Решение № 2-1441/2021 от 28.06.2022 Урванского районного суда (Кабардино-Балкарская Республика)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

&lt,адрес&gt, 28 июня 2022 года.

Урванский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего – судьи Ворокова И.К.,

при секретаре – Нагаметовой Р.Х.,

с участием:

и. о. начальника отдела по надзору за исполнением законодательства и противодействий коррупции прокуратуры КБР – Ульбашевой Ф.Б.,

истца – Альтудова Заура Владимировича, представившего паспорт №, выданный ДД.ММ.ГГГГ,

представителя истца Альтудова З.В. по доверенности – Адвокат АК «ЛЕКС» Балкарова Анзора Аслановича, представившего доверенность &lt,адрес&gt,8 от ДД.ММ.ГГГГ, паспорт серии №№, ордер № от ДД.ММ.ГГГГг.

представителя ответчика — (местной администрации Лескенского муниципального района КБР) Губашиева Мартина Мурадиновича по доверенности № от 06.08.2021г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Альтудова З.В. к местной администрации Лескенского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, о признании незаконным решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации Лескенского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, и урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ о рекомендации главе местной администрации Лескенского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики применить к Альтудову З.В. меру дисциплинарного взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия, признании незаконным и отмене распоряжения главы местной администрации Лескенского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики №157-К от 01 ноября 2021 года об увольнении Альтудова З.В. в связи с утратой доверия, на основании требований ст.27.1Федерального закона Российской Федерации от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ О муниципальной службе в Российской Федерации, п.7.1 ч.1 ст.81 ТК РФ, восстановлении Альтудова З.В. в должности заместителя главы местной администрации Лескенского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики по вопросам жизнеобеспечения, взыскании средней месячной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ до момента вынесения решения, взыскании компенсации морального вреда в сумме 250 000 руб.,

У С Т А Н О В И Л:

Альтудов З.В. обратился в суд с иском к местной администрации Лескенского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики о признании незаконным Распоряжение главы местной администрации Лескенского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики №157-К от 01 ноября 2021 года об увольнении Альтудова З.В., в связи с утратой доверия, на основании требований ст.27.1Федерального закона Российской Федерации от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ О муниципальной службе в Российской Федерации, п.7.1 ч.1 ст.81 ТК РФ, признании незаконным увольнения Альтудова З.В. в связи с утратой доверия с должности заместителя главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР по вопросам жизнеобеспечения на основании ч.2 ст.27.1. Федерального закона №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» от 02.03.2007г., в соответствии с п.7.1 ст.81 ТК РФ, восстановлении Альтудова З.В. в должности заместителя главы местной администрации Лескенского района Кабардино-Балкарской Республики по вопросам жизнеобеспечения, взыскании с местной администрации Лескенского муниципального района КБР компенсацию морального вреда в сумме 100 000 руб., взыскании с местной администрации Лескенского района КБР в пользу Альтудова З.В. компенсацию за вынужденный прогул за все время незаконного увольнения.

Истцом и его представителем заявленные требования мотивированы следующим образом.

10 февраля 2017 года на основании Распоряжения главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР был назначен на должность заместителем главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР по вопросам жизнеобеспечения.

В соответствии с должностным регламентом заместителя главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР по вопросам жизнеобеспечения, утвержденным Распоряжением главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР от 29.12.2016г. №64, истец Альтудов З.В. курировал деятельность местной администрации Лескенского муниципального района КБР в организационно-правовых вопросах, вопросах жизнеобеспечения и распоряжения муниципальным имуществом, осуществлял руководство в комиссиях, рабочих (экспертных) группах, создаваемых местной администрацией Лескенского муниципального района КБР.

29 октября 2021г. на основании Представления Прокуратурой Кабардино-Балкарской Республики об устранении нарушений федерального законодательства, Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации Лескенского муниципального района и урегулированию конфликтов рекомендовала главе местной администрации Лескенского муниципального района КБР С.М.Инжижокову, за невыполнение требований законодательства о противодействии коррупции выразившееся в невыполнении установленной процедуры уведомления работодателя о возможном возникновении конфликта интересов, привлечь Альтудова З.В. к дисциплинарной ответственности, уволив Альтудова З.В. в связи с утратой доверия на основании ч.2 ст.27.1. Федерального закона №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» от 02.03.2007г., в соответствии с п.7.1 ст.81 ТК РФ.

