Решение № 2-175/2021 от 04.08.2021 Курильского районного суда (Сахалинская область)

УИД №RS0№-87

Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ&lt,адрес&gt,

Курильский районный суд &lt,адрес&gt, в составе:

председательствующего судьи Якина С.А.,

при помощнике судьи ФИО2,

с участием:

истца ФИО1,

представителя ответчика администрации муниципального образования «Курильский городской округ» ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования «Курильский городской округ» о признании незаконным распоряжения о лишении премии, взыскании невыплаченной премии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Курильский районный суд &lt,адрес&gt, с иском опризнании незаконными п.п. 3, 4 решения по первому вопросу, содержащемуся в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ№ балансовой комиссии по рассмотрению деятельности муниципальных предприятий муниципального образования «Курильский городской округ», о признании незаконным распоряжение администрации муниципального образования «Курильский городской округ» (далее – администрация) от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О лишении премии главного редактора муниципального предприятия «Издательство газеты «Красный маяк» (далее – Издательство, Предприятие), о взыскании с администрации в ее пользу суммы невыплаченной премии за май 2021 года в размере 44 694 рублей 41 копейки.

В судебном заседании истец ФИО1 уточнила исковые требования, просив суд рассмотреть требование о признании незаконными п.п. 3, 4 решения по первому вопросу, содержащемуся в протоколе заседания балансовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№, как основание к основному требованию о признании незаконным распоряжение администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-р. В остальном настаивала на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика администрации ФИО3 исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Собрания муниципального образования «Курильский городской округ» (далее – Собрание) в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте его проведения, о причинах неявки суду не сообщил.

В отзыве на исковое заявление представитель третьего лица ФИО4 полагала исковые требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Заслушав объяснения сторон, допросив свидетелей,ознакомившись списьменными доказательствами,суд пришел к следующему.

Согласно ст. 129 ТК РФ Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты), компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Таким образом, система оплаты труда применительно к ст. 135 ТК РФ включает:

— фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (ст. 143 ТК РФ),

— доплаты, надбавки компенсационного характера (например, ст. 146 ТК РФ — Оплата труда в особых условиях, ст. 147 ТК РФ — Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, ст. 148 ТК РФ — Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями, ст. 149 ТК — Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных),

— доплаты и надбавки стимулирующего характера (ст. 191 ТК РФ — Поощрения за труд).

В соответствии с ч. 1 ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством премии не являются обязательными, гарантированными и безусловными выплатами, носят стимулирующий характер. Выплата данных сумм работнику зависит от финансов результатов деятельности работодателя, иных показателей эффективности, личных достижений работника.

Судом установлено и следует из материалов дела, ФИО1постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№назначена на должность главного редактора муниципального предприятия «Издательство газеты «Красный маяк» муниципального образования «Курильский городской округ», с ней заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ№.

Согласно уставу Издательства его учредителями являются администрация и Собрание.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

В соответствии с трудовым договором и дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ№ должностной оклад руководителя устанавливается в размере 13 700 рублей (п. 4.1). Руководителю в соответствии с законодательством России и Положением об оплате труда Предприятия производятся выплаты стимулирующего и компенсационного характера, в частности премия по результатам работы за месяц до 150% (п. 4.2). Руководителю Предприятия устанавливается вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с Положением. Размер ежемесячного вознаграждения (премии) согласовывается с Учредителем (п. 4.3).

Согласно Положению об оплате труда работников Предприятия, утвержденного решением Собрания от ДД.ММ.ГГГГ№ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ№), с изменениями, внесенными приказом главного редактора Издательства от ДД.ММ.ГГГГ№, должностной оклад главного редактора составляет 15 553 рубля (п. 2.2). Премирование главного редактора осуществляется по согласованию с учредителем Издательства ежемесячно за фактически отработанное время в размере до 150% должностного оклада. Изменение размера премий, лишение ее производится на основании распоряжения главы администрации (п. 3.3).

В соответствии с Положением о премировании сотрудников Предприятия, утвержденного приказом главного редактора Издательства от ДД.ММ.ГГГГ№, премирование главного редактора осуществляется ежемесячно на основании письменного согласования учредителей (п. 2.1), премирование главного редактора осуществляется согласно табелю учета рабочего времени, который в установленном порядке ведется в Издательстве (п. 2.2), максимальный размер премирования может устанавливаться в размере до 150% должностного оклада главного редактора (п. 2.3), изменение размера премии осуществляется учредителями в соответствии с перечнем показателей, за невыполнение которых сотрудники Издательства лишаются премии полностью или частично, установленных для главного редактора (п. 2.4).

