Решение № 2-92/2021 от 23.03.2021 Улетовского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2-92/2021

УИД: 75RS0021-01-2021-000095-10

Категория дела: 2.045

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Улёты 23 марта 2021 года

Улётовский районный суд Забайкальского края в составе

председательствующего судьи Глазыриной Н.В.

при секретаре Мыктыбековой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Улётовского района, действующего в интересах Курановой Е. В., Кузьменко С. И., Дреминой А. А., Братухиной Л. Н. к ГУЗ «Улётовская ЦРБ» о признании действий незаконными, взыскании недоначисленной заработной платы,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что прокуратурой района с привлечением специалиста ГИТ в Забайкальском крае проведена проверка по обращению депутата ФИО3 Ю.Г., направленного в интересах работников пищеблока ГУЗ «Улётовская ЦРБ». Заявители работают в пищеблоке ГУЗ «Улётовская ЦРБ» на должностях поваров и кухонных работников, с ними заключены трудовые договоры. В соответствии с трудовыми договорами и дополнительными соглашениями к ним работникам предусмотрена выплата заработной платы, состоящей из должностного оклада, стимулирующих выплат (за продолжительность непрерывной работы, за объем и качество работы), а также компенсационных выплат (районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в местности, приравненной к району Крайнего Севера). Для поваров Кузьменко С.И. и Дремной А.А. так же предусмотрены выплаты за работу с вредными условиями. Данные стимулирующие и компенсационные выплаты производятся в полном объеме. Заработная плата в ГУЗ «Улётовская ЦРБ» исчисляется в соответствии с Положением об оплате труда, согласно п. 2 приложения к нему. В соответствии с разделом 6 Положения с целью стимулирования к качественному результату работы и поощрения работников за выполненную работу в учреждении устанавливается ряд стимулирующих выплат: за интенсивность, высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, за непрерывный стаж работы, за специфику работы, премиальные и иные выплаты. Аналогичные выплаты предусмотрены и ст. 4 ЗЗК №964 «Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края». Так же п. 3.1 Положения размер надбавки за стаж непрерывной работы устанавливается Правительством Забайкальского края, а именное его постановлением №390, в соответствии с которым надбавка за стаж устанавливается в следующих размерах: 20 % оклада, ставки заработной платы за первые три года и 10 % за последующие два года, но не более 30 % оклада. Аналогичные размеры надбавки определены и Положением об оплате труда. Кроме того, система премирования устанавливается локальными нормативными актами ГУЗ «Улётовская ЦРБ» в пределах утвержденного фонда оплаты труда с учетом показателей эффективности и результативности деятельности. Проверкой установлено, что работникам пищеблока начисляются 2 вида выплат: надбавка на непрерывный стаж работы и премиальные, назначаемые ежемесячно приказом руководителя учреждения в размере 3000 руб. для кухонных работников и 5000 руб. для поваров. Дреминой А.А. еще не начисляется надбавка в 30%, поскольку она работает менее трех лет. Согласно расчетным листам начисление заработной платы истцам производится в зависимости от установленной нормы часов при 36-ти часовой рабочей неделе. Истец считает, что при расчете заработной платы в МРОТ включаются стимулирующие выплаты, не носящие постоянного и гарантированного характера, зависящие от экономического положения работодателя, и только благодаря им заработная плата достигает МРОТ. Недоначисленная заработная плата с февраля 2020 года по январь 2021 года составляет: Кузьменко С.И. – данные изъяты руб., Дреминой А.А. – данные изъяты руб., Братухиной Л.Н. – данные изъяты руб., Курановой Е.В. – данные изъяты руб. Просит признать незаконным включение в состав МРОТ работникам пищеблока ГУЗ «Улётовская ЦРБ» стимулирующих выплат с февраля 2020 года по январь 2021 года, взыскать с ГУЗ «Улётовская ЦРБ» недоначисленную заработную плату с февраля 2020 года по январь 2021 года в размере: Кузьменко С.И. – данные изъяты руб., Дреминой А.А. – данные изъяты руб., Братухиной Л.Н. – данные изъяты руб., Курановой Е.В. – данные изъяты руб..

Представитель процессуального истца помощник прокурора Улётовского района Рябоконь Л.М. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, суду дала пояснения, согласующиеся с содержанием иска.

Материальные истцы Кузьменко С.И., Дремина А.А., Братухина Л.Н., Куранова Е.В. в судебном заседании заявленные требования прокурора поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить, поскольку начисление стимулирующих выплат в состав МРОТ незаконно.

