Апелляционное определение № 33А-3161 от 21.03.2018 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Шпирнов А.В. № 33А- 3161

Докладчик: Евтифеева О.Э.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«21» марта 2018 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего: Евтифеевой О.Э.,

судей: Копыловой Е.В., Пушкаревой Н.В.,

при секретаре: Ламбиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Евтифеевой О.Э. административное дело по апелляционной жалобе ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» на решение Беловского городского суда Кемеровской области от 14 декабря 2017 года

по делу по административному исковому заявлению Открытого акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» (далее — ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Кемеровской области от 10.10.2017 № 05/06-41-85,

У С Т А Н О В И Л А:

ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Кемеровской области от 10.10.2017 № 05/06-41-85.

Требования мотивированы тем, что главным государственным инспектором труда в Кемеровской области в период с 29.09.2017 по 11.10.2017 была проведена внеплановая проверка филиала ОАО «УК Кузбассразрезуголь» «Краснобродский угольный разрез» на основании заявления гражданина Помысова С.В.

По итогам проверки было вынесено предписание № 05/06-41-85 об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Также был составлен акт проверки № 05/06/41-85 от 10.10.2017.

Считают предписание незаконным.

Согласно п 1 предписания указывается, что условия Коллективного договора, заключенного между ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» и Кемеровской территориальной организации независимого профсоюза работников угольной промышленности на 2017-2019 годы ухудшают положение работников по сравнению с условиями Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности сроком действия до 31.12.2018, а именно п. 8.10.1 Коллективного договора устанавливает, что выплата единовременного вознаграждения к пенсии производится при увольнении работника.

Вместе с тем, абз. 3 п. 5.3 Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности устанавливает, что выплата единовременного вознаграждения в размере 15% среднемесячного заработка за каждый полный год работы в угольной промышленности Российской Федерации (с учетом стажа работы в угольной промышленности СССР) в соответствии с частями 1 и 2 настоящего пункта осуществляется:

— один раз за весь период работы в угольной промышленности,

— на основании письменного заявления Работника:

— в сроки и порядке, определенном в соответствии с Положением, разработанным совместно с соответствующим органом Профсоюза и Работодателем.

Согласно п. 1.3 Коллективного договора между ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» и Кемеровской территориальной организации Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности на 2017-2019 годы коллективный договор заключен в соответствии с Российским законодательством и Федеральным отраслевым соглашением по угольной промышленности РФ на срок 3 года. Данный коллективный договор был подписан уполномоченным представителем работников (Профсоюзом), прошел регистрацию в Департаменте труда и занятости Кемеровской области и был включен в единый реестр коллективных договоров и соглашений Кемеровской области (14.03.2017 года № 388). При осуществлении регистрации Коллективного договора Департаментом труда и занятости Кемеровской области каких-либо не соответствий, разногласий и нарушений с Российским законодательством и Федеральным отраслевым соглашением по угольной промышленности РФ выявлено не было.

Считает, что положения коллективного договора, заключенного между ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» и Кемеровской территориальной организации независимого профсоюза работников угольной промышленности на 2017-2019 годы не ухудшают положение работников в части выплаты единовременного вознаграждения в размере 15% среднемесячного заработка за каждый полный год работы в угольной промышленности Российской Федерации, а наоборот улучшают их в части получения указанного пособия. К тому же согласно п. 5.3. Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности в коллективных договорах организаций может предусматриваться порядок и условия реализации указанных социальных гарантий и иным категориям работников.

Если сравнивать положения Федерального отраслевого соглашения и коллективного договора в части выплаты единовременного вознаграждения в размере не менее 15% среднемесячного заработка за каждый полный год работы на предприятиях угольной отрасли Российской Федерации, то ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» осуществляет выплату пособия без учета обязательного стажа работы для назначения пособия, хотя п. 5.3 ФОС содержит именно ограничения по стажу работу, дающем право на получение пособия (стаж работы в угольной промышленности не менее 10 лет).

Кроме того, ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» при выплате увеличивает размер пособия на 25% для работников, имеющих государственные и следующие ведомственные награды. Согласно абз. 7 п. 8.10.1 коллективного договора ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» «в случае если работник, достигший пенсионного возраста до 01.01.2015, после начисления пособия не прекратил трудовых отношений с Компанией, ему при увольнении по любым основаниям, кроме увольнения за виновные действия, данное пособие выплачивается за период от даты получения данного пособия до дня увольнения.

Помысову С.В. было сообщено о том, что единовременное вознаграждение в размере не менее 15% среднемесячного заработка за каждый полный год работы на предприятиях угольной отрасли Российской Федерации будет выплачено ему на основании письменного заявления при увольнении с предприятия с учетом стажа работы на предприятиях угольной отрасли Российской Федерации.

У Помысова С.В. право на пенсионное обеспечение наступило 01.01.2016, Помысов С.В. не обращался с заявлением о выплате единовременного вознаграждения.

В соответствии с абз. 2 ст. 5.3 Федеральным отраслевым соглашением по угольной промышленности РФ в случае, если работник не воспользовался вышеуказанным правом, работодатель обеспечивает выплату вознаграждения работникам, получившим право на пенсионное обеспечение (право выхода на пенсию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации), имеющим стаж работы в угольной промышленности не менее 10 лет при прекращении трудовых отношений с работодателем в связи с выходом на пенсию.

