Постановление № 4А-1116/18 от 08.10.2018 Самарского областного суда (Самарская область)

4а-1116/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Самара 08 октября 2018 г.

Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу Степановой Е.В., действующей на основании доверенности в интересах юридического лица ПАО «Детский Мир», на постановление государственного инспектора труда в Самарской области от 11.12.2017 г., решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 20.02.2018 г. и решение Самарского областного суда от 03.05.2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица ПАО «Детский Мир»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора труда в Самарской области от 11.12.2017 г. юридическое лицо — ПАО «Детский Мир» за необеспечение проведения за счет собственных средств обязательных предварительных медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров работника ФИО2 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 112 000 рублей.

Решением Куйбышевского районного суда &lt,адрес&gt, от 20.02.2018 г. постановление должностного лица от 11.12.2017 г. оставлено без изменения.

Решением Самарского областного суда от 03.05.2018 г. решение районного суда от 20.02.2018 г. и постановление должностного лица от 11.12.2017 г. оставлены без изменения.

В надзорной жалобе представитель Степанова Е.В. указывает, что суды неверно пришли к выводу, что имеющийся в материалах дела об административном правонарушении договор, заключенный между ГБУЗ Самарской области «СГБ №» и ФИО2, на прохождение медицинского осмотра от 01.08.2017 г., заключен после увольнения ФИО2, поскольку данный работник уволен по собственному желанию 23.08.2017 г., после прохождения медицинского осмотра ФИО2 произведена компенсация уплаченных денежных средств, что подтверждается платежным поручением от 10.10.2017 г., ссылается, что действующим законодательством РФ срок, в течение которого работодатель должен компенсировать работнику стоимость прохождения обязательного медицинского осмотра, не установлен, обращает внимание, что юридическое лицо не допускало работника ФИО2 к выполнению трудовых обязанностей, поскольку согласно дополнительному соглашению от 20.07.2017 г. сотрудник, прошедший дистанционное обучение по специальности продавец-кассир, допускается в торговый зал только после успешно пройденной аттестации, просит состоявшиеся по делу в отношении ПАО «Детский Мир» постановление должностного лица и судебные решения отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Статьей 22 ТК РФ установлено, что работодатель обязан, в частности: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, недопущение работников к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.

Согласно части второй статьи 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров.

В силу статьи 76 ТК РФ на работодателя возложена обязанность отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Положениями пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (далее — Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ) определено, что работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний.

Частью второй статьи 213 ТК РФ установлено, что работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н утвержден Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее — Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные медицинские осмотры работников).

В соответствии с пунктом 15 данного Перечня такие обязательные медицинские осмотры проводятся в отношении работников, занятых на работах в организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках, в том числе на транспорте.

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 27.11.2017 г. начальником отдела Государственной инспекции труда в Самарской области на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области от 16.10.2017 г. №1 в связи с обращением ФИО2 об отказе директором ПАО «Детский Мир» возврата денежной суммы в размере 3 800 рублей, затраченной ею на прохождение предварительного медицинского осмотра при устройстве на работу в ПАО «Детский Мир», проведена проверка соблюдения ПАО «Детский Мир» трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в ходе которой установлено, что ПАО «Детский Мир» в нарушение ч.2 ст.22 ТК РФ, ст.ст.212,213 ТК РФ, приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011г. N 302н (ред. от 05.12.2014 г.) «Об утверждении перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников» не обеспечило проведение за счет собственных средств обязательного предварительного медицинского осмотра (при поступлении на работу), других обязательных медицинских осмотров ФИО2, в связи с чем 27.11.2017 г. в отношении ПАО «Детский Мир» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, с последующим привлечением к административной ответственности.

В подтверждение, что ПАО «Детский Мир» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, должностным лицом и судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в качестве доказательств: копия протокола об административном правонарушении № от 27.11.2017 г. (л.д.23-24), копия учета рабочего времени продавца-кассира ФИО2 за отчетные периоды с 01.07.2017 г. по 31.07.2017 г. и с 01.08.2017 г. по 29.08.2017 г. (л.д.29,30), копия приказа директора ПАО «Детский Мир» от 20.07.2017 г. о приеме ФИО2 на должность продавца-кассира в обособленное структурное подразделение ОАО «Детский Мир» в г. Самара с указанием в качестве основания трудового договора от 20.07.2017 г. (л.д.31), копия приказа директора ПАО «Детский Мир» о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) от 23.08.2017г., согласно которому ФИО2 уволена с 28.08.2017 г. по собственному желанию на основании п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ с должности продавца-кассира обособленного структурного подразделения ОАО «Детский Мир» в г. Самара (л.д.46), копия трудового договора от 20.07.2017г., заключенного между ПАО «Детский Мир» в лице директора магазина 1410 в г. Самара (Работодатель) и ФИО2 (Работник) (л.д.47-48), копия ответа главного врача ГБУЗ СО СГБ №ФИО3 от 11.12.2017 г., данного на запрос Государственной инспекции труда по Самарской области от 08.11.2017 г., об обращении ФИО2, предъявившей направление на прохождение предварительного медицинского осмотра при поступлении на работу в ПАО «Детский Мир» на должность продавца-кассира, и предоставлении на основании заключенного договора платных медицинских услуг (л.д.49), копия договора о предоставлении платных медицинских услуг № от 01.08.2017 г., заключенного между ГБУЗ СО СГБ № и ФИО2 (л.д.50-51), копия ответа ООО «Поликлиника №», согласно которому ПАО «Детский Мир» в период с 15.07.2017 г. по 28.08.2017 г. ФИО2 на прохождение медицинского осмотра не направляло, в связи с чем договор на оказание услуг не заключался и оплата не производилась (л.д.52), — поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ПАО «Детский Мир» в совершении данного административного правонарушения.

