Решение № 2-236/19 от 22.03.2019 Каменского городского суда (Алтайский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 марта 2019 года г. Камень — на — Оби

Каменский городской суд Алтайского края в составе судьи Хрипуновой О.В.,

при секретаре Чапуриной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-236/2019 по иску Желтенко М. А. к ФГКУ «8 отряд Федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» об отмене приказа о дисциплинарном взыскании,

УСТАНОВИЛ:

Желтенко М.А. обратился в суд с иском, в котором просит отменить дисциплинарное взыскание, наложенное на него приказом № от *** в виде выговора, поскольку данный приказ является незаконным, так как при его вынесении нарушена ч. 3 ст. 193 Трудового кодекса РФ, нарушение было выявлено ***, а дисциплинарное взыскание наложено ***, месячный срок для наложения дисциплинарного взыскания необходимо исчислять со дня обнаружения проступка, также работодатель проигнорировал ч. 5 ст. 192 ТК РФ, не учитывая тяжесть совершенного проступка и соразмерность наказания.

В судебном заседании истец Желтенко М.А. на иске настаивал, пояснил, что он является наемным работником пожарной службы, пожарным, в связи с чем полагает, что на него могут распространяться только требования Конституции РФ и Трудового кодекса РФ, отчасти федеральные законы, все локальные акты, приказы МЧС и иные подзаконные нормативные акты он соблюдать не обязан, так как они имеют меньшую силу перед федеральным законодательством, соблюдать требования по ношению форменной одежды также не обязан, так как не является сотрудником, имеющим специальное звание, военным, он действительно находился без шапки, будучи дневальным караула по внутреннему наряду, в таком виде пребывал и в момент нахождения в караульном помещении комиссии ГУ МЧС России по …., считал, что к дисциплинарной ответственности его привлекли за то, что «не ласково посмотрел» на начальника управления организации пожаротушения Ш., который сделал ему замечание за несоблюдение формы одежды. Считает, что факт нарушения, которое ему вменяется, был выявлен *** членом Комиссии ГУ МЧС Ш., соответственно, месячный срок для его привлечения к ответственности истек ***.

Представитель ответчика – руководитель ФГКУ «8 отряд Федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» Ж. возражал против удовлетворения иска, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.

Третье лицо- ГУ Управление МЧС России по Алтайскому краю в суд своего представителя не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежаще.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения иска.

Согласно Федеральному закону от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ О системе государственной службы Российской Федерации система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу (пункт 1 статьи 2), военная и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы (пункт 3 статьи 2), правовое положение (статус) федерального государственного служащего, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливаются соответствующим федеральным законом о виде государственной службы (пункт 4 статьи 10).

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ О пожарной безопасности Государственная противопожарная служба как вид пожарной охраны является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны — муниципальной, ведомственной, частной и добровольной (часть первая статьи 4 и часть первая статьи 5), личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава (сотрудников) федеральной противопожарной службы, военнослужащих федеральной противопожарной службы, а также лиц (работников), не имеющих специальных или воинских званий (часть первая статьи 7), на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных силах Российской Федерации (часть третья статьи 7).

Приказом МЧС России № от *** путем изменения типа существовавшего государственного учреждения — ГУ «8 Отряд ФПС по Алтайскому краю», созданного приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ***№ «О подразделениях федеральной противопожарной службы», переименован ФГКУ «8 отряд ФПС по Алтайскому краю».

В соответствии с Уставом учреждения (п. 4.4) регулирование социально – трудовых отношений работников Учреждения производится коллективным договором, а при его отсутствии иным локальным актом в соответствии с законодательством РФ. Порядок прохождения службы сотрудниками и предоставление им социальных гарантий осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Учреждение находится в непосредственном ведении ГУ МЧС России по Алтайскому краю.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ О пожарной безопасности личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы, военнослужащих федеральной противопожарной службы, лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее — работники).

Желтенко М.А. принят на должность пожарного по трудовому договору № в Государственное учреждение «8 отряд Федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» *** на должность пожарного, в структурное подразделение пожарной части ГУ «8 отряд Федеральной противопожарной службы по ….».

В соответствии с должностной инструкцией пожарного 54 пожарно – спасательной части ФПС ГПС ФГКУ «8 отряд Федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» штатно – должностная категория пожарного – гражданский персонал. Непосредственное подчинение – командиру отделения ПСЧ ФПС ГПС «8 отряд Федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю».