Представители ответчика ГУЗ «Улётовская ЦРБ» на основании прав по должности Капустин С.Н. и на основании доверенности Газинский А.С. в судебном заседании исковые требования не признали, по существу иска пояснили, что на оклад работников, установленный трудовыми договорами, начисляется доплата за стаж работы в размере 30% при работе более трех лет, и за особые условия труда в размере 24%, которая выплачивается только поварам. Так же ежемесячно принимаются приказы об осуществлении стимулирующих выплат – для кухонных работников 3000 рублей, для поваров 5000 рублей, размер которой зависит от выполнения нормы отработанных часов, которая зависит от конкретного месяца, и если норма отработана полностью, то выплата начисляется в полном объеме. Данная стимулирующая выплата премией не является. После начисления всех этих доплат на заработную плату начисляется также районный коэффициент и сереная надбавка. В случае если после начисления всех надбавок размер заработной платы составляет менее МРОТ, то выплачивается доплата до МРОТ. В 2019 году был издан приказ о размере начисляемых надбавок, работникам вручили дополнительные соглашения, но заработная плата не изменилась, поскольку данные выплаты начислялись и раньше. Кроме того, в учреждении было проведено сокращение персонала и проведена оптимизация рабочего времени прочего персонала, работникам пищеблока были сокращены часы работы. Учитывая, что размер заработной платы кухонных работников после всех доплат ниже МРОТ, в каждом случае производится доплата до МРОТ. Просили отказать в удовлетворении иска, поскольку включение стимулирующих выплат сверх МРОТ незаконно.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав стороны, допросив свидетеля, оценив представленные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в РФ как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечивается экономическая, политическая и социальная солидарность (статья 7, часть 2, статья 75.1).

В силу ч.5 ст.75 Конституции Российской Федерации государство уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав, а также гарантирует минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.

Согласно ч.3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих решениях, минимальный размер оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (постановления от 27 ноября 2008 года № 11-П, от 7 декабря 2017 года № 38-П и др.).

Статья 130 ТК РФ в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации признает величину минимального размера оплаты труда одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников, а ч.1 ст. 133 ТК РФ предусматривает, что он устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), в силу ч.3 ст. 133 ТК РФ не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Из этого следует, что основным назначением названной государственной гарантии в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на установленном законом уровне. Вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантируется каждому, а, следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года № 38-П и от 11 апреля 2019 года № 17-П).

Статья 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» в редакции Федерального закона от 29 декабря 2020 года № 473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закрепляет, что минимальный размер оплаты труда с 1 января 2021 года составляет 12 792 рубля в месяц.

Названная статья также предусматривает, что минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается федеральным законом в текущем году и исчисляется исходя из величины медианной заработной платы, рассчитанной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в РФ, за предыдущий год. При этом минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на очередной год (Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2406 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на 2021 год» с 1 января 2021 года величина прожиточного минимума для трудоспособного населения установлена в размере 12 702 рублей) и не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на текущий год.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Согласно ст. 2 ТК РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, включая, как это предусмотрено ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями ТК РФ, закрепляющими зависимость заработной платы каждого от квалификации работника, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также запрет какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132), основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст. 130), обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22) и повышенную оплату труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в местностях с особыми климатическими условиями, в других условиях, отклоняющихся от нормальных (ст.ст.146–149).

Заработная плата конкретного работника в соответствии с ТК РФ может состоять из вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера) и стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат) (ч. 1 ст. 129) и устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч. 1 ст. 135).

В соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников в государственных учреждениях субъектов РФ (к которым относится ГУЗ «Улётовская ЦРБ», являющееся работодателем материальных истцов) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 135 ТК РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Согласно положениям ст. 146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

По смыслу статей 148, 315, 316 и 317 ТК РФ оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Частью 11 ст.133.1 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта РФ и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с ч.ч. 3,4 ст. 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой — восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте РФ при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Исходя из указанных положений, основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на гарантированном законом уровне. При этом, минимальный размер оплаты труда в субъекте РФ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, работодатель должен гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев и вводить обоснованную дифференциацию оплаты труда, учитывая, что выплаты компенсационного характера призваны компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 октября 2009 года № 1160-О-О и от 17 декабря 2009 года № 1557-О-О), а стимулирующие выплаты должны выполнять функцию побуждения работника к высокопроизводительному труду, повышению эффективности трудовой деятельности (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2019 года № 868-О и № 869-О).

