Решение № 2А-1574/20 от 16.07.2020 Рубцовского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2а-1574/2020

22RS0011-02-2020-001298-33

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июля 2020 года Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Хильчук Н.А.,

при секретаре Кузик Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Рубцовска Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Рубцовска Алтайского края о признании бездействий незаконными и обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Рубцовска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Рубцовска Алтайского края о признании бездействий незаконными и обязании совершить действия. В обоснование требований указал, что прокуратурой г. Рубцовска в рамках осуществления надзора за соответствием нормативно-правовых актов органов местного самоуправления требованиям действующего законодательства, проведена проверка, по результатам которой установлены нарушения.

Так, при проверке постановления Администрации города Рубцовска от 15.08.2019 №2151 «Об установлении норматива затрат, размера платы родителей (законных представителей) и компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, муниципальных автономных дошкольных общеобразовательных учреждениях, дошкольных группах при муниципальных общеобразовательных учреждениях города Рубцовска, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования» (далее по тексту – Постановление) установлено, что нормативный правовой акт не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.

В соответствии с ч.1 ст.65 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (далее – Закон) дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми, под которыми следует понимать комплекс мер по организации питания, хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления (п.3 ч.1 ст.9 Закона).

В этой связи ч.2 ст.65 Закона установлено, что за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее — родительская плата), и ее размер, если иное не установлено Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке.

Согласно ч.4 ст.65 Закона не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях. Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.

Вместе с тем, в нарушение ч.4 ст.65 Закона, согласно п.2 Постановления установлено, что плата родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в месяц, в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждениях, дошкольных группах при муниципальных бюджетных образовательных учреждениях города Рубцовска, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, составляет 2000 (две тысячи) рублей при режиме пребывания 12 часов, в том числе без затрат на питание в размере 1 453,30 (одна тысяча четыреста пятьдесят три рубля 30 коп.), включая выполнение плановых ремонтных работ в летний период в течение 30 календарных дней.

Согласно информации МКУ «Управление образования» г. Рубцовска от 21.04.2020 в калькуляцию затрат платы родителей без затрат на питание в размере 1 453,30 (одна тысяча четыреста пятьдесят три рубля 30 коп.), включая выполнение плановых ремонтных работ в летний период в течение 30 календарных дней, включая расходы на приобретение мягкого инвентаря (полотенца, наволочки, простыни, пододеяльники, одеяла, подушки и до.) в размере 108,58 руб. в месяц, затраты на выполнение предписаний контролирующих органов, дератизация, дезинсекция и дезинфекция помещений, производственный контроль, поверка весов, бактерицидных ламп, приобретение конфорок, тенов, пакетников на электроплиты, ремонт кухонного оборудования, прожарка белья, химчистка ковров и др. в размере 1257,55 руб. в месяц, расходы на приобретение материалов для организации питания детей (тарелки, чайные пары, ложки, кастрюли и др.) в размере 20375 руб. в месяц, расходы на приобретение материалов для обеспечения личной гигиены (хозяйственное и туалетное мыло, стиральный порошок, хлорамин, чистящие средства, туалетная бумага и др.) в размере 66,42 руб. в месяц.

В указанной информации также указано, что денежные средства, поступившие на расчетный счет МКУ «Управление образования» г. Рубцовска, при закрытии дошкольных учреждений в летний период направляются муниципальным дошкольным образовательным учреждениям на подготовку данного учреждения к новому учебному году в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.

Таким образом, включение в плату родителей (законных представителей) периодов фактического неоказания услуг по присмотру и уходу за детьми, а именно – выполнения плановых ремонтных работ в летний период в течение 30 календарных дней в дошкольных образовательных учреждениях города, является незаконным, так как в данный период комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня не осуществляется. Родительская плата имеет целевое назначение, направляется на организацию питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей по соблюдению ими личной гигиены и режима дня. Если в детском учреждении ведутся ремонтные работы, в связи с чем дети не посещают детское учреждение, то плата не может взиматься с родителей, так как услуги по присмотру и уходу за детьми не оказываются.

