Решение № 2-5929/2021 от 07.12.2021 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2-5929/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Челябинск 07 декабря 2021 года

Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего Резниченко Ю.Н.,

при секретаре Семенюк С.А.,

с участием прокурора Табакова И.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нагибиной ЮМ к Управлению делами Губернатора и Правительства Челябинской области о признании недействительным заключения комиссии по результатам служебной проверки, незаконным увольнения, отмене приказа о расторжении служебного контракта (увольнении), наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения, восстановлении в структуре, в основном штатном расписании и штатной численности, допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, предоставление трудовых функций по должности, восстановлении на государственной службе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Нагибина Ю.М. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению делами Губернатора и Правительства Челябинской области о восстановлении нарушенных трудовых прав, в котором просила признать незаконным увольнение с должности председателя Комитета правового обеспечения, отмене приказа №-гк от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении служебного контракта (увольнении), наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения, восстановлении в структуре Управления делами структурное подразделение — Комитет правового обеспечения, восстановлении в основном штатном расписании и штатной численности должности председателя Комитета правового обеспечения, предоставлении прежних трудовых функций по должности председатель Комитета правового обеспечения, восстановлении на государственной службе, допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического восстановления в должности, взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконным увольнением в размере 50000 рублей и за факты дискриминации, нарушающие международные конвенции и действующее российское законодательство в размере 50000 рублей (с учетом уточненного искового заявления — л.д. 223-225 том №).

В обосновании иска указала, что с сентября 2006 года проходит государственную гражданскую службу в Управлении делами Губернатора и Правительства Челябинской области, с января 2011 года проходит государственную службу в должности председателя Комитета правового обеспечения. Приказом №-гк от ДД.ММ.ГГГГ была освобождена от занимаемой должности государственной гражданской службы на основании пп. «а» п.3 ч.1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации». Полагает увольнение незаконным, поскольку находилась в вынужденном прогуле, так как при нахождении ее в отпуске по уходу за ребенком в нарушение статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации была сокращена занимаемая ею должность.

Кроме того, Нагибина Ю.М. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению делами Губернатора и Правительства Челябинской области о признании недействительным заключения комиссии по результатам служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, созданной по приказу Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№, взыскании компенсации морального вреда в размере 30000 рублей (л.д. 218-224 том №).

В обосновании иска указала, что заключение комиссии датировано ДД.ММ.ГГГГ, однако, Указом Президента Российской федерации № от ДД.ММ.ГГГГ были установлены нерабочие дни, работники Управления делами на работе не присутствовали. У члена комиссии Кондрашовой Л.Н. сложилась ситуация конфликта интересов: личная заинтересованность в увольнении истца по причине личной неприязни и нежелании продолжать работать под ее руководством, а также существовавшее прямое подчинение до октября 2019 года, что повлияло или могло повлиять на подписание заключения. Решение комиссии основано на служебном распорядке, который признан нелегитимным. Полагает, что заключение комиссии незаконно.

Определениями судьи от ДД.ММ.ГГГГ указанные гражданские дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Истец Нагибина Ю.М. в судебном заседании на удовлетворении уточненных исковых требований настаивала в полном объеме с учетом их уточнений.

Представитель ответчика Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области — Кондрашова Л.Н. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д. 134-144 том №).

Суд, заслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Табакова И.Н., который полагал, что исковые требования не подлежат удовлетворению, приходит к следующим выводам.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Нагибина Ю.М. с ДД.ММ.ГГГГ проходила государственную гражданскую службу в Управлении делами Губернатора и Правительства Челябинской области, с ДД.ММ.ГГГГ проходила государственную службу в должности председателя Комитета организационного и правового обеспечения.

ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность председателя Комитета правового обеспечения Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-гк Нагибиной Ю.М. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Губернатора Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление Губернатора Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№» исключено из структуры Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области подразделение — Комитет правового обеспечения, а из штатной численности исключена должность председатель Комитета (председатель Комитета правового обеспечения.) Было создано две новые должности: председатель Комитета планирования закупок и председатель Комитета государственных закупок.

Приказом №-гк от ДД.ММ.ГГГГ Нагибиной Ю.М. на основании ее заявления предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом №-гк от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Нагибиной Ю.М. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно заявлению Нагибиной Ю.М. от ДД.ММ.ГГГГ, она просит прервать ее отпуск по уходу за ребенком и считать ее приступившей к работе с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании данного заявления ответчиком был издан приказ №-гк от ДД.ММ.ГГГГ «О прерывании Нагибиной Ю.М. отпуска по уходу за ребенком».

ДД.ММ.ГГГГ истцу по электронной почте было направлено письмо с информацией об издании приказа №-гк от ДД.ММ.ГГГГ «О прерывании Нагибиной Ю.М. отпуска по уходу за ребенком» с приложением его копии, на что истцом был дан ответ об ознакомлении с указанным приказом.

При этом, ДД.ММ.ГГГГ, ни в последующие дни Нагибина Ю.М. на службу не вышла.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также — гражданские служащие), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также — гражданская служба) — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также — должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

Основные обязанности гражданского служащего предусмотрены статьей 15 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, в том числе пунктом 5 части 1 данной нормы предусмотрена обязанность соблюдать служебный распорядок государственного органа.

Служебная дисциплина на гражданской службе — обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом (часть 1 статьи 56 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 57 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с государственной гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а» — «г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 этого же федерального закона.

В части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ содержится перечень оснований, по которым служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы.

Так, в соответствии с пп. «а» п. 3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей — прогула, то есть отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня.

Статьей 58 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ установлен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. В силу данной нормы до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки (части 1 — 4 названной статьи).

Порядок проведения служебной проверки в отношении гражданских служащих регламентирован статьей 59 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ.

Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка, вина гражданского служащего, причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка, характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка, обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (части 1 и 2 статьи 59 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

Требования к содержанию письменного заключения по результатам служебной проверки определены в части 9 статьи 59 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, согласно которой в письменном заключении по результатам служебной проверки указываются факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки, предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки (ч. 4 ст. 58 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

Частью 6 ст. 59 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ установлено, что служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

Гражданский служащий в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ имеет право на рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с названным Федеральным законом и другими федеральными законами.

Непосредственно в судах исходя из пункта 1 части 14 статьи 70 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, — о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы.

Статьей 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ предусмотрено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной этим Федеральным законом.

Частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации также установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.