Постановление № 1-142/2021 от 18.10.2021 Бежецкого городского суда (Тверская область)

Дело № 1-142/2021

Постановление

18 октября 2021 года город Бежецк

Бежецкий межрайонный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Цыганковой О.В.,

при секретаре судебного заседания Соколовой Н.А.,

с участием государственного обвинителя Мурзина Н.М.,

подсудимого Люблинского А.А.,

защитника подсудимого адвоката Титовой Н.И.,

рассматривая в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению

Люблинского Анатолия Антоновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца &lt,адрес&gt,, гражданина Российской Федерации, имеющего высшее образование, работающего заместителем генерального директора ООО «Торговый альянс Дионис», женатого, малолетних и несовершеннолетних детей не имеющего, военнообязанного, зарегистрированного по адресу: &lt,адрес&gt,, не судимого, по настоящему уголовному делу в порядке ст.ст. 91, 92 УПК РФ не задерживавшегося, под стражей не содержавшегося,

обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 286, ч. 2 ст. 292 Уголовного кодекса Российской Федерации,

установил:

Люблинский А.А. приказом военного комиссара Тверской области от 01 февраля 2013 года № 13 принят на постоянную работу в отдел военного комиссариата Тверской области по городу Бежецк, Бежецкому и Краснохолмскому районам (далее по тексту — Бежецкий военкомат) в отделение планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов начальником отделения (далее по тексту – начальник отделения ППП и УМР).

Обязанности начальника отделения ППП и УМР Люблинский А.А. исполнял вплоть до 20 апреля 2018 года – до момента его перевода в соответствии с приказом военного комиссара Тверской области от 20 апреля 2018 года № 61 на работу в Бежецкий военкомат на должность военного комиссара.

В соответствии с приказом военного комиссара Тверской области от 22 июня 2018 года № 99 Люблинский А.А. 02 июля 2018 года уволен с занимаемой должности военного комиссара по собственному желанию по п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового Кодекса РФ.

По месту работы в Бежецком военкомате Люблинский А.А. характеризовался с положительной стороны, грамотным, профессионально подготовленным специалистом, на учете у врачей нарколога, психиатра не состоит, судимости не имеет.

В соответствии с занимаемой должностью начальника отделения ППП и УМР в период с 01 февраля 2013 года по 20 апреля 2018 года Люблинский А.А. в своей служебной деятельности обязан был руководствоваться:

— положениями ст. 59 Конституции Российской Федерации, предписывающими гражданам Российской Федерации обязательность прохождения военной службы,

— положениями Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», устанавливающими воинскую обязанность граждан, возлагающими на Правительство Российской Федерации вопросы утверждения положения о воинском учете, призыве на военную службу, подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве, проведении военных сборов, а также перечень военно-учетных специальностей,

— требованиями Указа Президента РФ от 07 декабря 2012 года № 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах», которыми определено, что основными задачами военных комиссариатов являются организация и осуществление воинского учета граждан, оказание содействия федеральным органам государственной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям в осуществлении воинского учета,

— положениями Федерального закона от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», регламентирующими правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, устанавливающими права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от форм собственности и их должностных лиц, граждан Российской Федерации в области воинского учета граждан,

— положениями Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», регламентирующими понятия военной службы, обязанности призывников и должностных лиц органов государственной власти, в том числе должностные обязанности, связанные с организацией призыва на военную службу, должностных лиц военных комиссариатов, вопросы воинского учета, основания освобождения от военной службы по призыву и т.д.,

— положениями Постановления Правительства РФ от 27 ноября 2006 года № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете», регламентирующими вопросы порядка организации воинского учета граждан Российской Федерации, обязанных состоять на воинском учете, предусматривающей воинской обязанностью граждан и обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии. В целях организации и обеспечения постановки граждан на воинский учет должностные лица военных комиссариатов проверяют наличие и подлинность военных билетов (временных удостоверений, выданных взамен военных билетов) или удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также подлинность записей в них, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок об их вручении), отметок в документах воинского учета о снятии граждан с воинского учета по прежнему месту жительства, отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок об их вручении), представляют военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов), алфавитные и учетные карточки прапорщиков, мичманов, старшин, сержантов, солдат и матросов запаса, удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу, учетные карты, а также паспорта граждан Российской Федерации с отсутствующими в них отметками об отношении граждан к воинской обязанности в 2-недельный срок в военные комиссариаты для оформления постановки на воинский учет,

