Решение № А-54/2018 от 04.05.2018 Шабалинского районного суда (Кировская область)

№а-54/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт. Ленинское 04 мая 2018 года

Шабалинский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Заболотских Е.М.,

при секретаре Таширевой Е.В.,

с участием помощника прокурора Шабалинского района Кировской области Червоткиной Л.Н.,

административного истца Огарковой Е.В.,

представителя административного ответчика администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области по доверенности Сенниковой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Огарковой Е.В. к администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области об оспаривании пункта 2 Постановления администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области от 01.12.2017 № 540 «Об организации универсальной ярмарки по предоставлению товаров, выполнение работ, оказания услуг» и действия органа местного самоуправления администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области в части принятия решения о проведении ярмарки выходного дня в пятницу, изменения графика проведения универсальной ярмарки,

У С Т А Н О В И Л:

Огаркова Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области об оспаривании постановления от 01.12.2017 г. № 540 и действия органа местного самоуправления -администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области в части принятия решения о проведении ярмарки выходного дня в пятницу, указывая, что данное постановление противоречит действующему законодательству и принято с превышением полномочий в части установления проведения ярмарки выходного дня в пгт. Ленинское по пятницам, а именно противоречит действующему Порядку организации ярмарок, утвержденному Постановлением Правительства Кировской области от 06.06.2011 № 107/238, т.к. п.1.3 Порядка установлено, что одним из типов являются ярмарки выходного дня — ярмарки, организуемые в целях дополнительного обеспечения населения теми или иными товарами в выходные дни. Статьей 111 Трудового кодекса РФ и правовой позицией, изложенной в части 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 г. № 99 «О процессуальных сроках» установлено, что к нерабочим дням относятся выходные и нерабочие праздничные дни. Выходными днями являются суббота и воскресенье, перечень нерабочих праздничных дней устанавливается трудовым законодательством РФ. О нарушении своих прав и законных интересов истец узнала в январе 2018 года. Обжалуемое постановление не опубликовано на официальном сайте Ленинского городского поселения, не предоставлено ей и в администрации, несмотря на ее просьбу. Считает, что ни одним из действующих федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, законов Кировской области не предусмотрено право муниципалитета на издание акта о проведении ярмарки выходного дня в предвыходной день. Данное постановление произвольно трактует действующее законодательство, нарушает ее права, в частности гарантированные ст. 8 Конституции РФ. В связи с тем, что пятница не является выходным днем в организациях пгт. Ленинское и Шабалинского района (органах государственной власти и местного самоуправления, медицинских, культурных, образовательных учреждениях, торговых и иных), то организация ярмарки в этот день не может удовлетворять ее интересам и интересам граждан, т.к. посещение ярмарки в рабочее время является дисциплинарным проступком, а также препятствует ее законным правам и интересам на посещение ярмарки, т.к. ярмарка выходного дня проводится с 08.00 до 15.00, т.е. в рабочее время в рабочий день. Ограничено ее право на доступность товаров, что является гарантированным ей действующим законодательством правом. Проведение ярмарки в предвыходной день ограничивает ее права как автовладельца на свободный проезд к Дому культуры и библиотеке, спортивной площадке. В программе комплексного развития транспортной инфраструктуры Ленинского городского поселения, утвержденной решением Ленинской городской Думы 22.11.2016 № 37/340 содержится перечень автомобильных дорог поселения, в том числе под № 128 улично-дорожная сеть пл. Ленина, площадью 6800 кв.м., покрытие — асфальт, категория IV. Данные сведения содержатся и в нормативно-правовом акте администрации поселения об утверждении Перечня автомобильных дорог поселения. Таким образом, по площади Ленина движение должно регулироваться Правилами дорожного движения и другими актами. Статьей 30 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» № 257-ФЗ определены случаи временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам. При принятии решения о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам органом местного самоуправления должны приниматься меры по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов, владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничений или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом. В Кировской области данные правоотношения урегулированы Постановлением правительства Кировской области от 28.03.2012 г. № 145/164. При организации ярмарки фактически осуществляется ограничение движения по автомобильной дороге местного значения, однако требования вышеуказанного Закона и Постановления не соблюдены. В соответствии с п.2.2 части 2 Постановления правительства Кировской области от 06.06.2011 № 107/238 решение о проведении ярмарки принимается правовым актом Правительства Кировской области или органа местного самоуправления Кировской области, таким образом указанным постановлением не установлено, что обжалуемый акт является нормативным правовым актом. Административный иск подан в соответствии с главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ с целью обжалования действия администрации по изданию ненормативного правового акта. Просит признать незаконным постановление администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области от 01.12.2017 г. № 540 и действия органа местного самоуправления — администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области по изданию ненормативного правового акта, определившего пятницу, как день проведении ярмарки выходного дня.