Как усматривается из уставов дошкольных образовательных учреждений города, источниками формирования финансовых ресурсов учреждения, в том числе, является плата родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми.

Между тем, расходы на оплату труда и начисления на оплату труда вспомогательного персонала образовательного учреждения, не может относиться к числу расходов, произведенных родителями в составе платы за присмотр и уход за детьми по следующим основаниям.

В силу статей 2, 22 и 136 Трудового кодекса Российской Федерации выплата заработной платы является обязанностью работодателя, возникающей в результате заключения трудового договора между работником и работодателем. Заработная плата выплачивается на основании Трудового законодательства Российской Федерации, и ее выплата ставится в зависимость от уплаты родителями воспитанников платы за присмотр и уход за детьми.

На основании изложенного, затраты, связанные с оплатой труда и начисления на оплату труда вспомогательного персонала образовательного учреждения является прямой обязанностью работодателя, а не обязанностью родителей воспитанников дошкольных образовательных учреждений г.Рубцовска.

Ссылки на решения судов и судебной практики, указанные Администрацией г. Рубцовска в ответе на протест прокурора города являются несостоятельными, так как доводы, изложенные в данных судебных решениях являются предметом оспаривания прокуратурой города, в связи с том, что не требуется отменить взимание с родителей платы за присмотр и уход за детьми в полном объеме, а вопрос стоит об исключении из платы периодов выполнения плановых ремонтных работ в летний период в течение 30 календарных дней в дошкольных образовательных учреждениях города, то есть тогда, когда фактически не оказываются услуги по присмотру и уходу за детьми.

02.03.2020 прокурором города в адрес главы города с требованием привести Постановление в соответствие с действующим законодательством принесен протест.

Вместе с тем, до настоящего времени данные требования прокурора города не исполнены.

Выявленные нарушения влекут негативные последствия в виде нарушения прав несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) по взысканию платы за присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории города, при фактическом непредоставлении муниципальной услуги.

В качестве доказательств, которые судом могут быть использованы при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения административного дела, прокурор полагает необходимым указать следующее: оспариваемое постановление Администрации города Рубцовска от 15.08.2019 №2151, сведения об официальном опубликовании нормативно-правового акта, копия протеста прокурора города от 02.03.2020, копия ответа Администрации г. Рубцовска от 26.03.2020 на протест прокурора города с приложением материалов, копия возврата на рассмотрение протеста от 30.03.2020, копия ответа Администрации г. Рубцовска от 28.04.2020, информации МКУ «Управление образования» г. Рубцовска от 20.04.2020 и 21.04.2020, копии иных материалов проверки, которые прилагаются к настоящему заявлению. Административный истец просил:

1. Признать бездействие Администрации города Рубцовска (ИНН 2209011079) по невнесению изменений в п.2 постановления Администрации города Рубцовска от 15.08.2019 №2151 «Об установлении норматива затрат, размера платы родителей (законных представителей) и компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, муниципальных автономных дошкольных общеобразовательных учреждениях, дошкольных группах при муниципальных общеобразовательных учреждениях города Рубцовска, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования», незаконным.

2. Обязать Администрацию города Рубцовска (ИНН 2209011079) привести постановление Администрации города Рубцовска от 15.08.2019 №2151 «Об установлении норматива затрат, размера платы родителей (законных представителей) и компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, муниципальных автономных дошкольных общеобразовательных учреждениях, дошкольных группах при муниципальных общеобразовательных учреждениях города Рубцовска, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования» в соответствие с действующим законодательством – изменить п.2 постановления Администрации города Рубцовска от 15.08.2019 №2151, исключив из состава платы за присмотр и уход за детьми взимание платы родителей в период выполнения плановых ремонтных работ в летний период в течение 30 календарных дней.