— требованиями Приказа Министра обороны РФ от 18 июля 2014 года № 495 «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации», определяющими, что воинский учет предусматривается воинской обязанностью граждан и обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии. Основными задачами воинского учета являются обеспечение исполнения гражданами мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанными состоять на воинском учете и не пребывающими в запасе, воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации. Воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами муниципальных образований по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев, — по месту их пребывания. Первичный воинский учет органами местного самоуправления осуществляется по документам первичного воинского учета. Для призывников — по картам первичного воинского учета призывников, а также военным билетам, выданным военными комиссариатами,

— положениями Приложения к форме № 1 «Порядок ведения и хранения военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана», а также приказом Министра обороны Российской Федерации № 495 от 18 июля 2014 года «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета», в соответствии с которыми военные билеты являются основными документами персонального воинского учета, удостоверяющими личность и правовое положение военнослужащего, а для граждан, пребывающих в запасе, — их отношение к исполнению воинской обязанности, являются защищенной полиграфической продукцией уровня Б. Указанные военные билеты в соответствии с вышеуказанным порядком должны заполняться аккуратно, без исправлений, помарок и неустановленных сокращений, четким и разборчивым почерком только тушью черного цвета или черной пастой. Внесение в военный билет сведений, отметок и записей, не предусмотренных указанным порядком ведения и хранения военного билета, запрещается. Бланки военных билетов являются документами строгой отчетности. Они должны храниться в опечатанных хранилищах, исключающих доступ в них посторонних лиц и возможность хищения. В связи с чем военный билет является документом, удостоверяющим факты, влекущие юридические последствия в виде предоставления или лишения прав, возложения или освобождения от обязанностей, изменения объема прав и обязанностей,

— должностными обязанностями начальника отделения ППП и УМР Бежецкого военкомата, утвержденными 01 декабря 2016 года ВрИД военного комиссара Тверской области В. Сукмановым, в соответствии с которыми Люблинский А.А., в том числе, отвечал за сбор, призыв, и постановку мобилизационных ресурсов (людских и транспортных), в сроки и объемах, установленных мобилизационным планом, взаимодействие с местными органами государственной власти по вопросам мобилизационной готовности, по вопросам воинского учета и выполнением предприятиями, организациями и учреждениями требований закона «Об обороне» и «О воинской обязанности и военной службе», организацию работы по набору на военную службу по контракту, осуществление воинского учета офицеров, солдат, сержантов и прапорщиков запаса, бронирование кадров за народным хозяйством, ведение учета и оформление военных билетов граждан, осуществление контроля за состоянием воинского учета в организациях, учреждениях на предприятиях и в органах местного самоуправления, разработку и контроль исполнения перспективных и текущих планов работы отдела, ведение учета о штатной и списочной численности личного состава, оформление приказов по Бежецкому военкомату и представление на подпись военному комиссару, своевременное доведение изданных приказов и распоряжений до подчиненных, организацию и ведение несекретного делопроизводства в отделении. Люблинский А.А., кроме того, был обязан обеспечивать выполнение личным составом отделения поставленных перед ним задач, а также среди прочего организовывать методическое обеспечение деятельности личного состава отделения по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации, специальную подготовку личного состава отделения, занимающихся планированием, предназначением, подготовкой и учетом мобилизационных ресурсов, эффективное взаимодействие личного состава отделения.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Таким образом, будучи начальником отделения ППП и УМР Бежецкого военкомата в период с 01 февраля 2013 года по 20 апреля 2018 года, Люблинский А.А. являлся должностным лицом, постоянно выполнявшим организационно-распорядительные функции в государственном учреждении – Бежецком военкомате, связанные с руководством трудовым коллективом подчиненного ему отделения ППП и УМР указанного военного комиссариата, с правом принятия решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (в частности, ведение учета, оформление и выдачу военных билетов граждан), который в силу своего должностного положения мог способствовать незаконному освобождению призывника от призыва на военную службу.

В соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. На военную службу по призыву может быть призван только гражданин, признанный годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями. Для определения категории годности гражданина к прохождению военной службы проводятся призывные мероприятия. Медицинское обследование призывников производится в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 565 от 04 июля 2013 года. Согласно ст.ст. 13-23 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 565 от 04 июля 2013 года, медицинское освидетельствование призывников в муниципальном образовании проводится врачами-специалистами. По результатам освидетельствования граждан при призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе. В случае дачи заключения о категории годности к военной службе «ограниченно годен» в соответствии с п.п. 22-32 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной приказом Министерства обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации № 240/168 от 23 мая 2001 года «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе», обоснованность освобождения призывников от призыва на военную службу по состоянию здоровья проверяется путем изучения врачами — членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации всех личных дел призывников и медицинских документов, подтверждающих установленный диагноз и вынесенное заключение.

Если в результате контрольного медицинского освидетельствования ранее установленный диагноз и вынесенное заключение не подтверждаются, то принимается решение об отмене решения призывной комиссии, а военный комиссар принимает меры по вызову призывника, освобожденного от призыва или несогласного с заключением о категории его годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, на призывную комиссию для повторного медицинского освидетельствования. В случае признания гражданина ограниченно годным к прохождению военной службы призывной комиссией субъекта, ему присваивается воинское звание «рядовой», он зачисляется в запас и ему выдается военный билет.

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родился и проживал в &lt,адрес&gt,. В период проживания в &lt,адрес&gt, он достиг призывного возраста, однако в связи с нежеланием проходить военную службу по призыву, в обход установленных законом правил, при неустановленных следствием обстоятельствах получил военный билет без фактического прохождения военной службы, свидетельствующий о том, что он, якобы, прошел военную службу по призыву у себя на родине. В 2008 году ФИО1 переехал в Российскую Федерацию, где обратился в органы ФМС России для получения гражданства РФ. ДД.ММ.ГГГГФИО1 в связи с положительным решением о предоставлении гражданства России отделением УФМС по &lt,адрес&gt, в &lt,адрес&gt, выдан паспорт гражданина Российской Федерации. С момента прибытия в Россию ФИО1 на учет в военный комиссариат по месту жительства на вставал, военную службу по призыву не проходил.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 исполнилось 27 лет. В период с 12 марта 2009 года, то есть с момента получения российского гражданства, по 19 декабря 2015 года ФИО1 правом на отсрочку или освобождение от призыва в Вооруженные силы РФ не обладал и в случае обращения для воинского учета в военный комиссариат по месту проживания подлежал призыву в ВС РФ.

В 2017 году, находясь на заработках в городе Москве, неустановленный следствием мужчина предложил ФИО1 свои услуги, связанные с получением военного билета РФ в городе Бежецке Тверской области. ФИО1, желая в дальнейшем получить постоянную работу со стабильной заработной платой, в том числе, связанную с возможной государственной или муниципальной службой, и по иным мотивам согласился на предложенные ему услуги.

В свою очередь, в конце 2017 года к Люблинскому А.А. обратилось неустановленное следствием лицо, которое попросило оказать помощь в незаконной выдаче военного билета ФИО1, на что он ответил согласием.