Распоряжением №157-К от 01 ноября 2021г. И.О. главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР С.М.Инжижоковым на основании ч.2 ст.27.1. Федерального закона №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» от 02.03.2007г., в соответствии с п.7.1 ст.81 ТК РФ, за непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов был расторгнут трудовой договор № от 10.02.2017г. и Альтудов З.В. был освобожден от занимаемой должности заместителя главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР по вопросам жизнеобеспечения, в связи с утратой доверия.

Альтудов З.В., считает свое увольнение незаконным, по причине незаконности решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации Лескенского муниципального района и урегулированию конфликта интересов, с учетом нарушений требований Положения порядке формирования комиссии, не легитимным деятельность комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации Лескенского муниципального района и урегулированию конфликта интересов, в связи с нарушениями федерального законодательства и Устава местной администрации Лескенского муниципального района КБР. По мнению истца незаконное и необоснованное решение комиссии не может быть основанием для увольнения, в силу чего Распоряжение Главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР №157-К от 01 ноября 2021 года об увольнении, в связи с утратой доверия, на основании требований ст.27.1Федерального закона Российской Федерации от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ О муниципальной службе в Российской Федерации, п.7.1 ч.1 ст.81 ТК РФтакже является незаконным и необоснованным.

С учетом уточненных исковых требований истец Альтудов З.В. просит суд о признании незаконным решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации Лескенского района и урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ о рекомендации главе местной администрации Лескенского района Кабардино-Балкарской Республики применить к Альтудову З.В. меру дисциплинарного взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия, признании незаконным и отмене распоряжения главы местной администрации Лескенского района Кабардино-Балкарской Республики №-К от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении Альтудова З.В., в связи с утратой доверия, на основании требований ст.27.1Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ О муниципальной службе в Российской Федерации, п.7.1 ч.1 ст.81 ТК РФ, восстановлении Альтудова З.В. в должности заместителя главы местной администрации Лескенского района Кабардино-Балкарской Республики по вопросам жизнеобеспечения, взыскании средней месячной заработной платы за период с 01 ноября 2021 года до момента вынесения решения суда, взыскании компенсации морального вреда в сумме 250 000 руб.

Истец Альтудов З.В., представитель истца Балкаров А.А. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили:

— о признании незаконным решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации Лескенского района КБР и урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ,

— о рекомендации главе местной администрации Лескенского муниципального района КБР применить к Альтудову З.В. дисциплинарное взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия,

— признании незаконным и отмене распоряжения главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР №-К от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении Альтудова З.В., в связи с утратой доверия на основании требований ст.27.1Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ О муниципальной службе в Российской Федерации, п.7.1 ч.1 ст.81 ТК РФ,

— восстановлении Альтудова З.В. в должности заместителя главы местной администрации Лескенского района по вопросам жизнеобеспечения, взыскании средней месячной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ до момента вынесения решения, взыскании компенсации морального вреда в сумме 250 000 руб. Представитель ответчика местной администрации Лескенского района КБР –ГубашиевМ.М. исковые требования Альтудова З.В. не признал, свои доводы изложил в возражении на исковое заявление, просил в удовлетворении исковых требований – отказать в полном объеме. Суд, выслушав истца Альтудова З.В., представителя истца Балкарова А.А., представителя ответчика местной администрации Лескенского района КБР Губашиева М.М., заключение представителя Прокуратуры КБР Ульбашевой М.М., допросив свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу требований части 1 статьи1Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 08.06.2020) О муниципальной службе в Российской Федерации ( далее Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ) предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств — участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе (далее — граждане), прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих.

Муниципальная служба — профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) ( часть 1 стать2Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ)

При этом в силу требований части 2-3 статьи2Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Согласно требований статьи3Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее — законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ, между главой местной администрации Лескенского района КБР Инжижоковым С.М.., именуемым в дальнейшем работодатель и истцом Альтудовым З.В., именуемым в дальнейшем муниципальный служащий был заключен служебный контракт о прохождении муниципальной службы и замещении муниципальной должности муниципальной службы. В силу требований п.2 данного контракта муниципальный служащий обязуется исполнять должностные обязанности заместителя главы местной администрации Лескенского района КБР по вопросам жизнеобеспечения.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ истец Альтудов З.В. проходил муниципальную службу в должности заместителя главы местной администрации Лескенского района КБР по вопросам жизнеобеспечения до момента увольнения.

В силу требований пункта 11 части 1 статьи12Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ муниципальный служащий обязан: уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Обязанность муниципального служащего уведомить представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, закреплена также в части 2 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) О противодействии коррупции.

Понятие конфликта интересов определено частью 1 статьи10Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ как ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

При этом в части 2 статьи10Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ указано о том, что под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

В силу требований части 3 статьи14.1Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

В силу требований части 1 статьи27.1Федерального закона от 02.03.2007 N25-ФЗ за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ О противодействии коррупции и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи27Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка- неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей — представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание, 2) выговор, 3) увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.

Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом ( часть 3 статьи27Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ).

Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона ( часть 2 статьи27.1Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ).

При этом как следует из п.1 части 3 статьи10Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается: на государственных и муниципальных служащих.

Как следует из материалов дела, первоначально при заключении служебного контракта ДД.ММ.ГГГГ, истец Альтудов З.В. написал уведомление на имя главы местной администрации Лескенского района КБР о возможном конфликте интересов между истцом Альтудовым З.В. и его дочерью Альтудовой М.З. которая работала в отделе опеки и попечительства Управлении образования Лескенского района, входящего в состав Лескенского муниципального района КБР.

ДД.ММ.ГГГГ Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации Лескенского муниципального района КБР и урегулированию конфликта интересов, рассмотрев уведомление истца Альтудова З.В. пришла к выводу об отсутствии конфликта интересов и возможном ее возникновении между истцом Альтудовым З.В. в должности заместителя главы местной администрации Лескенского района и его дочерью Альтудовой М.З. занимавшей должность главного специалиста отдела опеки и попечительства в Управлении образования Лескенского района.

ДД.ММ.ГГГГ Альтудова М.З была освобождена от занимаемой должности Распоряжением главы местной администрации Лескенского района КБР №-к в соответствии с п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ (по собственному желанию).

Приказом заместителя главы местной администрации Лескенского района КБР по экономике и финансам от ДД.ММ.ГГГГ№-к на муниципальную службу, на должность главного специалиста отдела доходов и планирования бюджета принята Альтудова М.З.

Согласно свидетельству о рождении Альтудова М.З. является дочерью Альтудова З.В. Таким образом, в судебном заседании установлено, что Альтудова М.З.- является дочерью истца Альтудова З.В.

Материалы дела не содержат доказательств того, что истец, Альтудов З.В. при принятии Альтудовой М.В. на должность главного специалиста отдела доходов и планирования бюджета письменно уведомил о возможном конфликте интересов между истцом Альтудовым З.В. и его дочерью Альтудовой М.З.

ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой Кабардино-Балкарской Республики в адрес главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР было направлено представление о принятии мер по устранению допущенных нарушений законодательства и решении вопроса об ответственности должностных лиц, допустивших указанные в представлении нарушения. В представлении Прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики установлено, что истец Альтудов З.В. занимая должность заместителя главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР с ДД.ММ.ГГГГ не уведомил главу местной администрации Лескенского муниципального района КБР о возможном возникновении конфликта интересов между истцом Альтудовым З.В. и его дочерью Альтудовой М.З. которая занимала должность главного специалиста отдела доходов и планирования бюджета, не принял предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ О противодействии коррупции и от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ О муниципальной службе в Российской Федерации мер по урегулированию конфликта интересов. Постановлением Главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР от ДД.ММ.ГГГГ№ О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации Лескенского муниципального района и урегулированию конфликтов, утверждено Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации Лескенского муниципального района и урегулированию конфликтов (п.1 Постановления) (далее Положение), а также — состав комиссии ( п.2 Постановления).

В п. 1 Положения указано о том, что настоящим Положением определяется порядок формирования и деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Согласно требованиям п.4 Положения комиссия рассматривает вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, в отношении муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в местной администрации Лескенского муниципального района и ее отраслевых управлениях.

