Решение № 2-1-205/18 от 24.04.2018 Горномарийского районного суда (Республика Марий Эл)

дело № 2-1-205/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Козьмодемьянск 24 апреля 2018 года

Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Мельникова С.Е., при секретаре судебного заседания Москвичевой А.В.,

с участием истца Алдушкиной В.В., представителя истца Казукова С.А., представителя ответчика Елькина В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алдушкиной В.В. к ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» о признании незаконным приказа № 2-ф от 11 января 2018 года о приостановлении выплаты надбавок к заработной плате,

УСТАНОВИЛ:

Алдушкина В.В. обратилась в суд с иском к ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл в Горномарийском районе», в котором просит признать незаконным приказ № 2-ф от 11 января 2018 года о приостановлении с 09 января 2018 года выплаты надбавок к заработной плате и выплатить ей денежные средства в размере, равному размеру приостановленных и невыплаченных надбавок и заработной плате. В обосновании своих требований указывает, что она работает в должности биолога санитарно-эпидемиологического отдела филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл в Горномарийском районе», расположенном по адресу: г. Козьмодемьянск, ул. Лихачева, д.14. С 01 ноября 2014 года она также исполняет обязанности заведующей этого же отдела. 11 января 2018 года приказом № 2-ф ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» с 09 января 2018 года приостановлены ранее выплачиваемые ей надбавки к заработной плате, предусмотренные «Положением о выплате надбавок к заработной плате отдельным работникам ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» и его филиалов, утвержденного приказом №197 от 29.12.2017г, поскольку она не соответствует требованиям, предъявляемым к квалификации «Биолог», а именно, в связи с отсутствием у нее высшего профессионального образования по специальности «Биология», «Биохимия», «Генетика», «Микробиология», «Фармация» и дополнительного профессионального образования в соответствии с направлением профессиональной деятельности работника — биолога филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл», имеющей высшее профессиональное образование по специальности «Биоэкология». С приказом она была ознакомлена 07 февраля 2018 года. С указанным приказом истец не согласна и считает его незаконным по следующим основаниям. 30 июня 2013 года она без отрыва от производства окончила ФГБОУ высшего профессионального образования Марийский государственный университет, получив квалификацию «Биолог-эколог» по специальности «Биоэкология». В разделе 6 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования программа «Биоэкология» реализуется в рамках специальности «Биология». Исходя из своих квалификационных возможностей, специалист биолог-эколог подготовлен к самостоятельной работе на должностях биолога и других должностях, в соответствии с требованиями Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденных постановлением Минтруда от 21.08.98 № 37. В связи с окончанием учебного заведения и получения высшего образования 15 июля 2013 года и 01 ноября 2014 года она была переведена на занимаемые ею в настоящее время должности. При этом она выполняет свою работу и свои должностные обязанности в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Истец получала надбавку за выполненные работы в рамках государственного задания, а именно, с момента перевода на должность биолога и по 31 декабря 2017 года в соответствии с Протоколами оценки показателей эффективности в ежеквартальном режиме, отправляемыми филиалом в Горномарийском районе на основании выполнения государственного задания всеми специалистами, в том числе, и биологом Алдушкиной В.В. Считает, что при вынесении приказа № 2-ф от 11 января 2018 года работодателем нарушены требования ст. 72, 74, 74.2 Трудового кодекса РФ.

Определением Горномарийского районного суда от 27 марта 2018 года произведена замена ответчика с филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл в Горномарийском районе» на ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл».

Истец Алдушкина В.В. и ее представитель Казуков С.А., участвующий в деле по устному ходатайству, в судебном заседании настаивали на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» Елькин В.В. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, просил в удовлетворении требований Алдушкиной В.В. отказать.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 15 ТК РФ трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ст. 8 ТК РФ).

В соответствии с трудовым законодательством РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (ст. 9 ТК РФ).

К числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений ст. 2 ТК РФ относит обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В силу ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты), компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Таким образом, система оплаты труда применительно к ст. 135 ТК РФ включает: фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (ст. 143 ТК РФ), доплаты, надбавки компенсационного характера (например, ст. 146 ТК РФ — Оплата труда в особых условиях, ст. 147 ТК РФ — Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, ст. 148 ТК РФ — Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями, ст. 149 ТК РФ — Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных), доплаты и надбавки стимулирующего характера (ст. 191 ТК РФ — Поощрения за труд).