Административный истец Огаркова Е.В. в судебном заседании 24.04.2018 уточнила свои исковые требования, указала, что обжалуемое постановление опубликовано в информационном бюллетене от 01.12.2017 года, о чем она узнала в отзыве административного ответчика, хотя ранее ей было отказано в ознакомлении с данным правовым актом. Информационные бюллетени не находятся в открытом доступе, не пронумерованы и не прошнурованы, что не позволяет установить время его формирования. П.2 Постановления от 01.12.2017 № 540 определено место проведения универсальной ярмарки пл. Ленина. В соответствии с п.1.4 Порядка организации ярмарок на территории Кировской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них, утвержденного Постановлением Правительства Кировской области от 06.06.2011 № 107/238 ярмарки проводятся на специально отведенной органом исполнительной власти или органом местного самоуправления Кировской области территории, либо принадлежащей организатору ярмарки на праве владения, пользования и распоряжения в соответствии с действующим законодательством. Правовой статус площади Ленина, как специально отведенной территории, администрацией не установлен и относится к земельному участку, собственность на который не разграничена. Предоставление земельного участка для проведения ярмарки не относится к исключению из общего правила предоставления земельных участков (по торгам). Указание места проведения ярмарки в Постановлении № 540 от 01.12.2017 не определяет правовой статус земельного участка, а только определяет место проведения ярмарки для конкретного заявителя, а именно ООО «УК «Дом Сервис». Земельный участок с кадастровым номером 43:37:310113:442 предоставлен ШМКУК «Районный дом культуры» и имеет соответствующее разрешенное использование. Просит признать незаконным п.2 Постановления администрации Ленинского городского поселения от 01.12.2017 № 540 и действия органа местного самоуправления администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области в части принятия решения о проведении ярмарки выходного дня в пятницу, за исключением случаев, когда пятница является выходным (праздничным) днем, изменить график проведения универсальной ярмарки на 2018 год, являющейся приложением к Постановлению администрации Ленинского городского поселения от 01.12.2017 № 540 в части проведения ярмарки выходного дня в пятницу, за исключением случаев, когда пятница является выходным (праздничным) днем, взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Административный истец Огаркова Е.В. в судебном заседании 04.05.2018 не участвовала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области Сенникова И.В. по доверенности в судебном заседании с иском не согласилась, просила отказать в удовлетворении требований в полном объеме, указав, что 20.11.2017 г. ООО «УК «Дом Сервис» подало заявку в администрацию Ленинского городского поселения о проведении универсальных ярмарок на территории пгт. Ленинское Шабалинского района Кировской области. 01.12.2017 г. администрацией поселения вынесено постановление № 540, которое опубликовано в Информационном бюллетене № 108/17 от 01.12.2017 и с этого момента вступило в законную силу. Установленным местом проведения ярмарки является пгт. Ленинское пл. Ленина с рекомендуемым режимом работы еженедельно по пятницам и воскресеньям с 07 часов 00 минут до 15 часов 00 минут, что не противоречит ст. 11 ФЗ от 23.12.2010 № 369-ФЗ и «Стратегии развития торговли в РФ на 2015-2016 годы и период до 2020 года», утвержденной приказом Минпромторга от 25.12.2014 № 2733.

Исследовав письменные материалы дела, заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для удовлетворения завяленных административным истцом требований не имеется, суд приходит к следующим выводам.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Согласно ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (часть 1).

