Дело № 2а-1035/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Федоровка 25 декабря 2020г.
Стерлибашевский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Казаковой
при секретаре судебного заседания Невайкиной Э.А.
с участием помощника прокурора Федоровского района Кувандикова Р.Ю., административного ответчика Тырова Е.В., его представителя адвоката Хайруллина А.Я., представившего удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ, ордер серия 017 №
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Федоровского района Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации, муниципального образования — сельское поселение Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан к администрации сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район, Тырову <,данные изъяты>, о признании бездействия незаконным, возложении обязанности о привлечении к ответственности управляющего делами администрации сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Тырова Е.В. в соответствии с законодательством о противодействии коррупции,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Федоровского района Республики Башкортостан обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования — сельское поселение Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан (далее администрации сельского поселения) к администрации сельского поселения о признании бездействия администрации сельского поселения по ненадлежащему рассмотрению представления прокурора от 27 июля 2020 года и не привлечению к ответственности за коррупционное правонарушение незаконным, об обязании администрации сельского поселения принять решение об ответственности управляющего делами администрации сельского поселения Тырова в соответствии со ст. 11 ФЗ «О противодействии коррупции» и ч.2.3, ст. 14.1 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» Установить, что административный ответчик должен исполнить решение суда по настоящему иску незамедлительно после вступления решения суда в законную силу. Также прокурор уточнил свои исковые требования, обратившись в суд с административным иском к администрации сельского поселения к Тырову Е.В. о признании незаконным бездействия, возложении обязанности о привлечении к ответственности управляющего делами администрации сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Тырова Е.В. в соответствии с законодательством о противодействии коррупции.
В обоснование указанных исков указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения бюджетного, градостроительного законодательства при реализации национального проекта «Жилье и городская среда» на территории сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район, в ходе которой установлено, что администрацией сельского поселения в лице главы сельского поселения Тырова Е.В. в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда» по результатам электронного аукциона заключен Муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ№ по благоустройству общественной территории «Парк», расположенной по <,адрес>, единственным участником — ООО «Теплый дом» в лице учредителя и директора ФИО4, который является двоюродным братом Тырову Е.В.
Однако Тыров Е.В. игнорируя требования ст. 11 ФЗ «О противодействии коррупции» о возникшем конфликте интересов при заключении муниципального контракта и подписании актов о приемке выполненных работ, в Совет и администрацию сельского поселения Фёдоровский сельсовет муниципального района Фёдоровский район РБ не сообщил, меры по его предотвращению и урегулированию, не принял.
Прокуратурой Федоровского района в Совет сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан 13 мая 2020 года внесено представление об устранении выявленных нарушений с требованием разрешения вопроса об избрании из состава представительного органа муниципального образования главы муниципалитета, поскольку таковой на момент прокурорской проверки отсутствовал и после этого в установленном порядке обеспечить рассмотрение вопроса об ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства управляющего делами администрации сельского поселения — Тырова Е.В.
по вышеизложенным обстоятельствам в адрес администрации сельского поселения внесено аналогичное представление об устранении выявленных нарушений с требованием разрешения вопроса об ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства управляющего делами администрации сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район РБ — Тырова Е.В.
данное представление рассмотрено и отказано в связи с отсутствием законных оснований.
Кроме того, установлено, что распоряжением главы сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район РБ № 7 от управляющий делами Тыров Е.В. уволен по собственному желанию по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
Прокурор Федоровского района просит признать бездействие администрации сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан по ненадлежащему рассмотрению представления прокурора района от 27.07.2020за исх. № и не привлечению управляющего делами администрации сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район РБ Тырова Е.В. к ответственности за коррупционное правонарушение, незаконным. Признать незаконным распоряжение главы сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район РБ № 7 от 25 сентября 2020 года в части увольнения управляющего делами Тырова Е.В. по собственному желанию по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ, изменив формулировку основания увольнения Тырова Е.В. на увольнение в связи с утратой доверия по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, ч. 2.3 ст. 14.1 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Обязать Тырова <,данные изъяты>,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт 8006 № выдан ДД.ММ.ГГГГ ТП УФМС России по РБ в Федоровском районе, проживающего по адресу: <,адрес>, РБ, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить свою трудовую книжку в администрацию сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан для внесения записи об изменении основания увольнения.
