Решение № 2-2541/16 от 07.12.2016 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2-2541/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 декабря 2016 года

Ленинский районный суд города Смоленска

Под председательством судьи Куделиной И.А.

При секретаре Жигаевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тухватуллина Д.А. к Прокуратуре Смоленской области о выдаче служебной характеристики и об ознакомлении с материалами служебной проверки,

УСТАНОВИЛ:

Тухватуллин Д.А. обратился в суд с иском к Прокуратуре Смоленской области о выдаче служебной характеристики и об ознакомлении с материалами служебной проверки, указав следующее.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил службу в органах прокуратуры Смоленской области, уволился по собственному желанию. После ознакомления ДД.ММ.ГГГГ с материалами личного дела истец обратился к бывшему работодателю с заявлением о выдаче ему служебной характеристики за время работы, в чем ему было отказано.

На запрос истца ответчик сообщил, что в отношении него по линии собственной безопасности проводилась служебная проверка №с по рапорту прокурора Ленинского района г.Смоленска. Ознакомить истца с материалами проверки невозможно, так как материал является секретным, содержит сведения, составляющие охраняемую федеральным законом тайну.

Полагает, что бывшим работодателем нарушены его права, созданы препятствия его дальнейшему трудоустройству.

Просит суд признать перечисленные действия прокуратуры Смоленской области незаконными и обязать прокуратуру Смоленской области выдать полную, всестороннюю, объективную, обоснованную и достоверную служебную характеристику, обязать прокуратуру Смоленской области ознакомить истца с материалами (заключением) проверки №

В судебном заседании Тухватуллин Д.А. поддержал исковые требования. Дополнительно пояснил суду, что в соответствии с положениями Инструкции по учету кадров прокурорских работников в органах и учреждениях прокуратуры РФ, утвержденной Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ в личном деле сотрудника прокуратуры должны находиться характеристика, а также заключения по результатам проводимых в отношении данного сотрудника проверок.

Выданная ответчиком характеристика не содержит полной информации о привлечении к дисциплинарной ответственности, о проводимых в отношении него проверках и результатах данных проверок.

О результатах проверки, которая проводилась в ДД.ММ.ГГГГ по рапорту прокурора Ленинского района г.Смоленска, он до настоящего времени не уведомлен. Полагает, что выявленные в ходе проверки обстоятельства могут препятствовать его трудоустройству на государственную службу. Не ознакомившись с материалами проверки, он не может реализовать свое право на судебную защиту.

Представитель прокуратуры Смоленской области Заболоцкая И.В. иск не признала.

Пояснила суду, что после обращения истца в суд с настоящим иском прокурором было принято решение о даче истцу характеристики, которая была подписана прокурором Ленинского района г.Смоленска и ДД.ММ.ГГГГ направлена в адрес Тухватуллина Д.А. Содержание характеристики не регламентировано каким-либо нормативным документом. Характеристика в целом положительная, в ней не отражены дисциплинарные взыскания.

В соответствии с п.3.9 Инструкции по учету кадров прокурорских работников в органах и учреждениях прокуратуры РФ, утвержденной Приказом от 09.11.2009 № 983-к, характеристика на сотрудника помещается в раздел 3 личного дела, если она выдается. Ранее характеристика на Тухватуллина Д.А. не выдавалась, соответственно, в материалах личного дела она отсутствовала. Общая характеристика сотрудника дается в заключениях по результатам аттестации, которые находятся в личном деле. По запросу другого органа прокуратуры личное дело сотрудника направляется в полном объеме, выдача дополнительной характеристики в таком случае не требуется.

Проверка в отношении Тухватуллина Д.А. в ДД.ММ.ГГГГ проводилась по рапорту прокурора Ленинского района г.Смоленска. Материалы проверки отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну, поскольку содержат персональные данные лица, сотрудничавшего на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и являвшегося свидетелем по уголовному делу, данные о личности которого не раскрывались. С таким материалом может быть ознакомлен сотрудник прокуратуры только при наличии у него соответствующего допуска.

Более того, Тухватуллин Д.А. по собственному желанию уволился из органов прокуратуры до завершения проверки. Это обстоятельство послужило основанием для прекращения проверки без принятия какого-либо решения по ее результатам и применения каких-либо мер. Данная проверка не может каким-либо образом влиять на дальнейшее трудоустройство истца, поскольку сведения о ней отсутствуют в личном деле истца.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим убеждениям.

В соответствии с ч.1 ст.1 ФЗ РФ № 2201-1 от 17.01.1992 (в ред. от 03.07.2016) «О прокуратуре Российской Федерации» (далее по тексту решения – Закон) прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Служба в органах и организациях прокуратуры является федеральной государственной службой. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются настоящим Федеральным законом (ч.1 ст.40 Закона).

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Статьей 11 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих формы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе, в связи с чем, положения Трудового кодекса Российской Федерации распространяются на лиц, проходящих службу в органах прокуратуры в части, не урегулированной специальным законодательством.