Пунктом 7 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства РФ решение суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Статьей 47 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации предусмотрено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Пунктом 3 статьи 7 Устава муниципального образования «Ленинское городское поселение Шабалинского района Кировской области», определено, что муниципальные правовые акты поселения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования либо обнародования. Официальным опубликованием считается первая публикация его полного текста в официальном издании поселения, утвержденном Ленинской городской Думой. Официальным обнародованием муниципального правового акта считается первое вывешивание его полного текста для всеобщего ознакомления на информационных стендах, досках, в общедоступных местах по адресам, определяемым решением Ленинской городской Думы. Муниципальный правовой акт направляется для официального опубликования либо обнародования главой поселения в течение 5 дней со дня подписания акта.

В соответствии с ч. 6 ст. 43 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 7 Устава муниципального образования «Ленинское городское поселение Шабалинского района Кировской области» постановления и распоряжения главы администрации поселения входят в систему муниципальных правовых актов поселения.

В силу правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 17 Постановления Пленума от 29 ноября 2007 г. № 48 О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, при рассмотрении дела по существу надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы, форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты, предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспаривания акта.

К существенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт, относится, в частности наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункт 9 вышеуказанного Постановления Пленума).

Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке (абзац пятый пункта 21 названного Постановления Пленума).

Судом установлено, что положения оспариваемого п. 2 Постановления администрации Ленинского городского поселения от 01.12.2017 г. № 540 содержат правила, рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, является нормативным правовым актам, подлежащим обязательному опубликованию. Данное постановление опубликовано в Информационном бюллетене Ленинской городской Думы и администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области № 108/17 от 01.12.2017 года.

Суд полагает несостоятельными доводы заявителя, что оспариваемое постановление не являются нормативным правовым актом.

Под неопределенным кругом лиц понимаются лица, которые не могут быть заранее определены в качестве конкретных участников отношений, урегулированных нормативным правовым актом. Неопределенность круга лиц означает отсутствие в нормативном правовом акте указаний на конкретное лицо или лиц, общественные отношения, с участием которых этот акт регулирует.

В данном случае не указаны конкретные лица, на которых распространяется действие этого постановления, в связи с чем, следует признать, что оно действует в отношении неопределенного круга лиц, документ официально опубликован, поэтому является нормативным правовым актом.

В соответствии с ч.2 и ч.3 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Постановление администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области от 01.12.2017 № 540 «Об организации универсальной ярмарки по предоставлению товаров, выполнение работ, оказания услуг» принято уполномоченным должностным лицом, форма и вид муниципального правового акта соблюдены, отсутствуют нарушения в процедуре принятия оспариваемого нормативного правового акта, порядке введения его в действие и вступлении в силу.

Судом установлено, что 20.11.2017 года ООО «УК «Дом Сервис» обратилось с заявлением в администрацию Ленинского городского поселения о выдаче разрешения на право организации розничной ярмарки.

01.12.2017 года администрацией Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области вынесено постановление № 540 «Об организации универсальной ярмарки по предоставлению товаров, выполнение работ, оказания услуг».

Заявителем обжалуются положения п.2 данного постановления, согласно которым место проведения универсальной ярмарки установлено: пгт. Ленинское пл. Ленина с рекомендуемым режимом работы еженедельно по пятницам и воскресеньям с 07:00 до 15:00 часов, что, по мнению административного истца, нарушает его права как гражданина.

Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации.

Требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них определены в статье 11 названного Федерального закона, согласно которой ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее — организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются.

Организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продаже товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке (часть 1).

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации и Законом Кировской области от 23.07.2010 № 544-ЗО О разграничении полномочий органов государственной власти Кировской области в сфере регулирования торговой деятельности на территории Кировской области постановлением Правительства Кировской области от 06.06.2011 г. N 107/238 утвержден Порядок организации ярмарок на территории Кировской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них (далее — Порядок).

По п.1.3. Порядка в зависимости от времени проведения ярмарки подразделяются на следующие виды: сезонные — ярмарки, организуемые в целях продажи сезонного вида товаров, выполнения сезонных работ, оказания сезонных услуг. Проведение их приурочено к определенным временам года, сезонам, праздничные — ярмарки, проведение которых приурочено к праздничным дням, ярмарки выходного дня — ярмарки, организуемые в целях дополнительного обеспечения населения теми или иными товарами в выходные дни. Ярмарки могут носить разовый или периодичный (в том числе ярмарки выходного дня) характер.

