Решение № 2А-110/19 от 31.01.2020 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 3а-4/2020

УИД 75OS0000-01-2019-000438-87

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 января 2020 года г. Чита

Забайкальский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Цыдендамбаевой О.Ч.,

при помощнике судьи Борковской А.Б.,

с участием:

представителей административного истца акционерного общества «Тепловодоканал» Клоковой Н.Ю., Ильина Я.С.,

представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Василик К.В.,

представителя заинтересованного лица Губернатора Забайкальского края Серебряковой А.Ю.,

прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Камратовой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Тепловодоканал» о признании недействующим со дня принятия приложения № 3 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 15 декабря 2017 года № 583-НПА «Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для АО «Тепловодоканал», осуществляющего на территории муниципальных образований сельское поселение «Урюмское», городское поселение «Аксеново-Зиловское» муниципального района «Чернышевский район» деятельность в сфере водоснабжения, на 2017 — 2019 годы» в редакции приложения к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 722-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для АО «Тепловодоканал», осуществляющего на территории муниципальных образований сельское поселение «Урюмское», городское поселение «Аксеново-Зиловское» муниципального района «Чернышевский район» деятельность в сфере водоснабжения»,

установил:

приложением № 3 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее – РСТ Забайкальского края) от 15 декабря 2017 года № 583-НПА установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для АО «Тепловодоканал», осуществляющего на территории муниципальных образований сельское поселение «Урюмское», городское поселение «Аксеново-Зиловское» муниципального района «Чернышевский район» деятельность в сфере водоснабжения, на 2017 — 2019 годы.

Приказом РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 722-НПА в приказ РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2017 года № 583-НПА внесены изменения, приложение № 3 изложено в новой редакции.

Данные нормативные правовые акты опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 20 декабря 2017 года и 21 декабря 2018 года соответственно.

Акционерное общество «Тепловодоканал» (далее – АО «Тепловодоканал») посредством представителя по доверенности Клоковой Н.Ю. обратилось в Забайкальский краевой суд с указанным административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, ссылаясь на то, что оспариваемый приказ принят с нарушением пунктов 29, 52 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406. По мнению административного истца, при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения административный ответчик, определяя расходы на оплату труда работников АО «Тепловодоканал», неправомерно исключил из них расходы на текущее премирование, а также не применил межразрядные тарифные коэффициенты, предусмотренные Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, утвержденным 8 декабря 2016 года Общероссийским отраслевым объединением работодателей в сфере жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, сославшись на неподлежащее применению постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений». Названные обстоятельства повлекли существенное занижение расходов на оплату труда работников, учитываемых в составе необходимой валовой выручки, что привело к установлению экономически необоснованного тарифа на питьевое водоснабжение. Кроме того, согласно дополнениям к административному исковому заявлению административный истец указывает на неправомерное уменьшение регулирующим органом при расчете тарифов суммы базового уровня операционных расходов, установленных заключенными 6 октября 2017 года концессионными соглашениями №№ 50, 52, что противоречит положениям Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», пункту 33.2 Основ ценообразования. Названные обстоятельства повлекли существенное занижение базового уровня операционных расходов и установлению экономически необоснованного тарифа на водоснабжение.

РСТ Забайкальского края в лице и.о. руководителя Морозовй Е.А. в представленном письменном отзыве и дополнениях к нему с административным исковым заявлением не согласилась, указав, что приложение № 3 Отраслевого тарифного соглашения, устанавливающее тарифные коэффициенты, носит рекомендуемый характер, в связи с чем при определении базового уровня операционных расходов на 2019 год в отношении АО «Тепловодоканал» служба применила межразрядные тарифные коэффициенты согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583, что соответствует подпункту 2.2.1 пункта 2 Методических рекомендаций по организации оплаты труда в жилищно-коммунальном хозяйстве, утвержденных приказом Госстроя России от 31 марта 1999 года № 81, которым допускается применение межразрядных тарифных коэффициентов работников бюджетной сферы для организаций жилищно-коммунального хозяйства независимо от организационно-правовой формы. Применение Отраслевого тарифного соглашения при формировании фонда оплаты труда приведет к увеличению экономически обоснованного тарифа и стоимости оплаты за коммунальный ресурс, что приведет к росту расходов населения, а также повысит нагрузку на бюджет Забайкальского края. Снижение операционных расходов при установлении тарифа обоснованно, поскольку при расчете тарифов РСТ Забайкальского края руководствовалась расчетами и пакетом документов, которые представлены АО «Тепловодоканал» в составе тарифной заявки, выявив несоответствия расчетов Основам ценообразования и Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года № 1746-э. Кроме того, указывая, что с принятием приказа РСТ Забайкальского края от 19 декабря 2019 года № 572-НПА оспариваемые приказы признаны утратившими силу с 1 января 2020 года, в связи с чем перестали затрагивать права и интересы административного истца, полагал производство по данному делу подлежащим прекращению.