В пп.а п.16 Положения указано о том, что основаниями для проведения заседания комиссии являются: представление главой местной администрации Лескенского муниципального района с пунктом 22 Положения проверки достоверности и полноты сведений, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляющих гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими нормативными правовыми актами РФ, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы. Как следует из протокола Комиссии, именно обращение Прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики по вопросу принятия мер по урегулированию конфликта интересов, выразившегося в не предоставлении уведомления о возможном конфликте интересов между истцом Альтудовым З.В. и его дочерью — Альтудовой М.З явилось основанием для проведения заседания комиссии.

Согласно требований п.8 Положения в состав комиссии входят:

1. первый заместитель местной администрации Лескенского муниципального района (председатель комиссии), управляющий делами местной администрации Лескенского муниципального района (заместитель председателя), должностное лицо кадровой службы местной администрации Лескенского муниципального района (секретарь комиссии), муниципальные служащие из юридического (правового) подразделения, других подразделений местной администрации Лескенского муниципального района, определяемые главой Лескенского муниципального района,

2. представитель Совета местного самоуправления Лескенского муниципального района,

В дальнейшем, Постановлением Главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР в Постановление главы местной администрации Лескенского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ связи с кадровыми изменениями в органах местного самоуправления в состав комиссии были внесены изменения, а именно Приложение № о составе комиссии и утвержден следующий состав комиссии:

заместитель местной администрации Лескенского муниципального района по социальным вопросам (председатель комиссии), управляющий делами местной администрации Лескенского муниципального района (заместитель председателя), начальник отдела кадровой работы местной администрации Лескенского муниципального района (секретарь комиссии), заместитель председателя Совета местного самоуправления Лескенского муниципального района, начальник управления имущественных отношений и правового обеспечения деятельности местной администрации Лескенского муниципального района, консультант управления по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы КБР, начальник отдела по взаимодействию с правоохранительными органами и мобилизационной подготовке местной администрации Лескенского муниципального района.

Согласно требований части 2 статьи47Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 23.05.2020) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.

В силу требований части 1 статьи 49 Устава Лескенского муниципального района КБР муниципальныенормативныеправовые акты, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Устава Лескенского муниципального района КБР официальным опубликованием считается первая публикация полного текста муниципального правового акта в периодическом печатном издании, определенном правовым актом Главы местной администрации Лескенского района.

В абз.2 пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами разъяснено, что в соответствии с частью 3 статьи15Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В судебном заседании из пояснений представителя администрации Лескенского муниципального района Губашиевым М.М., установлено, что Постановление о внесении изменении в Приложение №2 об изменении состава комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации Лескенского муниципального района, и урегулированию конфликта интересов главой местной администрации Лескенского района от 2017 года официально опубликовано не было, как следствие этого данное постановление до настоящего времени не вступило в законную силу, и не подлежит применению.

Как следует из материалов дела, а именно протокола заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации Лескенского муниципального района, и урегулированию конфликта интересов №1 от 29 октября 2021 года, представление Прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики о принятии мер по устранению допущенных нарушений норм законодательства, выраженного в отсутствии уведомления у заместителя главы местной администрации Лескенского района по вопросам жизнеобеспечения Альтудова З.М. о возможном возникновении конфликта интересов между истцом Альтудовым З.В. и его дочерью Альтудовой М.З. которая занимала должность главного специалиста отдела доходов и бюджетного планирования рассмотрено комиссией в составе, утвержденном Постановлением главы местной администрации Лескенского муниципального района от 2017 года, которое не было опубликовано и как следствие этого не могло применяться.

По результатам рассмотрения Представления Прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики, комиссия установила что в результате исполнения своих служебных обязанностей Альтудов З.В. в какие либо правоотношения связанные со служебной деятельностью со своей дочерью Альтудовой М.З. не вступал, но тем не менее рекомендовала главе местной администрации Лескенского района Инжижокову С.М. применить к Альтудову З.В.- заместителю главы местной администрации Лескенского района по вопросам жизнеобеспечения, меру дисциплинарного взыскания, в виде увольнения в связи с утратой доверия, вызванного непринятием мер по урегулированию конфликта интересов.

Принимая, во внимание дату изменения состава Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации Лескенского муниципального района, и урегулированию конфликта интересов (с 2017 года), учитывая, что Постановление главы местной администрации Лескенского района, которым был изменен состав комиссии- не было опубликовано, в силу чего не вступило в законную силу и не подлежало применению, суд приходит к выводу о том, что принятое комиссией решение- в виде рекомендации об увольнении не влечет каких-либо правовых последствий, и не должно рассматриваться в качестве основания для применения к Альтудову З.В.- меры дисциплинарного взыскания, в виде увольнения в связи с утратой доверия.

При этом, суд оценивая доводы истца Альтудова З.М. о допущенных Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации Лескенского муниципального района, и урегулированию конфликта интересов нарушениях порядка деятельности комиссии, считает необходимым обратить внимание на то, что утвержденного Постановлением местной администрации Лескенского района от 2017 года, а именно участие в комиссии близкого родственника (родные братья), обратившегося в Прокуратуру Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о нарушений норм законодательства заместителем главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР по вопросам жизнеобеспечения Альтудовым З.В., что послужило основанием для вынесения Представления Прокуратурой КБР в адрес главы Лескенского муниципального района КБР Инжижокову С.М..

Кроме того, в судебном заседании судом установлено, что истец Альтудов З.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился к главе местной администрации Лескенского муниципального района КБР с уведомлением о возможности возникновения конфликта интересов между истцом и его дочерью Альтудовой М.З. Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации Лескенского муниципального района и уригулированию конфликта интересов рассмотрев уведомление истца Альтудова З.В. приняло единогласно решение об отсутствии конфликта интересов между истцом Альтудовым З.В. и его дочерью Альтудовой М.З. Истец Альтудов З.В. работал в должности заместителя главы месной администрации Лескенского муниципального района КБР с 2017 года до ДД.ММ.ГГГГ, в отличии от Альтудовой М.З. которая ДД.ММ.ГГГГ была освобождена от занимаемой должности Распоряжением главы местной администрации &lt,адрес&gt, КБР №-к в соответствии с п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ (по собственному желанию). Приказом заместителя главы местной администрации &lt,адрес&gt, КБР по экономике и финансам от ДД.ММ.ГГГГ№-к на муниципальную службу на должность главного специалиста отдела доходов и планирования бюджета принята Альтудова М.З.

Так же судом в судебном заседании установлено, что протоколом № Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации Лескенского муниципального района и урегулированию конфликта интересов на повестке дня были утверждены 3 вопроса:

1. Имеет ли место конфликт интересов, препятствующих прохождению муниципальной службы в должности заместителя главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР по вопросам жизнеобеспечения Альтудовым З.В. и его дочерью Альтудовой М.В. в должности главного специалиста отдела бюджетного планирования МКУ «Управление по экономике и финансам местной администрации Лескенского муниципального района»?

2. Были ли приняты меры по урегулированию конфликта интересов Альтудовым З.В. при поступлении на муниципальную службу и прохождения муниципальной службы его дочерью Альтудовой М.З.?

3. При каких обстоятельствах и для каких целей Альтудовой М.Х. (супругой Альтудова З.В.) были открыты счета в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» и было ли преднамеренным не указание данных счетов Альтудовым З.В. представляемых сведениях о доходах за 2018-2020 годы?

При разрешении Комиссией первого вопроса члены комиссии единогласно пришли к выводу о том, что конфликт интересов, препятствующий прохождению муниципальной службы Альтудовым З.В. и Альтудовой М.В. отсутствуют,

— за периоды времени отсутствия главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР условий и оснований возникновения Альтудовым З.В. и Альтудовой М.З. конфликта интересов не имелись.

— в целях недопущения возможности возникновения конфликта интересов в будущем, рекомендовано главе местной администрации Лескенского муниципального района КБР Инжижокову С.М. исключить из должностного регламента Альтудова З.В. возможности исполнения им во время отсутствия главы администрации его обязанностей с правом первой подписи.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что на этапе принятия на должность главного специалиста отдела доходов и планирования бюджета «Управление по экономике и финансам Лескенского муниципального района КБР» Альтудовой М.З. местная администрация Лескенского муниципального района КБР были уведомлены о возможном возникновении конфликта интересов в связи с занимаемым ее отцом Альтудовым З.В. должности заместителя главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР по вопросам жизнеобеспечения.

