Кассационное определение № 2А-2631/2021 от 07.09.2022 Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88А-7998/2022

№ 2а-2631/2021

г. Пятигорск 7 сентября 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Фахретдиновой Р.Ф.,

судей Белоусовой Ю.К.,

Зайнуллиной Г.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя командира войсковой части 40153 Зотова С.Ю. Исмаилова Х.М. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 28 апреля 2022 г.

по административному делу по административному иску Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» к командиру войсковой части 40153 Зотову С.Ю. о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей.

Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» (далее – ФКУ Управление финансового обеспечения Минобороны Российской Федерации по Астраханской области) обратилось в суд с административным иском к командиру войсковой части № Зотову С.Ю. о признании незаконным бездействия по не выведению в простой фельдшера Акаевой А.Б. и возложении обязанностей вывести ее в простой и принять надлежащие меры к получению соответствующего разрешительного документа на право работы в указанном учреждении.

В обоснование требований указано, что в ходе проводимых проверок правильности установления должностных окладов работникам войсковой части № было установлено, что согласно штату № войсковой части №, утвержденному 11 мая 2021 г. начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, фельдшер медицинского пункта войсковой части должен отвечать требованиям об образовании (иметь код специальности 0601017, специальность «Лечебное дело»). Согласно представленным документам фельдшер медицинского пункта войсковой части № Акаева А.Б. имеет среднее профессиональное образование по специальности «Акушерка» и сертификат специалиста по специальности «Акушерское дело». Ссылаясь на то, что работник Акаева А.Б. не соответствовала на момент приема на работу и в настоящее время не соответствует занимаемой должности «фельдшер», административный истец обратился с указанным административным иском в суд.

Ранее определением судьи Махачкалинского гарнизонного военного суда от 12 октября 2021 г. указанный административный иск возвращен заявителю с приложенными документами в связи с неподсудностью спора.

Решением Каспийского городского суда Республики Дагестан от 28 декабря 2021 г. требования Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 28 апреля 2022 г. вышеуказанное решение отменено в части, с принятием в отмененной части нового решения, которым бездействие командира войсковой части № Зотова С.Ю. по не выведению в простой фельдшера Акаевой А.Б. при отсутствии у нее соответствующего образования вплоть до 10 октября 2021 г. признано незаконным, в остальной части решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представителя командира войсковой части № Зотова С.Ю. Исмаилова Х.М., поданной 27 июля 2022 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 2 августа 2022 г., ставится вопрос об отмене постановленного по делу судебного акта суда второй инстанции, как не соответствующего нормам материального и процессуального права, оставлении в силе решения суда первой инстанции.

В возражениях на кассационную жалобу ФКУ Управление финансового обеспечения Минобороны Российской Федерации по Астраханской области просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения.

Лица, участвующие в деле и не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.

Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему выводу.

В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.

Как установлено судами, Акаева А.Б. 1 марта 2010 г. принята на работу фельдшером в войсковую часть №. В связи с объединением воинских частей в одно соединение — войсковая часть № Акаева А.Б. в последующем переведена на должность фельдшера медицинского пункта береговой базы войсковой части №.

19 июля 2021 г. врио начальника ФКУ Управление финансового обеспечения Минобороны Российской Федерации по Астраханской области в адрес командира войсковой части № направлено обращение, с указанием в нем о рассмотрении законности замещения Акаевой А.Б. должности фельдшера медицинского пункта со ссылкой на то, что Акаева А.Б. имеет среднее профессиональное образование по специальности «Акушерка» и сертификат специалиста по специальности «Акушерское дело», что не соответствует занимаемой должности «Фельдшер».

12 августа 2021 г. командиром войсковой части № на указанное обращение был дан ответ с указанием, что при поступлении на работу Акаевой А.Б. был предъявлен диплом, выданный Буйнакским медицинским училищем в 1997 году по специальности «Акушерка» и сертификат от 30 ноября 2009 г. о повышении квалификации в Дагестанском медицинском училище повышения квалификации с присвоением специальности «Лечебное дело». Кроме того, в 2015 году Акаева А.Б. проходила курсы повышения квалификации в ГБУ ДПО РД «Дагестанское медицинское училище повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием» по программе «Охрана здоровья работников промышленных и других предприятий» — фельдшер здравпункта (удостоверение о повышении квалификации от 30 сентября 2015 г.).

В дальнейшем, с 31 августа 2021 г. по 11 октября 2021 г. Акаева А.Б. прошла профессиональную переподготовку в АНО ДПО «Единый Центр Подготовки Кадров» по дополнительной профессиональной программе «Лечебное дело» (диплом о профессиональной переподготовке от 11 октября 2021 г.).