В судебном заседании представители АО «Тепловодоканал» Клокова Н.Ю., Ильин Я.С. позицию административного истца поддержали в полном объеме, дали пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении и дополнениях к ним.

Представитель РСТ Забайкальского края Василик К.В. административное исковое заявление просила оставить без удовлетворения, приведя доводы, изложенные в письменных возражениях.

Представитель Губернатора Забайкальского края Серебрякова А.Ю., поддержала письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором полагала производство по делу подлежащим прекращению, поскольку оспариваемые нормативные правовые акты утратили силу.

Заинтересованные лица администрация городского поселения «Аксеново-Зиловское», администрация сельского поселения «Урюмское», извещенные о времени и месте судебного заседания, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Отношения в сфере водоснабжения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 указанного закона установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В силу пункта 1 части 2 статьи 31 закона регулированию, в частности, подлежат тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение).

На территории Забайкальского края в соответствии с пунктами 1, 13.2.21 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 № 196, соответствующими полномочиями по принятию нормативных правовых актов об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения наделена Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.

Действуя в пределах своих полномочий РСТ Забайкальского края издала приказ от 15 декабря 2017 года № 583-НПА, которым установила тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для АО «Тепловодоканал», осуществляющего на территории муниципального образования сельское поселение «Урюмское», городское поселение «Аксеново-Зиловское» муниципального района «Чернышевский район» деятельность в сфере водоснабжения, на 2017 — 2019 годы с календарной разбивкой согласно приложению № 3, а также долгосрочные параметры регулирования для формирования тарифов на водоснабжение с использованием метода индексации установленных тарифов.

Приказом РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 722-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для АО «Тепловодоканал», осуществляющего на территории муниципальных образований сельское поселение «Урюмское», городское поселение «Аксеново-Зиловское» муниципального района «Чернышевский район» деятельность в сфере водоснабжения», в вышеназванный приказ РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2017 года № 583-НПА внесены изменения, в том числе таблица приложения № 3 к приказу изложена в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.

Приказы РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2017 года № 583-НПА, от 20 декабря 2018 года № 722-НПА были приняты на заседаниях Правления РСТ Забайкальского края в правомочном составе единогласно (приказы от 21 марта 2017 года № 81, 26 сентября 2017 года № 320, 24 сентября 2018 года № 194, выписки из протоколов заседания Правления РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2017 года № 93, 20 декабря 2018 года № 96), с учетом экспертных заключений по установлению тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для АО «Тепловодоканал» (л.д. 127-145 т. 1, л.д. 126-178 т. 2), официально опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 20 декабря 2017 года, 21 декабря 2018 года.

Оснований полагать процедуру принятия нормативного правового акта, порядка опубликования и введения в действие нарушенными не усматривается.

В оспариваемом административным истцом приложении № 3 к приказу РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2017 года № 583-НПА установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального образования сельское поселение «Урюмское», городское поселение «Аксеново-Зиловское» муниципального района «Чернышевский район» на 2017 — 2019 годы с календарной разбивкой. Так, тарифы (в руб./куб.м) на централизованное водоснабжение для сельского поселения «Урюмское» и городского поселения «Аксеново-Зиловское» с момента вступления в силу приказа по 31 декабря 2017 года для населения составили 33,64, для бюджетных потребителей 93,45, для прочих потребителей – 93,45, с 01 января по 30 июня 2018 года – 33,64, 93,45, 93,45, с 01 июля по 31 декабря 2018 года – 34,98, 97,09, 97,09, с 01 января по 30 июня 2019 года – 34,98, 97,09, 97,09, с 01 июля по 31 декабря 2019 года – 36,38, 100,97, 100,97.