Перечнем показателей, за невыполнение которых сотрудники Издательства лишаются премии полностью или частично, являющимся приложением к вышеуказанному Положению о премировании, предусмотрено, что размер премии главного редактора подлежит снижению до 100% за нарушение финансово-хозяйственной деятельности Издательства, выявленное в ходе проверки.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к учредителям с ходатайством о согласовании ежемесячной выплаты премии в размере 150% должностного оклада главному редактору Издательства за работу в мае 2021 года.

Письмом председателя Собрания от ДД.ММ.ГГГГ№ истцу согласована вышеуказанная премия.

Распоряжением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-р истец на основании протокола заседания балансовой комиссии по рассмотрению деятельности муниципальных предприятий муниципального образования «Курильский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ№, которой работа главного редактора Предприятия признана неудовлетворительной в связи с отсутствием принятых мер, направленных на увеличение доходной части предприятия по иным видам деятельности в целях возмещения возникших выпадающих доходов, запланированных в плане хозяйственной деятельности предприятия на 2020 год, и предложений по увеличению объемов выпуска бланочной продукции либо выпуску иной продукции (грамоты, благодарственные письма и т.д.) по причине снижения спроса на бланочную продукцию, лишена премии за работу в мае 2021 года.

Анализируя распоряжение администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-р, суд находит его незаконным и необоснованным, поскольку положенный в его основу протокол заседания балансовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ составлен с нарушением требований нормативно-правовых актов органа местного самоуправления, устанавливающих порядок деятельности балансовой комиссии.

Так, согласно протоколу заседания балансовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ балансовая комиссия на момент заседания имела следующий состав: глава муниципального образования ФИО5, первый заместитель главы администрации ФИО6, заместитель главы администрации ФИО7, ведущий специалист ДУМИ Курильского городского округа, секретарь балансовой комиссии ФИО8, начальник финансового управления, член балансовой комиссии ФИО9, врио директора ДУМИ Курильского городского округа, член балансовой комиссии ФИО10, начальника отдела ЖКХ, член балансовой комиссии ФИО11, консультант финансового управления, член балансовой комиссии ФИО12 Указано, что на заседании присутствует 8 членов балансовой комиссии, отсутствует – 3. Кворум имеется. Кроме того, на заседание приглашены: референт ДУМИ Курильского городского округа ФИО13, представители МУП «Жилкомсервис»: директор ФИО14, начальник ПЭО ФИО15, главный бухгалтер ФИО16, а также представители Издательства: главный редактор ФИО1 и главный бухгалтер ФИО17 Повестка: рассмотрение отчетов о результатах работы Издательства и МУП «Жилкомсервис» за 2020 года. По результатам обсуждения отчета Издательства комиссией единогласно принято решение: по результатам анализа финансовой отчетности за 2020 год оценить финансовое состояние Издательства как удовлетворительное, признать работу главного редактора Издательства (ФИО1) неудовлетворительной в связи с отсутствием принятых мер, направленных на увеличение доходной части предприятия по иным видам деятельности в целях возмещения возникших выпадающих доходов, запланированных в плане хозяйственной деятельности предприятия на 2020 год, и предложений по увеличению объемов выпуска бланочной продукции либо выпуску иной продукции (грамоты, благодарственные письма и т.д.) по причине снижения спроса на бланочную продукцию.

Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Положение о балансовой комиссии по рассмотрению деятельности муниципальных унитарных предприятий муниципального образования «Курильский городской округ» (далее – Положение о балансовой комиссии), состав балансовой комиссии, Порядок проведения анализа эффективности деятельности муниципальных предприятий, рассмотрения и утверждения годовой бухгалтерской отчётности муниципальных предприятий.

Согласно Положению о балансовой комиссии балансовая комиссия образована в целях предупреждения банкротства муниципальных унитарных предприятий, ареста и реализации муниципального имущества в порядке исполнительного производства, формированию предложений по повышению эффективности деятельности, в том числе в отношении использования ими муниципального имущества (п. 1.1).

Основными задачами комиссии являются: оценка текущего финансового состояния предприятий по результатам анализа финансовой отчетности, расшифровок к ней и иных материалов, представляемых руководителями предприятий, оценка реализации планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности предприятий, оценка соблюдения руководителями предприятий требований действующего законодательства (п. 2.2).

Одним из полномочий комиссии является рассмотрение и утверждение отчетов о выполнении планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности предприятий (п. 2.3.2).