Трудовые отношения работников органов и организаций прокуратуры регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч.2 ст.40 Закона).

Согласно ч.1 ст.43 Закона служба в органах и организациях прокуратуры прекращается при увольнении прокурорского работника.

В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Тухватуллин А.Д. проходил службу на различных должностях в органах Прокуратуры Смоленской области.

Приказом прокурора области от ДД.ММ.ГГГГ№ Тухватуллин А.Д. освобожден от должности старшего помощника прокурора Ленинского района г.Смоленска и уволен из органов прокуратуры ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию (п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ).

ДД.ММ.ГГГГ Тухватуллин А.Д. обратился к прокурору Смоленской области с заявлением о выдаче ему характеристики за время работы в органах прокуратуры.

Исходящим от ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела кадров прокуратуры области сообщил истцу о том, что выдача характеристики не предусмотрена ст.62, ст.65 ТК РФ.

В заявлении на имя прокурора области от ДД.ММ.ГГГГ Тухватуллин А.Д. просил ознакомить его с материалами служебных проверок и их результатами, которые проводились в отношении него сотрудниками собственной безопасности прокуратуры Смоленской области.

Исходящим от ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора области сообщил истцу о том, что ознакомить его с материалами служебной проверки № не представляется возможным, так как она содержит сведения, составляющие охраняемую федеральным законом тайну.

Указанные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами: копией трудовой книжки, копией приказа об освобождении и увольнении, копией заявления от ДД.ММ.ГГГГ, копией ответа от ДД.ММ.ГГГГ, копией заявления от ДД.ММ.ГГГГ, копией ответа от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.62 ТК РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы, выписки из трудовой книжки, справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.

Из нормы ст.62 и ст.65 ТК РФ следует, что характеристика не отнесена законодателем к перечню документов, которые работодатель должен выдать по письменному заявлению работника и которые необходимо представить работнику при приеме на работу.

Однако учитывая, что список документов, перечисленных в ч.1 ст.62 ТК РФ, не является исчерпывающим, такой документ, как характеристика, может быть выдан работодателем по требованию работника.

Судом установлено, что после обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением прокурором Ленинского района г.Смоленска ДД.ММ.ГГГГ дана характеристики на старшего помощника прокурора Ленинского района г.Смоленска младшего советника юстиции Тухватуллина Д.А. Характеристика утверждена прокурором Смоленской области и ДД.ММ.ГГГГ направлена в адрес истца.

Факт получения характеристики истцом не оспаривался.

Характеристика содержит положительную оценку Тухватуллина Д.А. за время работы в прокуратуре, содержит информацию о поощрениях.

Какие-либо нормативные требования к содержанию характеристики в системе действующего законодательства в целом отсутствуют.

Характеристика может представлять собой и субъективную оценку деятельности работника его непосредственным руководителем.

При таком положении вменить бывшему работодателю обязанность выдать истцу характеристику определенного содержания не представляется возможным.

Помимо этого в силу ч.1, ч.3 ст.41.2 Закона личное дело прокурорского работника содержит сведения об указанном работнике, о прохождении им службы в органах и организациях прокуратуры, получении дополнительного профессионального образования. Порядок ведения личных дел прокурорских работников устанавливается Генеральным прокурором Российской Федерации.

Приказом Генеральной Прокуратуры РФ от 09.11.2009 № 983-к утверждена Инструкция по учету кадров прокурорских работников в органах и учреждениях прокуратуры РФ.

Согласно п.2.2 Инструкции персональный учет кадров прокурорских работников осуществляется путем ведения личных дел, трудовых книжек, личных карточек, карточек присвоения классных чинов, должностных карточек на прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур, прокуроров районов, городов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур, карточек по выслуге лет и архивных личных дел, а также автоматизированным способом.

Согласно п.3.1 Инструкции личное дело прокурорского работника состоит из совокупности документов, содержащих сведения, необходимые в связи со службой в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации и касающиеся конкретного прокурорского работника.

Личное дело должно содержать сведения о прокурорском работнике, прохождении им службы в органах и учреждениях прокуратуры, повышении его квалификации (п.3.4).

Документы в личном деле прокурорского работника располагаются по разделам в зависимости от их содержания (п.3.6).

В первом разделе личного дела помещаются документы, содержащие биографические данные прокурорского работника (п.3.7).

Во втором разделе личного дела помещаются документы о прохождении прокурорским работником службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации и присвоении ему классных чинов (п.3.8).

В третьем разделе личного дела помещаются материалы, характеризующие прокурорского работника, его деловые и личные качества: аттестации, характеристики, отзывы о профессиональных качествах прокурорского работника, копии документов о включении прокурорского работника в кадровый резерв, а также об исключении из кадрового резерва, данные профессионально-психологического тестирования прокурорского работника, выписки из указов Президента Российской Федерации о награждении прокурорского работника государственными наградами, присвоении ему почетного звания, копии удостоверений о награждении, выписки из приказов о поощрении, награждении прокурорского работника нагрудным знаком Почетный работник прокуратуры Российской Федерации, другими ведомственными наградами, приказы о привлечении прокурорского работника к дисциплинарной ответственности, снятии с него взысканий и другие характеризующие материалы, а также копии докладных записок (заключений) по результатам проверок (служебных расследований) (п.3.9).

