Решение № 2-А-23/17 от 17.04.2017 Усть-янского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Р Е Ш Е Н И Е

Имеем Российской Федерации

Поселок Чокурдах 17 апреля 2017 года

Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия) под председательством судьи Вакуленко Л.В, при секретаре Павлове С.С, с участием истца Кузьмичева К.В, представителя ответчика Зырянова А.Н, заместителя прокурора Аллаиховского района Колесова М.В, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Кузьмичева К.В. к муниципальному образованию городскому поселению «Поселок Чокурдах» о признании незаконным увольнения по результатам аттестации и восстановлении на работе.

У С Т А Н О В И Л :

Кузьмичев К.В. обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному образованию городскому поселению «Поселок Чокурдах» о признании незаконным увольнения по результатам аттестации и восстановлении на работе.

В судебном заседании свое исковое требование Кузьмичев К.В. поддержал полностью. Указал, что он с ДД.ММ.ГГГГ работает в муниципальном образовании городском поселении «Поселок Чокурдах» заместителем главы администрации. За весь период работы он не имеет дисциплинарных взысканий. Свою работу проводит согласно должностной инструкции. В ДД.ММ.ГГГГ была проведена очередная плановая аттестация муниципальных служащих, по результатам которой Кузьмичев К.В. был уволен как не соответствующий занимаемой должности. Кузьмичев К.В. утверждает, что аттестация была проведена с грубыми нарушениями порядка проведения, просит суд признать недействительным результат аттестации, признать незаконным его увольнение и восстановить его на работе в прежней должности.

Представитель ответчика, глава администрации муниципального образования городского поселения «Поселок Чокурдах» Зырянов А.Н. заявленные требования не признал и пояснил, что считает проведенную работу аттестационной комиссии профессиональной и принятое ею решение на основании опроса, представленного отзыва и документов обоснованным и полностью соответствующим действующему законодательству. Кузьмичев А.Н. не справлялся со своими должностными обязанностями, систематически не выполнял план работы, допускал некорректное поведение с сотрудниками, поэтому решением аттестационной комиссии он был признан несоответствующим занимаемой должности.

Заместитель прокурора Аллаиховского района Колесов М.В. дал заключение, что аттестация Кузьмичева К.В. была проведена с нарушением порядка проведения аттестации муниципального служащего, установленного Закона Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2008 г. 562-З N 15-IV «Об утверждении Типового положения о проведении аттестации муниципальных служащих в Республике Саха (Якутия)», без соблюдения порядка формирования аттестационной комиссии, в отсутствие четких и ясных критериев, позволяющих объективно оценить деловые качества Кузьмичева К.В.

Судом установлено, что Кузьмичев К.В. уволен с ДД.ММ.ГГГГ с должности заместителя главы поселковой администрации муниципального образования городского поселения «Поселок Чокурдах» Аллаиховского района Республики Саха (Якутия), в связи с несоответствием занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, на основании пункта 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. С приказом об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ№ истец ознакомлен, на приказе имеется его подпись, без указания даты ознакомления.

Квалификационная аттестационная комиссия муниципального образования городского поселения «Поселок Чокурдах» ДД.ММ.ГГГГ вынесла решение: «Кузьмичева К.В., заместителя главы поселковой администрации, аттестовать с оценкой служебной деятельности – не соответствует занимаемой должности». По результатам аттестации главой муниципального образования городского поселения «Поселок Чокурдах» Зыряновым А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ за № вынесено соответствующее распоряжение. Затем ДД.ММ.ГГГГ главой муниципального образования «Поселок Чокурдах» Зыряновым А.Н. издан приказ об увольнении Кузьмичева К.В. в соответствии с пунктом 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, заключение прокурора исследовав в ходе судебного разбирательства материалы проведенной ДД.ММ.ГГГГ аттестации муниципальных служащих муниципального образования городского поселения «Поселок Чокурдах» суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ за № вынесено постановление главы администрации муниципального образования «Поселок Чокурдах» которым:

— утверждено Положение об аттестационной комиссии по проведению аттестации муниципальных служащих поселковой Администрации (далее по тексту – Положение об аттестационной комиссии),

— утвержден график проведения аттестации муниципальных служащих поселковой Администрации,

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

— создан и утвержден количественный состав аттестационной комиссии,

— утвержден перечень вопросов для аттестации муниципальных служащих.

На основании пункта 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае несоответствия работника занимаемой дожности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. При этом увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другу имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

Частью 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.

Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям должностных характеристик определяется аттестационной комиссией в соответствии с применяемыми в организации положениями о порядке проведения аттестации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 18 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ от 02 марта 2007 года и статьей 15 Закона Республики Саха (Якутия) «О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия)» от 11 июля 2007 года З № 976 — III положение о проведении аттестации муниципальных служащих утверждается муниципальным правовым актом в соответствии с типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих, утвержденным законом субъекта Российской Федерации. Законом Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2008 г. 562-З N 15-IV «Об утверждении Типового положения о проведении аттестации муниципальных служащих в Республике Саха (Якутия)» утверждено соответствующее типовое положение (далее по тексту — Типовое Положение), которым установлены общие правила аттестации, установлены условия и порядок ее проведения.

Согласно пункта 9 раздела 1 Типового Положения аттестационная комиссия организует свою деятельность в соответствии с графиком проведения аттестации. Положением об аттестационной комиссии в пункте 3.1 установлено, что комиссия проводит свои заседания в соответствии с графиком проведения аттестации, ежегодно утверждаемым постановлением Администрации.

Согласно пункта 2 раздела 2 Типового Положения график проведения аттестации доводится до сведения каждого аттестуемого муниципального служащего не менее, чем за один месяц до начала аттестации. Согласно подпункта 3 пункта 3 Типового Положения график должен содержать дату представления необходимых документов в аттестационную комиссию.

Согласно пункта 4 раздела 2 Типового Положения: аттестационный лист муниципального служащего, отзыв руководителя, характеризующий муниципального служащего, должностная инструкция или иной правовой акт, регламентирующий служебную деятельность муниципального служащего, передаются в аттестационную комиссию не позднее, чем за две недели до начала проведения аттестации.

Согласно пункта 7 раздела 2 Типового Положения кадровая служба муниципального образования не менее, чем за одну неделю до начала аттестации обязана под расписку ознакомить каждого аттестуемого муниципального служащего с представленным на него отзывом.

Согласно представленного ответчиком, утвержденного постановлением, графика проведения аттестации муниципальных служащих поселковой Администрации МО «Поселок Чокурдах» (л.д. 32) аттестация Кузьмичева К.В. была назначена на ДД.ММ.ГГГГ, однако, в установленный срок не проведена. Главой администрации муниципального образования городского поселения «Поселок Чокурдах» соответствующего нормативно акта о причинах переноса назначенной и утвержденной даты проведения аттестации вынесено не было. Главой муниципального образования городского поселения «Поселок Чокурдах» ДД.ММ.ГГГГ за № вынесено постановление о проведении аттестации муниципальных служащих Администрации и о назначении председателя аттестационной комиссии (л.д. 42). Датой проведения аттестации муниципальных служащих в названном постановлении указано ДД.ММ.ГГГГ, т.е. постановление о назначении аттестации муниципальных служащих «Поселка Чокурдах» вынесено за три дня до ее проведения. Отзыв на муниципального служащего, вынесенный главой администрации муниципального образования городского поселения «Поселок Чокурдах» вручен Кузьмичеву К.В. под роспись без указания даты вручения. Из содержания отзыва на муниципального служащего, следует, что отзыв вынесен не ранее ДД.ММ.ГГГГ, т.е. отзыв был передан в аттестационную комиссию позднее, чем за две недели до начала проведения аттестации (за 11 дней). Аттестационный лист муниципального служащего, согласно его содержания, вручен Кузьмичеву К.В. в день проведения аттестации ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется соответствующая его подпись. Из изложенного следует, что аттестация Кузьмичева К.В. проведена без должной подготовки, в отсутствие составленного и утвержденого графика проведения аттестации.

Согласно пунктов 5, 6 раздела 1 Типового Положения для проведения аттестации формируется аттестационная комиссия, которая является постоянно действующей и состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.

Состав аттестационной комиссии по проведению аттестации муниципальных служащих поселковой Администрации утвержден приложением № к постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ «Об аттестации муниципальных служащих» (л.д. 29).) Из семи членов состава аттестационной комиссии в приложении персонально указаны четверо: Васильев В.С. – заместитель председателя комиссии, члены комиссии — Бурнашева Т.А., Местников А.В., Яковлева Е.Ю. Председатель аттестационной комиссии и два члена в приложении № персонально не указаны. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в состав комиссии по аттестации муниципальных служащих», глава муниципального образования городского поселения «Поселок Чокурдах» Аллаиховского района Республики Саха (Якутия) Зырянов А.Н. внес изменения в состав комиссии по аттестации муниципальных служащих поселковой Администрации (л.д. 41). Список утвержденного нового состава аттестационной комиссии указан в приложении № к названному постановлению. Из семи членов состава аттестационной комиссии в приложении персонально указан один член – Яковлева Е.Ю. Председатель комиссии, заместитель председателя комиссии, и четыре члена комиссии в приложении № персонально не указаны.