В дальнейшем Люблинский А.А., являясь должностным лицом, будучи осведомленным в том, что ФИО1 военный билет не положен, в целях сокрытия факта ненадлежащей организации учета граждан, подлежащих призыву на военную службу, действуя умышленно и вопреки охраняемых законом интересов общества и государства, превышая свои должностные полномочия, определенные законодательством Российской Федерации и должностными инструкциями, в части организации воинского учета граждан и принятию решения о зачислении в запас лиц, достигших возраста 27 лет, находясь в Бежецком военкомате, расположенном по адресу: Тверская область, Бежецкий район, пос. Дорохово, д. 29, в нарушение требований Раздела III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года № 663, п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» в части порядка и условий признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, без рассмотрения призывной комиссией вопроса о зачислении в запас ФИО1 как не прошедшего до достижения им возраста 27 лет военную службу по призыву, то есть, присвоив себе полномочия коллегиального органа исполнительной власти, действуя при этом из иной личной заинтересованности и в угоду ФИО1, единолично принял решение зачислить ФИО1 в запас и выдать ему военный билет, о чем дал письменное указание подчиненному сотруднику Бежецкого военкомата – помощнику начальника ППП и УМР ФИО2 о выдаче ФИО1 военного билета.

По указанию Люблинского А.А. ФИО2 без прохождения ФИО1 медицинского освидетельствования оформлены документы для выдачи последнему военного билета, и оформлен сам военный билет серии АС № на имя ФИО1 с внесенными в него не соответствующими действительности сведениями о том, что ФИО1 зачислен в запас, ему присвоено воинское звание «рядовой», он признан «В» — ограниченно годным к военной службе, замена военного билета ему осуществлена в связи с приобретением гражданства РФ, и что ФИО1 принят на учет в Бежецкий военкомат.

Указанные сведения Люблинский А.А., являясь лицом, наделенным полномочиями на удостоверение данных фактов, собственноручно удостоверил личной подписью и поставил оттиск гербовой печати Бежецкого военкомата, придав данному военному билету статус официального документа, то есть совершил служебный подлог.

19 января 2018 года незаконно оформленный и подписанный Люблинским А.А. военный билет серии АС № на имя ФИО1 был выдан последнему в Бежецком военкомате, расположенном по адресу: Тверская область, Бежецкий район, пос. Дорохово, д. 29.

Действия Люблинского А.А. повлекли за собой незаконное получение военного билета лицом, не прошедшим военную службу без законных на то оснований, чем подорвали авторитет органов государственной исполнительной власти в части соблюдения общепризнанных принципов и норм конституционного права, равенства граждан, нарушение порядка зачисления ФИО1 в запас граждан и постановки на воинский учет, создали у ФИО1 мнение о возможности изменения принципов государственного устройства, предоставили возможность ФИО1 в дальнейшем проходить государственную службу и в иных видах государственной и муниципальной службы, подорвали престиж и привлекательность военной службы по призыву, который устанавливался в том числе и принятием Федерального закона от 02 июля 2013 года № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву», что отрицательно влияет на создание в обществе мнения о возможности противоправного изменения установленных государством запретов и ограничений, а, следовательно, повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов государства в области охраны установленного порядка прохождения военной службы, ввиду нарушения регламентированной нормативно — правовыми актами деятельности государственных органов (Вооруженных Сил Российской Федерации), дискредитации (подрыве) авторитета власти государственного учреждения, а также возможность устройства ФИО1 на гражданскую службу.

После чего ФИО1 встал на воинский учет военнослужащих запаса в Бежецком военкомате.

Таким образом, Люблинский Анатолий Антонович обвиняется в превышении должностных полномочий, а именно в том, что он при вышеизложенных обстоятельствах, являясь должностным лицом, ДД.ММ.ГГГГ, находясь в Бежецком военкомате, расположенном по адресу: Тверская область, Бежецкий район, пос. Дорохово, д. 29, действуя при этом из иной личной заинтересованности и в угоду Мамразакову С.А., присвоив себе полномочия коллегиального органа исполнительно власти — призывной комиссии муниципального образования, совершил умышленные действия, явно выходящие за пределы его полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», разработанным в соответствии с ним Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 года № 719, Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года № 663, Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 07 декабря 2012 года № 1609, Федеральным законом № 170-ФЗ от 02 июля 2013 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации», нормативными документами Министерства обороны РФ по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, организации воинского учета и формирования мобилизационного резерва, а также должностными обязанностями начальника отделения ППП и УМР Бежецкого военкомата, утвержденными 01 декабря 2016 года ВрИД военного комиссара Тверской области В. Сукмановым, действуя вопреки интересам законодательного регулирования процедуры выдачи официальных документов воинского учета, незаконно выдал гражданину ФИО1 в целях дальнейшего использования подложный официальный документ — военный билет серии АС №, что повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства в части подрыва авторитета государственной власти, соблюдения общепризнанных принципов и норм конституционного права, равенства граждан, нарушение порядка зачисления ФИО1 в запас граждан и постановки на воинский учет, создание в обществе мнения о возможности изменения принципов государственного устройства, предоставило возможность ФИО1 в дальнейшем проходить государственную службу, подорвало престиж и привлекательность военной службы по призыву, что отрицательно повлияло на создание в обществе мнения о возможности противоправного изменения установленных государством запретов и ограничений, что повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов государства в области охраны установленного порядка прохождения военной службы ввиду нарушения регламентированной нормативно-правовыми актами деятельности государственных органов (Вооруженных Сил Российской Федерации), дискредитации (подрыве) авторитета власти государственного учреждения, а также возможность устройства ФИО1 на государственную гражданскую службу, чем совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 286 УК РФ.