По п.1.4 Порядка ярмарки проводятся на специально отведенной органом исполнительной власти Кировской области или органом местного самоуправления Кировской области территории либо на территории, принадлежащей организатору ярмарки на праве владения, пользования и распоряжения в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с п. 1.3. Письма Минпромторга России от 03.03.2015 № ЕВ-3949/08 О дальнейших мерах по развитию ярмарочной торговли (вместе с Методическими рекомендациями по организации ярмарочной торговли в Российской Федерации в зависимости от периодичности проведения ярмарки подразделяются на регулярные ярмарки и разовые. К регулярным ярмаркам относятся: ярмарки выходного дня, иные еженедельные ярмарки, сезонные и прочие ярмарки с установленной периодичностью, а также постоянно действующие ярмарки. Еженедельная ярмарка, в том числе ярмарка выходного дня — ярмарка, проводимая еженедельно, например, по пятницам — воскресеньям, либо иному графику.

По п.3 Постановления от 01.12.2017 г. № 540 определен вид ярмарки: ярмарка выходного дня.

Выходные дни — это еженедельный непрерывный отдых продолжительностью не менее 42 часов (ст. 110 Трудового кодекса РФ).

В статье 111 Трудового кодекса РФ определен порядок реализации права граждан на еженедельный отдых. Два выходных дня в неделю предоставляются работникам при пятидневной рабочей неделе, один выходной день — при шестидневной рабочей неделе. Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации. Как правило, оба выходных дня предоставляются подряд. У работодателей, приостановка работы у которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников согласно правилам внутреннего трудового распорядка.

Таким образом, при пятидневной рабочей неделе у отдельных работодателей может быть потребность установить второй выходной день в другие дни недели помимо субботы.

Судом установлено, что ряд организаций и учреждений, расположенных на территории Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области имеют скользящие разные графики работы, так ряд магазинов, аптека, Шабалинское РайПО, ОП «Шабалинское» в субботу и воскресенье работают, в отделении почтовой связи пгт. Ленинское, библиотеках, аптеке № 21 — суббота является рабочим днем, районный дом культуры в субботу и воскресенье осуществляет работу по скользящему графику в соответствии с планом проведения культурно-массовых мероприятий.

В судебном заседании установлено, что заявитель с 05.02.2018 года является индивидуальным предпринимателем, в пятницу она работает с 09-00 до 14-00 часов, с 12-00 до 13-00 часов — обеденный перерыв, выходные дни – суббота, воскресенье. Нарушение своих прав усматривает в том, что в 7-00 товар на рынке еще не разложен, а в 14-00 часть товара уже продана.

Суд не находит, что положениями оспариваемого п.2 Постановления от 01.12.2017 г. № 540 нарушаются права административного истца по приведенным им доводам, поскольку режим работы ярмарки включает в себя не только один день проведения ярмарки — пятницу, но и воскресенье, что не ограничивает право истца на посещение ярмарки.

Администрация Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области устанавливая дни проведения универсальной ярмарки в пятницу и воскресенье, руководствовалась как интересами местных товаропроизводителей, так и местных жителей Шабалинского района Кировской области.

Так, из поступивших на имя главы администрации Ленинского городского поселения писем от глав Высокораменского сельского поселения Шабалинского района Кировской области, Черновского сельского поселения Шабалинского района Кировской области, Новотроицкого сельского поселения Шабалинского района Кировской области следует, что проведение ярмарки в пятничные дни наиболее целесообразно, так как по пятницам осуществляется перевозка пассажиров автобусным сообщением из указанных сельских поселений в административный центр Шабалинского района Кировской области – пгт. Ленинское. Автобусами пользуются, в основном, социально неблагополучные слои населения (пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи и матери-одиночки). По субботам и воскресеньям автобусное сообщение на данных маршрутах отсутствует. Кроме того, целесообразность проведения ярмарки в пятницу подтверждается тем, что помимо посещения ярмарки у граждан имеется возможность посетить социально значимые учреждения на территории пгт. Ленинское, работающие в пятницу, такие как поликлиника Шабалинской ЦРБ, отделение Сбербанка, районная администрация, районная прокуратура, центр социальной защиты населения и др.

