Особенности регулирования труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или выступающих (далее — творческие работники), в частности особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха (в том числе перерывов технологического и (или) организационного характера, продолжительности ежедневной работы (смены), работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни), оплаты труда, в соответствии со статьей 252 настоящего Кодекса устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей и статьями 94, 96, 113, 153 и 268 настоящего Кодекса, также трудовыми договорами.
Если творческие работники в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в течение какого-либо времени не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, то указанное время не является временем простоя и оплачивается в соответствии с частями третьей и четвертой настоящей статьи.
Время, в течение которого творческие работники по инициативе работодателя либо по причинам, не зависящим от воли сторон, не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, оплачивается в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором, но не менее тарифной ставки, оклада (должностного оклада) творческого работника с доплатами и надбавками компенсационного характера, доплатами и надбавками стимулирующего характера, не связанными с участием в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или выступлением, рассчитанными пропорционально указанному времени, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, рассчитанного пропорционально указанному времени.
Время, в течение которого творческие работники по своей инициативе не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, оплачивается в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
Комментарий к Ст. 351 ТК РФ
1. Согласно положениям настоящей статьи на указанных в ней лиц распространяется трудовое законодательство с некоторыми особенностями, порядок установления которых зависит от того, о каких именно условиях труда данных работников идет речь.
2. По общему правилу особенности регулирования труда указанных лиц в области рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда устанавливаются в соответствии с положениями ст. 252 ТК РФ.
3. В случаях, если ТК предусматривает для указанных лиц особый порядок установления некоторых условий труда в области рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда (см. комментарий к ст. ст. 94, 96, 113, 153, 157 и 268 ТК РФ), особенности регулирования труда таких лиц устанавливаются также трудовыми договорами.
4. Перечень профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом РФ, утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. N 252.
Второй комментарий к Статье 351 Трудового кодекса
1. Наименование ст. 351 дополнено работниками теле- и видеосъемочных коллективов, а также таким видом работ, как экспонирование произведений.
Соответственно расширен круг творческих работников, трудовые отношения которых могут регулироваться с особенностями на основании ст. 351 ТК РФ.
2. Текст ст. 351 отражает круг работников и виды работ, упомянутые в ее наименовании, и содержит перечень вопросов, которые в отношении этих работников могут быть решены с особенностями по сравнению с общими нормами трудового права.
В перечень таких вопросов включены:
1) особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха, в том числе:
а) перерывов технологического и (или) организационного характера;
б) продолжительности ежедневной работы (смены);
в) работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни;
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
2) оплаты труда.
В связи с тем, что в ст. 351 на эти вопросы указано «в частности», приведенный в ней перечень не является исчерпывающим. Возможны и другие вопросы, решаемые в отношении творческих работников и профессиональных спортсменов иначе, чем других работников, на которых распространяются общие нормы трудового права.
3. В комментируемой статье указывается также на то, что особенности регулирования труда творческих работников и профессиональных спортсменов в соответствии со ст. 252 Кодекса устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Для правильного понимания возможностей органов, принимающих нормы об особенностях регулирования труда названных категорий работников и содержания этих норм, необходимо иметь в виду ст. 5, 6, 8, 371, 372 ТК РФ. Подробнее об этом см. 1 — 4 комментария к ст. 252.
4. В комментируемой статье также предусмотрены вопросы, по которым особенности могут быть установлены трудовыми договорами. Это:
1) продолжительность ежедневной работы (смены) (ст. 94);
2) работа в ночное время (ст. 96);
3) работа в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113);
4) оплата труда в выходные нерабочие праздничные дни (ст. 153);
5) оплата времени простоя (ст. 157);
В ст. 94, 96, 113, 153 и 157 содержится прямое упоминание о творческих работниках и профессиональных спортсменах, а ст. 268 специально посвящена этим категориям работников.
В соответствии с упомянутыми статьями указанные в них вопросы могут быть решены как в нормативном порядке (см. 3), так и в трудовом договоре, т.е. путем индивидуального регулирования (см. 5 комментария к ст. 252).
5. Рекомендация ЮНЕСКО «О положении творческих работников» от 27 октября 1980 г. под творческим работником подразумевает любое лицо, которое создает или интерпретирует произведения искусства, участвуя таким образом в их создании, которое считает свою творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, которое таким образом способствует развитию искусства и культуры и которое призвано и требует признания в качестве творческого работника независимо от того, связано оно или нет какими бы то ни было трудовыми отношениями и является оно или нет членом какой-либо ассоциации. Представляется, что Трудовой кодекс рассматривает творческих работников именно с учетом их трудовой связи с работодателем.
Упомянутая Рекомендация ЮНЕСКО предусматривает, что государства-члены должны в случае необходимости обеспечивать творческим работникам с помощью соответствующих законодательных мер свободу и право создавать профсоюзы и профессиональные организации по своему выбору, а также свободу присоединения к таким организациям, если они этого желают, и обеспечивать организациям, представляющим творческих работников, возможность участвовать в разработке политики в области культуры и занятости, включая профессиональную подготовку творческих работников, а также в определении условий труда творческих работников.
В Рекомендации ЮНЕСКО содержатся также положения об условиях занятости, труда и жизни творческих работников, их профессиональных и профсоюзных организациях.
6. Комментируемая статья посвящена творческим работникам организаций различного профиля. Труд в каждой из перечисленных категорий работников имеет особенности и регулируется трудовым законодательством с учетом этих особенностей, что отражается в соответствующих федеральных законах и иных нормативных правовых актах.
О некоторых особенностях регулирования труда работников культуры см. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (Ведомости РФ. 1992. N 46. Ст. 2615; СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3172; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 1. Ст. 10).
7. Кроме ст. 351 в ТК РФ содержатся нормы, касающиеся допустимости и порядка привлечения определенных категорий творческих работников к работе в выходные, нерабочие и праздничные дни (см. ч. 3 ст. 113), оплате их труда в эти дни (см. ч. 3 ст. 153), а также об условиях заключения трудового договора с лицами, не достигшими 14 лет, для работы в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках (см. ч. 4 ст. 63).
Например, Положение о театре в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 25 марта 1999 г. N 329, устанавливает, что:
1) отношения работников театра регулируются законодательством РФ о труде и гражданским законодательством;
2) в соответствии с законодательством РФ формы оплаты труда, материального поощрения, размеры должностных окладов работников театра, виды и размеры доплат и надбавок и других выплат стимулирующего характера устанавливаются театром самостоятельно;
3) обязательное социальное и медицинское страхование, социальное обеспечение работников театра и членов их семей осуществляется в соответствии с законодательством РФ;
4) условия труда и отдыха, дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и другие льготы для работников устанавливаются театром в порядке, определенном законодательством РФ (см. пп. 39 — 42 Положения о театре в Российской Федерации // СЗ РФ. 1999. N 13. Ст. 1615; 2002. N 52 (ч. II). Ст. 5225).
Что касается гражданского законодательства, упомянутого в Положении, то оно имеет отношение преимущественно к соглашениям работников театра с другими зрелищными организациями, студиями и т.п.
Постановлением Минтруда РФ от 3 февраля 1993 г. N 15 утвержден Порядок оплаты труда по должностям работников ведущих театров и творческих коллективов. Постановлением Минтруда РФ от 6 августа 1999 г. N 33 в него внесены дополнения и изменения (Бюллетень Минтруда РФ. 1999. N 9. С. 10; 2003. N 1. С. 5).
8. В ст. 351 ТК РФ упомянуты также профессиональные спортсмены. Их правовое положение в основном определено Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ (СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2206; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 52 (ч. I). Ст. 5271).