Представитель административного истца старший помощник прокурора г. Рубцовска Мурамцева Н.Я. в судебном заседании требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Администрации города Рубцовска Алтайского края в судебном заседании отсутствовал, извещен в установленном порядке.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Представитель заинтересованного лица МКУ «Управление образования» города Рубцовска Олешко В.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований прокурора г.Рубцовска поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве на административное исковое заявление. В обоснование возражений указал, что в соответствии с пунктами 4.5 и 4.6 Инструкции по делопроизводству Администрации города Рубцовска Алтайского края, утвержденной постановлением от 22.05.2013 №2680, МКУ «Управление образования» г.Рубцовска является ответственным учреждением за создание проекта нормативного правового акта оспариваемого истцом. В соответствии со статьей 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Ответчиком 15.08.2019 было принято постановление № 2151 «Об установлении норматива затрат, размера платы родителей (законных представителей) и компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждениях, дошкольных группах при муниципальных общеобразовательных учреждениях города Рубцовска, реализующих образовательную программу дошкольного образования» (далее — Постановление). Размер родительской платы рассчитан на основании письма Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 30.04.2013 № 02 — 04/07/234 «О предоставлении информации» и письма Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 23.10.2014 № 02 — 02/02/2825 «О размере платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми». Ссылка Истца на ст.ст. 2, 22, 136 Трудового кодекса Российской Федерации не состоятельна, так как Ответчик не является работодателем вспомогательного персонала дошкольного образовательного учреждения, а финансирует заработную плату вспомогательного персонала дошкольного образовательного учреждения из средств бюджета муниципального образования город Рубцовск Алтайского края. Пунктом 2 Постановления установлена плата родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в месяц в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждениях, дошкольных группах при муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях города Рубцовска, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в размере 2 000 (две тысячи) рублей при режиме пребывания 12 часов, в том числе без затрат на питание в размере 1 453,30 (одна тысяча четыреста пятьдесят три рубля 30 коп.) рублей, включая выполнение плановых ремонтных работ в летний период в течение 30 календарных дней. При расчете норматива затрат на оказание услуг по присмотру и уходу за детьми в дошкольных образовательных учреждениях учитываются следуюшие затраты: оплата труда, начисления на оплату труда, увеличение стоимости материальных запасов, в том числе мягкий инвентарь, питание детей, материалы для организации питания, материалы для обеспечения личной гигиены. В период выполнения плановых ремонтных работ в летний период в дошкольных образовательных учреждениях проводится подготовка к новому учебному году. В данный период в родительскую плату включены расходы на выполнение требований санитарного законодательства (дезинфекция, дезинсекция, дератизация, камерная обработка постельных принадлежностей), затраты на приобретение мягкого инвентаря, материалы для организации питания, материалы для обеспечения личной гигиены и иные организационные мероприятия связанные с работой дошкольного образовательного учреждения в течении нового учебного года. Согласно ч.2 ст.38 Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Согласно ч. 2 ст.44 Закона об образовании органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помошь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Таким образом, родители не могут устраняться от бремени несения расходов на содержание детей (присмотр и уход за детьми) в дошкольных образовательных учреждениях. Вышеуказанная позиция изложена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 №5-П. Кроме того, в постановлении Конетитуционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 №5-П указано, что положения статьи 43 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ее статьи 38, согласно которым материнство и детство, семья находятея под защитой государства (часть 1), а забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей (часть 2). Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, предопределяют — исходя из того, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей, — многоплановую роль публичной власти в этой сфере. Названная конституционная обязанность государства обусловливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты (ст.7, ч.2 Конституции Российской Федерации). Такая поддержка может осуществляться различными способами, в том числе в рамках федеральных программ в области социального развития Российской Федерации (ст.71 п. «е» Конституции Российской Федерации), реализуемых публичной властью всех уровней. Вместе с тем родители в силу конституционной обязанности заботиться о детях не могут устраняться от бремени несения расходов на их содержание в детских дошкольных образовательных учреждениях. Реализация конституционного права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает по смыслу статей 7, 19 (части 1 и 2), 38 (часть 1), 43 (части 1 и 2), 71 пункты «в», «е», 72 (пункт «е» ч.1), 76 (части 1 и 2) и 114 (пункт «в» ч.1) Конституции Российской Федерации, нормативное закрепление соответствующих минимальных федеральных стандартов обеспечения этого права, которые субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны учитывать, осуществляя собственное нормативное регулирование. Обеспечение доступности и бесплатности дошкольного образования обусловлено наличием у государства социальной функции, которая, в свою очередь, предопределяет социальную детерминацию финансовой деятельности. Основой правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу дошкольного образования, и в связи с этим – распределения и использования централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований являются нормы Конституции Российской Федерации, из которых вытекает необходимость надлежащего финансового обеспечения соответствующих полномочий публичной власти: по смыслу статей 7, 71 (пункты «в», «з»), 75 (часть3), 114 пункт «а» части 1) и 132 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления должны при принятии нормативных правовых актов руководствоваться принципом наиболее полного финансирования публично-правовых обязательств, вытекающих из необходимости реализации общегосударственных гарантий права и свобод, закрепленных непосредственно Конституцией Российской Федерации, в частности ее статьями 43 (часть 2) и 38 (часть 1). Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление является необходимой формой осуществления народом своей власти, в Российской Федерации оно признается и гарантируется в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 3 часть 2, статья 12). Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130 часть 1), его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (статья 132 часть 1). Конкретизируя положения Конституции Российской Федерации о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 14, 28 и 29) и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней) (статья 31). Принимая во внимание, что бюджет муниципального образования город Рубцовск Алтайского края является дотационным, в связи с чем Ответчик вынужден установить плату родителей (законных представителей) без затрат на питание в размере 1 453,30 (одна тысяча четыреста пятьдесят три рубля 30 коп.) рублей, включая выполнение плановых ремонтных работ в летний период в течение 30 календарных дней.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно ч.1 ст.65 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (далее – Закон) дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми, под которыми следует понимать комплекс мер по организации питания, хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 9 Закона создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Частью 2 ст.65 Закона установлено, что за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее — родительская плата), и ее размер, если иное не установлено Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке.