Так же судом установлено, что Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации Лескенского муниципального района и урегулированию конфликта интересов в ходе проведения заседания не было установлено факт родства между Альтудовым З.В. и Альтудовой М.З.. В материалах дела отсутствуют документы, исследованные или запросы на предоставления в органах записи актов гражданского состояния документов, подтверждающие факт родства между Альтудовым З.В. и Альтудовой М.З.

По мнению суда, допущенные при проведении заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации Лескенского муниципального района и урегулированию конфликта интересов, нарушения порядка формирования и деятельности комиссии, в своей совокупности, с учетом принятия решения в виде рекомендации Главе местной администрации Лескенского муниципального района КБР С.М.Инжижокову о применении к Альтудову З.В.- меры дисциплинарного взыскания, в виде увольнения в связи с утратой доверия -комиссией в неуполномоченном составе, в связи с не вступлением в силу постановления утвердившего данный состав, являются основанием для признания незаконным решения Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о рекомендации Главе местной администрации Лескенского муниципального района КБР применить к Альтудову З.В. меру дисциплинарного взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия, в силу чего требования Альтудова З.В. в этой части подлежат удовлетворению.

В силу требований части 1 статьи392Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.

Согласно материалов дела, истец Альтудов З.В. обратился в суд за разрешением индивидуального трудового спора -ДД.ММ.ГГГГ, то есть в течение одного месяца с момента вручения ему копии распоряжения Главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР №-К от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении, то есть с соблюдением сроков, предусмотренных частью 1 статьи392Трудового кодекса Российской Федерации.

Истцом Альтудовым З.В. заявлено требование о признании незаконным и отмене распоряжения Главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР №-К от ДД.ММ.ГГГГ о его увольнении, в связи с утратой доверия, на основании требований ст.27.1Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ О муниципальной службе в Российской Федерации, п.7.1 ч.1 ст.81 ТК РФ, а также о восстановлении в должности заместителя главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР по вопросам жизнеобеспечения.

В соответствии с частью 2 статьи3Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

В силу абзаца 7 статьи11Трудового кодекса Российской Федерации на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Согласно требований пункта 7.1 части 1 статьи81Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях: непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

К дисциплинарным взысканиям, в частности относится увольнение работника по основанию, предусмотренному пунктом 7, 7.1 или 8 части первой статьи 81 настоящего Кодекса в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей (часть 3 статьи192Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью пятой статьи192Трудового кодекса Российской Федерации определено, что при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Порядок применения дисциплинарных взысканий установлен статьей193Трудового кодекса Российской Федерации.

В пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации разъяснено, что при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

Судом установлено, что Распоряжение главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР №-К от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении истца Альтудова З.В. с должности заместителя главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР по вопросам жизнеобеспечения, в связи с утратой доверия, на основании требований ст.27.1Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ О муниципальной службе в Российской Федерации, п.7.1 ч.1 ст.81 ТК РФ, вынесено на основании рекомендации Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации Лескенского муниципального района и урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ, учитывая, что данная рекомендация, как установлено в судебном заседании дана главе администрации района комиссией состав которой утвержден не вступившим в законную силу постановлением, то есть комиссией в недействующем составе, суд приходит к выводу о том, что и наличие самого конфликта интересов в установленном законом порядке установлено не было.

С учетом всего вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что увольнение истца Альтудова З.В. произведено с нарушением требований закона, в силу чего является незаконным, как следствие этого требования истца Альтудова З.В. о признании незаконным распоряжения главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР №-К от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении Альтудова З.В.- заместителя главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР по вопросам жизнеобеспечения, в связи с утратой доверия, на основании требований ст.27.1Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ О муниципальной службе в Российской Федерации, п.7.1 ч.1 ст.81 ТК РФподлежат удовлетворению.

Согласно разъяснениям, данным в абз.1 п.60 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 63, от ДД.ММ.ГГГГ N 22) ( далее Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2), а также принимая во внимание требования статьи394Трудового кодекса Российской Федерации, работник уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе.