В ходе судебного разбирательства представитель ответчика, глава муниципального образования «Поселок Чокурдах» Зырянов А.Н. представил суду «приложение к приложению №» к постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в состав комиссии по аттестации муниципальных служащих» ( л.д. 80) Из «приложения к приложению №» следует, что количественный состав аттестационной комиссии сократился с семи членов до пяти. Представленное представителем ответчика «приложение к приложению №» к постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в состав комиссии по аттестации муниципальных служащих» не может быть принято судом как доказательство сформированного в соответствии с требованием закона персонального состава аттестационной комиссии, так как в постановлении сведений об утверждении «приложения к приложению № а так же сведений об изменении количественного состава аттестационной комиссии не имеется.

Согласно пункта 8 раздела 1 Типового Положения количественный и персональный состав аттестационной комиссии утверждается представителем нанимателя (работодателем) муниципального образования или представителем нанимателя (работодателем), уполномоченным на проведение аттестации в соответствии с соглашением. Из чего следует вывод, что на момент утверждения состава аттестационной комиссии по проведению аттестации муниципальных служащих поселковой Администрации ДД.ММ.ГГГГ, и на момент внесения изменения в прежний состав аттестационной комиссии и утверждения нового состава аттестационной комиссии, персональный состав аттестационной комиссии не был сформирован.

Из протокола заседания аттестационной квалификационной комиссии муниципальных служащих муниципального образования «Поселок Чокурдах» от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что при принятии решения об увольнении Кузьмичева К.В. из пяти членов аттестационной комиссии принимали участие в голосовании: Зырянов А.Н, Киселева Н.Л, Принада М.Н., которые на тот момент членами постоянно действующей аттестационной комиссии не являлись, так как не были включены в ее состав в порядке, предусмотренном пунктом 8 раздела 1 Типового положения и пунктом 2.3 Положения об аттестационной комиссии.

Утвержденный ДД.ММ.ГГГГ постановлением №, вынесенным главой администрации муниципального образования «Поселок Чокурдах», перечень вопросов для аттестации муниципальных служащих является, в соответствии с Типовым Положением, критерием оценки уровня квалификации аттестуемых работников и устанавливает соответствие этого уровня выполняемой работе.

Из протокола заседания аттестационной квалификационной комиссии п. Чокурдах от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что аттестация проводилась с участием Кузьмичева К.В. устно в форме собеседования. Содержание заданных при проведении аттестации Кузьмичеву К.В. вопросов не соответствует утвержденному постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ перечню вопросов, что приводит к отсутствию критериев оценки уровня квалификации аттестуемого Кузьмичева К.В. Из изложенного следует, что заключение о не соответствии Кузьмичева К.В. занимаемой должности вынесено вне утвержденных постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ критериев оценки.

Согласно пункта 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

Из отзыва на аттестуемого Кузьмичева К.В, данного работодателем, главой Администрации муниципального образования «Поселок Чокурдах» Зыряновым А.Н. (л.д. 43) следует, что Кузьмичев К.В. имеет высшее образование, по квалификации – инженер-строитель. Стаж работы на муниципальной службе 5 лет, общий трудовой стаж составляет 29 лет. В течение четырех лет два раза Кузьмичев К.В. был на курсах повышения квалификации в Институте управления при президенте Республики Саха (Якутия), прошел дистанционные курсы в «АКАТО» г. Санкт-Петербург в семинаре по «Регулированию жилищно-коммунальных отношений органами местного самоуправления». В отзыве работодателя отсутствует отрицательная мотивированная оценка профессиональных и деловых качеств Кузьмичева К.В. и результатов его работы за аттестационный период, позволяющая делать вывод, что Кузьмичев К.В. не соответствует занимаемой им должности.

В ходе рассмотрения дела по существу установлено, что аттестация муниципального служащего Кузьмичева К.В. проведена вне утвержденного надлежащим образом графика проведения аттестации незаконным составом аттестационной комиссии, без применения утвержденных Положением об аттестации критериев оценки аттестуемого муниципального служащего. Тем самым ответчиком допущено несоблюдение установленного законом порядка проведения аттестации муниципального служащего, что влечет за собой незаконность его увольнения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданско-процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Кузьмичева К.В. к муниципальному образованию городскому поселению «Поселок Чокурдах» удовлетворить полностью.

Признать увольнение Кузьмичева К.В. по пункту 3 части 1 статьи 81 ТК РФ незаконным, восстановить Кузьмичева К.В. в прежней должности – заместителя главы поселковой администрации муниципального образования городского поселения «Поселок Чокурдах» Аллаиховского района с ДД.ММ.ГГГГ с прежним окладом согласно штатного расписания.

Решение о восстановлении на работе Кузьмичева К.В. вступает в законную силу немедленно.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течении тридцати дней.

Председательствующий

Копия верна:

Судья Вакуленко Л.В:

Секретарь Жиркова Н.И: