Решение № 3А-25/2021 от 17.05.2021 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-25/2021

42OS0000-01-2020-000446-31

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего судьи Киклевич С.В.,

при секретаре Злобиной П.С.,

с участием прокурора Канаплицкой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

«17» мая 2021 года

административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Сибирская тепловая компания» о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2019 года № 892 «Об установлении ООО «СТК» долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, реализуемой ОАО «Северо-Кузбасской энергетической компании» на потребительском рынке г. Березовский, на 2020 год»,

УСТАНОВИЛ:

31 декабря 2019 года Региональной энергетической комиссией Кемеровской области (далее также РЭК, Комиссия) принято постановление № 119 «Об установлении ООО «СТК» долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, реализуемой ОАО «Северо-Кузбасской энергетической компании» на потребительском рынке г. Березовский, на 2020 год» (том 1 л.д. 235 — 236).

Приложением к постановлению установлен одноставочный тариф на услуги по передаче тепловой энергии, реализуемой ООО «СТК» на потребительском рынке г. Березовский на 2020 год:

для потребителей, подключенных к тепловой сети без дополнительного преобразования на тепловых пунктах, эксплуатируемой теплоснабжающей организацией, в размере 801, 55 руб./Гкал,

для потребителей, подключенных к тепловой сети после тепловых пунктов (на тепловых пунктах), эксплуатируемых теплоснабжающей организацией, в размере 69,32 руб./Гкал,

31 декабря 2019 года постановление опубликовано в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» (www.recko.ru) (том 1 л.д. 237).

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим с даты принятия вышеуказанное постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса по причине не соответствия его положениям законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Требование обосновывает тем, что Комиссией не были учтены все заявленные расходы, необоснованно не включены экономически обоснованные расходы, неправильно определен размер операционных расходов и исчисление прибыли, что привело к установлению тарифов на уровне ниже экономически обоснованных затрат.

Указывает, что при расчете необходимой валовой выручки регулирующим органом неправомерно снижены затраты Общества на приобретение электроэнергии до суммы в 16,46 тыс. руб., в части операционных расходов исключены затраты на приобретение ГСМ на транспорт для осуществления текущей деятельности, снижены запланированные расходы на приобретение мебели для организации рабочих мест сотрудников, определенные исходя из их нормативной численности, отказано во включении затрат на материалы и оборудование на ремонт хозяйственным способом, снижены затраты на приобретение моющих средств и хозяйственной тары, расходы на услуги связи, на охрану труда, аренду транспортных средств и нежилого помещения, канцелярские товары, прочие расходы (почтово-телеграфные расходы, приобретение программного обеспечения), фонд оплаты труда определен в ином размере, в части неподконтрольных расходов снижена сумма затрат на отчисления на социальные нужды, на аренду имущества производственных объектов.

Представитель административного истца Бабанов Д.С., действующий на основании доверенности от 01.03.2021, предоставивший диплом о высшем юридическом образовании, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представители Региональной энергетической комиссии Кузбасса (ранее Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области) Шипачева Е.Б., действующая на основании доверенности № 1 от 09.01.2020, Толкачева О.И., действующая на основании доверенности № 5 от 31.03.2021, предоставившие дипломы о высшем юридическом образовании, в судебном заседании возражали против требований административного истца, предоставили письменные возражения (том 1 л.д. 174 – 179, том 4 л.д. 56 — 76).

Заинтересованное лицо конкурсный управляющий ООО «СТК» Сбитнев С.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражения в письменном виде приобщены к материалам дела (том 3 л.д. 218).

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы тарифного дела, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах Прокуратуры Кемеровской области Канаплицкой О.А., полагавшей требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с подп. 55 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отношения в сфере теплоснабжения урегулированы Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пунктом 6 части 1 статьи 4 которого к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения отнесено утверждение основ ценообразования в сфере теплоснабжения, правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Частью 1 и пунктом 1 части 2 статьи 5 указанного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление тарифов в сфере теплоснабжения.

Согласно пункту 3.6 Положения о региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06 сентября 2013 года № 371 (утратило силу в связи с принятием Правительством Кемеровской области — Кузбасса Постановления от 19.03.2020 № 142 «О Региональной энергетической комиссии Кузбасса»), Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области устанавливает тарифы на тепловую энергию.