Таким образом, действующее правовое регулирование направлено на обеспечение каждому работнику справедливой оплаты труда не ниже минимального размера оплаты труда и обязывает работодателя при разработке системы оплаты труда обеспечивать обоснованную дифференциацию оплаты труда работников с тем, чтобы установленные доплаты и надбавки компенсационного характера компенсировали влияние на работника неблагоприятных производственных факторов, а доплаты и надбавки стимулирующего характера, установление которых относится к дискреции работодателя, выполняли функцию поощрения работника за добросовестный труд и побуждения его к дальнейшей добросовестной и эффективной трудовой деятельности.

Как следует из материалов дела, в связи с обращением материальных истцов в Государственную Думу (л.д.15-16) депутат ФИО7 Ю.Г. обратился к прокурору Забайкальского края провести проверку по факту законности включения в состав заработной платы заявителей, которая не превышает МРОТ компенсационных и стимулирующих выплат, сокращения штатной численности работников пищеблока, изменения режима рабочего времени и отдыха (л.д.13-14).

В свою очередь, прокуратурой Забайкальского края проверка по вышеназванным доводам поручена прокуратуре Улётовского района (л.д.12).

В ходе проведенной проверкой было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ГУЗ «Улётовская ЦРБ» и Курановой Е.В. был заключен трудовой договор №В, согласно которому последняя принимается на работу в пищеблок ГУЗ «Улётовская ЦРБ» на должность кухонного работника на период отпуска Братухиной Л.Н. (л.д.37-38).

Пунктом 10 названного трудового договора работнику установлен должностной оклад 3300 рублей – за фактически отработанное время, персональный повышающий коэффициент – доплата до МРОТ, компенсационные выплаты – районный коэффициент 40%, за стаж работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера 30 %.

В силу дополнительного соглашения к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГКуранова Е.В. принята на работу на постоянной основе, иные существенные условия договора затронуты не были (л.д.39).

В соответствии с условиями дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.40-42) Курановой Е.В. предоставлена работа по должности «кухонный работник 1 ст. В разделе V дополнительного соглашения установлено, что заработная плата работника состоит из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера, при этом должностной оклад установлен в размере 3300 рублей и выплаты стимулирующего характера: за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных местностях 30%, за работу в Забайкальском крае 40%, за стаж работы в ФИО3 учреждения здравоохранения 20%. Так же работодатель ежемесячно выплачивает работнику надбавку стимулирующего характера согласно установленным критериям, при этом установлено, что данные выплаты начисляются по результатам оценки работы комиссией на основании ежемесячных отчетов по утвержденным критериям.

ДД.ММ.ГГГГ между ГУЗ «Улётовская ЦРБ» и Кузьменко С.И. заключен трудовой договор №, в соответствии с которым последняя переведена на должность повара в ГУЗ «Улётовская ЦРБ». За выполнение трудовых обязанностей работнику установлена оплата труда в следующих размерах: должностной оклад 2188 руб., персональный повышающий коэффициент – доплата до МРОТ, компенсационные выплаты – за вредные условия труда 24%, районный коэффициент 40%, за стаж работы в районах, приравненных к Крайнему Северу 30%. При этом также установлено, что размер месячной заработной платы не может быть меньше МРОТ. Пунктом 5.5. установлено, что работодателем могут выплачиваться стимулирующие выплаты. (л.д.43-46).

В соответствии с условиями дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.47-50) Кузьменко С.И. предоставлена работа по должности «повар». В разделе IV дополнительного соглашения установлен должностной оклад установлен в размере 4722 рубля и выплаты стимулирующего характера: за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения, за вредные условия труда 24 %, а также компенсационные выплаты: районный коэффициент 40%, за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных местностях 30%. Так же работодатель производит дополнительные выплаты стимулирующего характера за объем и качество работы согласно Положения об оплате труда. При этом данная выплата производится согласно установленным критериям, начисляются по результатам оценки работы комиссией на основании ежемесячных отчетов по утвержденным критериям.

ДД.ММ.ГГГГ между ГУЗ «Улётовская ЦРБ» и Дреминой А.А. заключен трудовой договор, в соответствии с которым она трудоустроена на должность повара в ГУЗ «Улётовская ЦРБ» на период отпуска, отпуска по беременности и родам основного работника. За выполнение трудовых обязанностей работнику установлена оплата труда в следующих размерах: должностной оклад 4722 руб., и выплаты стимулирующего характера: за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения, а также компенсационные выплаты: за вредные условия труда 24 %, районный коэффициент 40%, за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных местностях 30%. Так же работодатель производит дополнительные выплаты стимулирующего характера за объем и качество работы согласно Положению об оплате труда. При этом данная выплата производится согласно установленным критериям, начисляются по результатам оценки работы комиссией на основании ежемесячных отчетов по утвержденным критериям (л.д.51-55).