Истец относится к личному составу Государственной противопожарной службы, как лицо, не имеющего специальных или воинских званий (работник).

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года О пожарной безопасности на сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.

Исходя из вышеизложенного следует, что на истца как работника Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.

Действительно, в соответствии с ч. 7 ст. 51 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника федеральной противопожарной службы по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности — по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу.

Вместе с тем, истец является гражданским персоналом Учреждения, на которого распространяются в данной ситуации только нормы Трудового кодекса РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 193 ТК РФ дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени, необходимого на учет мнения представительного органа работника.

Согласно справке о проверке отдельных вопросов оперативно – служебной деятельности, кадровой, финансовой – экономической работы в ФГКУ «8 отряд ФПС по Алтайскому краю», утвержденной заместителем начальника ГУ МЧС России по Алтайскому краю (по ГПС) ***, комиссией ГУ МЧС России по Алтайскому краю *** в ходе выездной проверки по обращениям начальника караула 54 Пожарной части ФПС ГПС Федерального государственного казенного учреждения «8 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» К. были проверены отдельные вопросы оперативно – служебной деятельности, кадровой работы, финансово – экономической работы. В результате проведенной проверки выявлены недостатки, в качестве одного из них указывается на то, что пожарный Желтенко М.А., находясь во внутреннем наряде (дневальный по помещениям) нарушал форму одежды (находился без головного убора), на вопрос о порядке допуска на территорию подразделения отвечать отказался (пояснив, что будет разговаривать только в присутствии адвоката при этом беспричинно улыбался), контроль со стороны начальника караула К. по несению службы лицами внутреннего наряда, ношению установленной формы одежды личным составом караула не осуществлялся (п. 25, 37 приказа МЧС России от ***№ «Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны»0.

По итогам в справке внесены предложения: начальнику ФГКУ разработать до *** план устранения выявленных нарушений и недостатков, по всем выявленным фактам нарушения нормативно – правовых актов МЧС России, законодательства РФ провести служебные проверки с привлечением должностных лиц, виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности.

Согласно пояснений истца факт нахождения его в помещении караульной службы без головного убора был выявлен членом комиссии ГУ МЧС России по АК Ш. (начальник управления организации пожаротушения и проведения аварийно – спасательных работ ГУ МЧС России по Алтайскому краю) ***.

В соответствии с должностной инструкцией пожарного, он подчиняется командиру отделения ПСЧ ФПС ГПС «8 отряд ФПС по Алтайскому краю».

Назначается на должность и освобождается от должности приказом начальника ФГКУ.

Сторонами не оспаривалась, что данная справка с уведомлением о выявленных нарушениях, поступила в адрес начальника ФГКУ Ж.***.

Приказом от ***№ по фактам, указанным в справке, назначена служебная проверка.

Учитывая, что члены комиссии ГУ МЧС России по Алтайскому краю не являются лицами, которым по работе подчинен Ж., не являющийся сотрудником ФПС по смыслу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ, то выявление ими факта нарушения *** и составления справки не может считаться днем обнаружения проступка. Информация, содержащаяся в справке от ***, подлежала проверке работодателем, на что и указано в предложениях данной справки, для чего была проведена проверка и от истца затребованы объяснения.

Факт присутствия начальника ФГКУ и командира отделения ФПС непосредственно при обнаружении членами комиссии *** в караульном помещении проступка со стороны истца, не нашел своего подтверждения, и истец на данное обстоятельство не ссылался.

При данных обстоятельствах, днем обнаружения дисциплинарного проступка следует считать *** – день получения начальником ФГКУ Ж. справки с описанием выявленного нарушения.

Согласно Уставу (п. 4.12) Государственный контроль деятельности Учреждения осуществляется в порядке, определенном законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами МЧС России, а также в форме инспектирования, комплексных и целевых проверок финансовой, хозяйственной и других видов деятельности. Внутренний контроль деятельности Учреждения в установленном порядке осуществляют в пределах своей компетенции соответствующие должностные лица. для проверки деятельности отдельных служб начальником Учреждения создаются комиссии, которые реализуют установленный им объем полномочий. Проверки и контроль финансовой, хозяйственной и других видов деятельности Учреждения производятся в порядке, определенном МЧС России и уполномоченными органами в соответствии с законодательством РФ.

