего образования» по протесту прокурора Шурышкарского района на постановление судьи Шурышкарского районного суда Ямало-Ненецкого АО от 30 июня 2017 г., которым производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об АП прекращено, в связи с отсутствием состава правонарушения,

установил:

производство по делу возбуждено постановлением прокурора от 09.06.2017, из которого следует, что по результатам проведённой в прокурорской проверки в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Овгортская школа-интернат среднего общего образования» (далее — образовательное учреждение) по факту нарушений требований Трудового законодательства РФ, Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», выразившихся в отсутствии актуальных справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении дела, при приёме на работу заместителя директора по УВР Должиковой М.И. (приказ о приеме на работу от 24.11.2015 № 66/к) и педагога дополнительного образования Элембаевой Л.Н. (приказ о приёме на работу от 14.09.2015 № 58/к). 12.05.2017 директору Овгорской школы-интернат внесено представление за исх. № 07-02-2017/995 об устранении нарушений закона (далее — представление).

По результатам рассмотрения представления 31.05.2017 в прокуратуру поступил ответ (от 31.05.2017 № 24), из которого следовало, что нарушения указанные в представлении являются необоснованными, не устранены, и устраняться не будут.

Возбуждая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса РФ об АП, прокурор указал в постановлении на то, что не устранение нарушений закона и не принятие мер по устранению выявленных нарушений закона является невыполнением законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, предусмотренных статьями 6,21,211 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре).

Прекращая производство по делу, судья исходил из следующих обстоятельств.

Положения Закона о прокуратуре, предоставляющие прокурору право вносить представления об устранении нарушений закона, обязывают должностных лиц, в чей адрес они внесены, рассматривать данные представления, однако характер принимаемых мер должны определять сами должностные и юридические лица. Несогласие прокурора с содержанием ответа, полученного по результатам рассмотрения представления, как и несогласие с действием юридического лица по решению вопросов поставленных в представлении, не может служить основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности, предусмотрено статьей 17.7 Кодекса РФ об АП.

Кроме того, из резолютивной части представления не следует, что на образовательное учреждение возложены конкретные обязанности. Такие как в установленный срок обновить сведения о судимости либо уволить работников или совершить иные действия.

В протесте прокурор Шурышкарского района Воложанин А.В. просит об отмене постановления с возвращением дела на новое рассмотрение, с приведением доводов о законности представления, которое было проигнорировано.

Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, прихожу к следующему.

Согласно понятию административного правонарушения в части 1 статьи 2.1 Кодекса РФ об АП, им признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьёй 17.7 Кодекса РФ об АП предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о прокуратуре прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является представление об устранении нарушений закона.

В силу части 1 статьи 24 Закона о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны, устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

Пунктом 4 статьи 10 Закона о прокуратуре предусмотрено, что прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

Приведённые правовые нормы в их единстве указывают на вывод о том, что ответственность по статье 17.7 Кодекса РФ об АП применительно к рассматриваемому делу наступает при доказанности факта умышленного невыполнения законных требований прокурора изложенных в представлении.

Из Устава образовательного учреждения следует, что учреждение руководствуется в своей деятельности федеральным законодательством, законодательством Ямало-Ненецкого АО, муниципальными нормативными правовыми актами, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего и среднего образования, а также настоящим Уставом (пункт 7).

Согласно статье 250 Трудового кодекса РФ особенности регулирования труда — нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила.

Главой 52 ТК РФ регламентированы особенности регулирования труда педагогических работников.

В соответствии со статьей 331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются, в том числе лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда,

имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи,

имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части.

В соответствии со статьёй 351 ТК РФ к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

Наряду с указанными в статье 76 настоящего Кодекса случаями работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.

В силу статьи 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

В этой связи граждане при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, обязаны предъявить справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.

Принимая на работу 24.11.2015 заместителя директора по УВР Должикову М.И. и 14.09.2015 педагога дополнительного образования Элембаеву Л.Н., работодатель исходил из наличия у них справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении дела, датированных соответственно 14.04.2014 и 28.04.2012.

На законодательном уровне не разрешён вопрос о сроке действия справок установленного образца о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении дела для работников в сфере образования и иных работников, на которых возлагается обязанность предоставления таких справок при приёме на работу.

Во всяком случае, дата их выдачи с учётом периода времени на получение справок из компетентного органа должна быть максимально приближена к дате предъявления работодателю.

Согласно Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденному приказом МВД России от 7 ноября 2011 г. N 1121 (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 05.12. 2011, регистрационный номер 22509, опубликован в Российской газете 11 января 2012 г., N 2) (далее- Административный регламент) по заявлениям граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства либо их уполномоченных представителей справка о наличии (отсутствии) судимости на территории Российской Федерации выдается органами внутренних дел.

Срок выдачи справки не должен превышать 30 дней с даты регистрации заявления в федеральном казенном учреждении Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — ФКУ ГИАЦ МВД России) или информационных центрах территориальных органов МВД России на региональном уровне (далее — ИЦ). При необходимости получения дополнительной информации в иных органах, организациях и учреждениях срок рассмотрения заявления может быть продлен начальником ФКУ ГИАЦ МВД России, ИЦ или должностным лицом, его замещающим, но не более чем на 30 дней, о чем уведомляется заявитель.

При готовности справки о наличии (отсутствии) судимости к выдаче, заявителю, подавшему заявление в электронной форме, в течение одного рабочего дня с использованием сети Интернет направляется соответствующее уведомление с указанием места и времени получения справки о наличии (отсутствии) судимости (пункт 79).

При невозможности личного присутствия заявителя в ФКУ ГИАЦ МВД России или ИЦ, оформленные справки о наличии (отсутствии) судимости сдаются в подразделение делопроизводства и направляются почтой в территориальный орган МВД России на районном уровне по месту жительства (месту пребывания) заявителя на территории Российской Федерации для вручения заявителю (пункт 85).

О направлении указанной справки в орган внутренних дел по месту жительства (месту пребывания) заявитель уведомляется письменно

Пунктом 88 Административного регламента предусмотрено, что не востребованная заявителем справка о наличии (отсутствии) судимости по истечении трех месяцев с даты регистрации заявления в ФКУ ГИАЦ МВД России или ИЦ списывается в дело с пометкой справка о наличии (отсутствии) судимости заявителем не востребована.

Таким образом, названным выше нормативным правовым актом, в том числе, предусмотрен предельный срок востребования справки заявителем.

В соответствии со статьёй 24.1 Кодекса РФ об АП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В рассматриваемом случае имеющиеся на Должикову М.И. и Элембаеву Л.Н. при их приёме на работу справки должны были получить оценку по критерию их актуальности с учётом того, что на время их предоставления работодателю истёк длительный период времени (свыше одного года и свыше двух лет).

Поскольку задачи производства по делам об административных правонарушениях при рассмотрении дела не выполнены, что применительно к пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, и это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, постановление подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в пределах установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса 3-хмесячного давностного срока привлечения к административной ответственности, начало которого начинает течение с 31.05.2017 — дня получения прокурором ответа на представление.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об АП,

решил:

постановление судьи Шурышкарского районного суда Ямало-Ненецкого АО от 30 июня 2017 г. по делу по ст. 17.7 Кодекса РФ об АП в отношении юридического лица — муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Овгортская школа-интернат среднего общего образования» отменить и возвратить дело на новое рассмотрение судье, протест удовлетворить.

Судья Домрачев И.Г.