ДД.ММ.ГГГГ между ГУЗ «Улётовская ЦРБ» и Братухиной Л.Н. заключен трудовой договор №, в соответствии с которым последняя была принята на должность кухонного работника в ГУЗ «Улётовская ЦРБ». За выполнение трудовых обязанностей работнику установлена оплата труда в следующих размерах: должностной оклад 1773 руб., повышающий коэффициент – доплата до МРОТ в размере 52,99%, компенсационные выплаты – районный коэффициент 40%, за стаж работы в районах, приравненных к Крайнему Северу 30%, стимулирующие выплаты – за стаж непрерывной работы в медицинских учреждениях. При этом также установлено, что размер месячной заработной платы не может быть меньше МРОТ. Пунктом 5.5. установлено, что работодателем могут выплачиваться стимулирующие выплаты. (л.д.56-59).

В соответствии с условиями дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.60-63) Братухиной Л.Н. предоставлена работа по должности «кухонный работник». В разделе IV дополнительного соглашения установлен должностной оклад в размере 4722 рубля и выплаты стимулирующего характера: за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения, а также компенсационные выплаты: районный коэффициент 40%, за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных местностях 30%. Так же работодатель производит дополнительные выплаты стимулирующего характера за объем и качество работы согласно Положению об оплате труда. При этом данная выплата производится согласно установленным критериям, начисляются по результатам оценки работы комиссией на основании ежемесячных отчетов по утвержденным критериям.

Согласно изменениям и дополнениям к коллективному договору между работодателем и трудовым коллективом ГУЗ «Улётовская ЦРБ» (л.д.67-82) со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, действующими в силу п.п. 12.1, 12.2 и в настоящее время, заработная плата исчисляется в соответствии с утвержденным положением об оплате труда работников ГУЗ «Улётовская ЦРБ», согласно приложению № (п.5.1.4). При этом, работодатель вправе производить премирование работников ГУЗ «Улётовская ЦРБ» согласно положению об оплате труда при имеющейся экономии фонда оплаты труда (п.5.2.1).

Положение об оплате труда, утвержденное ДД.ММ.ГГГГ, включает в себя, в том числе размеры должностных окладов, размеры, условия и порядок установления стимулирующих и компенсационных выплат, размеры повышающих коэффициентов к окладам.

Так, в соответствии с п.2.1 Положения базовые должностные оклады по профессиональным квалификационным группам устанавливаются Правительством Забайкальского края (согласно приложению №). К базовым окладам устанавливаются повышающие коэффициенты, установленные п.п. 2.2.1 – 2.2.4 Положения.

Пунктом 2.4 Положения установлено, что с учетом условий труда работникам устанавливаются компенсационные выплаты, предусмотренные разделом 5 Положения и стимулирующие выплаты, предусмотренные разделом 6 Положения.

Как установлено в п.3.1 Положения к окладу по соответствующим профессиональным квалифицированным группам работникам устанавливаются повышающие коэффициенты, компенсационные, стимулирующие и премиальные выплаты в соответствии с Положением.

Так, приложением № к Положению об оплате труда установлено, что у работников первого квалификационного уровня, к которому относятся в числе прочих кухонные рабочие и повара базовый должностной оклад установлен в размере 3432 руб. (л.д.102).

В силу ст. 129 ТК РФ тарифная ставка — фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, оклад (должностной оклад) — фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы — минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В разделе 5 Положения об оплате труда установлены размер, условия и порядок установления выплат компенсационного характера, в соответствии с которыми в ГУЗ «Улётовская ЦРБ» работникам могут устанавливаться следующие выплаты компенсационного характера:

-надбавка работникам занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, которая устанавливается ст.147 ТК РФ с учетом результатов оценки условий труда (приложение №6). Пунктом 6 приложения №6 установлено, что рабочим, занятым на работах с тяжелыми условиями труда рекомендуется устанавливать компенсационные выплаты по аттестации рабочего места в размере 4-24 процента,

-за работу в местностях с особыми климатическими условиями к заработной плате применяются районные коэффициенты, проценты надбавки за стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые устанавливаются законодательством Забайкальского края. При этом, районный коэффициент и надбавка устанавливаются к фактически начисленной заработной плате,

-выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных – совмещение должностей, сверхурочная работа, работа в ночное время и др.,

Разделом 6 Положения с целью стимулирования к качественному результату труда и поощрения работников за выполненную работу установлены следующие стимулирующие выплаты:

-выплаты за интенсивности, за высокие результаты работы,

-выплаты за качество выполняемых работ, которая производится с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате в соответствии с законодательством РФ и Забайкальского края,

-надбавка за непрерывный стаж работы, размер, порядок и условия выплаты которой устанавливаются Правительством Забайкальского края (приложение №7). Пунктом 4 части 2 приложения №7 установлено, что всем работникам краевых учреждений здравоохранения и социального обслуживания выплата надбавки за стаж непрерывной работы осуществляется в размере 20 процентов оклада (должностного оклада) за первые три года работы и 10 процентов за последующие два года непрерывной работы, но не более 30 процентов оклада,

-выплата за специфику работы,

-премиальные выплаты. При этом система премирования работников устанавливается локальными нормативными актами ГУЗ «Улётовская ЦРБ» в пределах утвержденного фонда оплаты труда с учетом показателей эффективности и результативности деятельности учреждения. Стимулирующие выплаты устанавливаются как в процентном, так и в абсолютном значении к должностному окладу,

Приложение №10 к Положению об оплате труда регламентирует премирование работников ГУЗ «Улётовская ЦРБ». Согласно разделу № 2 приложения в учреждении установлены следующие виды премий:

-текущая (по итогам работы за месяц, квартал, полугодие, девять месяцев),

-единовременная (выполнение особо важных и срочных работ, поощрительные выплаты к праздничным датам и др.)

Премирование осуществляется по решению руководителя учреждения в пределах субсидий, полученных на выполнение государственного задания, а также за счет средств ОМС и средств от приносящей доходы деятельности. Пунктом 3.1 приложения №10 установлено, что размер премий может устанавливаться как в абсолютном, так и в процентном соотношении к окладу и максимальным размером не ограничен.

Приложение №9 к Положению об оплате труда регламентирует порядок осуществления стимулирующих выплат работникам прочего (не медицинского персонала), разработано в соответствии со ст.129 ТК РФ. Положение предусматривает цель материального стимулирования работников учреждения, развитию их творческой инициативы в отношении к выполнению своих должностных обязанностей, стремлению и достижению высоких показателей в работе, направленных на улучшение качества работы, укрепление производственной дисциплины, развитие инициативы и стремление к профессиональному росту.

ГУЗ «Улётовская ЦРБ» самостоятельно определяет виды, размеры и порядок установления выплат стимулирующего характера (п.1.2)

Фонд стимулирующих выплат для работников прочего персонала формируется из средств, полученных от предпринимательской деятельности и средств от внебюджетной деятельности (п.1.8).

Размер стимулирующих выплат определяется для каждой должности в индивидуальном порядке главным врачом и может быть установлен в суммовом или процентном выражении от должностного оклада работника и выплачиваются при наличии финансовых средств, предназначенных для этих целей (п.п.1.9, 1.10).

Главным врачом ГУЗ «Улётовская ЦРБ» ежемесячно издаются приказы «Об установлении размера выплат стимулирующего характера прочего персонала», в соответствии с которым максимальный размер стимулирующих выплат за качество работы, при выполнении критерием на 100% установлен поварам – 5000 рублей, кухонным работникам – 3000 рублей.

Исследованием расчетных листов Братухиной Л.Н., Дреминой А.А., Кузьменко С.И., Курановой Е.В. за период с февраля 2020 года по январь 2021 года было установлено, что заработная плата данных работников складывается из следующих составляющих: оклад в соответствии с ПКГ (профессиональная квалифицированная группа) + надбавка за вредные условия труда (Кузьменко С.И. и Дреминой А.А.) + надбавка за непрерывный стаж работы (кроме Дреминой А.А.) + стимулирующие выплаты + доплата до МРОТ. После сложения указанных составляющих на полученную сумму начисляется районный коэффициент 40% и Забайкальский коэффициент 30% (л.д.25-36).