При этом установленный в организации локальными нормативными актами фиксированный размер оплаты труда основан на нормах прямого действия, поскольку они служат непосредственным основанием для соответствующей выплаты работнику, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности в нормальных условиях труда. Издание работодателем дополнительного приказа в таком случае не требуется.

Стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя.

В соответствии с ч. 1 ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Согласно ст.21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

В силу ст.22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Судом установлено, что Алдушкина В.В. после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования и присуждения квалификации Биолог-Эколог по специальности «Биоэкология», с 15 июля 2013 года работает в должности Биолога филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл в Горномарийском районе» (приказ № 33 от 15 июля 2013 года).

Согласно изменений к трудовому договору, с которыми истец согласилась 25 октября 2017 года и продолжила работу в должности Биолога филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл в Горномарийском районе», за выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором истцу установлен должностной оклад (п.13.1), производятся выплаты стимулирующего характера (п.13.2), кроме того, при наличии у учреждения финансовых средств, сотруднику могут выплачиваться премиальные выплаты согласно «Положению о премировании ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» (п.15).

В целях совершенствования государственной социальной политики Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее — Указ № 597) постановлено повысить к 2018 году среднюю заработную плату работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), — до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Приказом Роспотребнадзора от 30.04.2013 года № 274 утвержден «План мероприятий («дорожной карты») по повышению эффективности деятельности подведомственных Роспотребнадзору федеральных государственных учреждений и их работников» (далее — Приказ № 274), которым предусмотрено повышение средней заработной платы врачей и работников, учреждений здравоохранения, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, выполняющих работы (предоставляющих услуги) и обеспечивающих выполнение работ (предоставление услуг) на 2018 год в размере 200% от средней заработной платы в регионе.

В целях исполнения Плана мероприятий («дорожной карты») по повышению эффективности деятельности подведомственных Роспотребнадзору федеральных государственных учреждений и их работников, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 30.04.2013 № 274 руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека издан Приказ от 7 августа 2013 г. № 536 «Об организации работы по разработке (актуализации) подведомственными Роспотребнадзору учреждениями показателей и критериев оценки эффективности труда работников» в котором определен минимальный перечень показателей и критериев оценки эффективности труда работников по выполнению целевого показателя эффективности работы учреждения, в том числе и для должности специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием (биолог, зоолог, эксперт-физик, химик-эксперт, энтомолог).

В соответствии с пунктами 10, 13 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская деятельность — профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, медицинский работник — физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность.

Согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» квалификационными требованиями специалисту, занимающему должность биолога, являются наличие высшего профессионального образования по специальности «Биология», «Биохимия», «Биофизика», «Генетика», «Микробиология», «Фармация» и дополнительного профессионального образования в соответствии с направлением профессиональной деятельности. В разделе «Должностные обязанности» Квалификационной характеристики биолога установлен перечень основных функций, которые могут быть поручены работнику, занимающему данную должность.

В целях реализации приказов Роспотребнадзора от 30.04.2013 г. № 274 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по повышению эффективности деятельности подведомственных Роспотребнадзору федеральных государственных учреждений и их работников», от 07.08.2013 г. № 536 «Об организации работы по разработке (актуализации) подведомственными Роспотребнадзору учреждениями показателей и критериев оценки эффективности труда работников», руководителем ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» ФИО1 издан приказ № 197 от 29 декабря 2017 года об утверждении Положения о выплате надбавки к заработной плате врачам, работникам, имеющим иное высшее образование (биолог, эксперт-физик, химик-эксперт, зоолог, энтомолог), среднему медицинскому персоналу выполняющим государственное задание, обеспечивающим выполнение государственного задания ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» (далее — Центр) и его филиалов (Приложение № 1), которое введено в действие с 01 января 2018 года.

Согласно п. 1.2 Положения, выплата стимулирующей надбавки к заработной плате осуществляется врачам, работникам, имеющим иное высшее образование (биолог, эксперт-физик, химик-эксперт, зоолог, энтомолог), среднему медицинскому персоналу выполняющим государственное задание, обеспечивающим выполнение государственного задания, указанным в приказе Роспотребнадзора от 30.04.2013 г. № 274 «Об утверждении плана мероприятий по повышению эффективности деятельности подведомственных Роспотребнадзору федеральных государственных учреждений и их работников» и квалификационные характеристики должностей которых соответствуют требованиям к квалификации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».

