Решение № 2А-1198/20 от 03.08.2020 Керченского городского суда (Республика Крым)

УИД 91RS0012-01-2020-000233-45

Дело №2а-1198/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

03 августа 2020 года город Керчь

Керченский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи – Киселевича А.А.,

при секретаре – Кожуховой М.И.,

с участием помощника Крымского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым – Лыхина В.В., представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю и Федеральной службы исполнения наказаний – Глушик А.И., действующей на основании доверенности, представителя Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю» – Василец В.А., действующей на основании доверенности, представителя Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №91 Федеральной службы исполнения наказаний» – Каминой Ю.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Крымского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю», Федеральной службе исполнения наказаний, заинтересованное лицо: Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть №91 Федеральной службы исполнения наказаний», о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Крымский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в Керченский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю (далее – УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю), Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю» (далее – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю), в котором просило признать незаконным бездействие ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю и УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю в части непринятия мер, направленных на устранение нарушений требований уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю при привлечении осужденных к работам в столовой без проведения предварительных и периодических медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, а также получения личных медицинских книжек, обязать УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю с целью устранения последним нарушений требований уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства в части проведения предварительных и периодических осмотров (обследований) осужденных, трудоустроенных в столовой колонии на должностях повара, кухонного рабочего и резчика пищевой продукции, в объеме, предусмотренном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№н, а также проведения их профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, получения на них личных медицинских книжек в лицензированном на данный вид деятельности учреждении (организации), обязать ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю в течение шести месяцев со дня поступления финансирования устранить нарушения требований уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства путем проведения предварительных и периодических осмотров (обследований) осужденных, трудоустроенных в столовой колонии на должностях повара, кухонного рабочего и резчика пищевой продукции, в объеме, предусмотренном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№н, обязать ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю в течение шести месяцев со дня поступления финансирования получить на осужденных, занятых на должностях повара, кухонного рабочего пекаря, и резчика пищевой продукции, личные медицинские книжки в лицензированном на данный вид деятельности учреждении (организации), обязать ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю в течение шести месяцев со дня поступления финансирования провести профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию осужденных, занятых на должностях повара, кухонного рабочего и резчика пищевой продукции, в лицензированном на данный вид деятельности учреждении (организации). Заявленные требования мотивированы тем, что Крымской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым проведена проверка соблюдения требований уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства при привлечении осужденных к оплачиваемому труду в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю по результатам проведения которой установлено, что к работам в столовой учреждения допускаются лица, не прошедшие предварительные и периодические медицинские осмотры и обследования в полном объеме, а также профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию, личные медицинские книжки на указанных работников учреждением в установленном законодательством порядке не получены. Вместе с тем, действующим правовым регулированием на администрации исправительных учреждений возложена обязанность по обеспечению охраны здоровья осужденных, в том числе путем проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях выявления заболеваний, которые могут распространяться при выполнении определенных видов работ. Действующее законодательство Российской Федерации, обязывая осужденных к лишению свободы трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения, требует в свою очередь от последних соблюдать установленные нормативными правовыми актами положения о проведении периодических профилактических медицинских осмотров в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений). Неисполнение администрацией ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю установленных законодательством вышеназванных требований создает реальную угрозу жизни и здоровью содержащихся в ней осужденных вследствие допуска работников к организации общественного питания без прохождения медицинского осмотра в установленном законодательством порядке. В ходе проведения проверок в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю прокуратурой установлено, что руководством колонии к работам в столовую учреждения привлекается до 11 осужденных на должности повара, кухонного рабочего и резчика пищевой продукции, которые не прошли медицинское обследование в объемах, предусмотренных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№н, личные медицинские книжки на указанных работников учреждением не получены. Ранее, с целью устранения вышеуказанных нарушений уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства, Крымской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым неоднократно вносились представления в адрес администрации ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю (№ от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ), а также прокуратурой Республики Крым в адрес начальника УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю ДД.ММ.ГГГГ внесено представление №Прд-17-25-2019/ с требованием устранить нарушения уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства путем получения личных медицинских книжек на осужденных, привлеченных к работам в столовой ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю, а также прохождения последними профессиональной гигиенической подготовки и аттестации. Однако, администрация исправительного учреждения ограничилась направлением в УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю запросов о необходимости централизованного финансирования мер, направленных на устранение вышеуказанных нарушений уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства, иные меры, направленные на устранение нарушений закона, администрацией ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю и УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю не принимались. Администрация ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю ссылается на отсутствие финансирования на указанные цели и, как следствие, невозможность самостоятельно устранить нарушения уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Вместе с тем, прокурор отмечает, что исправительное учреждение осуществляет хозяйственную деятельность, реализует изготавливаемую продукцию и оказываемые услуги, в связи с чем получает прибыль. При недостаточности в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю денежных средств, ответственность по его обязательствам несет УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. В результате бездействия должностных лиц ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю и УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю нарушение закона до настоящего времени не устранено, что создает реальную угрозу жизни и здоровью лиц, содержащихся в колонии в настоящее время, а также тех, кто прибудет в учреждение в предстоящие периоды для отбывания лишения свободы.