Аналогичные положения относительно полномочий Региональной энергетической комиссии Кузбасса содержатся в пункте 3.17 Положения о Региональной энергетической комиссии Кузбасса, утружденном постановлением Правительства Кемеровской области — Кузбасса от 19.03.2020 № 142.

Таким образом, оспариваемое постановление принято Региональной энергетической комиссией Кемеровской области в пределах предоставленных полномочий.

Проверив форму и вид, в которых РЭК вправе принимать свои нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения его в действие, в том числе порядок опубликования, суд каких-либо нарушений в данной части не установил.

В соответствии с частью 1 статьи 3, частью 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в том числе, соблюдение экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала, обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

Одним из методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является метод экономически обоснованных расходов (затрат) (пункт 1 часть 1 статьи 9).

Порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 (далее — Основы ценообразования № 1075 и Правила регулирования № 1075).

Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (пункт 19 Основ ценообразования № 1075).

Из положений пунктов 15, 16, 28 Правил регулирования № 1075 следует, что установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных.

Во исполнение Федерального закона «О теплоснабжении», постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Приказом ФСТ России от 07.06.2013 № 163 утвержден Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее — Регламент), согласно пункту 2 которого открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется органами регулирования, в том числе, по предложению регулируемой организации.

Судом установлено, что ООО «СТК» оказывает услуги по передаче и транспортировке тепловой энергии в г. Березовский на основании договора аренды тепловых сетей и ПНС от 01 октября 2019 года № 02-ТС, заключенного с ИП ФИО7 (том 1 л.д. 37 – 44).

18.11.2019 ООО «СТК» обратилось в региональную энергетическую комиссию Кемеровской области с заявлением об установлении тарифов на услуги по транспортировке тепловой энергии на потребительский рынок г. Березовский на 2020 год, предоставив при этом обосновывающие документы и расчеты (том 2 л.д. 24 – 102, 103 – 250, том 3 л.д. 1 – 200, материалы тарифного дела).

Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области открыла дело об установлении тарифов и рассмотрела вопрос об установлении ООО «СТК» долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, реализуемой ОАО «Северо-Кузбасской энергетической компании» на потребительском рынке г. Березовский, на 2020 год.

По итогам проведенного анализа документов 31 декабря 2019 года принято постановление № 892 «Об установлении ООО «СТК» долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на услуги по передаче тепловой энергией, реализуемой ОАО «Северо-Кузбасской энергетической компании» на потребительском рынке г. Березовский, на 2020 год».

Обратившись в суд и утверждая о недействительности нормативного правового акта, административный истец указывает на то, что необходимая валовая выручка необоснованно занижена и это повлекло установление тарифов в экономически необоснованном размере.

В силу пункта 22 Основ ценообразования № 1075, тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.

Необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования № 1075).

Согласно пункту 11 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее Методические указания № 760-э), необходимая валовая выручка регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому регулируемому виду деятельности.

Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов (пункт 33 Правил регулирования № 1075).

В соответствии с положениями пунктов 28, 29 Правил регулирования № 1075, пунктов 15, 16 Регламента орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов), которое должно содержать, в том числе, общие мотивированные выводы и рекомендации, анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат, анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций, сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

Из экспертного заключения РЭК Кемеровской области, подготовленного по материалам, представленным ООО «СТК» для определения величины необходимой валовой выручки и уровня тарифов на тепловую энергию на 2020 год (том 1 л.д. 239 – 250, том 2 л.д. 1 — 15), следует, что расчет осуществлялся регулятором методом экономически обоснованных расходов (затрат), поскольку предприятие впервые обратилось за установлением тарифа на передачу тепловой энергии.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Как то закреплено в пункте 32 Основ ценообразования № 1075 при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 настоящего документа.

Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов: 1) топливо, 2) прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель, 3) оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, 4) сырье и материалы, 5) ремонт основных средств, 6) оплата труда и отчисления на социальные нужды, 7) амортизация основных средств и нематериальных активов, 8) прочие расходы в соответствии с пунктом 44 данного документа (пункт 33 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.