В состав комиссии входят председатель, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии (п. 4.2). Председателем комиссии является глава администрации (п. 4.3). Заместителем председателя комиссии является первый заместитель и заместитель главы администрации (п. 4.4). Секретарем комиссии является представитель учредителя предприятия (п. 4.5). Персональный состав комиссии утверждается постановлением администрации (п. 4.7). Председатель комиссии осуществляет руководство деятельностью комиссии, координирует ее работу, введет заседание, утверждает протоколы заседаний комиссии, осуществляет общий контроль реализации принятых решений (п. 5.1). В отсутствие председателя комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя комиссии (п. 5.2). Секретарь комиссии осуществляет контроль за подготовкой к проведению заседания комиссии, оформлением и исполнением протоколов заседаний комиссии (п. 5.3). Члены комиссии изучают представленные материалы и в случае необходимости готовят заключение по направлениям деятельности, участвуют в заседании комиссии с правом голосования при принятии решения (п. 5.5). Проект решения формируется в ходе заседания комиссии в соответствии с предложениями и мнениями всех членов комиссии (п. 6.9). Решение комиссии принимаются при присутствии не менее двух третей ее членов. В случае отсутствия члена комиссии (отпуск, болезнь, командировка и иные причины) его может заменить лицо, исполняющее должностные обязанности данного члена комиссии (п. 6.10). Решение принимается простым большинством голосов от числа ее членов, участвующих в заседании путем открытого голосования. При равенстве голосов решающим является голос председательствующего (п. 6.11). При выявлении фактов неэффективного использования имущества, ухудшения состояния производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, повлекших ухудшение финансово-хозяйственного положения, увеличения убытков, возникновения признаков банкротства, либо несоблюдения руководителем предприятия требований действующего законодательства комиссия может внести предложения о принятии в отношении руководителя предприятия мер ответственности, вплоть до расторжения с ним трудового договора (п. 6.14).

Согласно постановлению администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ в состав балансовой комиссии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ входили: глава муниципального образования, председатель комиссии ФИО5, первый заместитель главы администрации, заместитель председателя комиссии ФИО18, ведущий специалист 1 разряда ДУМИ Курильского городского округа, секретарь комиссии ФИО8,члены комиссии: заместитель главы администрации ФИО7, директор департамента финансов ФИО9, врио директора ДУМИ Курильского городского округа ФИО10, начальник юридического отдела ФИО19, консультант отдела экономики и прогнозирования ФИО20, начальник отдела ЖКХ ФИО21, консультанты департамента финансов ФИО22 и ФИО12

Распоряжением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-к ФИО18 уволен с должности первого заместителя главы администрации с ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжение администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-к на должность первого заместителя главы администрации назначен ФИО6

Распоряжением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-к ФИО21 уволен с должности начальника отдела ЖКХ с ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-кна должность начальника отдела ЖКХ назначена ФИО11

Несмотря на то, что ФИО11 не была введена в состав балансовой комиссии, вопреки доводам истца, она в соответствии с п. 6.10 Положения о балансовой комиссии имела право входить в ее состав и являться ее членом, поскольку уволенного с должности начальника отдела ЖКХ ФИО21 ко дню заседания балансовой комиссии заменила ФИО11, назначенная на эту же должность.

Между тем, заслуживают внимание доводы истца о том, что ФИО6 не был введен в состав комиссии, так как такого решения на дату заседании комиссии администрациейне принималось, а п. 6.10 Положения о балансовой комиссии распространяется только на членов комиссии, к которым уволенный с должности первого заместителя главы администрации ФИО18 в соответствии с Положением о балансовой комиссиине относился.

Из пояснений истца, а также допрошенных в судебном заседании свидетелейФИО17, ФИО8, ФИО11, ФИО6, ФИО13, ФИО9, ФИО23, ФИО14, ФИО15, ФИО16, следует, что заседание балансовой комиссии началось с оглашения председателем комиссии повестки, после чего начали заслушивать отчет главного редактора Издательства КиселевойО.В., однако ввиду неявки главного бухгалтера Издательства, перешли к заслушиванию отчета МУП «Жилкомсервис», после его обсуждения комиссия вновь перешла к заслушиванию отчета Издательства с участием его главного бухгалтера ФИО17 Член комиссии ФИО7 на заслушивании и обсуждении отчетаИздательства, а также принятии по нему решения не присутствовала.