Этот Закон определяет понятие профессионального спортсмена и устанавливает общие положения о порядке регулирования их трудовых отношений:
1) спортсмены-профессионалы заключают контракты с профессиональными спортивными объединениями;
2) контракт о спортивной деятельности заключается на основе трудового законодательства РФ;
3) контракт представляет собой соглашение в письменной форме между спортсменом, спортсменом-профессионалом (тренером, специалистом) и руководителем физкультурно-спортивной организации, в том числе профессионального спортивного клуба и команды;
4) контракт подлежит учету в общероссийской федерации по соответствующему виду спорта, если спортсмен входит в состав сборной команды РФ;
5) контракт о спортивной деятельности должен содержать обязанности спортсмена, его права на социальное и медицинское страхование, условия заключения и расторжения такого контракта. Контракт может содержать и другие условия и обязательства;
6) физкультурно-спортивная организация обеспечивает спортсмену условия для подготовки к спортивным соревнованиям и участия в них, своевременную выплату заработной платы, выполняет иные обязательства, предусмотренные контрактом о спортивной деятельности и не противоречащие законодательству РФ (см. ст. 24, 25 Федерального закона от 29 апреля 1999 г.).
Названный Закон, кроме того, решает вопросы, связанные с переходом спортсменов в другие физкультурно-спортивные организации (см. ст. 26).
Для представительства и защиты своих прав и законных интересов спортсмены-профессионалы могут в соответствии с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» объединяться в профсоюзы (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 29 апреля 1999 г.).
Кроме ст. 351 о профессиональных спортсменах упоминается в ст. 113 и 153 ТК РФ.
При определенных условиях и в определенном порядке Кодекс допускает привлечение профессиональных спортсменов к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (см. ч. 3 ст. 113) и порядок установления оплаты их труда в эти дни (см. ч. 3 ст. 153).
О разрядах оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристиках работников сборных команд РФ по видам спорта см. Постановление Минтруда России от 4 июля 2002 г. N 48 (Бюллетень Минтруда РФ. 2002. N 7. С. 78).
9. Раздел XII ТК РФ не исчерпывает всех особенностей регулирования трудовых отношений. Многие категории работников, в условиях труда которых имеются особенности, в нем не упомянуты.
10. Так, особенности регулирования труда предусмотрены также для следующих категорий работников:
1) гражданских служащих — см. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215; 2006. N 6. Ст. 636);
2) муниципальных служащих — см. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», с последующими изменениями и дополнениями (СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 224);
3) судей — см. Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей», с последующими изменениями и дополнениями (Ведомости РФ. 1992. N 30. Ст. 1792); судей Конституционного Суда РФ — см. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», с последующими изменениями и дополнениями (СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447);
4) сотрудников органов прокуратуры — см. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции от 17 ноября 1995 г.), с последующими изменениями и дополнениями (Ведомости РФ. 1992. N 8. Ст. 366; СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472; 2004. N 35. Ст. 3607);
5) инвалидов — см. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», с последующими изменениями и дополнениями (СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563);
6) ветеранов — см. Федеральный закон от 12 января 1995 г. «О ветеранах», с последующими изменениями и дополнениями (СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 168);
7) доноров — см. Закон РФ от 9 июня 1993 г. N 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов», с последующими изменениями и дополнениями (Ведомости РФ. 1993. N 28. Ст. 1064);
8) граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и в других случаях — см., например, Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1, с изменениями от 18 июня 1992 г. N 3061-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с последующими изменениями и дополнениями (Ведомости РСФСР. 1992. N 32. Ст. 1861);
9) работников угольной промышленности — см. Федеральный закон от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», с последующими изменениями (СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3033; 2000. N 33. Ст. 3348; 2004. N 35. Ст. 3607);
10) в условиях чрезвычайного и военного положения — см. Федеральные конституционные законы от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277; 2003. N 27 (ч. I). Ст. 2697; 2005. N 10. Ст. 753) и от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении» (СЗ РФ. 2001. N 5. Ст. 375);
11) некоторых других категорий работников.