Решение № 2А-2955/20 от 20.01.2021 Ингодинского районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2а-438/2021

УИД 75RS0002-01-2020-004429-27

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ингодинский районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Калгиной Л.Ю.

при секретаре Кутузовой Е.Р.,

с участием: представителя административного истца Чижовой Н.В., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску государственного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница № 1» к Государственной инспекции труда в Забайкальском крае о признании предписания заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Забайкальском крае Барбуевой Е.Б. от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным и его отмене,

у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГ ГУЗ «ГКБ № 1» обратилось в суд с указанным административным иском к Государственной инспекции труда в Забайкальском крае о признании незаконным и отмене предписания Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении выявленных нарушений, согласно которому административному истцу предписано: 1) в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушение статей 22, 136, 146, 148, 315 и 316 Трудового кодекса РФ, Закона Забайкальского края от 14.10.2008 № 39-ЗЗК «О районном коэффициенте и процентной надбавке к заработной плате работников государственных органов и государственных учреждений Забайкальского края, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений» на выплаты стимулирующего характера по постановлению Правительства РФ от 12.04.2020 № 484, Постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 № 415 (в апреле 323 работника: врачи – 111, СМП – 139, ММП – 73, в мае 441 работник: врачи – 125, СМП – 211, ММП – 205, в июне 523 работника: врачи – 134, СМП – 265, ММП – 124, в июле 526 работников: врачи – 134, СМП – 270, ММП – 122, в августе 492 работника: врачи – 129, СМП – 250, ММП – 113, в сентябре 488 работников: врачи – 120, СМП – 253, ММП – 115, в октябре 643 работника: врачи – 159, СМП – 326, ММП – 158) и постановлению Правительства РФ от 12.04.2020 № 484 (в апреле 322 работника: врачи – 90, СМП – 151, ММП – 81, в мае 398 работников: врачи – 110, СМП – 195, ММП – 93, в июне 482 работника: врачи – 125, СМП – 254, ММП – 103, в июле 485 работников: врачи – 120, СМП – 264, ММП – 101, в августе 432 работника: врачи – 113, СМП – 224, ММП – 95, в сентябре 432 работника: врачи – 108, СМП – 226, ММП – 98, в октябре 569 работников: врачи – 142, СМП – 284, ММП – 143) начислить и выплатить районный коэффициент в размере 20 % (1,2), тогда как в соответствии с Законом Забайкальского края от 14.10.2008 № 39-ЗЗК районный коэффициент установлен 1,4, с учётом статьи 236 Трудового кодекса РФ, 2) в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушение статей 22, 136 Трудового кодекса РФ: начислить работникам ГУЗ «ГКБ № 1» оплату отпуска с учётом районного коэффициента, установленного Законом Забайкальского края от 14.10.2008 № 39-ЗЗК, и предоставить в Государственную инспекцию труда в Забайкальском крае список работников, перед которыми имеется задолженность в качестве отпускных, начисленных на стимулирующие выплаты по постановлениям № 415 и № 484, 3) в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушение статей 22, 136 Трудового кодекса РФ: выплатить работникам ГУЗ «ГКБ № 1» оплату отпуска с учётом районного коэффициента, установленного Законом Забайкальского края от 14.10.2008 № 39-ЗЗК (перед работниками которыми имеется задолженность в качестве отпускных, начисленных на стимулирующие выплаты по постановлениям № 415 и № 484).