Он же, Люблинский А.А., обвиняется в том, что, являясь должностным лицом, то есть лицом, наделенным полномочиями на удостоверение фактов изложенных в военном билете, действуя с прямым умыслом, из иной личной заинтересованности и в угоду ФИО1 при вышеизложенных обстоятельствах совершил 19 января 2018 года в помещении Бежецкого военкомата, расположенном по адресу: Тверская область, Бежецкий район, пос. Дорохово, д. 29, служебный подлог, то есть заверил внесенные в официальные документы заведомо ложные сведения, несоответствующие действительности факты, искажающие их действительное содержание, отраженные в официальном документе — военном билете серии АС № на имя ФИО1, существенно нарушив охраняемые законом интересы государства, то есть преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 292 УК РФ.

В ходе предварительного слушания по уголовному делу Люблинским А.А. заявлено ходатайство о прекращении в отношении него уголовного дела по ч. 1 ст. 286, ч. 2 ст. 292 УК РФ с назначением судебного штрафа.

Разрешение ходатайства было оставлено на более позднюю стадию процесса.

В судебном заседании в ходе судебного следствия подсудимый Люблинский А.А. актуализировал ходатайство о прекращении в отношении него уголовного дела с назначением ему меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, указав при этом, что он впервые обвиняется в совершении преступлений средней тяжести, он полностью признает вину в совершении каждого из инкриминируемых ему преступлений, искренне раскаялся в содеянном, сделал для себя правильные выводы, загладил причиненный преступлениями вред, оказав материальную помощь ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Бежецкого района» в размере 10000 рублей. Указал, что имеет объективную материальную возможность уплатить судебный штраф, последствия прекращения уголовного дела в соответствии со ст. 25.1 УПК РФ, ст. 76.2 УК РФ ему разъяснены и понятны.

Защитник подсудимого адвокат Титова Н.И. ходатайство Люблинского А.А. поддержала, просила удовлетворить.

Государственный обвинитель возражал против удовлетворения ходатайства о прекращении уголовного дела и освобождения подсудимого от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные в материалы уголовного дела сведения о личности подсудимого, суд приходит к следующим выводам.

Обвинение подсудимого Люблинского А.А. в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 286, ч. 2 ст. 292 УК РФ, является обоснованным, подсудимый признал вину в совершении инкриминируемых ему преступлений, в содеянном искренне раскаялся.

В силу положений ст.104.4 УК РФ судебный штраф — есть денежное взыскание, назначаемое судом при освобождении лица от уголовной ответственности в случаях, предусмотренных ст. 76.2 УК РФ.

Согласно ст. 76.2 УК РФ, лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.

В силу ст. 25.1 УПК РФ суд по собственной инициативе или по результатам рассмотрения ходатайства, поданного следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, в порядке, установленном настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных ст. 76.2 УК РФ, вправе прекратить уголовное дело или уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если это лицо возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред, и назначить данному лицу меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

Прекращение уголовного дела или уголовного преследования в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа допускается в любой момент производства по уголовному делу до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора, а в суде апелляционной инстанции — до удаления суда апелляционной инстанции в совещательную комнату для вынесения решения по делу.

Преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 286, ч. 2 ст. 292 УК РФ, в соответствии с ч. 3 ст. 15 УК РФ отнесены к категории преступлений средней тяжести.

Из разъяснений, содержащихся в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», следует, что под действиями, направленными на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему (п. «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ), следует понимать оказание в ходе предварительного расследования или судебного производства по уголовному делу какой-либо помощи потерпевшему, а также иные меры, направленные на восстановление нарушенных в результате преступления прав и законных интересов потерпевшего.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 2.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года № 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности», под заглаживанием вреда (ч. 1 ст. 75, ст. 76.2 УК РФ) понимается имущественная, в том числе денежная, компенсация морального вреда, оказание какой-либо помощи потерпевшему, принесение ему извинений, а также принятие иных мер, направленных на восстановление нарушенных в результате преступления прав потерпевшего, законных интересов личности, общества и государства. Способы возмещения ущерба и заглаживания вреда должны носить законный характер и не ущемлять права третьих лиц.

По смыслу закона прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 76.2 УК РФ, возможно при условии, если после совершения преступления обвиняемый принял активные меры, направленные на восстановление нарушенных в результате преступления законных интересов личности, общества и государства. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении № 2257-О от 26 октября 2017 года, различные уголовно-наказуемые деяния влекут наступление разного по своему характера вреда, поэтому предусмотренные ст. 76.2 УК РФ действия, направленные на заглаживание такого вреда и свидетельствующие о снижении степени общественной опасности преступления, нейтрализации его вредных последствий, не могут быть одинаковыми и определяются в зависимости от особенностей конкретного деяния. С учетом этого, суд должен решить, достаточны ли предпринятые лицом, совершившим преступление, действия для того, чтобы расценить уменьшение общественной опасности содеянного как позволяющее освободить лицо от уголовной ответственности.

Из материалов уголовного дела следует, что 11 и 12 октября 2021 года Люблинский А.А. оказал материальную помощь ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания Бежецкого района» в общем размере 10000 рублей.

Люблинский А.А. ранее не судим, впервые совершил преступления средней тяжести, исключительно положительно характеризуется, на учетах у врачей нарколога и психиатра не состоит. Вину в совершении преступлений признал в ходе предварительного следствия и в судебном заседании, полностью и искренне раскаялся в содеянном, загладил причиненный вред, оказав материальную помощь ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания Бежецкого района» в размере 10000 рублей, что суд в целом находит принятием иных мер, направленных на восстановление нарушенных в результате преступлений законных интересов общества и государства. Против прекращения уголовного дела на основании ст. 25.1 УПК РФ подсудимый не возражал.

Учитывая совокупность изложенных обстоятельств и, находя предпринятые Люблинским А.А. действия достаточными для того, чтобы расценить уменьшение общественной опасности содеянного как позволяющее освободить его от уголовной ответственности, суд считает возможным на основании ст. 76.2 УК РФ освободить подсудимого Люблинского А.А. от уголовной ответственности по ч. 1 ст. 286, ч. 2 ст. 292 УК РФ и в соответствии со ст. 25.1 УПК РФ уголовное дело в отношении него прекратить с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

Исходя из положений ст. 76.2 УК РФ, несогласие государственного обвинителя на прекращение уголовного дела и освобождение подсудимого от уголовной ответственности в порядке, установленном ст. 25.1 УПК РФ, не имеет определяющего значения. Вопреки мнению государственного обвинителя, суд приходит к выводу о том, что подсудимый выполнил условие, предусмотренное ст. 76.2 УК РФ.

Определяя размер судебного штрафа и срок его уплаты, суд учитывает требования ч. 1 ст. 104.5 УК РФ, тяжесть совершенных преступлений, имущественное положение подсудимого, наличие у него кредитных обязательств, состояние его здоровья, семейное положение Люблинского А.А., имущественное положение его семьи, в том числе, наличие у его супруги задолженности в рамках исполнительного производства, фактическое нахождение у него и его супруги на иждивении сына супруги, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, очно обучающегося в профессиональном образовательном учреждении, характеризующие личность подсудимого данные, а также возможность получения им заработной платы или иного дохода. Также суд принимает во внимание положения ст. 6 УК РФ, которые устанавливают, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступлений, обстоятельствам их совершения и личности виновного.