В соответствии с Приказом РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 722-НПА тарифы (в руб./куб.м) на централизованное водоснабжение для сельского поселения «Урюмское» и городского поселения «Аксеново-Зиловское» с момента вступления в силу приказа по 31 декабря 2017 года для населения составили 33,64, для прочих потребителей – 93,45, с 01 января по 30 июня 2018 года – 33,64, 93,45, с 01 июля по 31 декабря 2018 года – 34,98, 97,09, с 01 января по 30 июня 2019 года – 35,58, 97,09, с 01 июля по 31 декабря 2019 года – 36,72, 101,30.

Оценив содержание нормативного правового акта в оспариваемой части, суд приходит к следующим выводам.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется, в том числе Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования), Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Правила регулирования тарифов), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э.

В соответствии со статьей 32 Закона о водоснабжении расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из следующих методов: методом экономически обоснованных расходов (затрат), методом индексации, методом доходности инвестированного капитала, методом сравнения аналогов (часть 1).

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением метода индексации установленных тарифов осуществляется на основе установленных на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных тарифов не менее чем три года либо на срок до окончания действия договора аренды, концессионного соглашения или соглашения об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, если такой срок составляет менее чем пять лет) долгосрочных параметров регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 32).

Согласно части 3.1 статьи 32 Закона о водоснабжении в отношении организации, осуществляющей деятельность с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по концессионному соглашению или договору аренды таких систем и (или) объектов, орган регулирования тарифов принимает решение о выборе метода регулирования, соответствующего методу, установленному конкурсной документацией и согласованному этим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и настоящим Федеральным законом.

Как установлено в пункте 33 Основ ценообразования, долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестированного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев их пересмотра по основаниям, перечисленным в настоящем пункте.

В соответствии с пунктом 31(1) Основ ценообразования (в редакции от 3 июня 2014 года) для регулируемых организаций, владеющих централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, долгосрочные тарифы устанавливаются на основании значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, предусмотренных конкурсной документацией и согласованных органом регулирования в порядке, установленном Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, указанных в конкурсном предложении концессионера (арендатора).

Согласно пункту 1 части 12 статьи 32 Закона о водоснабжении при установлении тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала и метода индексации на долгосрочный период регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются долгосрочные параметры регулирования тарифов, которые определены основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. В случае, если долгосрочные параметры регулирования тарифов (долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера) установлены концессионным соглашением и были согласованы органом регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, орган регулирования тарифов обязан учитывать их при формировании тарифов. Тарифы при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов устанавливаются в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, АО «Тепловодоканал» осуществляет холодное водоснабжение на территории муниципальных образований сельское поселение «Урюмское» и городское поселение «Аксеново-Зиловское» муниципального района «Чернышевский район» с использованием объектов водоснабжения, переданных обществу на основании концессионного соглашения от 6 октября 2017 года № 52 (далее – Концессионное соглашение № 52), заключенного с муниципальным образованием сельское поселение «Урюмское» в лице администрации сельского поселения «Урюмское» (концедент) и Забайкальским краем в лице Губернатора Забайкальского края, и на основании концессионного соглашения от 6 октября 2017 года № 50 (далее – Концессионное соглашение № 50), заключенного с муниципальным образованием городское поселение «Аксеново-Зиловское» в лице администрации городского поселения «Аксеново-Зиловское» (концедент) и Забайкальским краем в лице Губернатора Забайкальского края. Срок действия соглашений установлен до 5 октября 2020 года. Инициатором заключения концессионных соглашений являлось АО «Тепловодоканал».