Расходы на приобретение энергетических ресурсов (за исключением топлива), холодной воды и теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования рассчитываются по формуле, предусмотренной пунктом 27 Методических указаний № 760-э как произведение объема потребления определенного энергетического ресурса, холодной воды, теплоносителя на плановую (расчетную) стоимость покупки единицы такого энергетического ресурса, холодной воды, теплоносителя в соответствующем расчетном периоде регулирования. При этом объемы потребления определяются с учетом фактических значений такого объема потребления соответствующего энергетического ресурса, холодной воды, теплоносителя в предыдущие расчетные периоды регулирования.

Обществом для включения в НВВ на 2020 год заявлены расходы на электрическую энергию исходя из объема потребления 313 409 кВт/ч и тарифа на покупку ресурса – 5,731 руб./кВт, что составило 1 796, 15 тыс. руб. (том 3 л.д. 27, том 2 л.д. 104 — 106, в материалах тарифного дела на листах 174, 1 — 3).

Органом регулирования указанные расходы приняты в размере 16, 46 тыс. руб. (том 1 л.д. 244 – 245). Плановый объем электрической энергии определен органом регулирования в размере 3 605 кВт/ч, исходя из представленного Обществом договора электроснабжения от 01.08.2019 года, заключенного между ИП ФИО7 (собственник тепловых сетей и ПНС) и ООО «Энергосбытовая компания Кузбасса», содержащего объем электроэнергии, потребляемой насосами ПНС, переданной в аренду Обществу (в материалах тарифного дела на листах 155 – 171 (договор № 400 с), в настоящем деле в томе 3 л.д. 8 – 25). Цена на электрическую энергию в размере 4,565 руб. кВт/ч, примененная экспертами при расчете указанных затрат, принята согласно фактическим данным из представленной Обществом счет-фактуры на оплату электроэнергии, выставленной в сентябре 2019 года (в материалах тарифного дела на листе 173, в настоящем деле в томе 3 л.д. 26).

Согласно пояснениям представителей административного ответчика, корректируя предложенные Обществом расходы в сторону уменьшения, орган регулирования исходил из того, что таковые не подтверждены как в части заявленного объема потребляемой энергии, так и в части цены на потребляемый ресурс.

Суд полагает выводы экспертов в данной части обоснованными. Материалы тарифного дела не содержат иного документального подтверждения данной статьи затрат, в том числе, иные договоры электроснабжения, платежные документы, технические паспорта котлов, позволяющие установить мощность перечисленного в расчете оборудования, и используемый тариф, в целях установления обоснованности заявленного объема потребления энергетического ресурса и его стоимости.

Отсутствие указанных документов в данном случае не позволяло органу регулирования определить расходы иным, в том числе, расчетным способом.

Доводы административного истца о предоставлении для тарифного регулирования договора электроснабжения № 401с, заключенного 01.08.2019 между ООО «СТК» и ООО «Энергосбытовая компания Кузбасса» не нашли своего подтверждения, материалы тарифного дела, обозренные в судебном заседании, содержат исчерпывающий перечень представленных Обществом регулятору документов, где указанному в описи за номером 20 договору электроснабжения от 01.08.2019 (номер листа 155, количество листов 19) в материалах соответствует договор электроснабжения № 400с от 01.08.2019 года, заключенный между ИП ФИО7 и ООО «Энергосбытовая компания Кузбасса» (листы 155 — 171 тарифного дела). Также следует отметить, что документы для установления тарифа, поданы Обществом в прошитом, пронумерованном и скрепленном печатью виде.

Из анализа положений пунктов 16 и 17 Правил регулирования тарифов в сфере теплоснабжения следует, что при установлении (корректировке) тарифов регулируемая организация должна представить в регулируемый орган все необходимые документы, предусмотренные этими пунктами, в числе которых прямо не предусмотренные Правилами, однако имеющие, по мнению организации, существенное значение для рассмотрения дела об установлении цен (тарифов).

Одновременно с этим Правилами регулирования не предусмотрена обязанность регулирующего органа в любом случае запрашивать дополнительные материалы. Пунктом 20 Правил установлено, что запрос дополнительных материалов осуществляется регулирующим органом в случае такой необходимости.

Таким образом, риск установления заниженного тарифа несет и сама регулируемая организация, ответственность органа регулирования не может быть абсолютной и рассматриваться отдельно от действий (бездействия) регулируемой организации по обоснованию величины регулируемых тарифов.