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО13, которая работает техником по планированию в ГУЗ «Улётовская ЦРБ», показала, что в состав заработной платы входит должностной оклад, надбавка за вредные условия труда (для поваров), надбавка за непрерывный стаж работы в учреждении, который начисляется после 3 лет работы в размере 20 %, после 5 лет в размере 30%. Из работников пищеблока никто стимулирующих выплат не лишался, и если работник отработал свыше нормы, то это начисляется в заработную плату. Предусмотренные Положением премии никому не выплачиваются, так как нет денег, а данная стимулирующая выплата не является премией. Её начисляли всем истцам в зависимости от отработанных часов, а не за качество работы. Если после всех доплат размер заработной платы составлял меньше МРОТ, то производилась доплата до МРОТ. С апреля 2019 года доплаты за работу в выходные, праздничные, ночные смены и сверхурочную работы стали начислять после доплаты до МРОТ. Полагает, что заработная плата работникам пищеблока ГУЗ «Улётовская ЦРБ» начислялась в соответствии с действующим законодательством.

По требованию прокуратуры Улётовского района ФИО3 инспекцией труда в ГУЗ «Улётовская ЦРБ» была проведена документарная проверка, в ходе которой были проверены, в том числе и доводы обращения о порядке начисления и размере выплат стимулирующего характера и включении их в размер МРОТ. Было установлено, что согласно расчетным листам начисление оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ производилось в соответствии с требованиями ст.ст.129, 133 ТК РФ, Постановления Конституционного Суда РФ №-П от ДД.ММ.ГГГГ и №-П от ДД.ММ.ГГГГ, в то время как судебных актов по вопросу не учитывать стимулирующие выплаты при определении размера заработной платы, исходя из МРОТ, как указывают заявители, отсутствуют. Таким образом, нарушений в части расчета и начисления заработной платы в ГУЗ «Улётовская ЦРБ» ФИО3 инспекцией труда в Забайкальском крае не установлено.

Установив вышеназванные обстоятельства, и разрешая возникший между сторонами спор, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истцов о признании незаконным действий ответчика по включению в состав МРОТ стимулирующих выплат, и соответственно о взыскании недоначисленной заработной платы, поскольку данное требование является прямо производным от первого требования.

Приходя к подобному выводу суд, основывается на том, что представленные в материалы дела доказательства, в том числе, расчетные листы по начислению заработной платы истцов, содержат сведения о том, что размер окладов по занимаемым истцами должностям составлял менее МРОТ, предусмотренного федеральным законом, однако с учетом выплат компенсационного и стимулирующего характера, а так же доплаты до МРОТ, установленных Положением об оплате труда ГУЗ «Улётовская ЦРБ», начисления не были менее минимального размера оплаты труда, и уже после этого производились начисления районного коэффициента и надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, что отвечает требованиям норм трудового законодательства и соответствует правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении №-П от ДД.ММ.ГГГГ, а также правоприменительной практике, отраженной в Постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ПВ17.

Доводы истцов о необходимости начисления всех стимулирующих выплат после начисления заработной платы до МРОТ основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению. Ни одна норма действующего законодательства или Постановлений КС РФ, как на то указывают исцы, не содержит в себе указание на начисление стимулирующих выплат именно в таком порядке, а Конституционный Суд РФ в своих постановлениях неоднократно высказался лишь относительно неправомерности включения в состав МРОТ районного коэффициента, надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и выплат за трудовую деятельность, осуществляющуюся в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещение профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни), однако, в рассматриваемом случае в данной части нарушений не было, поскольку, как указано выше, данный коэффициент и надбавка начислялись на заработную плату работников, доведенную до МРОТ соответствующей доплатой.

Таким образом, судом установлено, что при начислении и выплате заработной платы работникам пищеблока ГУЗ «Улётовская ЦРБ» работодателем в полном объеме соблюдались требования положений статей 22, 129, 132, 133, 133.1, 146, 147, 148 ТК РФ, оснований для начисления истцам заработной платы, исходя из оклада, доведенного до уровня МРОТ у работодателя не имелось, поскольку положениями действующего трудового законодательства не предусмотрено условие, согласно которому размер оклада как составной части месячной заработной платы, определенного работнику работодателем, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Стимулирующие и компенсационные выплаты начислялись в отношении истцов на размер должностного оклада, что соответствует требованиям статей 129, 135 ТК РФ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора Улётовского района, действующего в интересах Курановой Е. В., Кузьменко С. И., Дреминой А. А., Братухиной Л. Н. к ГУЗ «Улётовская ЦРБ» о признании действий незаконными, взыскании недоначисленной заработной платы отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Улётовский районный суд Забайкальского края.

Судья Н.В. Глазырина

Мотивированное решение изготовлено 28 марта 2021 года.