В силу Устава, контракта и должностной инструкции, Ж. является лицом, уполномоченным на руководство деятельностью Учреждения, в том числе, на издание приказов и распоряжений, организацию контроля их исполнения в пределах своей компетенции, проведение внутренних проверок по вопросам деятельности Учреждения, проведение работы по отбору, расстановке кадров, их профессиональной подготовке, назначение на должность и освобождение от должности сотрудников и работников Учреждения в соответствии с законодательством РФ в пределах своей компетенции, применении в установленном порядке в отношении них мер поощрения и дисциплинарного взыскания. Начальник ОФПС по …. в силу п. 3 должностного регламента, утвержденного *** начальником ГУ МЧС России по …., подчиняется непосредственно начальнику ГУ МЧС России по …., а в его отсутствие лицу, исполняющему обязанности начальника ГУ МЧС России по …., и является прямым начальником для всего личного состава отряда (п. 4).

Пресекательным сроком для привлечения Желтенко М.А. к дисциплинарной ответственности являлся день ***.

Приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности № в виде выговора издан ***.

Согласно ч. 1 ст. 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение, если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Объяснение от работника Желтенко М.А. истребовано до применения дисциплинарного взыскания, ***, им предоставлено в этот день, что сторонами не опровергалось.

Таким образом, процедура привлечения к дисциплинарной ответственности истца ответчиком не нарушена.

Относительно существа нарушения, за которое Желтенко М.А. был привлечён к дисциплинарной ответственности, суд установил, что выговор истцу был объявлен за нарушение формы одежды согласно п. 25 Приказа МЧС России от 20.10.2017 №452 «Об отверждении Устава подразделений пожарной охраны», данным Уставом определяется порядок организации и несения караульной службы в подразделениях всех видов пожарной охраны.

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ О пожарной безопасности пожарная охрана подразделяется на следующие виды: государственная противопожарная служба, муниципальная пожарная охрана, ведомственная пожарная охрана, частная пожарная охрана, добровольная пожарная охрана.

Согласно Уставу, Караульная служба организуется в подразделениях пожарной охраны для обеспечения готовности личного состава, мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования и аварийно-спасательного инструмента, снаряжения, средств связи и огнетушащих веществ подразделений к действиям по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, профессиональной подготовки личного состава подразделений.

Должностными лицами подразделения, осуществляющими караульную службу, являются: начальник подразделения и его заместитель (заместители), личный состав служб обеспечения, личный состав, к функциональным обязанностям которого отнесено проведение пожарно-профилактического обслуживания, личный состав, к функциональным обязанностям которого отнесено проведение боевых действий по тушению пожаров.

Караулом именуется личный состав, к функциональным обязанностям которого отнесено проведение боевых действий по тушению пожаров.

Несение караульной службы дежурным караулом подразделения осуществляется непрерывно в течение рабочего дня (суток).

Продолжительность боевого дежурства и состав дежурного караула в подразделении определяется работодателем на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Внутренний наряд назначается из числа лиц дежурного караула для поддержания порядка, охраны служебных помещений, техники и вооружения, а также территории подразделения.

Лица внутреннего наряда дежурного караула подчиняются начальнику караула, а в случае его отсутствия — помощнику начальника караула.

В состав внутреннего наряда на период боевого дежурства назначаются: дежурный по подразделению, дневальный по гаражу, дневальный по помещениям, постовой у фасада здания подразделения.

Допускается сокращение или совмещение обязанностей внутреннего наряда при недостаточной численности личного состава дежурного караула.

Лица внутреннего наряда должны выезжать на проведение боевых действий по тушению пожаров в составе дежурного караула.

Состав и порядок смены внутреннего наряда, порядок охраны служебных помещений подразделения на время выезда дежурного караула на проведение боевых действий по тушению пожаров устанавливаются начальником подразделения. (п. 70 – 72 Устава).

Дневальным по помещениям назначается пожарный.

Дневальный по помещениям при осуществлении своей деятельности обязан: поддерживать чистоту и порядок в служебно-бытовых и санитарно-бытовых помещениях подразделения, обеспечивать соблюдение санитарных норм в местах приема пищи, обеспечивать соблюдение правил пожарной безопасности в служебно-бытовых помещениях подразделения. (п. 73).

В силу п. 25 личный состав дежурного караула должен нести караульную службу в установленной по сезону форме одежды. Лица внутреннего наряда должны иметь головные уборы и нагрудный знак лица внутреннего наряда.

Действительно, в трудовом договоре № от ***, заключенном между ответчиком и Желтенко М.А., отсутствуют нормы, закрепляющие обязанность истца носить форменную одежду и головной убор при нахождении в карауле.