Обязать администрацию сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан внести в трудовую книжку Тырова <,данные изъяты>, запись об изменении основания увольнения на утрату доверия по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, ч. 2.3 ст. 14.1 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации незамедлительно после предоставления Тыровым Е.В. своей трудовой книжки.
В судебном заседании помощник прокурора Федоровского района Республики Башкортостан Кувандиков Р.Ю. заявленные требования поддержал полностью, просил удовлетворить, обязать администрацию сельского поселения Федоровский сельсовет признать бездействие администрации сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан по ненадлежащему рассмотрению представления прокурора района от 27.07.2020 за исх. № и не привлечению управляющего делами администрации сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район РБ — Тырова Е.В. к ответственности за коррупционное правонарушение, незаконным.
Признать незаконным распоряжение главы сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ в части увольнения управляющего делами Тырова Е.В. по собственному желанию по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ, изменив формулировку основания увольнения Тырова Е.В. на увольнение в связи с утратой доверия по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, ч. 2.3 ст. 14.1 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Обязать Тырова <,данные изъяты>,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт № выдан ДД.ММ.ГГГГ ТП УФМС России по РБ в Федоровском районе, проживающего по адресу: <,адрес>, РБ, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить свою трудовую книжку в администрацию сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан для внесения записи об изменении основания увольнения.
Обязать администрацию сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан внести в трудовую книжку Тырова <,данные изъяты>, запись об изменении основания увольнения на утрату доверия по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, ч. 2.3 ст. 14.1 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации незамедлительно после предоставления Тыровым Е.В. своей трудовой книжки.
Административный ответчик представитель администрации сельского поселения извещенный надлежащим образом в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В силу ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным провести судебное разбирательство в отсутствие не явившегося представителя сельского поселения.
Административный ответчик Тыров Е.В административный иск не признал, суду показал, что в 2019 году был проведен электронный аукцион по благоустройству общественной территории «Парк». ООО «Теплый дом» в лице учредителя и директора ФИО4 являлся единственным участником аукциона, аукцион был выигран. Ввиду то, что ФИО4 приходится ему двоюродным братом, он обратился в комиссию по конфликту интересов и поставил комиссию в известность о родственных отношениях между ним и Батмановым. 19 июля 2019 года комиссия приняла решение, что конфликта интересов нет. Между администрацией сельского поселения и ФИО4 был заключен муниципальный контракт. К 01 октября 2019 года работы по данному контракту не были завершены в связи с погодными условиями. Ввиду того что в случае не подписания акта выполненных работ, им не были бы выделены деньги и завершение работ по благоустройству территории парка не было бы окончено, он подписал акт выполненных работ на сумму указанную в контракте. Работы были завершены 27 мая 2020 года. Какой-либо личной заинтересованности у него не было, к тому же двоюродный брат не является близким родственником, и поэтому не имеется какого-либо конфликта интересов. Он просит в иске прокурору отказать.
Представитель административного ответчика адвокат Хайруллин А.Я. иск не признал, суду показал, что административным истцом не представлены доказательства незаконного бездействия со стороны администрации сельского поселения. Представление прокурора рассмотрено администрацией сельского поселения с участием помощника прокурора Кувандикова Р.Ю., прокурору направлен ответ 25 августа 2020 года, в котором указано, что в действиях Тырова Е.В. не имеется каких-либо нарушений как при заключении, так и при исполнении контракта, что также подтверждено заключением Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации сельского поселения, что также подтверждает отсутствие личной заинтересованности Тырова Е.В. К тому же двоюродные родственники не подпадают под категорию близких родственников. В соответствии с частью 1 ст. 192 Трудового Кодекса РФ за совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить перечисленные в указанной норме дисциплинарные взыскания, что является его правом. Также не являются законными требованиями требование прокурора о возврате трудовой книжки в администрацию сельского поселения и изменения формулировки основания увольнения. Изменение формулировки основания по инициативе работодателя после фактического прекращения трудовых отношений допускается только при разрешении индивидуального трудового спора о восстановлении на работе. Какого-либо индивидуального трудового спора между администрацией сельского поселения и Тыровым Е.В. не имеется.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
Ввиду того, что увольнение Тырова Е.В. в связи с утратой доверия в силу ст. 193 ТК РФ не может быть применено позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, которого по их мнению не было. Прокурор обратился в суд с иском 10 сентября 2020 года, с уточненным исковым заявлением 08 октября 2020 года. Они считают, что прокурором пропущен срок исковой давности. Он просит прокурору в иске отказать в полном объеме.