Определением Керченского городского суда Республики Крым от 06 февраля 2020 года административное исковое заявление Крымского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по устранению нарушений закона оставлено без рассмотрения.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ представление Крымского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворено, определение Керченского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ об оставлении административного искового заявления без рассмотрения отменено и административное дело направлено в Керченский городской суд Республики Крым на новое рассмотрение по существу.

Определениями судьи Керченского городского суда Республики Крым, занесенными в протокол судебного заседания от 22 июня 2020 года, к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний (далее – ФСИН России), в качестве заинтересованного лица – Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть №91 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее – ФКУЗ МСЧ-91 ФСИН России).

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

В судебном заседании 03 августа 2020 года помощник Крымского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым Лыхин В.В. пояснил по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю и ФСИН России Глушик А.И. в судебном заседании 03 августа 2020 года дала пояснения в соответствии с письменными возражениями, просила отказать в удовлетворении заявленных к УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю требований в полном объеме, полагала, что управление является ненадлежащим административным ответчиком по делу.

В судебном заседании 03 августа 2020 года представитель ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю Василец В.А. возражала против удовлетворения административного искового заявления прокурора, просила в его удовлетворении отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель ФКУЗ МСЧ-91 ФСИН России Камина Ю.А. в судебном заседании 03 августа 2020 года дала пояснения, аналогичные ранее представленным в адрес суда письменным пояснениям, просила принять решение на усмотрение суда.

Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и составляющих единую уголовно-исполнительную систему, определены Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее – Закон Российской Федерации №5473-1).

В соответствии со статьями 1, 3 указанного Закона Российской Федерации №5473-1 деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека.

Правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Согласно части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации №5473-1 учреждения, исполняющие наказания, обязаны, в том числе: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Частью 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации определено, что задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Согласно части 1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

В соответствии с частью 1 статьи 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Абзацем 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.

Согласно части 1 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

В силу части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (часть 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года №295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее – Правила внутреннего распорядка).

Согласно пункту 24 Правил внутреннего распорядка осужденные обязаны трудиться в местах и на работах, определенных администрацией исправительных учреждений, с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и прохождения ими обучения по специальности, требующей соответствующей квалификации, а также исходя из наличия рабочих мест, кроме работ и должностей, на которых запрещается использование осужденных в соответствии с перечнем.

Пунктом 124 Правил внутреннего распорядка установлено, что в исправительных учреждениях осуществляется: медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности.

В соответствии с положениями статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

Согласно части 2 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Аналогичные положения закреплены в пункте 1 статьи 34 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которому в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08 ноября 2001 года №31 с 01 февраля 2002 года введены в действие санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079-01», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06 ноября 2001 года (далее – СанПиН 2.3.6.1079-01).

Согласно пункту 1.2 СанПиН 2.3.6.1079-01 санитарные правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.

Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с организацией питания населения, в том числе в период проведения массовых общественных мероприятий (ярмарок, спортивных соревнований, олимпиад, универсиад, культурно-развлекательных, слетов и других аналогичных общественных мероприятий).

В соответствии с пунктом 13.1 СанПиН 2.3.6.1079-01 лица, поступающие на работу в организации общественного питания, проходят предварительные при поступлении и периодические медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года №302н утверждены перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее – Перечень работ), а также Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее – Порядок медицинских осмотров).

Пунктами 14, 15 Перечня работ установлено, что обязательные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, занятых на работах: в организациях пищевой промышленности, молочных и раздаточных пунктах, на базах и складах продовольственных товаров, где имеется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, реализации, в том числе работы по санитарной обработке и ремонту инвентаря, оборудования, а также работы, где имеется контакт с пищевыми продуктами при транспортировке их на всех видах транспорта, работы в организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках, в том числе на транспорте. Предусмотрено, что медицинские осмотры проводятся один раз в год с участием дерматовенеролога, оториноларинголога, стоматолога, в случае необходимости — инфекциониста. Кроме того, названными пунктами закреплены виды лабораторных и функциональных исследований, проведение которых необходимо для допуска лиц к перечисленным выше работам.

Пунктом 1 Порядка медицинских осмотров установлено, что данный порядок, устанавливает правила проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) лиц, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также на работах, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

В соответствии с пунктом 2 Порядка медицинских осмотров обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу (далее — предварительные осмотры) проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний.