Согласно пункту 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение помимо предусмотренных частями 1, 1.1 настоящей статьи и статьей 42 настоящего Федерального закона существенных условий может содержать иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, в том числе порядок и условия установления и изменения цен (тарифов) на производимые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, надбавок к ценам (тарифам), долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, согласованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке с органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов).

К долгосрочным параметрам регулирования тарифов, являющимся критериями конкурса и включаемым в конкурсную документацию, относятся: базовый уровень операционных расходов, показатели энергосбережения и энергетической эффективности, норма доходности инвестированного капитала, норматив чистого оборотного капитала в случае, если конкурсной документацией предусмотрен метод доходности инвестированного капитала, нормативный уровень прибыли в случае, если конкурсной документацией предусмотрен метод индексации (статья 41.1 Закона о водоснабжении).

В соответствии с пунктом 67(1) Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов осуществляет согласование значений долгосрочных параметров регулирования тарифов и метода регулирования тарифов, содержащихся в предложении о заключении концессионного соглашения, представленном лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, на основании заявления органа, уполномоченного Правительством Российской Федерации, субъектом Российской Федерации либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения (далее — уполномоченный орган), и приложенных к нему документов, материалов и сведений, предусмотренных пунктом 67(4) настоящих Правил.

Уровень операционных расходов, установленный на первый год долгосрочного периода регулирования, является базовым уровнем операционных расходов (пункт 2 Основ ценообразования). Операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. Базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов, а также расходов на химические реагенты), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21 — 23, 39 — 42, 48 — 52 настоящего документа (пункты 60, 61 Правил регулирования тарифов).

В соответствии с пунктами 8.7, 8.8 Концессионных соглашений №№ 50, 52 регулирование тарифов на оказываемые концессионером услуги осуществляется в соответствии с методом индексации. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера на оказываемые концессионером услуги, согласованные с Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов), указаны в приложениях № 8 к настоящим соглашениям.

Забайкальский край, участвующий в настоящем соглашении, несет, в том числе обязанность по установлению тарифов в соответствии с долгосрочными параметрами регулирования деятельности концессионера и методом регулирования тарифов, установленных настоящим соглашением (пункт 8.14 Концессионных соглашений).

В приложении № 8 к Концессионному соглашению № 52 установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности Концессионера в отношении объектов водоснабжения, расположенных по адресу: Забайкальский край, Чернышевский район, ст. Урюм. Так, базовый уровень операционных расходов составил на 2017 год 2 092,36 тыс.руб., 2018 год – 2 152,24 тыс.руб., 2019 год – 2 215,94 тыс.руб., 2020 год – 2 281,54 тыс.руб.

В приложении № 8 к Концессионному соглашению № 50 установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности Концессионера в отношении объектов водоснабжения в пгт. Аксеново-Зиловское. Так, базовый уровень операционных расходов составил на 2017 год 4 899,32 тыс.руб., 2018 год – 5 044,34 тыс.руб., 2019 год – 5 193,66 тыс.руб., 2020 год – 5 347,39 тыс.руб.

Долгосрочные параметры регулирования деятельности АО «Тепловодоканал» и метод регулирования тарифов при заключении концессионных соглашений в установленном Правилами регулирования тарифов порядке были согласованы с РСТ Забайкальского края, что подтверждается письмами РСТ Забайкальского края от 20 июля 2017 года № 03/4145 и № 34146, содержащих, в том числе значения долгосрочных параметров регулирования (базовый уровень операционных расходов, показатели энергосбережения и энергетической эффективности, нормативный уровень прибыли) на 2017-2020 годы.

Вместе с тем, как следует из экспертного заключения по расчету тарифов на коммунальные услуги, оказываемые АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципальных образований сельского поселения «Урюмское», городского поселения «Аксеново-Зиловское» муниципального района «Чернышевский район» на долгосрочный период 2017-2019 гг., размер базового уровня операционных расходов на первый год долгосрочного периода регулирования составил для сельского поселения «Урюмское» 2 073 556 руб. (л.д. 140 т. 2), для городского поселения «Аксеново-Зиловское» — 2 620 130 руб. (л.д. 135 т. 2).

