Решение № 2А-380/2018 от 23.05.2018 Городского суда г. Лесного (Свердловская область)

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

*** гор.Лесной Свердловской области

Городской суд города Лесного Свердловской области в составе: председательствующего судьи Саркисян Т.В. при секретаре судебного заседания Зиминской Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Щербакова А.В. к Государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области «Лесной центр занятости» об оспаривании решения организационно-методической комиссии от *** и приказа о снятии с учета в качестве безработного

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Щербаков А.В. обратился в суд в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным иском об оспаривании решения организационно-методической комиссии от 19.02.2018 г. и приказа Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Лесной центр занятости» (далее ГКУ «Лесной ЦЗ») *** от 07.03.2018 г. о снятии с учета в качестве безработного.

В обоснование административного иска Щербаков А.В. ссылается на то, что предложенная ему работа – уборщик территории не может быть признана для него подходящей, поскольку не соответствует требованиям трудового законодательства и иным нормативным правовым акта, содержащим нормы трудового права, — данная профессия отсутствует в перечне видов профессиональной деятельности. Решением организационно-методической комиссии ГКУ «Лесной ЦЗ» от 19.02.2018 г. признан отказ от подходящей работы. 16 февраля 2018 года административный ответчик не произвел перерегистрацию его, мотивировав свой отказ отсутствием у него паспорта. 07.03.2018 г. истец был снят с учета безработных в связи с длительной неявкой (более месяца) безработного в органы службы занятости на основании п.2 ст.35 Закона РФ «О занятости населения в РФ». Считает приказ о снятии с учета незаконным и подлежащим отмене, поскольку административный истец не был уведомлен о необходимости иметь при себе паспорт гражданина РФ при перерегистрации в службе занятости.

В судебном заседании административный истец Щербаков А.В. требования к ГКУ «Лесной ЦЗ» поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, указанным в иске. Считает, что приказ о снятии его с учета в качестве безработных подлежит отмене, поскольку он явился на перерегистрацию в назначенный день – 16.02.2018 г., но без паспорта, ему отказали в перерегистрации, в последующие дни в ГКУ «Лесной ЦЗ» не являлся, т.к. явка ему не была назначена.

Административный ответчик ГКУ «Лесной ЦЗ» в лице представителя Бондаренко Е.М., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Указывает, что Щербаков А.В. более 18 месяцев состоял на учете в качестве безработного, в соответствии со ст. 4 Закона РФ «О занятости населения в РФ», а также требованиями к подбору подходящей работы ему было выдано 22.01.2018г. направление на работу в МКУ «УГХ» по профессии уборщик территории, которая является для него подходящей. После посещения работодателя Щербаков А.В. 25.01.2018г. обратился в ГКУ «Лесной ЦЗ» с заявлением считать данный вариант оплачиваемой работы неподходящим для гражданина, т.к. он не отвечает требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Заявление, поданное Щербаковым А.В., было рассмотрено и решением организационно-методической комиссии ему было отказано в признании предложенного варианта работы неподходящим для заявителя. Решение комиссии Щербаков получил 27.03.2018г. 16.02.2018 г. Щербакову А.В. была назначена перерегистрация в качестве безработного, на которую последний пришел 6ез паспорта, поэтому ему было отказано в предоставлении государственной услуги и его перерегистрации. Согласно п. 15 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891, ведение регистрационного учета безработных граждан, осуществляется при посещении указанными гражданами государственных учреждений службы занятости населения для подбора подходящей работы при условии предъявления ими следующих документов: паспорт или документ, его заменяющий, трудовая книжка или документ, ее заменяющий. Ни на другой день, ни позже Щербаков А.В. ни с паспортом, ни с другими документами заменяющими паспорт не явился. Приказом от 07.03.2018г. Щербаков А.В. был снят с учета в качестве безработного за длительную (более 1 месяца) неявку в органы службы занятости без уважительных причин (п. 20 Правил). Доводы Щербакова А.В. о том, что он не был информирован об обязательном наличии паспорта при перерегистрации не соответствуют действительности, поскольку при регистрации в качестве безработного он был ознакомлен с условиями и порядком перерегистрации, что подтверждается его заявлением о назначении пособия по безработице от 17.07.2014г., где указано, что с правами и обязанностями ищущего работу он ознакомлен.