В рассматриваемом случае, что усматривается из материалов административного дела и тарифного дела, Обществом обоснованность требуемого уровня расходов на приобретение электрической энергии не была должным образом подтверждена, договор электроснабжения № 401с, заключенный 01.08.2019 между ООО «СТК» и ООО «Энергосбытовая компания Кузбасса», для расчета НВВ и установления тарифов, представлен не был.

В этой связи у РЭК отсутствовали основания для иного варианта расчета, в том числе для увеличения суммы затрат по статье «расходы на электрическую энергию». Мнение об обратном, в том числе, о невозможности применения для определения объема потребления энергетического ресурса договора электроснабжения № 400с от 01.08.2019 года, заключенного между ИП ФИО7 и ООО «Энергосбытовая компания Кузбасса» в отношении имущественного комплекса, переданного в дальнейшем в аренду ООО «СТК» для осуществления регулируемого вида деятельности, ошибочно.

Таким образом, расчет расходов на приобретение электрической энергии, произведенный тарифным органом, соответствует нормам действующего законодательства в сфере теплоснабжения. Доказательств экономической необоснованности указанного расчета, административным истцом суду не представлено.

Также следует отметить, что расходы на приобретаемые энергетические ресурсы являются плановыми, а потому возникшие фактические расходы, при их экономическом обосновании, могут быть учтены в последующих периодах регулирования в соответствии с правилами, установленными пунктом 13 Основ ценообразования № 1075.

Расходы на оплату труда предложены регулируемой организацией на 2020 год в размере 10 153, 56 тыс. руб. исходя из нормативной численности промышленно-производственного персонала 18 штатных единиц, административно-управленческого персонала — 7 штатных единиц и уровня заработной платы 33 845,20 руб./чел./мес. и 44 985,71 руб./чел./мес. соответственно (тарифное дело л.д. 1 – 3, 234).

Определяя экономическую обоснованность расходов по данной статье, принимая во внимание, что ООО «СТК» ранее регулируемую деятельность не осуществляло, Комиссия произвела расчет нормативной численности персонала Общества руководствуясь приказом Госстроя России от 22 марта 1999 № 65 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства» и приказом Госстроя России от 12 октября 1999 № 74 «Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий».

Так, для определения нормативной численности промышленно-производственного персонала Комиссией применены положения пункта 2.4 «Обслуживание насосных установок» и пункта 2.8. «Обслуживание и ремонт трубопроводов, оборудования и сооружений тепловых сетей» Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденных приказом Госстроя РФ от 22 марта 1999 № 65. Представленный расчет нормативной численности рабочих показывает, что он произведен в соответствии с названными Рекомендациями, учитывает производительность оборудования, участвующего в регулируемой деятельности, объем обслуживания и ремонта трубопроводов, сооружений тепловых сетей, сменность работников, коэффициент невыходов, и сомнений в правильности не вызывает (том 4 л.д. 57 – 59). В результате нормативная численность промышленно-производственного персонала на 2020 год принята Комиссией в количестве 2,64 единицы.

При расчете численности административно-управленческого персонала Комиссия основывалась на Рекомендациях по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденных приказом Госстроя России от 12 октября 1999 № 74, предназначенных для определения нормативной численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий, установления оптимальной структуры организаций, рациональной расстановки кадров, расчета нормативных затрат на оплату труда, которые являются одной из основных составляющих себестоимости и экономически обоснованных тарифов на услуги по снабжению тепловой энергией и горячей водой.

Согласно таблице 1 пункта 2.1.1 названных Рекомендаций при среднесписочной численности работников до 150 человек нормативная численность административно-управленческого аппарата, осуществляющего общие функции управления, составляет 11 человек.

Одновременно пунктом 1.9 Рекомендаций предусмотрено, что в случае значительного отличия числовых значений факторов от предельных интервалов, нормативную численность рекомендуется определять методом интерполяции.

Поскольку нормативная численность промышленно-производственного персонала Общества принята в количестве 2,64 единицы, Комиссия, используя метод интерполяции, обоснованно определила нормативную численность административно-управленческого персонала в количестве 1 единицы.

Произведенный органом регулирования расчет нормативной численности персонала ООО «СТК» является обоснованным и административным ответчиком не опровергнут.