Таким образом, судом установлено, что на заседании балансовой комиссии ДД.ММ.ГГГГ при принятии решения по отчету финансово-хозяйственной деятельности Издательства за 2020 года из 8 членов комиссии, утвержденных постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№, присутствовали 4 его члена: ФИО9, БорисенкоА.А., ФИО11 и ФИО12, что противоречит п. 6.10 Положения о балансовой комиссии, согласно которому решение комиссии принимаются при присутствии не менее двух третей ее членов.

Указание в протоколе заседания балансовой комиссии ДД.ММ.ГГГГ№ о присутствии 8 членов балансовой комиссии противоречит п.п. 4.2, 4.3, 4.4, 5.1, 5.2, 5.3, 5.5, 6.9, 6.10, 6.11 Положения о балансовой комиссии, поскольку по смыслу указанных пунктов Положения в их взаимосвязи ФИО5, ФИО6 и ФИО8 не являются членами комиссии, следовательно, не формируют кворум, при котором решение комиссии будут считаться законным.

Между тем, по смыслу п. 6.11 Положения о балансовой комиссии председатель комиссии в исключительном случае может выступать в качестве члена комиссии при условии равенства голосов членов комиссии, когда его голос является решающим. Однако в рассматриваемом случае такого не было.

При таких обстоятельствах несоблюдение балансовой комиссией требований Положения о балансовой комиссии в части порядка принятия решения при присутствии не менее двух третей членов комиссии делает незаконным и необоснованным как весь протокол заседания балансовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ в целом, так и принятое такой комиссией решение по отчету Издательства в частности, что, в свою очередь, влечет признаниенезаконным и необоснованным оспариваемое истцом распоряжение администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-р.

Вместе с тем, оценивая доводы истца о незаконности п.п. 3 и 4 решения по первому вопросу, содержащемуся в протоколе заседания балансовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№, по мотиву отсутствия у комиссии полномочий на оценку деятельности руководителя предприятия, суд считает их ошибочными.

Так, согласно трудовому договору истца от ДД.ММ.ГГГГ№ на руководителя возлагается текущее руководство деятельностью предприятия, он решает все вопросы за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции учредителя (п. 2.1). Руководитель обеспечивает возможность устойчивого развития Предприятия, организует работу и обеспечивает экономическую эффективность деятельности Предприятия (п.п. 2.2, 2.4). Руководитель обязан: обеспечивать выполнение для Предприятия основных экономических показателей и осуществлять иные полномочия, отнесенные законодательством, Уставом Предприятия и трудовым договором к его компетенции (п. 3.1.1), обеспечивать эффективную работу Предприятия, в том числе поступление в местный бюджет части прибыли, установленной нормативными правовыми актами муниципального образования «Курильский городской округ» (п. 3.1.4). Руководитель предприятия несет ответственность по основаниям и в порядке, установленном законодательством РФ, законодательством &lt,адрес&gt, и трудовым договором (п. 6.1). Работник несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей (п. 6.3).

В соответствии с п. 2.2.6 Положения о балансовой комиссии задачей балансовой комиссии является оценка соблюдения руководителями предприятий требований действующего законодательства. Одним из полномочий комиссии является принятие решений о возможности поощрения либо наложения дисциплинарного взыскания по итогам оценки деятельности предприятия (п. 2.3.4).

Порядком проведения анализа эффективности деятельности муниципальных предприятий, рассмотрения и утверждения годовой бухгалтерской отчетности муниципальных предприятий, утвержденным постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№, определено, что представленные материалы рассматриваются балансовой комиссией и по результатам оценивается качество управления муниципальным предприятием, а также уровень профессиональной компетентности руководителей предприятий (п. 2.1).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о правомочности балансовой комиссии в оценке качества работы главного редактора Издательства.

Поскольку распоряжение администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-р признано судом незаконным, суд, учитывая представленный истцом расчет невыплаченной ей премии за май 2021 года, который ответчиком в судебном заседании не оспаривался, приходит к выводу об обоснованности заявленного истцом требования в данной части и необходимости взыскания с ответчика в пользу истца невыплаченной премии за работу в мае 2021 года в размере 44 694 рублей 41 копейки.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к администрации муниципального образования «Курильский городской округ» о признании незаконным распоряжения о лишении премии, взыскании невыплаченной премии удовлетворить.

Признать распоряжение администрации муниципального образования «Курильский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ№-р о лишении премии главного редактора муниципального предприятия «Издательство газеты «Красный маяк» незаконным.

Взыскать с администрации муниципального образования «Курильский городской округ» в пользу ФИО1 невыплаченную премию за работу в мае 2021 года в размере 44 694 рублей 41 копейки.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Курильский районный суд &lt,адрес&gt, в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий С.А. Якин