Выслушав пояснения административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, обозрев учетное дело Щербакова А.В. ***, суд пришел к следующему выводу:

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Вместе с тем, такой необходимой совокупности условий по настоящему административному делу не имеется.

Закон Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 О занятости населения в Российской Федерации, как следует из его преамбулы, определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения и устанавливает гарантии государства по реализации гражданами Российской Федерации прав на свободно избранные род деятельности и профессию и защиту от безработицы, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации. Реализуя свою компетенцию по определению параметров государственной защиты от безработицы, федеральный законодатель закрепил в данном Законе условия и порядок признания граждан безработными (статья 3), а также установил критерии, в соответствии с которыми предлагаемая безработному гражданину работа считается подходящей (статья 4), исходя, в частности, из необходимости сокращения периода безработицы и особенностей отдельных категорий граждан, ищущих работу.

ГКУ «Лесной центр занятости» в силу ст. 7.1-1 Закона от 19.04.1991 №1032-1 исполняет государственные функции в области содействия занятости населения и в соответствии со Стандартом, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.11.2012 № 524н, оказывает государственную услугу обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения. Согласно Устава ГКУ «Лесной центр занятости» предметом деятельности учреждения является оказание государственных услуг и выполнение работ в сфере занятости населения, осуществление функций в сфере социально-трудовых отношений, и основные виды деятельности – организация осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости) граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Приказом ГКУ «Лесной ЦЗ» № *** от 24.07.2014 г. Щербаков А.В. с 17.07.2014 г. признан безработным, просившем о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы.

В силу положений абзаца 4 пункта 3 статьи 4 Закона о занятости подходящей работой для заявителя, состоящего на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, считается оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Постановлением Правительства РФ от *** N 891 утверждены Требования к подбору подходящей работы.

В соответствии с п.9 Требований к подбору подходящей работы оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, считается подходящей для зарегистрированных граждан и безработных граждан: … состоящих на учете в государственных учреждениях службы занятости населения более 18 месяцев, более 3 лет не работавших.

22.01.2018г. административному истцу было выдано направление на работу в МКУ «УГХ» по профессии уборщик территории с заработной платой 11559 руб.

Щербаков А.В. посчитал данный вариант оплачиваемой работы неподходящим для него, так как данная профессия отсутствует в перечне видов профессиональной деятельности, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.09.2014г. № 667Н «О реестре профессиональных стандартов», применение которых обязательно данному работодателю согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2016г. № 584 и не отвечает требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

В соответствии с предписаниями Трудового кодекса Российской Федерации квалификация работника — это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника, профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (статья 195.1 Кодекса).

Статьей 195.3 ТК (Трудового кодекса) РФ установлено, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции обязательны для применения работодателями, если такие требования установлены данным кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При применении вышеуказанного положения статьи 195.3 ТК РФ под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, приказы Минтранса России и др.). В этом случае, в части требований применяются данные нормативные правовые акты.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер (пункты 6 и 8 Письма Минтруда России от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253 (вместе с Информацией Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов) и могут применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Ни Закон от 19.04.1991 N 1032-1, ни Трудовой Кодекс, ни Административные регламенты Департамента по труду и занятости населения Свердловской области и Стандарт государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников не содержат требования к подбору подходящей работы соискателю обязанности внесения данной профессии в реестр.

При подборе истцу подходящей работы ответчиком не допущено нарушений требований ч. 4 ст. 4 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 О занятости населения в Российской Федерации, п. 10 Требований к подбору подходящей работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 891 от 07.09.2012 г., согласно которых при подборе зарегистрированным гражданам и безработным гражданам подходящей работы не допускается: предложение одного и того же варианта работы дважды, направление на рабочие места без учета развития сети общественного транспорта, обеспечивающей транспортную доступность рабочего места, предложение работы, которая связана с переменой места жительства граждан без их согласия, предложение работы, условия труда которой не соответствуют правилам и нормам по охране труда, предложение работы, заработок по которой ниже среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы граждан. Для граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

При таком положении, ГКУ «Лесной ЦЗ» в лице организационно-методической комиссии обоснованно отказало Щербакову А.В. в удовлетворении его заявления о признании данного варианта оплачиваемой работы неподходящим для него по причине отсутствия данной профессии (уборщик территорий) в перечне видов профессиональной деятельности, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.09.2014г. № 667Н «О реестре профессиональных стандартов».