В обоснование требования административный истец ссылается на то, что указанное предписание выдано по результатам внеплановой выездной проверки, проведённой в отношении ГУЗ «ГКБ № 1» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела Государственной инспекции в Забайкальском крае (по правовым вопросам) Барбуевой Е.Б. с нарушением установленного порядка, а именно, при проведении проверки не было предъявлено служебное удостоверение уполномоченными на проверку должностными лицами, кем из должностных лиц является Барбуева Е.Б., ГУЗ «ГКБ № 1» не известно, так как при проверке не было предъявлено служебное удостоверение, а должностной регламент по занимаемой Барбуевой Е.Б. должности не представляется возможным изучить по причине его отсутствия в открытых источниках, распоряжение на проверку было получено по электронной почте, лично под роспись не вручалось, в распоряжении указано два должностных лица, уполномоченных на проведение проверки, акт проверки и предписание подписаны одним должностным лицом (о том, что проверка проводится одним должностным лицом и каким именно, ГУЗ «ГКБ № 1» не известно), акт проверки и предписание, составленные в один день, не были вручены личного главному врачу или полномочному представителю по месту проведения проверки, о времени и месте составления акта ни главный врач, ни полномочный представитель не были заблаговременно уведомлены, в пункте 2 предписания требует предоставления излишнего документа в виде списка работников, перед которыми у ГУЗ «ГКБ № 1», по мнению проверяющего должностного лица, имеется задолженность. Указанный список работников меняется ежедневно, так как у того или иного работника наступает период отпуска и по факту всем медицинским работникам, получающим федеральные стимулирующие выплаты за работу с COVID-19 не был начислен и выплачен районный коэффициент в части повышенного размера, установленного для Забайкальского края. Кроме того, административный иск мотивирован невозможностью исполнения предписания по причине установления неразумных сроков для его исполнения, которые оканчиваются до того, как оканчивается срок оспаривания предписания и до того, как возбуждается дело об административном правонарушении в отношении ГУЗ «ГКБ № 1». Исполнение предписания невозможно также и по причине того, что его выполнение повлечёт за собой нецелевое использование средств ОМС и нарушение бюджетного законодательства РФ, кроме того, на счету учреждения фактически отсутствуют денежные средства на требуемые в предписании выплаты. Исполнение предписания невозможно пока до ГУЗ «ГКБ № 1» не будут доведены лимиты на выплату повышенного районного коэффициента на федеральные стимулирующие выплаты, в том числе при предоставлении работникам очередных оплачиваемых отпусков.

Одновременно административный истец ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока на обращение с вышеназванным исковым заявлением в суд, ссылаясь на то, что первоначально административное исковое заявление было подано в Ингодинский районный суд г. Читы своевременно (ДД.ММ.ГГГГ), однако заявление было возвращено ввиду отсутствия в доверенности представителя права на подписание и подачу именно административного иска в суд от имени и в интересах ГУЗ «ГКБ № 1», в связи с чем, повторно иск подан уже за пределами срока.

В судебном заседании представитель административного истца поддержала ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления, указав на позднее получение от суда определения о возврате искового заявления (ДД.ММ.ГГГГ), требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении и дополнении к нему, просила иск удовлетворить, в дополнение пояснила, что акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведённой с нарушением действующего законодательства, нельзя считать законным, а предписание учреждению выдано именно на основании этого акта проверки. Требование в предписании о выплате районного коэффициента на стимулирующие выплаты по постановлению Правительства РФ № 415 не может быть исполнено, поскольку есть решение Забайкальского краевого суда ДД.ММ.ГГГГ по административному иску забайкальского прокурора, которым подтверждено, что размер стимулирующих выплат, исходя из методики их расчёта, уже содержит районный коэффициент. Кроме того, просила принять во внимание неактуальность выданного предписания от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ порядок выплат стимулирующего характера изменён. После определения источника финансирования, доведения лимитов до учреждения и по поступлении ДД.ММ.ГГГГ денежных средств на эти цели соответствующие доплаты региональной части районного коэффициента работникам по постановлению Правительства РФ от 12.04.2020 № 484 были незамедлительно произведены.

Административный ответчик о времени и месте судебного разбирательства извещён, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайств не заявлял. В ранее состоявшемся судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель Государственной инспекции труда в Забайкальском крае Симатова О.Н., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с административным иском не согласилась, полагала иск не подлежащим удовлетворению как по существу, так и в связи с истечением срока подачи искового заявления, указала на обоснованность и законность выданного ГУЗ «ГКБ № 1» предписания, поскольку учреждением были допущены нарушения в части невыплаты в полном объёме работникам больницы, непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией в стационарных условиях, за период с апреля по октябрь 2020 года выплат стимулирующего характера по постановлениям Правительства РФ № 415 и № 484.

В силу части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению настоящего административного дела. Дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика, явка которого не признана обязательной.