В силу пунктов 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена. При этом экспертное заключение органа регулирования тарифов должно содержать: анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг, анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации, сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях, обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов, расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов (пункт 26).

Между тем каких-либо сведений о значениях долгосрочных параметров регулирования, в том числе о размере базового уровня операционных расходов, установленных в концессионных соглашениях и согласованных РСТ Забайкальского края, о необоснованности расчета ранее согласованных долгосрочных параметров регулирования тарифов и их изменении ни экспертное заключение, ни выписка из протокола заседания Правления РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2017 года № 93 не содержат. В приложении № 11 «Калькуляция себестоимости водоснабжения на 2017 год (городское поселение «Аксеново-Зиловское») имеется лишь указание на размер базового уровня операционных расходов (из конкурсной документации), который соответствует концессионному соглашению. При этом в графе «соответствие величины операционных расходов» имеется указание «истина» (л.д. 161 т.2). В выписке из протокола указаны в табличной форме основные показатели расчета тарифов регулируемой организации на период регулирования, в которых также содержатся сведения о размере базового уровня операционных расходов (из конкурсной документации), который для сельского поселения «Урюмское» составил на 2017 год 2 092 359 руб. (л.д. 55-56 т. 2), для городского поселения «Аксеновое-Зиловское» — 4 899 325 руб. (л.д. 59-60 т. 2).

В соответствии с пунктом 31(1) Основ ценообразования, в случае если стороны концессионного соглашения договорились об изменении долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, долгосрочные тарифы устанавливаются с применением новых значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера при условии, что эти значения были предварительно согласованы органом регулирования тарифов в порядке, установленном указанными Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Как установлено судом, соглашение об изменении долгосрочных параметров регулирования между сторонами концессионных соглашений достигнуто не было, предварительного согласия на изменение значений долгосрочных параметров регулирования тарифов в порядке, установленном в разделе VIII Правил регулирования тарифов, РСТ Забайкальского края не представляло.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что установленные для АО «Тепловодоканал» РСТ Забайкальского края тарифы на водоснабжение нельзя признать обоснованными, сформированными на основании норм, регламентирующих тарифное регулирование, в том числе в случае, когда долгосрочные параметры регулирования тарифов (долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера) установлены концессионным соглашением и были согласованы органом регулирования тарифов.

Доводы РСТ Забайкальского края о том, что в рамках тарифной сессии при установлении тарифов уровень операционных расходов был пересчитан в связи с некорректностью такого уровня, установленного в концессионных соглашениях, не могут быть признаны обоснованными при отсутствии какого-либо подтверждения этому материалами тарифного дела, экспертным заключением. При этом ссылка представителя административного ответчика на решение Федеральной антимонопольной службы от 4 октября 2019 года № СП/86600/19 в обоснование своей позиции не может быть принята во внимание, поскольку данное решение было принято по итогам рассмотрения разногласий по вопросу установления тарифов на техническое водоснабжение на 2019 год между ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» и РСТ Забайкальского края.

Кроме того, согласно заявленным административным исковым требованиям, по мнению административного истца, при установлении оспариваемых тарифов административный ответчик, определяя расходы на оплату труда работников АО «Тепловодоканал», неверно применил тарифную ставку рабочего места первого разряда и межразрядные тарифные коэффициенты, а также исключил расходы не текущее премирование.

В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации. В силу пунктов 76, 58, 61 Основ ценообразования в число текущих расходов входят расходы на оплату труда.

Расчет расходов на оплату труда произведен методом экономически обоснованных расходов, что, по мнению суда, является допустимым.

Согласно пункту 52 Основ ценообразования при определении названным методом расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года № 1746-э, предусмотрено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложениями 2.2, 2.2.1 к названным Методическим указаниям. При этом установлено, что при определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения, параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение), размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен, условия коллективного договора, прогнозный индекс потребительских цен.