На основании приказа директора ГКУ «Лесной ЦЗ» *** от 07.03.2018 г. Щербаков А.В. был снят с регистрационного учёта в качестве безработного на основании положений п. 2 ст. 35 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с длительной ( более месяца ) неявкой в органы службы занятости без уважительных причин.

Снятие гражданина с регистрационного учета в качестве безработного оформляется приказом государственного учреждения службы занятости населения. Приказ о снятии гражданина с регистрационного учета в качестве безработного приобщается к личному делу получателя государственных услуг в области содействия занятости населения. Регистрация снятия гражданина с регистрационного учета в качестве безработного осуществляется в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения.

Граждане, снятые с регистрационного учета в качестве безработных уведомляются государственными учреждениями службы занятости населения о снятии их с регистрационного учета в качестве безработных в письменной форме.

Как установлено в судебном заседании Щербакову А.В. была назначена перерегистрация в качестве безработного на 16.02.2018г. На перерегистрацию Щербаков А.В. явился без паспорта, в связи с чем ему было отказано в предоставлении государственные услуги и его перерегистрации.

Согласно п.15 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891, ведение регистрационного учета безработных граждан, за исключением безработных граждан, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил, осуществляется при посещении указанными гражданами государственных учреждений службы занятости населения для подбора подходящей работы при условии предъявления ими следующих документов:

а) паспорт или документ, его заменяющий,

б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий,

в) для граждан, относящихся к категории инвалидов, — индивидуальная программа реабилитации.

В дальнейшем, до 07.03.2018 г. административный истец в ГКУ «Лесной ЦЗ» для перерегистрации и получения государственной услуги не являлся. Данный факт истцом не оспорен.

В соответствии с п. 14 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 N 891, безработные граждане, не явившиеся в установленные государственными учреждениями службы занятости населения сроки посещения для подбора подходящей работы, могут предъявить документы, подтверждающие наличие уважительных причин неявки.

Приказом Минтруда России от 15.01.2013 N 10н утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан.

Щербаков А.В. был ознакомлен с порядком и условиями регистрации в качестве безработного, а также с условиями и сроками перерегистрации. Предупрежден о необходимости являться на перерегистрацию в отдел трудоустройства в установленные дни и часы с трудовой книжкой и паспортом.

Как следует из совокупности приведённых обстоятельств вынесению оспариваемого истцом приказа директора ГКУ «Лесной ЦЗ» *** от 07.03.2018 г. предшествовала предусмотренная законом процедура по принятию мер по трудоустройству истца, от которой тот отказался, не являясь длительное время (более месяца) в органы службы занятости без уважительных причин.

Тем самым, как с достоверностью подтверждается представленными доказательствами, Щербаков А.В. допустил ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей безработного по явке в органы службы занятости без уважительных причин, в связи с чем он был обоснованно снят с регистрационного учёта в качестве безработного с соблюдением административным ответчиком установленного порядка снятия с такого учёта.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Щербакова А.В. о признании незаконным приказа о снятии истца с регистрационного учёта в качестве безработного.

Доводы истца о том, что он не уведомлен о необходимости при прохождении перерегистрации предъявлять паспорт, суд отклоняет, поскольку Щербаков А.В. был ознакомлен с порядком и условиями регистрации в качестве безработного, а также с условиями и сроками перерегистрации и на протяжении длительного периода времени проходил перерегистрацию с паспортом.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, Суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Щербакова А.В. к Государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области «Лесной центр занятости» об оспаривании решения организационно-методической комиссии от 19.02.2018 г. и приказа о снятии с учета в качестве безработного отказать.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия в окончательной форме, если не обжаловано в апелляционном порядке. В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом апелляционной инстанции жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме через городской суд ***.

Судья Т.В. Саркисян