Оспариваемым приказом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» № 2-ф от 11 января 2018 года, биологу филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл в Горномарийском районе» Алдушкиной В.В., имеющей высшее профессиональное образование по специальности «Биоэкология» (диплом № 23314 от 30.06.2013 года, выданный ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет») приостановлены с 09 января 2018 года выплаты надбавки к заработной плате, предусмотренного «Положением о выплате надбавки к заработной плате отдельным работникам ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» и его филиалов, утвержденного приказом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» от 29.12.2017г. №197, в связи с несоответствием требованиям, предъявляемым к квалификации «Биолог», а именно отсутствием высшего профессионального образования (академическая квалификация: магистр или специалист) по специальности «Биология», «Биохимия», «Генетика», «Микробиология», «Фармация» и дополнительного профессионального образования в соответствии с направлением профессиональной деятельности работника.

Из анализа приказов Роспотребнадзора от 30.04.2013 года № 274 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по повышению эффективности деятельности подведомственных Роспотребнадзору федеральных государственных учреждений и их работников», от 07.08.2013 г. № 536 «Об организации работы по разработке (актуализации) подведомственными Роспотребнадзору учреждениями показателей и критериев оценки эффективности труда работников» следует, что одним из критериев оценки эффективности труда работников является не только замещение соответствующей должности, но и наличие у работника соответствующего образования по занимаемой должности.

Истец Алдушкина В.В., замещающая должность биолога филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл в Горномарийском районе» имеет высшее профессиональное образование по специальности «Биоэкология», не соответствующее требованиям, предъявляемым к квалификации «Биолог».

Наличие высшего профессионального образования (академическая квалификация: магистр или специалист) по специальности «Биология», «Биохимия», «Генетика», «Микробиология», «Фармация» и дополнительного профессионального образования в соответствии с направлением профессиональной деятельности работника, является обязательным условием для выплаты надбавки к заработной плате работникам, имеющим иное высшее образование выполняющим государственное задание, обеспечивающим выполнение государственного задания ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» (далее — Центр) и его филиалов.

Положение о выплате надбавки к заработной плате врачам, работникам, имеющим иное высшее образование (биолог, эксперт-физик, химик-эксперт, зоолог, энтомолог), среднему медицинскому персоналу выполняющим государственное задание, обеспечивающим выполнение государственного задания ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» (далее — Центр) и его филиалов, утвержденное приказом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» № 197 от 29 декабря 2017 года истцом не оспаривалось и незаконным не признано.

В соответствии со статьей 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Вместе с тем, частью 1 статьи 74 ТК РФ установлено, что в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

В силу части 2 статьи 74 ТК РФ о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации.

Исходя из буквального толкования условий трудового договора заключенного между работодателем ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» в лице главного врача ФИО1 и работником Алдушкиной В.В. выплата надбавки к заработной плате за выполнение государственного задания является правом, а не обязанностью работодателя.

Таким образом, приостановление выплаты указанной надбавки не является изменением условий трудового договора в части оплаты труда, поскольку данная надбавка не предусмотрена условиями трудового договора как подлежащая гарантированной выплате часть заработной платы, вопрос об изменении размера которой подлежит рассмотрению в порядке ст. 74 ТК РФ.

В связи с чем, ответчиком ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» не было допущено нарушений требований ст.ст. 72, 74 ТК РФ в части не уведомления истца об изменении порядка оплаты труда в связи с принятием Положения о выплате надбавки к заработной плате врачам, работникам, имеющим иное высшее образование (биолог, эксперт-физик, химик-эксперт, зоолог, энтомолог), среднему медицинскому персоналу выполняющим государственное задание, обеспечивающим выполнение государственного задания ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» (далее — Центр) и его филиалов, утвержденное приказом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» № 197 от 29 декабря 2017 года.

При таких обстоятельствах, поскольку нарушений прав, свобод и законных интересов истца Алдушкиной В.В. со стороны ответчика судом не установлено, то суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконным приказа ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» № 2-ф от 11 января 2018 года «О выплатах надбавки к заработной плате работникам, выполняющим государственное задание и обеспечивающим выполнение государственного задания ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» и его филиалах, возложении обязанности на ответчика выплатить денежные средства в размере, равном размеру равном размеру невыплаченных надбавок к заработной плате не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Алдушкиной В.В. к ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» о признании незаконным приказа № 2-ф от 11 января 2018 года «О выплатах надбавки к заработной плате работникам, выполняющим государственное задание и обеспечивающим выполнение государственного задания ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» и его филиалах, возложении обязанности выплатить денежные средства в размере, равном размеру невыплаченных надбавок к заработной плате отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий Мельников С.Е.

в окончательной форме решение принято 25 апреля 2018 года