Согласно пункту 3 Порядка медицинских осмотров обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) (далее — периодические осмотры) проводятся в целях: 1) динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления заболеваний, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска по развитию профессиональных заболеваний, 2) выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний и формирования групп риска по развитию заболеваний, препятствующих выполнению поручаемой работнику работе, 3) своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников, 4) своевременного выявления и предупреждения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, 5) предупреждения несчастных случаев на производстве.

Таким образом, действующим правовым регулированием на администрации исправительных учреждений возложена обязанность по обеспечению охраны здоровья осужденных, в том числе путем проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях выявления заболеваний, которые могут распространяться при выполнении определенных видов работ.

Из материалов дела усматривается, что ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы.

28 апреля 2018 года Крымским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного и иного законодательства №, согласно которому, в том числе указано на установление в ходе проверки факта того, что 8 осужденных трудоустроены в столовой ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю в качестве поваров, резчика пищевой продукции, разнорабочих, их личные медицинские книжки не соответствуют требованиям статьи 34 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и приложению №1, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 мая 2005 года №402, поскольку медицинские книжки изготовлены методом копирования, не имеют голографических марок и не являются официальными бланками личных медицинских книжек, полученными в центре гигиены и эпидемиологии (л.д.31-36).

30 мая 2018 года начальником ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю дан ответ о рассмотрении указанного представления, указано, что на сотрудников и осужденных, работающих в столовой и банно-прачечном комплексе заведены медицинские книжки установленного образца, для дальнейшего проведения медосмотра необходимо финансирование. Соответствующие заявки были направлены в УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю (от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№), однако до настоящего времени финансирование не выделялось (л.д.37-40).

10 июля 2019 года Крымским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного и иного законодательства №19-2019, согласно которому, в том числе указано на то, что в нарушение требований статьи 34 Федеральный закон от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» к работам в столовой учреждения, продовольственном складе и банно-прачечном комбинате допускались лица, не прошедшие предварительные и периодические медицинские осмотры и обследования в полном объеме, а также профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию, в медицинских книжках данных осужденных соответствующая информация отсутствует (л.д.41-46).

13 августа 2019 года начальником ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю дан ответ о рассмотрении указанного представления, указано, что сотрудниками отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения подготовлен повторный запрос в УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю с целью устранения нарушений требований статьи 34 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в части допуска к работам в столовой учреждения, продовольственном складе и банно-прачечном комбинате лиц, не прошедших предварительные и периодические медицинские осмотры и обследования в полном объеме, а также профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию (л.д.47-53).

02 сентября 2019 года и.о. Крымского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного и иного законодательства №19-2019, согласно которому, в том числе указано на имеющиеся нарушения требований статей 69, 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и пункта 14 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года №302н, поскольку медицинский осмотр осужденных, привлеченных к работам на пищеблоке учреждения и банно-прачечном комбинате, профильными врачами-специалистами не проводится, медицинские книжки установленного образца на указанных работников не оформлены (л.д.54-60).

30 октября 2019 года начальником ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю дан ответ о рассмотрении указанного представления, указано, что заявки на выделение финансирования для оформления медицинских книжек, проведения лабораторных исследований и прохождения медицинской комиссии, осужденных привлеченных к работам на пищеблоке и банно-прачечном комбинате учреждения подавались в УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю в 2016 году, 2017 году, 2018 году, 2019 года (от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№), финансирование не поступало. Также 13 августа 2019 года в ФКУЗ МСЧ-91 ФСИН России направлялось письмо о возможности проведения медицинских осмотров декретированной группы силами МСЧ ФСИН России (л.д.61-66).

Также ДД.ММ.ГГГГ прокурором Республики Крым в адрес начальника УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю внесено представление об устранении нарушений требований уголовно-исполнительного, трудового законодательства №Прд-17-25-2019/, согласно которому, кроме прочего, указано на имеющиеся нарушения требований статей 69, 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку администрациями учреждений, в том числе ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю, не обеспечено проведение медицинского осмотра осужденных, привлеченных к работам на пищеблоках учреждений, профильными врачами-специалистами (л.д.67-71).

ДД.ММ.ГГГГ начальником УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю дан ответ о рассмотрении указанного представления, указано, что из объяснений врио начальника ФКУЗ МСЧ-91 ФСИН России следует, что порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда определен требованиями приказа Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№н. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, приказу Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№н данная медицинская деятельность подлежит лицензированию при проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз с организацией и выполнением услуг по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим). Проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занимающих должности уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, возможно организовать на базе медико-санитарных частей ФСИН России при наличии лицензии на соответствующие виды деятельности, а также с учетом фактической доступности обследуемого контингента для осуществления очного освидетельствования постоянно действующей врачебной комиссией. Во ФКУЗ МСЧ-91 ФСИН России отсутствуют соответствующая организационно-штатная структура и технические возможности, отсутствует бактериологическая лаборатория, в связи, с чем невозможно прохождение процедуры лицензирования данного вида услуг в установленном порядке. Предусмотренные статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя. В случае невозможности проведения необходимых медицинских осмотров на базе медико-санитарных частей ФСИН России, необходимо заключить государственный контракт на оказание услуг со сторонними организациями, имеющими лицензию на оказание заявленных видов деятельности. В настоящее время в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю с медицинскими учреждениями Республики Крым прорабатывается вопрос заключения контрактов по медицинским осмотрам декретированных групп (л.д.72-81).

ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю неоднократно обращалось в УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю с заявлениями о выделении финансирования, а также с заявлениями о даче разрешения на использование экономии денежных средств для оформления и выдачи личных медицинских книжек установленного образца, прохождения обязательного гигиенического обучения по программе санитарного минимума с аттестацией сотрудников и осужденных учреждения (л.д.91, 92, 94, 95) с заявлениями о выделении денежных средств для прохождения медицинских осмотров сотрудников и осужденных, работающих на складах, столовой, БПК, КДС (л.д.93, 96). Однако до настоящего времени денежные средства на указанные нужды ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю не выделены.

Нарушения требований уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства не устранены, предварительные и периодические осмотры (обследования) осужденных, трудоустроенных в столовой колонии на должностях повара, кухонного рабочего и резчика пищевой продукции не проводятся, личные медицинские книжки не заведены, профессиональная гигиеническая подготовка и аттестацию указанных лиц не проведена. Доказательств обратного суду не представлено и административными ответчиками не оспаривалось.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю обязанности устранить нарушения уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, поскольку оформление личных медицинских книжек, проведение предварительных и периодических осмотров (обследований), а также проведение профессиональной гигиенической подготовки и аттестации осужденных, трудоустроенных в столовой колонии на должностях повара, кухонного рабочего и резчика пищевой продукции необходимо для охраны здоровья осужденных и работников исправительного учреждения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, установления медицинских противопоказаний у осужденных к осуществлению ими определенной трудовой деятельности.

Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю (далее – Положение), пунктом 4 которого определено, что УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – распорядителем (получателем) бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 15 Положения УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю осуществляет, в том числе организацию бюджетного (бухгалтерского) и статистического учета в Управлении и подведомственных учреждениях, представления сводной бюджетной (бухгалтерской) и статистической отчетности, контроль за целесообразностью проводимых финансовых и хозяйственных операций и их соответствием законодательству Российской Федерации, организацию экономного и эффективного расходования бюджетных средств.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что финансирование деятельности ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю осуществляется УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю, суд приходит к выводу о необходимости возложения на последнее обязанности обеспечить финансирование ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю в части проведения предварительных и периодических осмотров (обследований) осужденных, трудоустроенных в столовой колонии на должностях повара, кухонного рабочего и резчика пищевой продукции, а также проведения их профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, получения на них личных медицинских книжек в лицензированном на данный вид деятельности учреждении (организации).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд –

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Крымского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю», Федеральной службе исполнения наказаний, заинтересованное лицо: Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть №91 Федеральной службы исполнения наказаний», о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.

Признать бездействие Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю», Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю в части непринятия мер, направленных на устранение нарушений требований уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю» при привлечении осужденных к работам в столовой без проведения предварительных и периодических медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, а также получения личных медицинских книжек незаконным.

Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю» в части проведения предварительных и периодических осмотров (обследований) осужденных, трудоустроенных в столовой колонии на должностях повара, кухонного рабочего и резчика пищевой продукции, в объеме, предусмотренном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№н, а также проведения их профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, получения на них личных медицинских книжек в лицензированном на данный вид деятельности учреждении (организации).

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю» в течение шести месяцев со дня поступления финансирования устранить нарушения требований уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства путем проведения предварительных и периодических осмотров (обследований) осужденных, трудоустроенных в столовой колонии на должностях повара, кухонного рабочего и резчика пищевой продукции, в объеме, предусмотренном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№н.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю» в течение шести месяцев со дня поступления финансирования получить на осужденных, занятых на должностях повара, кухонного рабочего и резчика пищевой продукции, личные медицинские книжки в лицензированном на данный вид деятельности учреждении (организации).

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю» в течение шести месяцев со дня поступления финансирования провести профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию осужденных, занятых на должностях повара, кухонного рабочего и резчика пищевой продукции, в лицензированном на данный вид деятельности учреждении (организации).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Керченский городской суд Республики Крым.

Судья (подпись) А.А. Киселевич

Мотивированное решение изготовлено 07 августа 2020 года.

Судья (подпись) А.А. Киселевич

Копия верна.

Судья А.А. Киселевич

Помощник судьи Е.Э. Шубина

Решение не вступило в законную силу.

Судья А.А. Киселевич

Помощник судьи Е.Э. Шубина

Оригинал решения подшит в материалы административного дела №2а-1198/2020 и находится в производстве Керченского городского суда Республики Крым.

Судья А.А. Киселевич

Помощник судьи Е.Э. Шубина