В соответствии со статьей 45 Трудового кодекса Российской Федерации отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, утвержденное 8 декабря 2016 года Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений между полномочными представителями работников и работодателей Организаций, на которые распространяется действие Соглашения, вне зависимости от форм собственности Организаций, общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, а также определяющий права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства. Соглашение направлено на совершенствование системы взаимоотношений и согласования интересов между работниками, органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями по вопросам регулирования социально-трудовых и иных связанных с ними экономических отношений в жилищной и коммунальной сферах, а также на повышение эффективности работы организаций жилищно-коммунального хозяйства, на реализацию социально-экономических, трудовых прав и законных интересов работников данной отрасли.

Согласно статье 48 Трудового кодекса Российской Федерации по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования. Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

АО «Тепловодоканал» не является членом Отраслевого тарифного соглашения, однако на него в силу вышеприведенных положений Трудового кодекса Российской Федерации, с учетом письма Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 февраля 2017 года № 14-4/10/В-835 распространяется действие Отраслевого тарифного соглашения, как организации, не подавшей в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению мотивированный письменный отказ от присоединения к нему.

РСТ Забайкальского края при расчете фонда оплаты труда руководствовалась Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, вместе с тем применила положения Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 — 2016 годы, которое согласно пункту 1.11 действовало по 31 декабря 2016 года включительно, учтя при расчетах ставку первого разряда в размере 7 934,32 рублей, и не учла положения Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, согласно пункту 2 приложения № 1 которого размер ставки первого разряда установлен на 1 января 2017 года в размере 9 526 рублей, а также в части, касающейся размеров тарифных коэффициентов, применяемых для расчета тарифных ставок.

Так, в приложении № 3 к Отраслевому тарифному соглашению установлены рекомендуемые размеры тарифных коэффициентов для организаций жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Одновременно в примечании к приложению отмечено, что в организациях отрасли могут быть сохранены действующие системы оплаты труда и соотношения в размерах ставок и окладов внутри категорий персонала, внутренние диапазоны коэффициентов могут определяться работодателем самостоятельно.

Из пояснений сторон, штатного расписания на оплату труда работников АО «Тепловодоканал» следует, что для организации оплаты труда всех категорий работников (производственный, ремонтный, административный персонал) обществом используется 18-разрядная Единая тарифная сетка.

В составе тарифной заявки АО «Тепловодоканал» представило в РСТ Забайкальского края штатное расписание организации, в котором определены размеры тарифных коэффициентов, используемых для расчета размеров тарифных ставок по каждому из разрядов исходя из ставки первого разряда.

В соответствии с пунктами 2.5 и 2.8.2.4 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве организации самостоятельно устанавливают систему премирования работников в которой учитывается, как правило, в совокупности: эффективность производства и улучшение результатов финансово-экономической деятельности, отсутствие аварий и роста инцидентов в отчетном году по сравнению с прошлым календарным годом, отсутствие роста травматизма в отчетном году по сравнению с прошлым календарным годом, отсутствие несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, своевременное получение паспорта готовности организации к осенне-зимнему периоду, отсутствие нарушений производственной дисциплины, правил охраны труда и техники безопасности, участие в общественной работе и управлении организацией (статьи 52, 53, 46, 41, 165 Трудового кодекса Российской Федерации), наличие уровня квалификации, подтвержденной Свидетельством о профессиональной квалификации, участие в конкурсах профессионального мастерства.

Премии за основные результаты производственно-хозяйственной (финансово-хозяйственной) деятельности устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами организации и включаются в состав средств на оплату труда работников в размере, установленном коллективным договором, локальным нормативным актом в пределах 50% тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда. При наличии финансовой возможности, работодатель может увеличить размер премии.

В составе тарифной заявки АО «Тепловодоканал» представило в РСТ Забайкальского Положение о премировании персонала Участок теплоснабжения и водоснабжения «Аксеновое-Зиловское» и «Урюмское», утвержденное генеральным директором 1 июля 2017 года, из которого следует, что размер премии работников на предприятии предусмотрен в процентах от должностного оклада, тарифной ставки учетом доплат и надбавок к ним в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за фактически отработанное время (максимальный размер 35 %). Предусмотрены показатели снижения премии для всех работников (л.д. 6-10 т. 2).

Поданные организацией документы были признаны органом регулирования достаточными, дополнительных документов на основании пункта 20 Правил регулирования тарифов у регулируемой организации не запрашивалось.