В соответствии с разъяснениями, данными в абзаце втором п. 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2, если работник, с которым заключен срочный трудовой договор, был незаконно уволен с работы до истечения срока договора, суд восстанавливает работника на прежней работе, а если на время рассмотрения спора срок трудового договора уже истек, — признает увольнение незаконным, изменяет дату увольнения и формулировку основания увольнения на увольнение по истечении срока действия трудового договора. В силу требований части 2 статьи394Трудового кодекса Российской Федерации орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

В соответствии с абзацем первым пункта 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 средний заработок для оплаты времени вынужденного прогула определяется в порядке, предусмотренном статьей139 ТК РФ.

Согласно требованиям части 2 статьи139Трудового кодекса Российской Федерации для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

Как следует из справки о среднемесячной заработной плате истца, выданной Главой местной администрации Лескенского муниципального района КБР от ДД.ММ.ГГГГ, среднедневной заработок Альтудова З.В.. составляет 1881,34 руб.

С момента увольнения Альтудова З.В. ДД.ММ.ГГГГ до вынесения резолютивной части решения суда от ДД.ММ.ГГГГ количество рабочих составляет 159 дней, а выходных — 79 дней.

Принимая во внимание судом отсутствие между сторонами спора относительно выплаты, суд установил, что местной администрацией Лескенского муниципального района КБР за период вынужденного прогула за незаконное увольнение с 01.11.2021г. по 28.06.2022г. следует возместить истцу Альтудову З.В. 299133, 06 руб. (159 рабочих дней * 1881,34 среднедневной заработок).

Истцом Альтудовым З.В. заявлено требования о взыскании с ответчика местной администрации Лескенского муниципального района КБР компенсации морального вреда в сумме 250 000 руб.

Согласно требованиям части 9 статьи394Трудового кодекса Российской Федерации в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

В силу разъяснений данных в абзаце 3-4 пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 в соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Суд, учитывая установленные судом нарушения порядка увольнения, допущенные местной администрации Лескенского муниципального района КБР при увольнении Альтудова З.В., находит обоснованными требования истца о компенсации морального вреда.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает установленные по делу обстоятельства нарушения трудовых прав истца, форму вины работодателя, степень нравственных страданий истца, вызванных потерей работы и заработка, а также требования разумности, справедливости, и считает необходимым исковые требования о компенсации морального вреда удовлетворить частично, установив размер компенсации морального вреда в сумме 50 000 рублей.

Руководствуясь статьи194-199Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Альтудова Заура Владимировича к местной администрации Лескенского муниципального района КБР о признании незаконным решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации Лескенского муниципального района КБР и урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ о рекомендации Главе местной администрации Лескенского муниципального района КБР применить к Альтудову З.В. меру дисциплинарного взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия, признании незаконным и отмене распоряжения Главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР №-К от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении Альтудова З.В. в связи с утратой доверия, на основании требований ст.27.1Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ О муниципальной службе в Российской Федерации, п.7.1 ч.1 ст.81 ТК РФ, восстановлении Альтудова З.В. в должности заместителя главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР по вопросам жизнеобеспечения, взыскании средней месячной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ до момента вынесения решения, взыскании компенсации морального вреда в сумме 250 000 руб., — удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации Лескенского муниципального района и урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ о рекомендации Главе местной администрации Лескенского муниципального района КБР применить к Альтудову З.В. меру дисциплинарного взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия.

Признать незаконным распоряжение Главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР №-К от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении Альтудова З.В. в связи с утратой доверия, на основании требований ст.27.1Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ О муниципальной службе в Российской Федерации, п.7.1 ч.1 ст.81 ТК РФ.

Признать незаконным увольнение Альтудова З.В. в связи с утратой доверия, на основании требований ст.27.1Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ О муниципальной службе в Российской Федерации, п.7.1 ч.1 ст.81 ТК РФ,

Восстановить Альтудова Заура Владимировича в местной администрации Лескенского муниципального района КБР в должности заместителя главы Лескенского муниципального района КБР по вопросам жизнеобеспечения с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с местной администрации Лескенского муниципального района КБР в пользу Альтудова З.В. за период вынужденного прогула заработную плату в размере 299133,06 руб, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с местной администрации Лескенского муниципального района КБР в пользу Альтудова З.В. компенсацию морального вреда в сумме 50 000 руб., в остальной части требований-отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики через Урванский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Урванского

Районного суда И.К.Вороков