Далее для расчета среднего уровня заработной платы промышленно-производственного персонала экспертами принята величина МРОТ, установленного с 01.01.2020 года с учетом районного коэффициента – 30%, что составило 15 769 руб./чел./мес.

Расходы на оплату административно-управленческого персонала определены экспертами в размере 29 902, 96 руб./чел./мес., исходя из статистических данных по г. Березовский за 2019 год с применением индекса потребительских цен на 2020 год.

Иного алгоритма расчета и используемых данных экспертное заключение и возражения административного ответчика не содержат.

В силу пункта 8 части 1 статьи 7 Федерального закона «О теплоснабжении» размер средств, направляемых на оплату труда, определяется в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.

Согласно пункту 42 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с Методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Отраслевое тарифное соглашение, которое может заключаться на федеральном уровне социального партнерства, устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли и действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение, работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения. Такое соглашение распространяется на работодателя в полном объеме при отсутствии его мотивированного письменного отказа от присоединения к соглашению в порядке и сроки, предусмотренные трудовым законодательством (часть 8 статьи 45, части 3 и 9 статьи 48 Трудового кодекса РФ).

В сфере жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации действует Отраслевое тарифное соглашение на 2017 — 2019 годы, утвержденное Минрегионом России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08 декабря 2016 года (далее — Отраслевое тарифное соглашение в ЖКХ РФ на 2017 — 2019 годы), которое вступило в силу с 1 января 2017 года и пролонгировано, согласно положениям части 2 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, до 31 декабря 2022 года включительно.

Указанное Отраслевое тарифное соглашение — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений между полномочными представителями работников и работодателей Организаций, на которые распространяется действие Соглашения, вне зависимости от форм собственности Организаций, общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, а также определяющий права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства (пункт 1.2).

Основной вид деятельности ООО «СТК» — управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, код 68.32.1 (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц — том 1 л.д. 137 – 144), который отнесен к видам экономической деятельности «Жилищно-коммунальное хозяйство» (приказ Минстроя России от 27.04.2016 № 286/пр «Об утверждении собирательных классификационных группировок отрасли жилищно-коммунального хозяйства», приложение № 4 к Отраслевому тарифному соглашению в ЖКХ РФ на 2017 — 2019 годы).

Обстоятельств отказа административного истца от присоединения к Отраслевому тарифному соглашению в ЖКХ на 2017 — 2019 годы не установлено, следовательно, на него распространяется действие этого соглашения в сфере оплаты труда.

Вместе с тем, из экспертного заключения не усматривается проведение регулятором при определении расходов на оплату труда персонала Общества анализа действующего Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 — 2019 годы, изучения положений локальных правовых актов Общества в сфере оплаты труда, тогда как ссылки на их наличие имеются в экспертном заключении (том 1 л.д. 249). Орган регулирования фактически ограничился применением в данной части минимального размера оплаты труда.

Также следует отметить, что экономического обоснования значения среднестатистической заработной платы по г. Березовский — 29 902, 96 руб./чел./мес., принятого для расчета заработной платы административно-управленческого персонала Общества, экспертное заключение не содержит, источники получения статистической информации не раскрыты.

С учетом изложенного рассчитанные РЭК расходы на оплату труда, подлежащие включению в состав необходимой валовой выручки организации на 2020 год, участвующей в установлении тарифов, нельзя признать экономически обоснованными.

В связи с неправомерным исчислением тарифным органом расходов административного истца по статье «Оплата труда» неправильным является и расчет Комиссии по статье расходов «Отчисления на социальные нужды».

По статье «расходы на сырье и материалы», включающей в себя расходы на приобретение ГСМ на транспорт для осуществления текущей деятельности, на приобретение мебели для организации рабочих мест сотрудников, компьютерного оборудования, оргтехники, комплектующих к ним и расходных материалов, прочих эксплуатационных материалов, моющих средств и хозяйственной тары, расходов на материалы и оборудование на ремонт хозяйственным способом, Обществом заявлена сумма 1 825,45 тыс. руб. Органом регулирования расходы по названной статье включены в НВВ в размере 54,40 тыс. руб.

Согласно пункту 40 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности, определяемых в соответствии с методическими указаниями.

