Решение № 2А-6029/17 от 22.05.2017 Курганского городского суда (Курганская область)

Дело № 2А-6029/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 мая 2017 года г. Курган

Курганский городской суд Курганской области, в составе:

председательствующего судьи Шалютиной Е.М., при секретаре Суржиковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Лесовод» к Государственной инспекции труда в Курганской области о признании незаконным и отмене предписания,

установил:

ООО «Лесовод» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Курганской области о признании незаконным и отмене предписания. В обоснование указано, что ответчиком в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая документарная проверка, по итогам которой вынесено предписание №. Полагает, что предписание вынесено незаконно, поскольку в нем неверно указан порядок обжалования. Кроме того, предусмотренных ч. 7 ст. 360 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) оснований для проведения проверки не имелось. Просит признать предписание незаконным и отменить.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Теремов Д.С. исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в своё отсутствие, направил письменные возражения на заявленные требования.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Лесовод» проведена внеплановая документарная проверка в рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права с целью защиты прав и интересов работников в связи с информацией из ГУ Курганское региональное отделение ФСС РФ.

По итогам проверки ДД.ММ.ГГГГ составлен акт № и вынесено предписание №, обязывающее устранить выявленные при проведении проверки нарушения трудового законодательства.

В предписании указан порядок его обжалования – в течение 15 дней со дня получения вышестоящему должностному лицу Государственной инспекции труда или Федеральной службы по труду и занятости согласно ч. 12 ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Закон № 294-ФЗ), либо в суд в порядке ч. 2 ст. 357 ТК РФ в течение 10 дней со дня получения.

Согласно ч. 12 ст. 16 Закона № 294-ФЗ юридическое лицо, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

Статьей 357 ТК РФ предусмотрено, что в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов

Не указание в предписании возможности его обжалования в порядке, предусмотренном КАС РФ в данном случае, не является основанием для признания его незаконным, поскольку не повлекло нарушения права, свободы и законные интересов ООО «Лесовод», который таким порядком обжалования и воспользовался.

В соответствии с положениями ст. 354, 355, 356 ТК РФ федеральная инспекция труда и ее территориальные органы (государственные инспекции труда) осуществляют федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок. Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее – закон № 294-ФЗ) государственный контроль (надзор) представляет собой деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также — юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Согласно положений п. 12 ч. 4 ст. 1 Закона № 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Порядок организации и проведения проверок работодателей государственными инспекторами труда установлен статьей 360 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ). Названной статьей установлено, что государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

На основании абз. 4 ч. 7 ст. 360 ТК РФ одним из оснований для проведения внеплановой проверки является поступление обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.

Поскольку проверка в данном случае проведена на основании обращения государственного инспектора труда, которым проведен анализ поступившей из ГУ-Курганское региональное отделение ФСС РФ информации о проведенной специальной оценке условий труда (аттестации рабочих мест). Таким образом, вопреки утверждению истца, проверка проведена при наличии оснований, перечисленных в ст. 360 ТК РФ.

Довод административного истца о том, что предписание является незаконным, поскольку требование Государственной инспекции труда в Курганской области об обязании ООО «Лесовод» проводить медицинские осмотры основано на недействующем нормативном акте — Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, выпуск 39, является несостоятельным.

Хотя в акте по результатам проверки № от ДД.ММ.ГГГГ и имеется ссылка на данный нормативный акт, это не влечет в данном случае, недействительность предписания. Необходимость проведения предварительных и периодических осмотров предусмотрена ч. 4 ст. 213 ТК РФ, порядок их проведения определен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.20111 № 302н.

В соответствии с п. 3 Приложения № 2 к Приказу «Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, занятые на работах по валке, сплаву, транспортировке, первичной обработке, охране и восстановлению лесов работники проходят обязательные предварительные и периодические осмотры (обследования).

Приказом Росстандарта № 2020-ст от 12.12.2014 с 01.07.2015 введен в действие Общероссийский классификатор занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08), который предназначен для проведения статистических обследований распределения населения по видам занятий, организации статистического учета в целях осуществления эффективной политики занятости, выполнения аналитических исследований и сопоставлений, в том числе международных. В классификаторе в разделе 6210 указана группа занятий лесовод и работники родственных занятий, следовательно, в профессии лесовод есть виды работ, по которым необходимо проведение предварительного и (или) периодического медицинского осмотра.

Проанализировав приведенные выше правовые нормы, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных ООО «Лесовод» требований, поскольку оспариваемое предписание вынесено уполномоченными лицами в соответствии с требованиями действующего законодательства, права и законные интересы административного истца не были нарушены.

Таким образом, исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ООО «Лесовод» к Государственной инспекции труда в Курганской области о признании незаконным и отмене предписания, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский городской суд.

Судья Е.М. Шалютина

Мотивированное решение изготовлено 07.06.2017.