Выслушав участников процесса, исследовав и оценив материалы дела, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – Кодекс административного судопроизводства) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства по правилам и нормам Кодекса административного судопроизводства подлежат рассмотрению споры об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
На основании части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно абзаца второго пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих: о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 36 и ч. 9.1 ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования и глава местной администрации должны соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 10 ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Согласно ч 2 ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года N 273-Ф3 под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег или иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в п.1 настоящей1 статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей) гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве и свойстве.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 10 ФЗ «О противодействии коррупции» обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается, в числе прочих и на муниципальных служащих.
Согласно ч. 1 ст. 11 ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Согласно ч. 6 ст. 11 ФЗ «О противодействии коррупции» непринятие лицом, указанным в ч. 1 ст. 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу требований п.п. 10, 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Согласно ч. 2.3 ст. 14.1 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
В ходе судебного разбирательства судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой района в рамках надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов, проведена проверка исполнения бюджетного, градостроительного законодательства при реализации национального проекта «Жилье и городская среда» на территории сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан.
В ходе вышеуказанной проверки установлено, что администрацией сельского поселения в лице главы сельского поселения Тырова Е.В. (далее – Заказчик) в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда» по результатам электронного аукциона ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт № с ООО «Теплый дом» в лице учредителя и директора ФИО4 (далее – Подрядчик) по благоустройству общественной территории «Парк», расположенной по ул. Ленина с. Федоровка Федоровского района Республики Башкортостан.
Условиями контракта определены сроки окончания работ – ДД.ММ.ГГГГ, цена контракта установлена в размере 4 414116 руб., дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ цена контракта изменена путем её уменьшения до 4332765,05 руб.
17.06.2019 г. главой сельского поселения Федоровский сельсовет Тыровым Е.В. в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов администрации сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан подано уведомление о возможности возникновения конфликтов интересов, который состоит в том, что администрацией сельского поселения с ООО «Теплый дом» ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт № «Комплексное благоустройство дворовых территорий села Федоровка муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан». При этом директором и единственным учредителем ООО «Теплый дом» является двоюродный брат Тырова Е.В. – ФИО4
По результатам рассмотрения уведомления главы администрации сельского поселения Тырова Е.В. Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации сельского поселения Федоровский сельский совет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан 19.07.2019 г. принято решение, которым установлено, что при заключении администрацией сельского поселения в лице Тырова Е.В., а также при исполнении (приемке) любых гражданско-правовых договоров с ООО «Теплый дом» директором и единственным учредителем которого является двоюродный брат Тырова Е.В. – ФИО4 отсутствует личная заинтересованность Тырова Е.В., которая приводит или может привести к конфликту интересов, поскольку Тыров Е.В. с ФИО4 не являются близкими родственниками.
07.10.2019 г. и 13.11.2019 г. Подрядчиком предъявлены, а Заказчиком приняты работы на сумму 4 332 765,05 руб. Оплата произведена платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из представления прокурора Федоровского района Республик и Башкортостан от 13.05.2020 г. следует, что по результатам произведенного 09.04.2020 с участием главного инспектора Контрольно-счетной палаты РБ ФИО5 контрольного осмотра и обмера объема произведенных работ установлено, что подрядчиком в нарушение условий контракта выполнены работы, в которых примененные материалы не соответствуют по виду, толщине и размерам материалам, предусмотренным проектно-сметной документацией контракта на сумму 349 991,04 рублей, а также вовсе не выполнены работы на сумму 394 174,37 рублей. Всего на общую сумму 744 164,41 рублей.
Так, на момент контрольного осмотра и обмера объема произведенных работ Подрядчиком не были выполнены работы: по устройству покрытия из горячих асфальтобетонных смесей на площади 60 кв.м., по устройству покрытий из тротуарной плитки на площади 230,4 кв.м., по установке бетонных бортовых камней по длине 66 м., по установке металлических пустотелых шаров диаметром 100 мм. в количестве 86 шт., по устройству заграждений из готовых металлических решетчатых панелей в количестве 13 шт., по установке металлических столбов ограждения в количестве 15 шт. и др.