Последовательный порядок применения информации о ценах определен пунктами 28 — 31 Основ ценообразования № 1075.

В силу положений пунктов 15 и 16 Правил регулирования № 1075, регулируемая организация представляет в тарифный орган необходимые документы и материалы, обосновывающие предложенный размер тарифа.

При этом в соответствии с пунктом 33 Правил регулирования № 1075 орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.

Как следует из пояснений и письменных возражений представителей административного ответчика (том 1 л.д. 174 – 179, том 4 л.д. 56 – 61), корректировка расходов в сторону уменьшения произведена органом регулирования по позициям приобретение мебели, моющих средств и хозяйственной тары, исходя из определенной нормативной численности персонала по статье «Оплата труда», а также площади помещения, требуемого для такой численности персонала. Далее указанные расходы рассчитаны на основе анализа рыночных цен, сложившихся в субъекте Российской Федерации, в соответствии с требованиями пунктов 28, 29 Основ ценообразования.

Оснований не согласиться с примененным подходом органа регулирования у суда нет, экономического обоснования учета названных расходов в большем размере суду не представлено.

Затраты по подстатье «приобретение материалов и оборудования на ремонт хозяйственным способом», обоснованные Обществом в части стоимости таковых, органом регулирования исключены в полном объеме. Относительно данных расходов стороной административного ответчика указано на отсутствие экономической обоснованности заявленных затрат исходя из технического состояния оборудования, участвующего в регулируемой деятельности.

В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

В связи с отсутствием в материалах тарифного дела документов, обосновывающих вид и объем мероприятий по ремонту хозяйственным способом, для выполнения которых требуется приобретение заявленных Обществом материалов и оборудования, суд считает обоснованным вывод Комитета о невключении данных расходов в НВВ на 2020 год с возможностью возмещения фактически понесенных расходов, при их экономическом обосновании, в последующих периодах регулирования по правилам пункта 13 Основ ценообразования.

Исключая из состава расходов на сырье и материалы затрат на приобретение ГСМ на транспорт для осуществления текущей деятельности, орган регулирования исходил из того, что данные затраты включены в статью расходов «аренда транспортных средств».

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включается, в том числе, арендная плата.

Согласно материалов тарифного дела в статью расходов «Арендная плата» Обществом включены расходы на аренду транспортных средств в размере 798 тыс. руб., в обоснование чего представлен договор аренды транспортного средства без экипажа от 12 августа 2019 года № 1-ТС, предмет договора временное владение и пользование транспортным средством марки Лада Веста, акт приема-передачи транспортного средства марки Лада Веста по договору № 1-ТС от 12 августа 2019 года, акт приема-передачи транспортного средства марки УАЗ 374195 по договору № 2-ТС от 12 августа 2019 года, договоры страхования транспортного средства марки Лада Веста (не в полном объеме) (том 3 л.д. 132 – 151, в материалах тарифного дела на листах 279 – 298).

Расходы на аренду транспорта, заявленные Обществом, приняты органом регулирования в размере 185,4 тыс. руб., исходя из достаточности для осуществления регулируемого вида деятельности одного транспортного средства УАЗ. Пробег автомобиля определен РЭК расчетным способом, для чего приняты протяженность тепловых сетей, расстояние между ними и ПНС, периодичность обходов теплотрассы и ПНС, установленная на основании пункта 6.2.26 Приказа Минэнерго Российской Федерации от 24 марта 2003 года № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», а также в части затрат на управленческие разъезды — наличие одного потребителя услуг. В результате использование транспортного средства для производственных нужд установлено на уровне не более 3 часов в неделю, для административных нужд – не более 1,14 часов в неделю. Далее указанные расходы рассчитаны на основе анализа рыночных цен, сложившихся в субъекте Российской Федерации, на услуги такси соответствующей модели транспортного средства, которые включают в себя расходы на ГСМ, оплату услуг водителя, техническое обслуживание (том 2 л.д. 5, том 4 л.д. 60 – 63).

Произведенный органом регулирования расчет является экономически обоснованным и не противоречит принципам ценообразования в области теплоснабжения.

Поскольку статья «расходы на аренду транспорта» содержит в себе затраты на ГСМ на транспорт для осуществления текущей деятельности, последние обоснованно исключены регулирующим органом из статьи «расходы на сырье и материалы».