Ссылка административного истца на ответ первого заместителя председателя Правительства Кировской области Чурина А.А. от 12.04.2018 г. некоему лицу, согласно которому, давая толкование п. 1.3 Порядка организации ярмарок на территории Кировской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) первый заместитель председателя областного Правительства, полагает, что ярмарка, организованная в пятницу, не является ярмаркой выходного дня, за исключением случаев, когда пятница является выходным (праздничным) днем, судом отклоняется в связи со следующим. В случаях издания нормативного правового акта, как правило, в самом акте указывается, кто имеет право толковать данный акт. В п. 4 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Кировской области от 06.06.2011 г. № 107/238, указано, что контроль за выполнением данного Постановления возложен на министра развития предпринимательства, торговли и внешних связей Кировской области, а орган или должностное лицо, уполномоченное осуществлять официальное толкование по применению данного акта, Губернатором Кировской области не определены. Первый заместитель председателя Правительства Кировской области Чурин А.А. не уполномочен давать официальное толкование положений Порядка организации ярмарок на территории Кировской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), следовательно, в ответе на обращение им выражено личное мнение относительно того, что пятница не является выходным днем, в который нельзя проводить ярмарку.

Ссылка административного истца на нарушение пунктом 2 оспариваемого акта части 2 статьи 30 Федерального закона от 8 ноября 2009 года № 257-ФЗ Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и Постановления Правительства Кировской области от 28.03.2012 г. № 145/164 Об утверждении Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального, местного значения является необоснованной, поскольку выделенная для осуществления торговли площадь не относится к автомобильным дорогам.

Доводы заявителя в части, что место проведения ярмарки ограничивает ее права как водителя в пятницу, суд также находит несостоятельными, поскольку доказательств того, что административный истец претерпевал какие-либо ограничения в реализации своих прав применением оспоренных в порядке административного судопроизводства норм, суду представлено не было, основанные на данном правовом акте действия (бездействие) или решения должностных лиц в связи с нарушением каких-либо прав заявителя не обжаловались.

Согласно дислокации дорожных знаков, схеме расположения торговых мест на ярмарке, площадь Ленина в пгт. Ленинское располагается перпендикулярно к автомобильной дороге по ул. Советская пгт. Ленинское, расположение торговых мест предусматривает подъезд к жилым домам, общественным зданиям, в том числе и к библиотеке.

Из исследованного судом обращения жителей пгт. Ленинское Шабалинского района Кировской области, проживающих в непосредственной близости к месту проведения ярмарки, следует, что проведение ярмарки не создает помех для движения личного и служебного транспорта к их домам.

Как пояснила в судебном заседании административный истец, пройти 150 метров пешком до Дома культуры не является для нее затруднительным. Поэтому доказательств, объективно подтверждающих нарушение оспариваемым пунктом Постановления от 01.12.2017 г. № 540 прав заявителя как автовладельца, суду не представлено.

Доводы, что указание места проведения ярмарки не определяет правовой статус земельного участка, не выделено на аукционе, суд также находит несостоятельными, поскольку в соответствии с Соглашением, заключенным 23.11.2017 между ШМКУК «Районный дом культуры» и муниципальным образованием Ленинское городское поселение, земельный участок, находящийся на праве постоянного бессрочного пользования ШМКУК «Районный дом культуры», общей площадью 2450 квадратных метров, расположенный со стороны ул. Советская, у лицевой стороны дома № 11, площадь Ленина пгт. Ленинское Шабалинского района Кировской области, кадастровый номер №, передается в безвозмездное пользование муниципальному образованию Ленинское городское поселение для проведения ярмарки выходного дня на срок до 31.12.2018.

Организация ярмарки носит нестационарный характер, что допускает ее перемещение на новые места, следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает баланс ни чьих интересов в целом.

Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 года № 65 О свободе торговли в пункте 4 установлено, что предприятия и граждане осуществляют торговлю (в том числе с рук, лотков и автомашин) в местах, отведенных органами исполнительной власти, за исключением проезжей части улиц.

Из представленного административным ответчиком акта фотографирования от 20.04.2018 видно, что торговля на ярмарке осуществляется не на проезжей части улиц пгт. Ленинское.