Также, в ходе работ по устройству ограждения парка, устройству входной группы, и ограждению памятника были применены материалы не соответствующие по толщине и размерам материалам, отраженным в проектносметной документации контракта и в актах о выполненных работах по форме КС-2. Так, установлено несоответствие столбов ограждения парка как по высоте, так и по толщине металла стенок профильной трубы, использованные при монтаже металлоконструкции входной группы и ограждения памятника профильные трубы не соответствуют как по диаметру так и по толщине металла стенок, а также по объему (длине) предусмотренным сметой, при облицовке постамента памятника использовался вместо гранита по факту декоративный камень.
Заказчик в адрес Подрядчика какие-либо требования о выполнении работ в срок, а также об установленных недостатках и необходимости их устранения, не направлял, также как и не выставлял требования об уплате пени и штрафов.
Пол работам, предъявленным подрядчиком и принятым заказчиком в 2019 г. в соответствии со справками о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 № 1 от 07.10.2019 г. на сумму — 3 175 656,96 руб., КС-3 № 2 от 13.11.2019 г. на сумму — 1 157 103,09 руб. нарушен со стороны подрядчика срок исполнения обязательства и качество (объем) выполненных работ.
Однако Заказчик в адрес Подрядчика какие-либо требования о выполнении работ в срок, а также об установленных недостатках и необходимости их устранения, не направлял, также как и не выставлял требования об уплате пени и штрафов.
Директор ООО «Теплый дом» ФИО4, 07.10.2019 г. и 13.11.2019 г. составил акты о выполненных работах по форме КС-2, внеся в указанные акты заведомо ложные сведения о том, что работы выполнены в полном объеме и с использованием материалов предусмотренных проектно-сметной документацией и представил указанные акты и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 в администрацию сельского поселения Фёдоровский сельсовет.
Между тем Тыров Е.В. 07.10.2019 г. и 13.11.2019 г. действуя в качестве главы сельского поселения, и в качестве и.о. главы того же сельского поселения, подписал их, то есть согласился с качеством, объемом, полнотой выполненных работ и представленными подрядчиком документами с внесенными в них заведомо ложными сведениями.
Таким образом Тыров Е.В., будучи наделенный полномочиями по приемке работ и подписанию соответствующих документов, ввиду исполнения обязанностей главы органа местного самоуправления, заведомо зная о том, что условия муниципального контракта нарушены подрядчиком, работы не выполнены в полном объеме, используя свои должностные полномочия вопреки интересам службы, действуя из корыстной и иной личной заинтересованности, выраженной в подписании вышеуказанных документов в условиях конфликта интересов ввиду родственных отношений с руководителем ООО «Теплый дом» ФИО4, совершил служебный подлог, повлекший нарушение охраняемых законом интересов общества и государства.
На основании указанных недостоверных (подложных) документов администрацией сельского поселения Фёдоровский сельсовет 19.12.2019 г. была произведена оплата за ненадлежащим образом выполненные и невыполненные работы на общую сумму 744 164,41 рублей.
13.05.2020 г. в адрес Совета сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан подано представление прокурора Федоровского района Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства об организации местного самоуправления, о противодействии коррупции при осуществлении закупок для муниципальных нужд, одним из требований которого явилось обеспечить рассмотрения вопроса ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства управляющим делами администрации сельского поселения Тырова Е.В.
29.05.2020 г. Советом сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан подано представление прокурора Федоровского района Республики Башкортостан представление прокуратуры Федоровского района Республики Башкортостан от 13.05.2020 г. принято к сведению, вопрос о привлечении к ответственности управляющего делами администрации сельского поселения Тырова Е.В за нарушение антикоррупционного законодательства, не рассмотрен.
03.07.2020 г. Советом сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан подано представление прокурора Федоровского района Республики Башкортостан повторно рассмотрено представление прокуратуры Федоровского района Республики Башкортостан от 13.05.2020 г., по результатам рассмотрения главой сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан избрана ФИО6, управляющий делами администрации сельского поселения Тыров Е.В. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде объявления выговора.
27.07.2020 г. в адрес главы сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан ФИО6 подано представление прокуратурой Федоровского района Республики Башкортостан о рассмотрении вопроса об увольнении управляющего делами администрации сельского поселения Тырова Е.В. в связи с утратой доверия.
25.08.2020 г. администрацией сельского поселения представление прокуратуры района от 27.07.2020 г. рассмотрено, законных оснований для увольнения управляющего делами администрации сельского поселения Тырова Е.В. не установлено.