Согласно представленному в материалы дела экспертному заключению по установлению тарифов размеры тарифных коэффициентов, использованных органом регулирования в расчетах расходов на оплату труда, существенно ниже тарифных коэффициентов, как установленных в штатном расписании организации, так и приведенным в Отраслевом тарифном соглашении. При этом каких-либо мотивов, оснований отклонения предложения организации, неприменения положений соглашения, анализ экономической обоснованности предложения предприятия в части установления размеров тарифных ставок, в том числе с учетом данных об организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, расчет обоснованных тарифных коэффициентов либо средневзвешенного межразрядного коэффициента в экспертном заключении не приведено.

Названные сведения и выводы отсутствуют и в протоколе заседания Правления РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2017 года № 93.

Согласно пояснениям представителя РСТ Забайкальского края Василик К.В. при расчетах плановых затрат на оплату труда органом регулирования использовались тарифные коэффициенты согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», которое значения межразрядных тарифных коэффициентов не содержит.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии надлежащего экономического обоснования рассчитанных РСТ Забайкальского края расходов на оплату труда, подлежащих включению в состав необходимой валовой выручки организации, поскольку регулирующим органом немотивированно отклонено предложение организации по размеру тарифных коэффициентов для всех категорий работников (производственный, ремонтный, административный персонал), не осуществлен расчет и обоснование применения тарифных коэффициентов в отношении каждого из разрядов либо средневзвешенного межразрядного коэффициента.

При установленных обстоятельствах, оспариваемые административным истцом тарифы на водоснабжение с момента издания оспариваемого приказа и по 31 декабря 2019 года, установленные исходя из неверно определенного размера необходимой валовой выручки (приложение № 3 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 15 декабря 2017 года № 583-НПА в редакции приказа РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 722-НПА), подлежат признанию недействующими с момента принятия нормативного правового акта.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признание судом недействующими основных нормативных положений означает признание недействующими положений нормативных правовых актов, которыми в основные нормативные положения внесены изменения и (или) дополнения.

Доводы представителя РСТ Забайкальского края о том, что, устанавливая тарифы, регулирующий орган не вправе распространить их действие на период до принятия нормативного правового акта, подлежат отклонению. Принятие нормативного правового акта, заменяющего нормативный правовой акт, признанный судом недействующим, по смыслу разъяснений, содержащихся в пунктах 2, 4 и 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», не вводит новое правовое регулирование с распространением его на ранее возникшие отношения, а направлено на установление экономически обоснованного размера тарифов в целях исключения возникновения правовой неопределенности в уже существующих отношениях.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт применялся и на его основании АО «Тепловодоканал» принимал оплату за оказываемые услуги по водоснабжению по утвержденным тарифам, признанным судом экономически необоснованными, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов административного истца в период действия оспариваемого нормативного правового акта, производство по настоящему делу не может быть прекращено в соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

В связи с удовлетворением требований о признании части оспариваемого нормативного правового акта недействующим суд, руководствуясь статьями 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу административного истца сумму уплаченной при подаче административного искового заявления государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление акционерного общества «Тепловодоканал» удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия приложение № 3 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 15 декабря 2017 года № 583-НПА «Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для АО «Тепловодоканал», осуществляющего на территории муниципальных образований сельское поселение «Урюмское», городское поселение «Аксеново-Зиловское» муниципального района «Чернышевский район» деятельность в сфере водоснабжения, на 2017 — 2019 годы».

Обязать Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края принять новый нормативный правовой акт, заменяющий приложение № 3 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 15 декабря 2017 года № 583-НПА «Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для АО «Тепловодоканал», осуществляющего на территории муниципальных образований сельское поселение «Урюмское», городское поселение «Аксеново-Зиловское» муниципального района «Чернышевский район» деятельность в сфере водоснабжения, на 2017 — 2019 годы».

Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф ).

Взыскать с Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края в пользу акционерного общества «Тепловодоканал» сумму уплаченной государственной пошлины в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.

Судья О.Ч. Цыдендамбаева

Мотивированное решение составлено 7 февраля 2020 года.