Заслушав объяснения представителя административного истца, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из части 2 статьи 357 Трудового кодекса РФ, предписание государственного инспектора труда может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Из материалов дела следует, что первоначально ГУЗ «ГКБ № 1» обратилось в суд ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о признании незаконным и отмене предписания от ДД.ММ.ГГГГ. Определением судьи Ингодинского районного суда г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ отказано в принятии административного искового заявления учреждения, поскольку исковое заявление подписано и предъявлено представителем административного истца по доверенности Чижовой Н.В., однако согласно доверенности, приобщённой к административному иску, не оговорено специальное право представителя на подписание именно административного искового заявления и предъявления его в суд от имени и в интересах ГУЗ «ГКБ № 1». Указанное определение суда административным истцом получено ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается входящим номером.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

В этот же день (ДД.ММ.ГГГГ) административным истцом повторно подано административное исковое заявление с приложением надлежащей доверенности на представителя. При таких обстоятельствах, причина пропуска срока административным истцом для подачи настоящего искового заявления является уважительной, в связи с чем, пропущенный срок на обращение с вышеназванным административным исковым заявлением в суд о признании незаконным и отмене предписания подлежит восстановлению.

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.

В силу статьи 352 Трудового кодекса РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом. К основным способам защиты трудовых прав и свобод отнесён государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Таким образом, работнику предоставлено право выбора способа защиты нарушенных трудовых прав, в том числе, посредством обращения в государственную инспекцию труда.

Статьёй 356 Трудового кодекса РФ предусмотрен перечень полномочий федеральной инспекции труда, к которым отнесены, в частности, осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведение приёма и рассмотрение жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (абзацы второй и пятнадцатый).

В соответствии с абзацем шестым части первой статьи 357 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Согласно части второй статьи 357 Трудового кодекса РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Судом установлено, что в связи с рассмотрением требования прокуратуры Забайкальского края о проведении внеплановой выездной проверки исполнения трудового законодательства в ГУЗ «ГКБ № 1» (исх. 07-1-32-2020 от ДД.ММ.ГГГГ) распоряжением руководителя Государственной инспекцией труда № от ДД.ММ.ГГГГ установлено в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ провести в отношении ГУЗ «ГКБ № 1» (ОГРН &lt,данные изъяты&gt,, юридический адрес: &lt,адрес&gt,) внеплановую выездную проверку исполнения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Лицами, уполномоченными на проведение проверки, назначены: заместитель начальника отдела по правовым вопросам Барбуева Е.Б. и государственный инспектор труда по правовым вопросам Дюкова А.А.

Согласно акту проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, составленному заместителем начальника отдела Государственной инспекции в Забайкальском крае (по правовым вопросам) Барбуевой Е.Б., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ГУЗ «ГКБ № 1» ею была проведена внеплановая выездная проверка.

Фактически такая проверка в отношении ГУЗ «ГКБ № 1» не проводилась, в отношении юридического лица была проведена документарная проверка.

Подтверждение тому, что на отдел, в котором работает Барбуева Е.Б. заместителем начальника, возложены функции по организации и осуществлению федерального государственного надзора в сфере труда, а сама Барбуева Е.Б. является государственным инспектором труда, в материалах дела отсутствует, суду не представлено.

В акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ отражено, что в ГУЗ «ГКБ № 1», функционирующем как моностационар для госпитализации пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-2019, приказом главного врача от ДД.ММ.ГГГГ№-од утверждено временное штатное расписание в количестве 1413 штатных единиц, однако в нарушение требований статей 146, 148, 315 и 316 Трудового кодекса РФ, Закона Забайкальского края от 14.10.2008 № 39-ЗЗК «О районном коэффициенте и процентной надбавке к заработной плате работников государственных органов и государственных учреждений Забайкальского края, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений» при наличии права на получение стимулирующих выплат по Постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 № 415 ГУЗ «ГКБ № 1» за период с апреля по октябрь 2020 года указанные выплаты производила с учётом районного коэффициента в размере 20 %, в нарушение требований статей части 2 статьи 22 и части 6 статьи 136 Трудового кодекса РФ заработная плата за период с апреля по октябрь 2020 года работникам ГУЗ «ГКБ № 1» выплачивалась не в полном объёме с начислением районного коэффициента 1,2 на выплаты стимулирующего характера по Постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 № 415, тогда как в соответствии с Законом Забайкальского края от 14.10.2008 № 39-ЗЗК «О районном коэффициенте и процентной надбавке к заработной плате работников государственных органов и государственных учреждений Забайкальского края, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений» районный коэффициент установлен в размере 1,4, в нарушение требований статьи 136 Трудового кодекса РФ работникам ГУЗ «ГКБ № 1» не начислена и не выплачена денежная компенсация за неполную выплату заработной платы в установленный срок при выплатах стимулирующего характера по Постановлению № 415 и Постановлению № 484 с начислением районного коэффициента 1,4, начисление оплаты отпуска производилось без учёта районного коэффициента, установленного Законом Забайкальского края от 14.10.2008 № 39-ЗЗК, в нарушение статьи 22, части 9 статьи 136 Трудового кодекса РФ установлена задолженность по невыплаченным денежным средствам в качестве отпускных, начисленных на стимулирующие выплаты за работу с больными новой коронавирусной инфекцией.