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что Тыров Е.В. в нарушение требований ч.2 ст.14 ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. N 273-Ф3 и п. 11 ч.1 ст.12 от 25.03.2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации» о возникшем конфликте интересов до заключения межмуниципального контракта от 10.07.2019 г. администрацию сельского поселения в письменной форме о личной заинтересованности при исполнении им должностных обязанностей не уведомил, в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, не обращался.
Уведомление Тырова Е.В. о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, датированное 17.06.2019 г. суд находит недостоверным доказательством, поскольку из решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов №6 от 19.07.2019 г. следует, что Комиссией рассмотрено уведомление главы сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан Тырова Е.В. о заключаемых договорах с ООО «Теплый дом» от 17.07.2019 г., сведений о рассмотрении вышеуказанной Комиссией уведомления Тырова Е.В. от 17.06.2019 г. материалы дела не содержат, сторонами дела не представлено.
Кроме того, из уведомления Тырова Е.В. от 17.06.2019 г. следует, что последний сообщает в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов о заключенном 10.07.2019 г. межмуниципальном контракте между администрацией сельского поселения и ООО «Теплый дом» директором и единственным учредителем которого является ФИО4 — его двоюродный брат, что не могло соответствовать действительности на момент подачи им уведомления 17.06.2019 г.
Также Тыров Е.В., замещая должность главы сельского поселения и исполняющего обязанности главы сельского поселения, при фактически невыполненных работах подписал акты о приемке выполненных работ от 07.10.2019 и 13.11.2019 по форме КС-2, что также свидетельствует о его личной заинтересованности, которая повлияла на объективное и беспристрастное исполнение им своих служебных обязанностей.
Таким образом, судом установлено, что Тыров Е.В., будучи наделенный полномочиями по приемке работ и подписанию соответствующих документов, ввиду исполнения обязанностей главы сельского поселения, имеющий право действовать от его имени без доверенности, заведомо зная о том, что условия муниципального контракта нарушены подрядчиком, работы не выполнены в полном объеме, используя свои должностные полномочия вопреки интересам службы, действуя из корыстной и иной личной заинтересованности, выраженной в подписании вышеуказанных документов в условиях конфликта интересов ввиду родственных отношений (семейственности) с руководителем ООО «Теплый дом» ФИО4, а также создания видимости своевременности и полноты исполнения муниципального контракта в условиях бездействия по предъявлению претензии и выставлению неустоек и пеней в адрес подрядчика, совершил служебный подлог, повлекший нарушение охраняемых законом интересов общества или государства.
Пунктом 11 части 1 статьи 12 Федерального закона О муниципальной службе в Российской Федерации установлено, что муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Обязанность муниципального служащего уведомить представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, закреплена также в части 2 статьи 11 Федерального закона О противодействии коррупции.
Понятие конфликта интересов определено частью 1 статьи 10 этого же федерального закона как ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, обязанного принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью в силу части 2 данной статьи понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) указанным лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми это лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ О противодействии коррупции непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Часть 2 статьи 27.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ О муниципальной службе в Российской Федерации в системной связи с частью 6 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ О противодействии коррупции закрепляющей, что непринятие являющимся стороной конфликта интересов лицом, замещающим должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, направлена на предотвращение и преодоление коррупции и в равной мере распространяется на всех муниципальных служащих.
Частью 2 статьи 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ предусмотрено, что муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.
Таким образом, увольнение муниципального служащего, не принявшего меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, является для представителя нанимателя обязательным. Однако Тыров Е.В. за допущенное коррупционное правонарушение, решением Совета сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан №10/89 от 03.07.2020 г. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде объявления выговора за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в несвоевременном принятии мер по организации избрания главы сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан в соответствии со сроками, установленными ч. 8.1-1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ- «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В последующем распоряжением главы сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район РБ № 7 от 25.09.2020 г. управляющий делами Тыров Е.В. уволен по собственному желанию по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
Таким образом Тыров Е.В. фактически не был привлечен к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения.
При таких обстоятельствах администрация сельского поселения, зная о внесенных прокурором района представлениях и нарушениях в действиях (бездействии) Тырова Е.В. замещавшего должность главы администрации сельского поселения и исполнявшего обязанности главы сельского поселения, а в последствие управляющего делами сельского поселения, антикоррупционного законодательства, влекущих увольнение муниципального служащего с муниципальной службы, вопрос об ответственности указанного лица за коррупционное правонарушение не решила, что свидетельствует о незаконности действий администрации сельского поселения.