Согласно Письму Минпромторга России от 03.03.2015 N ЕВ-3949/08 О дальнейших мерах по развитию ярмарочной торговли (вместе с Методическими рекомендациями по организации ярмарочной торговли в Российской Федерации) для проведения ярмарки не требуется выделения земельного участка и оформления земельно-правовых отношений, так как ярмарка может быть организована на любой подходящей площадке, в первую очередь на территориях общего пользования — площадях, улицах, скверах, бульварах, парках и т.д.

При наличии прав на земельный участок (собственность, аренда и др.) и соответствующей категории и разрешенного использования земельного участка (не исключающих осуществление торговли) организаторы ярмарок организовывают их с согласия правообладателя земельного участка в установленном порядке. То обстоятельство, что ООО «УК «Дом Сервис» является организатором ярмарки, в данном случае правового значения не имеет.

Допрошенный в качестве свидетеля ФИО8 суду показал, что работает директором ООО «УК «Дом Сервис», возглавляемое им Общество с марта 2014 года по настоящее время является организатором универсальной ярмарки в пгт. Ленинское за исключением периода с марта 2017 года по ноябрь 2017 года. Впервые разрешение на организацию универсальной ярмарки Общество получило 12.02.2014 года за подписью Огарковой Е.В., которая в тот период была главой Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области. Ярмарка проводилась и сейчас проводится еженедельно по пятницам и воскресеньям с 7-00 до 15-00 часов. Ассортимент на ярмарке представлен продуктами питания, одеждой, обувью, товарами повседневного спроса. Жители пгт. Ленинское, в дни, когда ярмарки нет, могут приобрести товары в магазинах, сложнее жителям сельских населенных пунктов Шабалинского района, так как транспортное сообщение в районе не очень активное, людям удобно приезжать в районный центр в пятницу.

Свидетель также пояснил, что от Огарковой Е.В. за весь период, когда возглавляемое им Общество было организатором ярмарки, не поступали обращения по вопросам несогласия с проведением ярмарки в пятничный день, а также по нарушению ее прав по проезду через пл. Ленина в пгт. Ленинское.

При таких обстоятельствах оспариваемый п.2 Постановления администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области от 01.12.2017 № 540 «Об организации универсальной ярмарки по предоставлению товаров, выполнение работ, оказания услуг» вынесен в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи, поскольку организация ярмарок и режим работы ярмарки, осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ, на территории которых такие ярмарки организуются с учетом общих требований, установленных Федеральным законом, поэтому у суда отсутствуют правовые основания для признания его незаконным и нарушающим права заявителя.

С учетом изложенного, поскольку Огарковой Е.В. в удовлетворении требований о признании незаконным п.2 Постановления администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области от 01.12.2017 г. № 540 отказано, то не подлежат удовлетворению и заявленные требования о признании незаконным действия администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области в части принятия решения о проведении ярмарки выходного дня в пятницу, за исключением случаев, когда пятница является выходным (праздничным) днем, изменения графика проведения универсальной ярмарки на 2018 год, являющейся приложением к оспариваемому Постановлению в части проведения ярмарки выходного дня в пятницу, за исключением случаев, когда пятница является выходным (праздничным) днем, и о взыскании судебных расходов.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Огарковой Е.В. в удовлетворении административного иска о признании незаконным пункта 2 Постановления администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области от 01.12.2017 № 540 «Об организации универсальной ярмарки по предоставлению товаров, выполнение работ, оказания услуг» и действия органа местного самоуправления администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области в части принятия решения о проведении ярмарки выходного дня в пятницу, за исключением случаев, когда пятница является выходным (праздничным) днем, изменения графика проведения универсальной ярмарки на 2018 год, являющейся приложением к Постановлению администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области от 01.12.2017 № 540 «Об организации универсальной ярмарки по предоставлению товаров, выполнение работ, оказания услуг» в части проведения ярмарки выходного дня в пятницу, за исключением случаев, когда пятница является выходным (праздничным) днем, и во взыскании судебных расходов.

Опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Ленинской городской Думы и администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области – «Информационный бюллетень».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд путем подачи жалобы через Шабалинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.М. Заболотских

Мотивированное решение изготовлено «8» мая 2018 г.