В адрес работодателя вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении выявленных нарушений, согласно которому административному истцу предписано: 1) в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушение статей 22, 136, 146, 148, 315 и 316 Трудового кодекса РФ, Закона Забайкальского края от 14.10.2008 № 39-ЗЗК «О районном коэффициенте и процентной надбавке к заработной плате работников государственных органов и государственных учреждений Забайкальского края, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений» на выплаты стимулирующего характера по постановлению Правительства РФ от 12.04.2020 № 484, Постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 № 415 (в апреле 323 работника: врачи – 111, СМП – 139, ММП – 73, в мае 441 работник: врачи – 125, СМП – 211, ММП – 205, в июне 523 работника: врачи – 134, СМП – 265, ММП – 124, в июле 526 работников: врачи – 134, СМП – 270, ММП – 122, в августе 492 работника: врачи – 129, СМП – 250, ММП – 113, в сентябре 488 работников: врачи – 120, СМП – 253, ММП – 115, в октябре 643 работника: врачи – 159, СМП – 326, ММП – 158) и постановлению Правительства РФ от 12.04.2020 № 484 (в апреле 322 работника: врачи – 90, СМП – 151, ММП – 81, в мае 398 работников: врачи – 110, СМП – 195, ММП – 93, в июне 482 работника: врачи – 125, СМП – 254, ММП – 103, в июле 485 работников: врачи – 120, СМП – 264, ММП – 101, в августе 432 работника: врачи – 113, СМП – 224, ММП – 95, в сентябре 432 работника: врачи – 108, СМП – 226, ММП – 98, в октябре 569 работников: врачи – 142, СМП – 284, ММП – 143) начислить и выплатить районный коэффициент в размере 20 % (1,2), тогда как в соответствии с Законом Забайкальского края от 14.10.2008 № 39-ЗЗК районный коэффициент установлен 1,4, с учётом статьи 236 Трудового кодекса РФ, 2) в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушение статей 22, 136 Трудового кодекса РФ: начислить работникам ГУЗ «ГКБ № 1» оплату отпуска с учётом районного коэффициента, установленного Законом Забайкальского края от 14.10.2008 № 39-ЗЗК, и предоставить в Государственную инспекцию труда в Забайкальском крае список работников, перед которыми имеется задолженность в качестве отпускных, начисленных на стимулирующие выплаты по постановлениям № 415 и № 484, 3) в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушение статей 22, 136 Трудового кодекса РФ: выплатить работникам ГУЗ «ГКБ № 1» оплату отпуска с учётом районного коэффициента, установленного Законом Забайкальского края от 14.10.2008 № 39-ЗЗК (перед работниками которыми имеется задолженность в качестве отпускных, начисленных на стимулирующие выплаты по постановлениям № 415 и № 484).

Из изложенного следует, что предписание, выданное ГУЗ «ГКБ № 1», обусловлено обстоятельствами нарушения работодателем норм трудового законодательства Российской Федерации, а именно, требований Трудового кодекса РФ, в части, касающейся выплат стимулирующего характера работникам ГУЗ «ГКБ № 1» за работу с больными новой коронавирусной инфекцией по постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 № 415 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объёме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» и по постановлению Правительства РФ от 12.04.2020 № 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объёме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19» без начисления районного коэффициента в повышенном размере (40 %) как работникам государственного учреждения здравоохранения Забайкальского края.