Меру пресечения в отношении подсудимого суд полагает возможным не избирать.

При определении судьбы вещественных доказательств суд исходит из положений ст.ст. 81, 309 УПК РФ.

Процессуальные издержки по делу отсутствуют.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 25.1, 254, 256, 446.3 УПК РФ, суд

постановил:

ходатайство подсудимого Люблинского Анатолия Антоновича о прекращении уголовного дела и назначении ему меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа удовлетворить.

Прекратить уголовное дело в отношении Люблинского Анатолия Антоновича, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 286, ч. 2 ст. 292 УК РФ, по основанию, предусмотренному ч. 1 ст. 25.1 УПК РФ, и назначить ему меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в размере 80000 (Восемьдесят тысяч) рублей.

Реквизиты лицевого счета администратора доходов бюджета военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Западному военному округу для перечисления денежных средств, взысканных в виде штрафов, которые вступили в силу с 01 января 2021 года:

Наименование получателя: УФК по г. Санкт-Петербургу (ВСУ СК России по ЗВО, л/с 04721F34040,

ИНН: 7841447015,

КПП: 784101001,

ОКТМО: 40908000,

Казначейский счет: 03100643000000017200,

банк получателя: Северо-Западное ГУ Банка России//УФК по г. Санкт-Петербургу г. Санкт-Петербург,

Банковский счет: 40102810945370000005,

Код классификации доходов федерального бюджета: 41711603130010000140

Назначение платежа: указывается номер уголовного дела (№ 1.21.0200.0736.000033 (в ходе предварительного следствия), № 1-142/2021 (в суде), дата судебного решения (18 октября 2021 года), статья УК РФ по приговору (ч. 1 ст. 286 УК РФ, ч. 2 ст. 292 УК РФ, уголовное дело прекращено по основанию, предусмотренному ч. 1 ст. 25.1 УПК РФ), фамилия, имя, отчество (Люблинский Анатолий Антонович), в назначении платежа делается отметка: «НДС не облагается».

Назначенный Люблинскому А.А. судебный штраф необходимо уплатить в течение 60 суток со дня вступления настоящего постановления в законную силу. Сведения об уплате судебного штрафа предоставляются судебному-приставу исполнителю в течение 10 дней после истечения срока, установленного для уплаты судебного штрафа.

Разъяснить Люблинскому А.В., что в случае неуплаты судебного штрафа в установленный судом срок судебный штраф отменяется, и лицо привлекается к уголовной ответственности по соответствующей статье Особенной части УК РФ.

Разъяснить Люблинскому А.А., что в случае неуплаты лицом судебного штрафа, назначенного в качестве меры уголовно-правового характера, суд по представлению судебного пристава-исполнителя в порядке, установленном ч.ч. 2, 3, 6, 7 ст. 399 УПК РФ отменяет постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и назначении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа и направляет материалы руководителю следственного органа или прокурору. Дальнейшее производство по уголовному делу осуществляется в общем порядке.

Меру пресечения в отношении Люблинского Анатолия Антоновича не избирать.

Вещественные доказательства по вступлении настоящего постановления в законную силу:

— дело № том № (период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) «дело с оправдательными документами на выдачу учетно-воинских документов в военном комиссариате города Бежецка, Бежецкого, Краснохолмского и Сонковского районов Тверской области», военный билет ФИО1 серии АС №, хранящиеся при уголовном деле, возвратить в военный комиссариат города Бежецка, Бежецкого, Краснохолмского и Сонковского районов Тверской области.

Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд через Бежецкий межрайонный суд Тверской области в течение 10 суток со дня его вынесения.

В случае подачи апелляционной жалобы подсудимый вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.

Судья О.В. Цыганкова

Дело № 1-142/2021