В постановлении должностного лица и судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст.26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Необеспечение ПАО «Детский Мир» проведения за счет собственных средств обязательного предварительного медицинского осмотра (при поступлении на работу) ФИО2 и факт прохождения последней указанного медицинского осмотра за счет собственных денежных средств подтверждается копией договора о предоставлении платных медицинских услуг № от 01.08.2017 г., заключенного между ГБУЗ СО СГБ № и ФИО2, а также копией имеющегося в материалах дела расчетного листа за сентябрь 2017г., согласно которому ПАО «Детский Мир» ФИО2 за указанный период времени перечислена денежная сумма в размере 3 728 рублей 21 копейки в качестве компенсации за прохождение медицинского осмотра (л.д.42).

Таким образом, ПАО «Детский Мир», имея возможность для соблюдения правил и норм в области обеспечения государственных гарантий трудовых прав работника, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями КоАП РФ и нормами трудового законодательства Российской Федерации.

Указание представителя юридического лица в надзорной жалобе на неустановление действующим законодательством РФ срока, в течение которого работодатель должен компенсировать работнику стоимость прохождения обязательного медицинского осмотра, а также, что юридическое лицо не допускало ФИО2 к выполнению трудовых обязанностей, поскольку согласно дополнительному соглашению от 20.07.2017 г. сотрудник, прошедший дистанционное обучение по специальности продавец-кассир, допускается в торговый зал только после успешно пройденной аттестации, не свидетельствует об отсутствии в действиях ПАО «Детский Мир» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, поскольку для квалификации содеянного по указанной статье необходимо установление факта непроведения работодателем за счет собственных средств обязательного предварительного медицинского осмотра (при поступлении на работу) работника.

В соответствии со ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

Должностным лицом и судебными инстанциями установлен факт заключения 20.07.2017 г. трудового договора между ПАО «Детский Мир» (Работодатель) и ФИО2 (Работник) и издания в этот же день на основании данного трудового договора приказа директора ПАО «Детский Мир» от 20.07.2017 г. о приеме ФИО2 на должность продавца-кассира в обособленное структурное подразделение ОАО «Детский Мир» в г. Самара, что свидетельствует о наличии трудовых отношений между ПАО «Детский Мир» и ФИО2 и обязанности юридического лица соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, обеспечивать государственные гарантии трудовых прав работника, в том числе и по организации проведения за счет собственных средств работодателя обязательных предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров работника, что работодателем в лице ПАО «Детский Мир» при приеме на работу ФИО2 не сделано.

Компенсация работодателем впоследствии работнику, прошедшему обязательный предварительный медицинский осмотр за счет собственных денежных средств, стоимости прохождения данного медицинского осмотра (при поступлении на работу) не свидетельствует об отсутствии в действиях ПАО «Детский Мир» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, поскольку действующим законодательством Российской Федерации именно на работодателя возложена обязанность по организации

проведения за счет средств предприятия обязательного предварительного медицинского осмотра работника именно при поступлении на работу.

Копии табелей учета рабочего времени продавца-кассира ФИО2 за отчетные периоды с 01.07.2017 г. по 31.07.2017 г. и с 01.08.2017 г. по 29.08.2017 г. подтверждают, что ФИО2 была допущена работодателем к выполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного предварительного медицинского осмотра, который был пройден ФИО2 только 01.08.2017 г.

Доводы, которыми аргументирована надзорная жалоба, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и правовой оценки предыдущих судебных инстанций, а также к выражению несогласия с произведенной судом правовой оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной судом в соответствии с положениями ст.26.11 КоАП РФ. Несогласие с правовой оценкой конкретных обстоятельств и доказательств не может служить основанием для отмены вынесенных по делу судебных постановлений, поскольку надзорная инстанция правом переоценки установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не наделена.

При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для разрешения дела, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, которым дана надлежащая правовая оценка, действия ПАО «Детский Мир» правильно квалифицированы по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Судья Куйбышевского районного суда г. Самары, рассматривая 20.02.2018 г. жалобу на постановление должностного лица от 11.12.2017 г., пришел к правильному выводу об обоснованности привлечения ПАО «Детский Мир» к административной ответственности по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, и в решении судьи указаны мотивы, на основании которых сделан вывод о виновности ПАО «Детский Мир» в совершении указанного правонарушения.

Законность и обоснованность вынесенного должностным лицом постановления от 11.12.2017 г. и решения Куйбышевского районного суда г. Самары от 20.02.2018 г. о привлечении ПАО «Детский Мир» к административной ответственности по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ в полном объеме проверены судьей Самарского областного суда с соблюдением требований ст.ст.30.6 — 30.7 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на указанные постановление и решение, и в решении от 03.05.2018 г. дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу и доводам жалобы на постановление должностного лица и решение районного суда, в том числе доводам, аналогичным изложенным в надзорной жалобе, и указаны мотивы, по которым судья областного суда пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления от 11.12.2017 г. и решения от 20.02.2018 г.

Наказание назначено с соблюдением положений ст.4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности правонарушителя, в пределах санкции ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно, оснований для отмены или изменения состоявшихся постановления должностного лица и судебных решений не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17, 30.18 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

постановление государственного инспектора труда в Самарской области от 11.12.2017 г., решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 20.02.2018 г. и решение Самарского областного суда от 03.05.2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица ПАО «Детский Мир», оставить без изменения, надзорную жалобу Степановой Е.В., действующей на основании доверенности в интересах юридического лица ПАО «Детский Мир», оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд Российской Федерации.

Заместитель председателя

Самарского областного суда С.И. Шкуров