Между тем, административным ответчиком не было учтено следующее.

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146). При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ).

Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.11.1967 № 512/П-28 на всей территории Забайкальского края (бывшей Читинской области) установлен районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений лёгкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, для которых эти коэффициенты по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не установлены, в размере 1,2.

Законом Забайкальского края от 14.10.2008 № 39-ЗЗК «О районном коэффициенте и процентной надбавке к заработной плате работников государственных органов и государственных учреждений Забайкальского края, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений» установлены повышающие размеры районных коэффициентов к заработной плате для лиц, работающих в государственных органах и государственных учреждениях Забайкальского края, и предельные размеры повышения районных коэффициентов, устанавливаемых муниципальными образованиями, входящими в состав Забайкальского края (с учётом районного коэффициента, установленного в соответствии с федеральным законом) — 1,4 на всей территории края за исключением районов, в которых установлены повышенные коэффициенты.

В 2020 году федеральным законодательством были установлены две выплаты стимулирующего характера: по постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 № 415 – за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения этой инфекцией (такая выплата осуществлялась с 30.01.2020 по 31.10.2020, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.10.2020 № 1762 документ утратил силу с 01.11.2020), по постановлению Правительства РФ от 12.04.2020 № 484 – за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (выплата осуществлялась с апреля по октябрь 2020 года). Каждым из указанных документов были предусмотрены соответствующие правила, которые регламентировали порядок осуществления данных выплат.

Указанные выплаты были установлены в разных размерах.

Стимулирующая выплата за особые условия труда и дополнительную нагрузку установлена в процентах от среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте РФ за девять месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики.

Стимулирующая выплата за выполнение особо важных работ установлена: для врачей, оказывающих скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, – 50 000 рублей в месяц, для среднего медицинского персонала, младшего медицинского персонала и водителей скорой медицинской помощи – 25 000 рублей в месяц, для врачей, оказывающих специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, – 80 000 рублей в месяц, для среднего медицинского персонала – 50 000 рублей в месяц, для младшего медицинского персонала – 25 000 рублей в месяц.

Во исполнение постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 415 Правительством Забайкальского края принято постановление от 09.05.2020 № 145 «О выплатах стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией».

Согласно пункту 2 указанного постановления определено, что размеры стимулирующих выплат, указанные в пункте 1 настоящего постановления, включают в себя районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Решением Забайкальского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление первого заместителя прокурора Забайкальского края в интересах неопределённого круга лиц о признании недействующим пункта 2 постановления Правительства Забайкальского края от 09.05.2020 № 145 «О выплатах стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией», оставлено без удовлетворения. Из правовой позиции, изложенной в указанном решении суда, следует, что размер выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам был установлен оспариваемым постановлением Правительства Забайкальского края исходя из среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Забайкальском крае за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики, что свидетельствует о наличии в составе рассматриваемой выплаты сумм районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом, действовавшие на момент принятия оспариваемого постановления Правительства Забайкальского края № 145 от 09.05.2020 Правила, утверждённые постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 415 не возлагали на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязанность по начислению сверх устанавливаемого размера выплат стимулирующего характера сумм районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а лишь предоставили право предусмотреть повышение уровня выплат стимулирующего характера за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 12).

Во исполнение постановления Правительства РФ от 12.04.2020 № 484 Правительством Забайкальского края принято постановление от 09.05.2020 № 146 «О выплатах стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19».

Согласно пункту 2 указанного постановления (в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 18.05.2020 № 158) определено, что на выплаты, указанные в пункте 1 настоящего постановления, начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При этом на Министерство здравоохранения Забайкальского края возложена обязанность направить средства, предоставленные бюджету Забайкальского края в форме иного межбюджетного трансферта, на обеспечение в апреле-июне 2020 года выплат стимулирующего характера в медицинских организациях и их структурных подразделениях (в том числе оказывающих скорую медицинскую помощь), фактически оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с установленным Министерством здравоохранения РФ временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 (пункт 4), указанные средства направляются в соответствии с указанными в пункте 12 Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, в целях софинансирования в полном объёме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, локальными нормативными актами медицинских организаций, принятыми в связи с наличием граждан, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и согласованными с Министерством здравоохранения Забайкальского края (пункт 5).

