Решение № 2А-1-372/2021 от 26.03.2021 Красноуфимского городского суда (Свердловская область)

№ 2а-1-372/2021

66RS0035-01-2021-000429-43

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 марта 2021 года г. Красноуфимск

Судья Красноуфимского районного суда Свердловской области Хомутинникова Е.Ю., с участием представителя истца – помощника Красноуфимской межрайонной прокуратуры — Фетисовой А.С., при секретаре Медведевой М.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Красноуфимского межрайонного прокурора действующий в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц к Думе городского округа Красноуфимск о признании решения представительного органа местного самоуправления незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Красноуфимский межрайонный прокурор, действующий в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Думе городского округа Красноуфимск о признании решения представительного органа местного самоуправления незаконным, указав, что решением Думы ГО Красноуфимск от &lt,дата&gt,№1-109/2014 досрочно прекращены полномочия председателя Думы городского округа Красноуфимск Боброва В.А. в связи с совершением действий и поступков, порочащих выборное должностное лицо органа местного самоуправления.

Заседание думы &lt,дата&gt, проведено с нарушением установленных статьями 9, 11 Регламента требований.

Так, требование о проведении внеочередного заседания Думы от 14 депутатов поступило в аппарат Думы ГО Красноуфимск &lt,дата&gt,, о чем имеется соответствующая отметка. Данное требование адресовано председателю Думы ГО Красноуфимск Боброву В.А. Иных требований о проведении внеочередного заседания Думы от депутатов в аппарат Думы не поступало.

Требование о внеочередном заседании от &lt,дата&gt, председателем Думы не рассмотрено, место и дата проведения не определены, повестка заседания не утверждена в установленный Регламентом 5-дневный срок.

Внеочередное заседание &lt,дата&gt, под председательством заместителя председателя Думы ГО Красноуфимск Берсенева К.А. проведено в день направления требования о проведении внеочередного заседания, т.е. незамедлительно.

Полномочия председателя Думы ГО Красноуфимск Боброва прекращены в связи с совершением действий и поступков, порочащих выборное должностное лицо органа местного самоуправления, однако ни в заявлении группы депутатов, ни при проведении заседания не указаны конкретные виновные действия председателя.

Внеочередное заседание Думы нельзя признать легитимным, поскольку председателем Думы не было принято решение о его созыве, отсутствовала повестка внеочередного заседания. Оспариваемое решение Думы не содержит в себе обоснования принятого депутатами решения о досрочном прекращении полномочий председателя Думы и, как следствие, данное решение не является мотивированным.

Должность председателя Думы ГО Красноуфимск является основной работой Боброва В.А., соответствующие сведения занесены в трудовую книжку. В связи с чем при рассмотрении вопроса о прекращении его полномочий должны также соблюдаться нормы Трудового кодекса РФ.

Применяя аналогию закона, полномочия Боброва В.А. прекращены в связи с виновным поведением, а именно совершением действий и поступков, порочащих выборное должностное лицо органа местного самоуправления – то есть дисциплинарным проступком, а увольнение по данному основанию, соответственно является дисциплинарным взысканием.

Порядок применения дисциплинарного взыскания определен ст. 193 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Однако, письменные объяснения не были затребованы, полномочия Боброва В.А. прекращены в день, когда поступила инициатива депутатов.

Таким образом, Решение Думы ГО Красноуфимск от &lt,дата&gt,№1-109/2014 «О досрочном прекращении полномочий председателя Думы городского округа Красноуфимск Боброва В.А.» не соответствует требованиям действующего законодательства и подлежит отмене, так как нарушена процедура проведения внеочередного заседания Думы ГО Красноуфимск, процедура досрочного прекращения полномочий председателя представительного органа, положения Трудового кодекса РФ.

Красноуфимским межрайонным прокурором &lt,дата&gt, принесен протест на оспариваемое решение. Решением Думы ГО Красноуфимск от &lt,дата&gt,№1-109/2014 протест прокурора отклонен.