Личное дело прокурорского работника после его увольнения из прокуратуры хранится в течение трех лет в кадровом подразделении и по истечении этого срока передается в архив на постоянное хранение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае перехода освобожденного от должности прокурорского работника на службу в другой орган (учреждение) прокуратуры по запросу этого органа (учреждения) его личное дело направляется по новому месту службы. Направление личных дел прокурорских работников в другие государственные органы, учреждения, организации и органы местного самоуправления запрещается (п.3.21).

В судебном заседании обозревалось личное дело Тухватуллина Д.А., которое соответствует приведенным требованиям.

В частности, личное дело содержит сведения об аттестации, о поощрениях, привлечении работника к дисциплинарной ответственности.

Выданная Тухватуллину Д.А. характеристика от ДД.ММ.ГГГГ также помещена в материалы личного дела.

Иные характеристики за время работы Тухватуллина Д.А. в органах прокуратуры Смоленской области ему не выдавались.

В личном деле имеются сведения о том, что в ДД.ММ.ГГГГ оно направлялось по запросу в прокуратуру Р.

В соответствии с ч.2 ст.41.2 Закона прокурорский работник имеет право на ознакомление со всеми материалами, находящимися в его личном деле, приобщение к личному делу своих объяснений в письменной форме.

Тухватуллину Д.А. была предоставлена возможность ознакомиться с материалами личного дела, что им не оспаривается.

Исследованные доказательства свидетельствуют о том, что нарушения кадрового учета при ведении личного дела, оформлении и выдачи Тухватуллину Д.А. документов, связанных с работой в органах прокуратуры Смоленской области, ответчиком допущено не было.

Также судом установлено, что по рапорту прокурора Ленинского района г.Смоленска Кузнецова С.В. в отношении Тухватуллина Д.А. проводилась служебная проверка (материал № 5-113/09-14/213с). Материалу присвоена категория секретности в связи с тем, что в нем содержались персональные данные лица, проходящего свидетелем по уголовному делу о сбыте наркотиков и сотрудничавшего на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

ДД.ММ.ГГГГ Генеральной прокуратурой РФ был издан Приказ от № 70 «О проведении проверок в отношении прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации».

Согласно п.15 Приказа не позднее суток с момента завершения проверки (служебного расследования) письменно уведомлять прокурорского работника, в отношении которого она проводилась, о результатах, а при наличии письменного ходатайства — знакомить его с материалами проверки (служебного расследования).

Судом установлено, что заключение по результатам служебной проверки № в материалах личного дела Тухватуллина Д.А.отсутствует.

По утверждению ответчика такое заключение не давалось в связи с увольнением истца из органов прокуратуры до окончания завершения проверки.

Согласно ст.2 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 N 5485-I О государственной тайне к государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Согласно п.4 ст.5 названного Закона государственную тайну составляют: сведения в области оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты, в том числе — о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность.

Согласно ст.2 Закона допуск к государственной тайне — процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций — на проведение работ с использованием таких сведений, доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, — санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну, гриф секретности — реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него.

Частью 1 ст.40 Закона предусмотрено, что служба в органах и учреждениях прокуратуры является федеральной государственной службой. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований этого Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются данным Федеральным законом, трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных этим Федеральным законом.

Порядок проведения служебной проверки в отношении федеральных государственных служащих, к которым в силу приведенных законоположений относятся прокурорские работники, определен статьей 59 Федерального закона О государственной гражданской службе Российской Федерации, устанавливающей, что гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну (пункт 3 части 8), письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка (часть 10).

Данное положение получило свое развитие в п.3.3 Инструкции о порядке проведения служебных проверок в отношении прокурорских работников органов и организаций Прокуратуры РФ, утвержденной Приказом Генеральной Прокуратуры РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому прокурорский работник, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, а также по его просьбе с иными материалами служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

По информации, предоставленной прокуратурой Смоленской области, Тухватуллин Д.А. имел доступ к сведениям, составляющим государственную тайну в ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, ознакомление Тухватуллина Д.А. с материалами проверки № содержащими сведения, составляющие охраняемую федеральным законом тайну, как на момент его увольнения из органов прокуратуры в ДД.ММ.ГГГГ, так и в настоящее время противоречит требованию о неразглашении таких сведений.

При установленных обстоятельствах, исковые требования Тухватуллина Д.А. не подлежат удовлетворению, поскольку противоречат действующему закону.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Тухватуллина Д.А. к Прокуратуре Смоленской области о выдаче служебной характеристики и об ознакомлении с материалами служебной проверки отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.А. Куделина

Мотивированное решение изготовлено 12 декабря 2016.