Вместе с тем в силу пунктов 2.2.1 и 2.2.2 раздела 2 указанного трудового договора, он обязан добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на него данным трудовым договором и должностной инструкцией, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у работодателя, требования по охране труда и обеспечению безопасности труда, иные локальные нормативные акты Работодателя, непосредственно связанные с трудовой деятельностью Работника, с которыми Работник был ознакомлен под роспись.

Согласно разделу 3 должностной инструкции Пожарного, с которой истец ознакомлен, ***, о чем свидетельствует его подпись, пожарный обязан, в том числе, обеспечивать выполнение обязанностей пожарного при несении службы на постах, в дозорах, во внутреннем наряде, изучать и соблюдать требования законодательства, правил охраны труда, правил внутреннего трудового распорядка, требования трудовой дисциплины, пожарной безопасности, санитарно – гигиенических норм в период дежурства, в установленные сроки прибывать в расположение пожарной части, в частности, при объявленном общем сборе, служебной необходимости, выполнять требования нормативных документов, регламентирующих организацию несения службы и тушения пожаров, быть опрятным, соблюдать установленную форму одежды.

Учитывая, что в соответствии с вышеназванной должностной инструкцией пожарный обязан знать и соблюдать нормативные документы, касающиеся деятельности Государственной противопожарной службы, суд приходит к выводу о том, что отсутствие в трудовом договоре положений, закрепляющих обязанность носить на службе форменную одежду, не освобождает истца от исполнения данных обязанностей.

Той же должностной инструкцией предусмотрено, что пожарный в своей деятельности руководствуется, помимо федеральных законов, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, МЧС России, Сибирского регионального центра МЧС России, приказами ГУ Управления МЧС России по Алтайскому краю, приказами ФГКУ «8 отряд МЧС России по Алтайскому краю».

Дисциплинарным проступком является неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Трудовые обязанности, в частности, приведенные выше (раздел 3), исполнены истцом ненадлежаще. В частности, установлено и не оспаривалось им самим, что головной убор при нахождении в карауле на нем отсутствовал.

В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 21 ТК РФ работник обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.

Согласно ст. 189 ТК РФ дисциплина труда — обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Как предусмотрено п. 4 ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.

Согласно личной карточке №Желтенко М.А. был выдан головной убор (о чем свидетельствует его подпись ***).

Разрешая спор, суд приходит к выводу об обоснованности привлечения истца к дисциплинарной ответственности, исходя из того, что факт вмененного ему нарушения имел место.

При наложении взыскания работодателем должны учитываться тяжесть проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (ч. 5 ст. 192 ТК РФ), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.

При избрании меры дисциплинарного взыскания в данном случае работодателем было учтено предшествующее поведение истца, ранее получавшего устные замечания и привлекавшегося к дисциплинарной ответственности за аналогичные нарушения, а так же на протяжении длительного времени отказывающегося соблюдать акты, регламентирующие деятельность подразделений пожарной охраны.

Суд не считает данное дисциплинарное взыскание несоразмерным совершенному проступку, поскольку помимо самого факта нарушения, истец продемонстрировал незнание актов, регламентирующих его профессиональную трудовую деятельность, о чем свидетельствуют как его письменное объяснение, так и пояснения в ходе судебного заседания, неподобающее поведение при выявлении проступка членами комиссии, что отражено в справке, демонстративное совершение проступка в ходе проверки комиссией вышестоящего органа, ранее в отношении него выносился приказ за аналогичное нарушение по сходным обстоятельствам, и, вне зависимости от факта отмены ранее наложенных дисциплинарных взысканий, работодатель вправе был учитывать весь характеризующий работника материал при оценке тяжести проступка.

При этом не оспаривалось сторонами, что в период служебной проверки по данному факту, в отношении Желтенко М.А. поступил рапорт начальника 54 ПСЧ с указанием на выявление очередных нарушений, в качестве наказания произведено депремирование сотрудника.

Кроме того, нужно отметить, что согласно ч. 3 ст. 196 ГПКРФ, суд рассматривает спор в пределах заявленных требований. Снятие дисциплинарного взыскания и отмена приказа, изданного работодателем, входят в компетенцию лица, издавшего данный приказ, суд оценивает законность применения мер дисциплинарной ответственности к работнику и соблюдение порядка его привлечения к дисциплинарной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении иска Желтенко М. А. об отмене дисциплинарного взыскании, наложенного приказом № от *** в виде выговора, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Каменский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.В.Хрипунова

Мотивированное решение изготовлено 22.03.2019