Председатель Думы является неотъемлемой частью представительного органа местного самоуправления и действует на основании Устава, Закона РФ №1-109/2014, и, соответственно, нарушение установленного Регламента при прекращении его полномочий как представителя власти, нарушает и интересы муниципального образования.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Кроме того, председатель Думы избирается из числа депутатов, которые, в свою очередь, избираются населением на муниципальных выборах, то есть олицетворяет власть народа. В связи с чем прекращение полномочий председателя затрагивает и интересы неопределенного круга лиц.

Просит признать незаконным Решение Думы ГО Красноуфимск от &lt,дата&gt,№1-109/2014 «О досрочном прекращении полномочий председателя Думы городского округа Красноуфимск Боброва В.А.» с момента его принятия.

В судебном заседании представитель административного истца Фетисова А.С. настаивала на удовлетворении заявленных требований.

В судебное заседание представитель административного ответчика не явился.

Свидетель Тарасова Л.В. в судебном заседании пояснила, что депутатская комиссия действовала в соответствии с регламентом.

Свидетель Стрелов Б.В. в судебном заседании пояснил, что имеется множество нарушений, при вынесении решения Думы ГО Красноуфимск от &lt,дата&gt,.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В части 1 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее — Закон N 131-ФЗ) определено, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Федеральным законодательством прямо предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, (абзац 2 части 2 статьи 43 от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации). Устав обладает высшей юридической силой в системе муниципальных правовых актов города Красноуфимска, следовательно, решения, принимаемые представительным органом муниципального образования, не могут иметь с ним противоречий.

В части 1 статьи 46 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предусмотрено, что проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.

Согласно части 2 статьи 46 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

Уставом муниципального образования городской округ Красноуфимск, принятого Решением Красноуфимского городского Совета от 26.05.2005 № 15/2 (ред. от 26.11.2020) определено понятие местного самоуправления как формы осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами Свердловской области, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно ст. 49 Устава, установлено, что порядок подготовки и внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления городского округа или должностного лица местного самоуправления городского округа, на рассмотрение которого вносятся указанные проекты.

В силу ч. 1 ст. 22 Устава Дума городского округа является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа.

Частью 5 статьи 22 Устава установлено, что организацию деятельности Думы городского округа осуществляет председатель Думы городского округа, избираемый этим органом из своего состава на первом заседании тайным голосованием.

В соответствии с ч. 7 ст. 22 Устава, порядок организации деятельности Думы городского округа определяется регламентом, принимаемым Думой городского округа, который устанавливает периодичность, порядок созыва и проведения заседаний Думы городского округа, планирование работы и иные организационные формы ее деятельности.

Согласно ч. 3 ст. 24 Устава Председатель Думы городского округа вступает в полномочия со дня его избрания и осуществляет их до прекращения полномочий Думы городского округа, если Думой городского округа не будет принято решение о досрочном прекращении его полномочий.

Частью 4 статьи 24 Устава определено, что порядок досрочного прекращения полномочий председателя Думы городского округа устанавливается регламентом Думы городского округа.

В соответствии с положениями ч. 5 ст. 24 Устава основаниями для досрочного прекращения полномочий председателя Думы городского округа являются:

1) неоднократное невыполнение обязанностей председателя Думы городского округа без уважительной причины,

2) неоднократное нарушение регламента Думы городского округа,

3) совершение действий и поступков, порочащих выборное должностное лицо органа местного самоуправления,

4) личное заявление о добровольном сложении полномочий председателя Думы городского округа, выраженное в письменной форме.

Согласно ч. 1 ст. 4 Регламента Думы городского округа Красноуфимск, утвержденного решением Думы городского округа Красноуфимск от 22.02.2006 № 28/10 (далее – Регламент) председатель Думы избирается тайным голосованием из числа депутатов на срок полномочий Думы на первом заседании после избрания нового состава депутатов или досрочного прекращения полномочий председателя.

В соответствии с ч. 5 ст. 4 Регламента председатель Думы вступает в должность после его избрания и прекращает свои полномочия в случае прекращения своих депутатских полномочий, досрочном прекращении полномочий Думы либо досрочно, в случае смещения или отставки.

Полномочия председателя Думы (его заместителя) прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным в пункте 5 статьи 24 Устава городского округа Красноуфимск.

Решение о досрочном прекращении полномочий председателя Думы (его заместителя) в случаях: неоднократного нарушения Регламента Думы, совершения действий и поступков, порочащих выборное должностное лицо органа местного самоуправления, неоднократного невыполнения обязанностей председателя Думы городского округа без уважительной причины принимается путем тайного голосования.