Кроме того, в числе прочих расходов Обществом заявлены расходы на аренду нежилого помещения (офиса), расположенного в &lt,адрес&gt,&lt,адрес&gt, в размере 816 тыс. руб., в обоснование которых представлены расчет площади аренды офисных помещений, расчет расходов на аренду офиса, расшифровка по статье затрат арендная плата, договор аренды нежилого помещения от 01 августа 2019 года с ежемесячной арендной платой 68 000 руб., заключенный на неопределенный срок (том 2 л.д. 104 – 106, том 3 л.д. 152 –158, в материалах тарифного дела на листах 1 – 3, 299 – 305).

Согласно экспертному заключению по статье «аренда нежилых помещений» органом регулирования в состав необходимой валовой выручки включены расходы на аренду офисного помещения в размере 54 тыс. руб. (том 2 л.д. 5 – 6).

Уменьшая размер расходов по названной статье, орган регулирования исходил из скорректированной численности промышленно-производственного и административно-управленческого персонала, потребности персонала в площади помещений, рассчитанной исходя из осуществляемой функции, а также анализа рыночных цен аренды нежилых помещений в г. Березовский, в соответствии требований пунктов 28, 29 Основ ценообразования (том 4 л.д. 61, 65 – 66).

Примененный органом регулирования подход соответствует требованиям законодательства в области теплоснабжения, имеющего большую юридическую силу.

В составе затрат по статье «Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг» обществом заявлены в том числе расходы на оплату услуг телефонной связи в размере 44,90 тыс. руб. (том 2 л.д. 1, том 3 л.д. 93, в материалах тарифного дела на л.д. 2, 240). В состав необходимой валовой выручки указанные расходы включены органом регулирования в размере 6,0 тыс. руб. (том 2 л.д. 1 – 4).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 44 Основ ценообразования, расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам, заключенным со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг).

Корректировка расходов на услуги связи в сторону уменьшения произведена органом регулирования с учетом установленной нормативной численности персонала Общества, потребности в объемах работ (услуг), а также исходя из требований пунктов 28, 29 Основ ценообразования № 1075, с учетом анализа рыночных цен, сложившихся в субъекте Российской Федерации.

Расходы, заявленные Обществом по данной статье в большем размере, что фактически обусловлено иным исчислением нормативной численности персонала, исключены как экономически необоснованные.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 33, подпункт «з» пункта 44 Основ ценообразования № 1075, расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят, в том числе, из прочих расходов, определяемых в соответствии с методическими указаниями.

Из подпункта 15 пункта 24 Методических указаний № 760-э следует, что в другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, подлежат включению в том числе расходы по охране труда и технике безопасности, расходы на канцелярские товары.

Уменьшая расходы по статье «Охрана труда» до 33,66 тыс. руб. (том 2 л.д. 2 – 4), против заявленных Обществом 162 тыс. руб. (том 2 л.д. 104 – 106, том 3 л.д. 112 – 119, в материалах тарифного дела на листах 1 — 3, 259 – 266), регулирующий орган принимая во внимание скорректированную нормативную численность производственного персонала, произвел расчет потребности в спецодежде и средствах индивидуальной защиты, помимо этого, предусмотрел наличие аптечки оказания первичной медицинской помощи. Далее расчет затрат осуществлен на основе анализа рыночных цен, сложившихся в субъекте Российской Федерации, в соответствии с требованиями пунктов 28, 29 Основ ценообразования № 1075.

Расходы по статье «Канцелярские товары» уменьшены регулирующим органом до 1 тыс. руб. (том 2 л.д. 6 – 7), относительно заявленных в размере 10 тыс. руб. (том 2 л.д. 104 – 106, том 3 л.д. 159 – 176, в материалах тарифного дела на листах 1 – 3, 306 – 323), с учетом потребности в таковых исходя из установленной нормативной численности персонала Общества, а также наличия одного потребителя услуг. Последующий расчет осуществлен в соответствии с требованиями пунктов 28, 29 Основ ценообразования № 1075.