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что действия командира войсковой части нельзя признать незаконными, так как в 2015 г. Акаева А.Б. окончила курсы повышения квалификации в ГБУ ДНО РД «Дагестанское медицинское училище повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием» по программе «Охрана здоровья работников промышленных и других предприятий» — фельдшер здравпункта, а с 11 октября 2021 г. итоговая аттестационная комиссия АНО ДПО «Единый Центр Подготовки Кадров» своим решением удостоверила право работника Акаевой А.Б. на ведение профессиональной деятельности в области лечебного дела (регистрационный номер №).

С такими выводами суда первой инстанции в части суждения о том, что оснований для выведения Акаевой А.Б. с занимаемой ею должности на момент предъявления административного иска не имелось, суд апелляционной инстанции согласился, указав, что возлагать на командира войсковой части обязанности отстранить работника Акаеву А.Б. от работы в соответствии со статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации не представлялось возможным, поскольку с 11 октября 2021 г. требования к образованию работника (среднее профессиональная образование по специальности «Лечебное дело» и сертификат специалиста по специальности «Лечебное дело») были соблюдены, иное повлекло бы нарушение трудовых прав указанного лица.

В то же время, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия командира войсковой части до момента получения Акаевой А.Б. соответствующего образования по специальности «Лечебное дело» и предоставление работодателю документа об этом, суд апелляционной инстанции признал ошибочным, так как представленными документами о повышении квалификации получение надлежащей специальности Акаевой А.Б. не подтверждено, на командире войсковой части лежала обязанность следить за правильностью назначения сотрудников на занимаемые должности и при выявлении обстоятельств, которые явились препятствием для дальнейшей работы в занимаемых должности, принимать соответствующие меры, предусмотренные трудовым законодательством. В связи с этим, суд второй инстанции решение суда в части отказа в признании незаконным бездействия Зотова С.Ю. в непринятии надлежащих мер, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации в отношении Акаевой А.Б., отменил и принял новое решение об их удовлетворении.

Судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены либо изменения судебного акта суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы.

В соответствии с частью 1 статьи 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации, если данным Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые специально устанавливают требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер.

К таким нормативным правовым актам, в данном случае, относится приказ Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», устанавливающий квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам, согласно которым должность фельдшера предусматривает обязательное наличие среднего профессионального образования по специальности «Лечебное дело» и сертификат специалиста по специальности «Лечебное дело» без предъявления требований к стажу работы.

Согласно приказу Минздрава России от 10 февраля 2016 г. № 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием» среднее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело» с повышением квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности, предусмотрено для должностей, в числе которых указан фельдшер.

Таким образом, при отсутствии у Акаевой А.Б. до 11 октября 2021 г. соответствующего среднего профессионального образования по специальности «Лечебное дело» суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о несоответствии работника квалификационным требованиям, предъявляемым к лицу для замещения должности фельдшера, следовательно, административный ответчик допустил незаконное бездействие.

Положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что право заниматься медицинской деятельностью появляется у лиц при наличии специального образования и соответствующего сертификата.

Отсутствие специального права, установленного названным Федеральным законом, в соответствии с абзацев 6 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, возлагает на работодателя обязанность отстранить работника от работы. Однако, приняв на работу в качестве фельдшера работника, несоответствующего квалификационным требованиям, работодатель впоследствии не отстранил его от работы для принятия надлежащих мер к получению данным работником соответствующей специальной подготовки.

Суд апелляционной инстанции, удовлетворяя административный иск в части обозначенных требований, на основании исследованных доказательств о получении среднего профессионального образования, правильно установил фактические обстоятельства по делу и истолковал примененные по делу нормы материального права. При оценке незаконности бездействия судом апелляционной инстанции правильно применили положения приказа Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

Вопреки доводам жалобы, тот факт, что Акаева А.Б. на момент предъявления административного иска уже имела соответствующее ее должности фельдшера образование, о чем суду представлен документ, подтверждающий получение среднего профессионального образования по специальности «Лечебное дело», не свидетельствует об ошибочности выводов суда апелляционной инстанции и отмену обжалуемого судебного акта не влечет, поскольку данное обстоятельство отражено в судебном акте, суждение о незаконности бездействия ограничено до момента получения необходимого образования, что не было учтено судом первой инстанции.

При таком положении доводы жалобы подлежат отклонению, нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации могли бы являться основанием к отмене обжалуемого судебного акта, не допущено.

Руководствуясь статьями 328 — 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 28 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя командира войсковой части № Зотова С.Ю. Исмаилова Х.М. – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова

Судьи Ю.К. Белоусова

Г.К. Зайнуллина

Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 сентября 2022 г.