Согласно ч.4 ст.65 Закона не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях. Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.

Судом установлено, что Постановлением Администрации города Рубцовска Алтайского края от 15.08.2019 №2151 «Об установлении норматива затрат, размера платы родителей (законных представителей) и компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, муниципальных автономных дошкольных общеобразовательных учреждениях, дошкольных группах при муниципальных общеобразовательных учреждениях города Рубцовска, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования» (далее по тексту – Постановление) установлен норматив затрат на оказание муниципальной услуги за присмотр и уход за детьми в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждениях, дошкольных группах при муниципальных бюджетных образовательных учреждениях города Рубцовска, реализующих образовательную программу дошкольного образования, размере 5 021 (пять тысяч двадцать один) рубль в месяц. Пунктом 2 Постановления установлена плата родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в месяц в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждениях, дошкольных группах при муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях города Рубцовска, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в размере 2 000 (две тысячи) рублей при режиме пребывания 12 часов, в том числе без затрат на питание в размере 1 453,30 (одна тысяча четыреста пятьдесят три рубля 30 коп.) рублей, включая выполнение плановых ремонтных работ в летний период в течение 30 календарных дней. Постановление было опубликовано в газете «Местное время» от 20.08.2019 №64.

В соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой г.Рубцовска при осуществлении надзора за соответствием нормативно-правовых актов органов местного самоуправления требованиям действующего законодательства было установлено, что постановление Администрации города Рубцовска Алтайского края от 15.08.2019 №2151 «Об установлении норматива затрат, размера платы родителей (законных представителей) и компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, муниципальных автономных дошкольных общеобразовательных учреждениях, дошкольных группах при муниципальных общеобразовательных учреждениях города Рубцовска, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования» не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.

Согласно ч.ч.1, 2 ст.23 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

02.03.2020 прокурором города Рубцовска Алтайского края в адрес главы города Фельдмана Д.З. принесен протест, в котором прокурор города указал, что включение в плату родителей (законных представителей) периодов фактического неоказания услуг по присмотру и уходу за детьми, а именно – выполнения плановых ремонтных работ в летний период в течение 30 календарных дней в дошкольных образовательных учреждениях города, является незаконным, так как в данный период комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей по обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня не осуществляется. Выявленные нарушения влекут негативные последствия в виде нарушения прав несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) по взысканию платы за присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории города, при фактическом непредоставлении муниципальной услуги. В соответствии с положениями Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор города обратился с требованием привести постановление Администрации города Рубцовска Алтайского края от 15.08.2019 №2151 «Об установлении норматива затрат, размера платы родителей (законных представителей) и компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, муниципальных автономных дошкольных общеобразовательных учреждениях, дошкольных группах при муниципальных общеобразовательных учреждениях города Рубцовска, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования» в соответствие с действующим законодательством, изменить п.2 постановления Администрации города Рубцовска от 15.08.2019 №2151, исключив из состава платы за присмотр и уход за детьми – взимание платы родителей в период выполнения плановых ремонтных работ в летний период в течение 30 календарных дней.

По итогам рассмотрения протеста Администрацией города Рубцовска Алтайского края 26.03.2020 в адрес прокурора Рубцовска направлено письменное сообщение, в котором со ссылкой на положения ст.65 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Глава города Рубцовска указал, что при расчете норматива затрат на оказание услуг по присмотру и уходу за детьми в дошкольных образовательных учреждениях учитываются следующие затраты: оплата труда, начисления на оплату труда, увеличение стоимости материальных запасов, в том числе мягкий инвентарь, питание детей, материалы для организации питания, материалы для обеспечения личной гигиены. В период выполнения плановых ремонтных работ в летний период в дошкольных образовательных учреждениях проводится подготовка к новому учебному году. В данный период в родительскую плату включены расходы на оплату труда и начисления на оплату труда вспомогательного персонала образовательного учреждения, финансируемых из средств бюджета муниципального образования город Рубцовск Алтайского края, расходы на выполнение требований санитарного законодательства (дезинфекция, дезинсекция, дератизация, камерная обработка постельных принадлежностей) и иные организационные мероприятия. Согласно ч.2 ст.44 Закона об образовании органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Таким образом, родители не могут устраняться от бремени несения расходов на содержание детей (присмотр и уход за детьми) в дошкольных образовательных учреждениях. Данная позиция была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 №5-П). Кроме того, решение о взимании родительской платы за содержание ребенка в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, из расчета норматива, без затрат на питание за дни непосещения ребенком не может рассматриваться как снижающее уровень конституционных гарантий в области получения бесплатного дошкольного образования. Каких-либо федеральных законов, предусматривающих обязанности субъекта Российской Федерации освобождать от уплаты родителей (законных представителей) за содержание детей (за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательную программу дошкольного образования и организациях, осуществляющих образовательную деятельность, при непосещении детьми организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по неуважительным причинам, нет. Администрация города считает, что пункт 2 Постановления не противоречит нормам действующего законодательства.