Аналогичный подход использован органом регулирования при корректировке расходов по статьям затрат «Почтово-телеграфные расходы», «Расходы на программное обеспечение» (том 2 л.д. 7, 104 – 106, том 3 л.д. 177 — 184, 185 – 187, в материалах тарифного дела на листах 324 — 331, 332 — 334). Правильность расчета осуществленного органом регулирования по указанным статьям административным ответчиком не опровергнута, у суда сомнений не вызывает.

Оспаривая установленный тариф, административный истец не согласен также с корректировкой статьи затрат на аренду имущества, используемого для осуществления регулируемого вида деятельности.

Как то закреплено в подпункте «г» пункта 44, пункте 45 Основ ценообразования, арендная плата включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень, который определяется исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду. В случае если договором аренды предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования и пунктом 29 Методических указаний сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Согласно пункту 12 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. № 91н (далее-Методические указания № 91н), учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств.

В п. 13 Методических указаний 91н определено, что в инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования, способе начисления амортизации, отметка о неначислении амортизации (если имеет место), об индивидуальных особенностях объекта.

Пунктом 14 Методических указаний 91н предусмотрено, что на объект основных средств, полученный в аренду, для организации учета указанного объекта на забалансовом счете в бухгалтерской службе арендатора рекомендуется также открывать инвентарную карточку. Данный объект может учитываться арендатором по инвентарному номеру, присвоенному арендодателем.

Согласно материалам тарифного дела ООО «СТК» заявило к включению в необходимую валовую выручку затраты на аренду ПНС и тепловых сетей в размере 3 000 тыс. руб., представив договор аренды тепловых сетей и ПНС от 01.10.2019 года заключенный с индивидуальным предпринимателем ФИО7 на срок с 01 января 2020 года и до 31 декабря 2024 года со внесением ежемесячной арендной платы в размере 250 000 руб. (том 2 л.д. 219 – 225, в материалах тарифного дела на листах 116 — 122).

Вместе с тем, ни инвентарные карточки на объекты арендуемого имущества, ни данные о нахождении арендуемого имущества на забалансовом учете или о составлении Обществом инвентарных карточек на указанное имущество административным истцом в тарифное дело не представлены.

Таким образом, Обществом в материалы тарифного дела не представлены документы, подтверждающие экономически обоснованный уровень арендной платы, а также соответствующие расчеты предлагаемой ко включению в состав арендной платы суммы амортизационных отчислений и расходов, обоснование срока полезного использования основных средств.

В ходе рассмотрения настоящего дела административным истцом таких документов, расчетов также не представлено, исходя из чего суд приходит к выводу о том, что тарифный орган правомерно отклонил заявленный Обществом размер затрат по указанной статье.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что расчет региональной энергетической комиссии необходимой валовой выручки для ООО «СТК» на 2020 год по статьям затрат «Расходы на оплату труда», «Отчисления на социальные нужды» нельзя признать экономически обоснованным, что свидетельствует о противоречии оспариваемого постановления РЭК Кемеровской области требованиям нормативных правовых актов большей юридической силы. В связи с этим оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права и законные интересы административного истца.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемые полностью или в части нормативные правовые акты признаются несоответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При установленных обстоятельствах, поскольку региональный нормативный правовой акт противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу — Основам ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, и нарушает права административного истца, имеются правовые основания для удовлетворения заявленных требований.

Определяя момент, с которого нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, признание его недействующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Следовательно, оспариваемое административным истцом постановление следует признать не действующим с момента его принятия.

В соответствии с частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует возложить на Региональную энергетическую комиссию Кузбасса обязанность по принятию нового заменяющего нормативного акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В связи с удовлетворением требований о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим суд, руководствуясь статьями 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу административного истца сумму уплаченной при подаче административного искового заявления государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

Руководствуясь ст. 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать недействующим со дня принятия постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2019 года № 892 «Об установлении ООО «СТК» долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, реализуемой ОАО «Северо-Кузбасской энергетической компании» на потребительском рынке г. Березовский, на 2020 год».

Обязать Региональную энергетическую комиссию Кузбасса принять замещающий нормативный правовой акт.

Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» www.recko.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Региональной энергетической комиссии Кузбасса в пользу общества с ограниченной ответственностью «Сибирская тепловая компания» судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 4 500 руб.

Решение суда может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: С.В. Киклевич

Мотивированное решение составлено «24» мая 2021 года.