Согласно приказу Минздрава России от 19.03.2020 № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» руководитель медицинской организации утверждает временное штатное расписание медицинской организации и осуществляет перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам, заключаемых в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

В соответствии с распоряжением Министерства здравоохранения Забайкальского края от 27.03.2020 № 328/р и приказом главного врача ГУЗ «ГКБ № 1» от ДД.ММ.ГГГГ№-од работа данного учреждения организована в качестве госпитальной базы для оказания медицинской помощи пациентам с внебольничной бактериальной, вирусно-бактериальной пневмонией, в том числе вызванной COVID-2019.

Приказом главного врача от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены: положение ГУЗ «ГКБ № 1» о выплатах стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам учреждения, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией и положение ГУЗ «ГКБ № 1» о выплатах стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам ГУЗ «ГКБ № 1», непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.

Данными локальными актами медицинской организации установлены перечни подразделений, работа в которых даёт право на указанные выплаты стимулирующего характера, и перечень должностей медицинских работников, имеющих на них право.

В указанный период с апреля по октябрь 2020 года медицинским и иным работникам ГУЗ «ГКБ № 1», имеющим право на вышеуказанные выплаты, выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку осуществлялись без начисления районного коэффициента, а выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ осуществлялись без региональной (повышающей до 1,4) доли районного коэффициента 20 %.

Как следует из искового заявления, пояснений представителя административного истца, подтверждается письменными доказательствами, в указанный период ГУЗ «ГКБ № 1» неоднократно направляло запросы в Министерство здравоохранения Забайкальского края по вопросу начисления на выплаты стимулирующего характера районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, о финансовом обеспечении указанных расходов, а также запрос в ТФОМС Забайкальского края о возможности направления на указанные цели средств обязательного медицинского страхования (от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№).

Из поступивших ответов, а также из переписки министра здравоохранения Забайкальского края Шангиной А.М. с министром финансов Забайкальского края Антроповой В.А. усматривается, что в связи с острой несбалансированностью бюджета Забайкальского края, решение вопроса по определению источника доходов из средств краевого бюджета для финансирования расходных обязательств по финансовому обеспечению выплаты региональной доли районного коэффициента (20 %) значительно затянулось, фактически вопрос о дополнительных бюджетных ассигнованиях на эти цели был разрешён только к концу декабря 2020 года.

И только ДД.ММ.ГГГГ министром здравоохранения Забайкальского края Шангиной А.М. в письме №, адресованном руководителям медицинских организаций, подведомственных данному министерству, были даны разъяснения о выплатах стимулирующего характера предусмотренных постановлениями Правительства РФ от 12.04.2020 № 484 и от 02.04.2020 № 415, в части начисления на них районного коэффициента.

Исходя из вышеприведённых норм Трудового кодекса РФ, государственная инспекция труда, осуществляя функцию по надзору за работодателями, выявляет допущенные ими нарушения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов и принимает меры по их устранению.

При выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственный инспектор труда вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работника.

Учитывая, что государственный инспектор труда вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работника при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права путём вынесения предписания, а в данном случае вопрос о правильности начисления и выплаты районного коэффициента к выплатам стимулирующего характера работникам ГУЗ «ГКБ № 1» за работу с больными новой коронавирусной инфекцией по постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 415 и по постановлению Правительства РФ от 12.04.2020 № 484 таким очевидным нарушением не является, поскольку имеется спор о характере и порядке применения повышающего размера районного коэффициента (региональной доли) к стимулирующим выплатам, а также принимая во внимание, что данный вопрос являлся предметом судебного разбирательства, и решение Забайкальского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени в законную силу не вступило, обжалуется, то у Государственной инспекции труда по Забайкальскому краю не имелось оснований и полномочий для вынесения оспариваемого предписания.

Таким образом, предписание Государственной инспекции труда в Забайкальском крае № от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 175, 177, 179, 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» удовлетворить.

Признать предписание заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Забайкальском крае Барбуевой Е.Б. от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным, отменить его.

Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в Забайкальский краевой суд через Ингодинский районный суд г. Читы в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 25 января 2021 года.

Судья Л.Ю. Калгина