30.03.2020 заместителем прокурора города Рубцовска Иконниковой С.С. в адрес Главы города Рубцовска Фельдмана Д.З. направлено письмо с требованием безотлагательно вернуться к рассмотрению протеста прокурора города Рубцовска от 02.03.2020 № 02-54-20 и привести постановление Администрации города Рубцовска Алтайского края от 15.08.2019 №2151 «Об установлении норматива затрат, размера платы родителей (законных представителей) и компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, муниципальных автономных дошкольных общеобразовательных учреждениях, дошкольных группах при муниципальных общеобразовательных учреждениях города Рубцовска, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования» в соответствие с действующим законодательством, изменить п.2 постановления Администрации города Рубцовска от 15.08.2019 №2151, исключив из состава платы за присмотр и уход за детьми – взимание платы родителей в период выполнения плановых ремонтных работ в летний период в течение 30 календарных дней, поскольку изложенная в ответе на протест прокурора города позиция Администрации г. Рубцовска не является основанной на положениях законодательства. Родительская плата имеет целевое назначение, направляется на организацию питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей по обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Если в детском учреждении ведутся ремонтные работы, в связи с чем, дети не посещают детское учреждение, то плата не может взиматься с родителей, так как услуги по присмотру и уходу за детьми не оказываются. Как усматривается из уставов дошкольных образовательных учреждений города, источниками формирования финансовых ресурсов учреждения, в том числе, является плата родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми. Между тем, расходы на оплату труда и начисления на оплату труда вспомогательного персонала образовательного учреждения, не может относиться к числу расходов, произведенных родителями в составе платы за присмотр и уход за детьми по следующим основаниям. В силу статей 2, 22 и 136 Трудового кодекса Российской Федерации выплата заработной платы является обязанностью работодателя, возникающей в результате заключения трудового договора между работником и работодателем. Заработная плата выплачивается на основании Трудового законодательства Российской Федерации, и ее выплата ставится в зависимость от уплаты родителями воспитанников платы за присмотр и уход за детьми. На основании изложенного, затраты, связанные с оплатой труда и начисления на оплату труда вспомогательного персонала образовательного учреждения является прямой обязанностью работодателя, а не обязанностью родителей воспитанников дошкольных образовательных учреждений г.Рубцовска. Ссылки на решения судов и судебной практики, указанные Администрацией г. Рубцовска в ответе на протест прокурора города являются несостоятельными, так как доводы, изложенные в данных судебных решениях являются предметом оспаривания прокуратурой города, в связи с том, что не требуется отменить взимание с родителей платы за присмотр и уход за детьми в полном объеме, а вопрос стоит об исключении из платы периодов выполнения плановых ремонтных работ в летний период в течение 30 календарных дней в дошкольных образовательных учреждениях города, то есть тогда, когда фактически не оказываются услуги по присмотру и уходу за детьми.

10.04.2020 протест прокурора города Рубцовска на постановление Администрации города Рубцовска Алтайского края от 15.08.2019 №2151 «Об установлении норматива затрат, размера платы родителей (законных представителей) и компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, муниципальных автономных дошкольных общеобразовательных учреждениях, дошкольных группах при муниципальных общеобразовательных учреждениях города Рубцовска, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования» был повторно рассмотрен на совещании у Главы города Рубцовска. По итогам рассмотрения протеста Администрация города полагала доводы, изложенные в протесте, несостоятельными.

Согласно информации МКУ «Управление образования» г. Рубцовска от 21.04.2020 в калькуляцию затрат платы родителей без затрат на питание в размере 1 453,30 (одна тысяча четыреста пятьдесят три рубля 30 коп.), включая выполнение плановых ремонтных работ в летний период в течение 30 календарных дней, включая расходы на приобретение мягкого инвентаря (полотенца, наволочки, простыни, пододеяльники, одеяла, подушки и до.) в размере 108,58 руб. в месяц, затраты на выполнение предписаний контролирующих органов, дератизация, дезинсекция и дезинфекция помещений, производственный контроль, поверка весов, бактерицидных ламп, приобретение конфорок, тенов, пакетников на электроплиты, ремонт кухонного оборудования, прожарка белья, химчистка ковров и др. в размере 1257,55 руб. в месяц, расходы на приобретение материалов для организации питания детей (тарелки, чайные пары, ложки, кастрюли и др.) в размере 20375 руб. в месяц, расходы на приобретение материалов для обеспечения личной гигиены (хозяйственное и туалетное мыло, стиральный порошок, хлоромин, чистящие средства, туалетная бумага и др.) в размере 66,42 руб. в месяц. В указанной информации также указано, что денежные средства, поступившие на расчетный счет МКУ «Управление образования» г. Рубцовска, при закрытии дошкольных учреждений в летний период направляются муниципальным дошкольным образовательным учреждениям на подготовку данного учреждения к новому учебному году в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.