Вопрос о досрочном прекращении полномочий может быть предложен в повестку заседания Думы депутатом Думы, группой депутатов, постоянной комиссией.

Согласно ч. 6 ст. 9 Регламента Дума может быть созвана на внеочередное заседание.

Внеочередные заседания Думы могут проводиться по письменному требованию главы городского округа, или не менее одной трети от общего числа депутатов Думы, или ревизионной комиссии городского округа. В письменном требовании о созыве Думы на внеочередное заседание указываются вопросы и их обоснования. Требование о созыве подписывается, соответственно, главой городского округа или депутатами, требующими созыва внеочередного заседания, руководителем ревизионной комиссии городского округа.

Внеочередное заседание (место и дата его проведения, повестка дня) назначается председателем Думы в срок, не позднее 5 дней после поступления письменного уведомления с требованием о созыве внеочередного заседания.

Внеочередное заседание Думы проводится исключительно в соответствии с той повесткой дня, которая была указана в требовании о ее созыве.

Согласно ст. 11 Регламента в порядке подготовки заседания председатель Думы проводит работу по формированию повестки дня в соответствии с настоящим Регламентом (ч. 1 ст. 11).

Не позднее чем за 3 дня до заседания председатель Думы извещает депутатов о месте и времени проведения заседания, вопросах повестки дня, вынесенных на рассмотрение заседания Думы (ч. 2 ст. 11).

Согласно ч. 3 указанной статьи председатель Думы организует вручение депутатам Думы и главе городского округа всех предложений по вопросам, включенным в повестку заседания, и сопутствующих материалов, включая заключения комиссий и проекты решений, не позднее чем за 3 дня до начала заседания Думы.

В судебном заседании установлено, что заседание Думы &lt,дата&gt, проведено с нарушением регламента.

Письменное обращение депутатов Думы к председателю Думы ГО Красноуфимск Боброву В.А. поступило &lt,дата&gt,, согласно штампа входящей корреспонденции №1-109/2014 от &lt,дата&gt,

Требование о внеочередном заседании от &lt,дата&gt, председателем Думы не рассмотрено, место и дата проведения не определены, повестка заседания не утверждена в установленный Регламентом 5-дневный срок.

Внеочередное заседание &lt,дата&gt, под председательством заместителя председателя Думы ГО Красноуфимск Берсенева К.А. проведено в день направления требования о проведении внеочередного заседания.

Полномочия председателя Думы ГО Красноуфимск Боброва прекращены в связи с совершением действий и поступков, порочащих выборное должностное лицо органа местного самоуправления, однако ни в заявлении группы депутатов, ни при проведении заседания не указаны конкретные виновные действия председателя.

Внеочередное заседание Думы нельзя признать легитимным, поскольку председателем Думы не было принято решение о его созыве, отсутствовала повестка внеочередного заседания. Оспариваемое решение Думы не содержит в себе обоснования принятого депутатами решения о досрочном прекращении полномочий председателя Думы и, как следствие, данное решение не является мотивированным.

Должность председателя Думы ГО Красноуфимск является основной работой Боброва В.А., при рассмотрении вопроса о прекращении его полномочий должны также соблюдаться нормы Трудового кодекса РФ.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что Решение Думы ГО Красноуфимск от &lt,дата&gt,№1-109/2014 «О досрочном прекращении полномочий председателя Думы городского округа Красноуфимск Боброва В.А.» не соответствует требованиям действующего законодательства и подлежит отмене, так как нарушена процедура проведения внеочередного заседания Думы ГО Красноуфимск, процедура досрочного прекращения полномочий председателя представительного органа, положения Трудового кодекса РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Красноуфимского межрайонного прокурора действующий в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц к Думе городского округа Красноуфимск о признании решения представительного органа местного самоуправления незаконным, удовлетворить.

Признать незаконным решение Думы ГО Красноуфимск от &lt,дата&gt,№1-109/2014 «О досрочном прекращении полномочий председателя Думы городского округа Красноуфимск Боброва В.А.» с момента его принятия.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд Свердловской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Ю. Хомутинникова