Принимая вышеизложенное, а также учитывая, что Тыров Е.В., в нарушение требований части 2 статьи 11 Федерального закона О противодействии коррупции и пункта 11 части 1 статьи 12 Федерального закона О муниципальной службе в Российской Федерации, не уведомил в письменной форме представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и не принял мер по его предотвращению, суд находит административные исковые требования прокурора о признании бездействия администрации сельского поселения по ненадлежащему рассмотрению представления прокурора района от 27.07.2020 г. и не привлечения управляющего делами администрации сельского поселения Тырова Е.В. к ответственности за коррупционное правонарушение незаконным, необоснованным и подлежащим удовлетворению.
Доводы Тырова Е.В. и его представителя Хайруллина А.Я. о том, что двоюродные братья не являются близкими родственниками, суд признает несостоятельными. Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года N 273-Ф3 к субъектам возникновения конфликта интересов отнесены не только лица, обладающие признаками близкого родства, но и иные лица, к которым могут быть отнесены двоюродные братья.
Доводы представителя ответчика Хайруллина А.Я. о том, что необходимо применить срок исковой давности, так как согласно ст. 193 Трудового Кодекса РФ дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения, представительного органа работников, суд признает несостоятельными, поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 193 Трудового кодекса РФ дисциплинарное взыскание за несоблюдение ограничение и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации «О противодействии коррупции» не может быть применено позднее трех лет со дня совершения проступка.
Как установлено судом, положения Закона «О противодействии коррупции» Тыровым Е.В. нарушены в июле 2019 г., в связи с чем срок исковой давности в соответствии с ч.1 ст. 193 Трудового кодекса РФ в данном случае не применим.
Доводы представителя административного ответчика Хайруллина А.Я. о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с заявленными требованиями, суд находит несостоятельными.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. N 2202-1 прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Частью 3 ст. 22 указанного Закона прокурор или его заместитель, в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 данного Закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 24 данного Закона, в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих, о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В силу ч.1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела следует, что прокурором района по результатам проведенной прокурорской проверки в соответствии с полномочиями, установленными ст. ст. 6, 22 и 24 Федерального закона О прокуратуре Российской Федерации в администрации сельского поселения внесено два представления от 13.05.2020 г. и от 27.07.2020 г., содержащие требование в месячный срок принять меры по устранению выявленных нарушений закона и снять.
25.08.2020 г. администрацией сельского поселения представление прокуратуры района от 27.07.2020 г. рассмотрено, законных оснований для увольнения управляющего делами администрации сельского поселения Тырова Е.В. не установлено.
Ответ администрации сельского поселения на представление от 27.07.2020 г. прокурором был получен 25.08.2020 г. (л.д.82), административный иск направлен в суд 10.09.2020 года, то есть в пределах срока, установленного ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства.
Принимая во внимание, что в соответствии с пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок, суд находит административные исковые требования прокурора о признании незаконным действия (бездействия) сельского поселения Федоровский сельсовет, выразившиеся в невыполнении требований законодательства о противодействии коррупции, законными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь положениями статей 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора Федоровского района Республики Башкортостан удовлетворить.
обязать администрацию сельского поселения Федоровский сельсовет признать бездействие администрации сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан по ненадлежащему рассмотрению представления прокурора района от 27.07.2020 за исх. № 3-2-2020 и не привлечению управляющего делами администрации сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район РБ — Тырова Е.В. к ответственности за коррупционное правонарушение, незаконным.
Признать незаконным распоряжение главы сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район РБ № 7 от 25 сентября 2020 года в части увольнения управляющего делами Тырова Е.В. по собственному желанию по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ, изменив формулировку основания увольнения Тырова Е.В. на увольнение в связи с утратой доверия по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, ч. 2.3 ст. 14.1 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Обязать Тырова <,данные изъяты>,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт № выдан ДД.ММ.ГГГГ ТП УФМС России по РБ в Федоровском районе, проживающего по адресу: <,адрес>, РБ, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить свою трудовую книжку в администрацию сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан для внесения записи об изменении основания увольнения.
Обязать администрацию сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан внести в трудовую книжку Тырова <,данные изъяты>, запись об изменении основания увольнения на утрату доверия по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, ч. 2.3 ст. 14.1 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации незамедлительно после предоставления Тыровым Е.В. своей трудовой книжки.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Стерлибашевский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Судья Казакова Т.А.
Решение25.01.2021