В соответствии с ч.4 ст.65 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях. Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.

Согласно письму Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 30.07.2013 в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», постановлением Администрации от 05.05.2011 №246 «Об утверждении положения об условиях, порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания в отношении государственных учреждений Алтайского края», приказом комитета Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике от 18.07.2011 №44 «Об утверждении Методических рекомендаций по расчету нормативных затрат на оказание краевыми государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества краевых государственных учреждений» были разработаны Методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание муниципальной услуги по осуществлению ухода и присмотра за детьми и нормативных затрат на содержание имущества. При расчете нормативных затрат на оказание муниципальной услуги по осуществлению ухода и присмотра за детьми не учитываются затраты, непосредственно связанные с реализацией образовательной программы дошкольного учреждения: на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда педагогических работников, на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек в соответствии с нормативами, утвержденными Администрацией Алтайского края. Вместе с тем, в размер родительской платы за присмотр и уход за детьми могут включаться следующие расходы: на оплату труда и начисления на выплаты по охране труда обслуживающего персонала, непосредственно связанного: с медицинским обслуживанием детей, с организацией питания детей, с хранением и эксплуатацией мягкого инвентаря (постельных принадлежностей), на приобретение хозяйственных товаров и инвентаря, непосредственно связанных: с организацией питания детей, с обеспечением личной гигиены и режима дня детей, на приобретение продуктов для организации питания детей. Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми рекомендуется установить на уровне, не превышающем действующий в настоящее время размер родительской платы в соответствующем муниципальном образовании Алтайского края.

Проанализировав положения статей 8, 9 и 65 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», определяющих полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в вопросах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований прокурора г. Рубцовска в интересах неопределенного круга лиц. Отсутствие (недостаточность) средств местного бюджета, закладываемых в финансирование выполнения муниципальными образовательными учреждениями своих функций и услуг не может служить поводом для того, чтобы переложить обязанности возмещения таких расходов на родителей (законных представителей) несовершеннолетних.

Поскольку в соответствии с пунктом 11 статьи 68 «Устава муниципального образования город Рубцовск Алтайского края» муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования в газете «Местное время», сообщение о принятом решении согласно пункту 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию в данном официальном печатном издании.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Рубцовска Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Рубцовска (ИНН **) по невнесению изменений в п.2 постановления Администрации города Рубцовска от 15.08.2019 №2151 «Об установлении норматива затрат, размера платы родителей (законных представителей) и компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, муниципальных автономных дошкольных общеобразовательных учреждениях, дошкольных группах при муниципальных общеобразовательных учреждениях города Рубцовска, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования».

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу п.2 постановления Администрации города Рубцовска от 15.08.2019 №2151 «Об установлении норматива затрат, размера платы родителей (законных представителей) и компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, муниципальных автономных дошкольных общеобразовательных учреждениях, дошкольных группах при муниципальных общеобразовательных учреждениях города Рубцовска, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования» в части включения в состав платы за присмотр и уход за детьми взимание платы родителей в период выполнения плановых ремонтных работ в летний период в течение 30 календарных дней.

Обязать Администрацию города Рубцовска (ИНН **) привести постановление Администрации города Рубцовска от 15.08.2019 №2151 «Об установлении норматива затрат, размера платы родителей (законных представителей) и компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, муниципальных автономных дошкольных общеобразовательных учреждениях, дошкольных группах при муниципальных общеобразовательных учреждениях города Рубцовска, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования» в соответствие с действующим законодательством – изменить п.2 постановления Администрации города Рубцовска от 15.08.2019 №2151, исключив из состава платы за присмотр и уход за детьми взимание платы родителей в период выполнения плановых ремонтных работ в летний период в течение 30 календарных дней.

Опубликовать в газете «Местное время» сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.А. Хильчук