Решение № 2А-1801/18 от 21.09.2018 Кировского районного суда г. Томска (Томская область)

№ 2а-1801/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 сентября 2018 года Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего А.С. Лонь

при секретаре Е.А. Казанцевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Томска в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, Российской Федерации к Управлению федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области о признании информации, размещенной на страницах сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,

с участием: представителя истца – помощника прокурора г. Томска Баунтюк К.М.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Томска обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, Российской Федерации к Управлению Роскомнадзора по Томской области о признании информации, размещенной на страницах сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой г.Томска проведена проверка соблюдения требований ФЗ от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» по факту размещения информации, распространение которой запрещено в РФ, на Интернет-сайтах: /________/ По результатам проверки установлено, что на указанных сайтах размещена информация о возможности приобретения различных медицинских справок без прохождения обязательных медицинских осмотров у врачей, наличие в свободном доступе на указанных сайтах подобного рода предложений о получении за денежные средства медицинских справок нарушает права неопределенного круга лиц и ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан в случае получения медицинских справок об установлении юридического факта отсутствия заболеваний лицами, не имеющими законного права по состоянию здоровья на получение таких справок. Какие-либо ограничения по доступу к указанному Интернет-ресурсу не установлены. Любой пользователь может свободно зайти на данные сайты с помощью персонального компьютера или любого иного устройства, посредством введения URL-адресов: /________/,, может получить доступ к рассматриваемому Интернет-сайту и его контенту. Таким образом, в ходе проверки установлено, что обеспечивается открытый доступ к интернет-страницам: /________/ деятельность которых, в свою очередь, осуществляется с нарушением Федерального закона № 149-ФЗ. Указывают, что сведения, размещённые на указанных выше интернет-сайтах, вводят в заблуждение неопределённый круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования различных медицинских справок без прохождения медицинского осмотра, побуждают неопределённый круг лиц к совершению преступлений, правонарушений и способствуют их совершению. Кроме того, эти сайты оказывают прямое негативное воздействие на нравственность граждан – пользователей сети «Интернет», чем нарушаются конституционные права неопределённого круга лиц свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, гарантированным Конституцией Российской Федерации. Учитывая изложенное, с учётом уточнения требований, просят признать информацию, размещённую на Интернет-сайтах: /________/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Представитель административного истца – помощник прокурора г. Томска Баунтюк К.М. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.

Административный ответчик – Управление федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, представителя в суд не направил, представил письменные пояснения по делу, не содержащие основанные на нормах действующего законодательства возражения относительно заявленных требований, а также заявление о рассмотрении настоящего административного дела в отсутствие представителя Управления.

Выслушав представителя административного истца, определив на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий, обеспечении защиты информации.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть — технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В силу ст. 9, 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица. Владелец сайта в сети «Интернет» обязан разместить на принадлежащем ему сайте информацию о своих наименовании, месте нахождения и адресе, адресе электронной почты для направления заявления, указанного в статье 15.7 настоящего Федерального закона, а также вправе предусмотреть возможность направления этого заявления посредством заполнения электронной формы на сайте в сети «Интернет». При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Пунктами 1, 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее — реестр). В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ).

Статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков.

В соответствии со ст. 11.32 Кодекса Российской Федерации oб административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение установленного порядка обязательного медицинского освидетельствования у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров.

Обязанность проведения медицинского осмотра и получение на основании него медицинской справки установленного образца предусмотрено ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Аналогичное требование закреплено и в Приказе Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств».

Абзацем 15 ст. 13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» установлено, что для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление, составленное в установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки противопоказаний, владению оружием и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы.Более того, согласно п. 5 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия.

Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Статьей 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Противодействие коррупции — это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, в том числе по предупреждению коррупции, по ее выявлению и последующему устранению ее причин.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ одной из мер противодействия коррупции является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

Таким образом, действующим законодательством также устанавливается необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим признаки пропаганды совершения коррупционных преступлений.

В судебном заседании установлено, что в результате осмотра нашел подтверждение факт того, что Интернет-страницы /________/ содержат информационный материал визуального характера «Купить больничный лист в Томске», «Стоимость справки в бассейн: 1 шт. – 300 руб., 2 шт. – 500 руб., 3 шт. – 700 руб.», «Стоимость справки 095/095У 500 руб. за одну справку», «Медицинские справки 086у в Москве, стоимость справки: 500 руб.», «Справка в день заказа», «Заказать медицинскую справку online», «Медицинская справка в бассейн для детей и взрослых», «Медицинские справки от врача в Москве», «Медицинский центр справок», «Медицинские книжки, срочное оформление медкнижек», «Справка в бассейн».

На момент проверки указанные Интернет-ресурсы в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесены. Согласно универсальному сервису проверки ограничения доступа к сайтам и (или) страницам сайтов сети «Интернет» Роскомнадзора (http://eais.rkn.gov.ru) доступ к указанным сайтам не ограничен.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются материалами дела, скриншотами с сайтов.

Представлены скриншоты страниц данных сайтов, из которых ясно следует:

— /________/- предлагается купить больничный лист,

— /________/ предлагается купить справку в бассейн,

/________/ — предлагается купить справку,

— /________/- предлагается купить медицинскую справку,

— /________/ указано на возможность приобретения справки в день заказа с бесплатной доставкой,

— /________/ — указано на возможность заказать медицинскую справку онлайн,

/________/ — указано на возможность оформить справку для посещения бассейна,

/________/ — предлагается купить справки для ГИБДД, 095/095у, 082у,

— /________/ предлагается оформить справку нужной медицинской формы,

— /________/ – предлагается оформить медицинскую книжку в течение 1 дня.

/________/ — указано на возможность оформления справки в бассейн с доставкой до станции метро.

При таких обстоятельствах, суд считает, что информация, размещенная на Интернет-сайтах /________/, является запрещенной, поскольку за совершение действий, размещенных на данных интернет-сайтах, предусмотрена уголовная и административная ответственность, а ее распространение нарушает права и законные интересы граждан, оказывают прямое негативное воздействие на нравственность граждан — пользователей сети «Интернет», чем нарушают конституционные права неопределенного круга лиц свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, гарантированным Конституцией Российской Федерации.

Таким образом, суд, учитывая, что вышеуказанные интернет-сайты не включены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а установить их владельцев не представляется возможным, считает требования прокурора г. Томска в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175–180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора г. Томска в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, Российской Федерации к Управлению федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области о признании информации, размещенной на страницах сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено удовлетворить.

Признать информацию, размещённую на страницах сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» — /________/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение является основанием для внесения указателей страниц сайтов — /________/ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Апелляционная жалоба может быть подана в Томский областной суд через Кировский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья (подпись) А.С. Лонь

Верно.

Судья А.С. Лонь

Секретарь ФИО3