В пункте 2 предписания указано, что ч. 3 ст. 213 Трудового кодекса РФ устанавливает для отдельных категорий работников медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) конце рабочего дня (смены). Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время. Главным государственным инспектором труда не указано существо правонарушения, а только перечислены нормы трудового законодательства и коллективного договора ОАО «УК «Кузбассразрезуголь».

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Согласно ст. 91 Трудового кодекса РФ рабочее время — время, в течение которого работник в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени. Правилами внутреннего трудового распорядка ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» продолжительность рабочего времени при суммированном учете не может быть более 12 часов в сутки при условии соблюдения баланса рабочего времени в учетном периоде.

Статьей 229 Трудового кодекса РФ установлено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей.

Приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» установлен порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.

Согласно п. 6 Порядка обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных. Также обязательные послерейсовые осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

Согласно п. 3.1.5 Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности РФ сроком действия до 31.12.2018 для обеспечения исполнения работником трудовых обязанностей предусматриваются мероприятия перед началом и после окончания смены (время, связанное с производством), включающие в себя:

— получение наряда (выдача наряда) и отчет о его выполнении,

— санитарно-бытовое обслуживание (нахождение в АБК для переодевания и мытья, получения и сдачи средств индивидуальной защиты и приборов контроля, питьевой воды, горячего питания, сухого пайка и т.п.),

— передвижение к стволу и обратно на поверхности шахты,

— ожидание спуска в шахту, подъема из шахты (с момента прихода к стволу до момента входа в клеть),

— передвижение по стволу,

— передвижение от ствола к месту работы и обратно в подземных выработках,

— передвижение от места получения наряда к месту работы и обратно на разрезах,

— послесменная реабилитация в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации,

— прохождение предсменных и послесменных медицинских осмотров в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации,

— прохождение проверок на выявление возможного состояния алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Конкретный перечень мероприятий перед началом и после окончания смены (времени, связанного с производством) оговаривается в коллективном договоре.

Согласно п. 4.4 коллективного договора между ОАО «УК «Кузбассраз-резуголь» и Кемеровской территориальной организации Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности на 2017-2019 годы для обеспечения исполнения работником трудовых обязанностей предусматриваются мероприятия перед началом рабочей и после окончания смены (время, связанное с производством), которые не включаются в продолжительность рабочей смены. Согласно п. 4.4.1 время, связанное с производством включает

— время на получение (выдачу) наряда и отчета о его выполнении,

— санитарно-бытовое обслуживание,

— принятие душа,

— переодевание в спецодежду,

— получение и сдача средств индивидуальной защиты и приборов контроля,

— получение питьевой воды, горячего питания или сухого пайка и т.п.,

— передвижение от места получения наряда к месту работы и обратно,

— прохождение предсменных медицинских осмотров согласно утвержденному перечню профессии (должностей).

Согласно п. 4.4.3 Коллективного договора время, связанное с производством, суммарно должно составлять не более 1,5 часов в смену. Оплата периода превышения полуторачасовой продолжительности времени, связанного с производством, производится из расчета тарифной ставки (должностного оклада).

В соответствии с п. 4.4.4 коллективного договора работодатель включил в рабочее время водителя, кроме времени управления автомобилем в пути, время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии», поэтому считают, что работодатель не нарушает Трудовое законодательство РФ и другие нормативно-правовые акты.

В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 356 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

По смыслу данных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора рассматриваются в рамках статей 381-397 Трудового кодекса РФ комиссией по трудовым спорам или судами. В связи с этим, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению трудовых споров.

В соответствии с Конвенцией Мот № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11.07.1947, ратифицированной Российской Федерацией 11.04.1998, инспектору труда не представлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам. Между тем, спор по применению Положений Коллективного договора между ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» и Кемеровской территориальной организации Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности на 2017-2019 годы в силу статьи 381 Трудового кодекса РФ является индивидуальным трудовым спором, подлежащими рассмотрению судом.

Следовательно, оспариваемое предписание вынесено главным государственным инспектором труда в Кемеровской области Паклиной Л.Л. по вопросам, не относящимся к его компетенции, а поэтому является незаконным.

Решением Беловского городского суда Кемеровской области от 14 декабря 2017 года в удовлетворении требований отказано.

В апелляционной жалобе ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Настаивает, что решение является незаконным и необоснованным, судом не был применен закон, подлежащий применению.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Лица, участвующие в деле и их представители в судебное заседание не явились. Извещены. Об уважительности причин неявки не сообщали. Об отложении рассмотрения дела не заявляли. С учетом требований ст. 307, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует и установлено судом, что на основании распоряжения руководителя государственной инспекцией труда в Кемеровской области от 25.09.2017 № 3188 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», по результатам которой составлен акт проверки от 10.10.2017 № 05/06/41-85. Согласно акту проверки государственный инспектор труда пришел к выводу что условия коллективного договора, заключенного в организации работодателя, не могул ухудшать положение работников по сравнению с условиями ФОС. При рассмотрении обращения работника филиала «Краснобродский угольный разрез» выявлены нарушения обязательных требований или установленных муниципальными правовыми актами.

На основании акта проверки государственным инспектором труда в Кемеровской области ОАО УК «Кузбассразрезуголь» выдано предписание от 10.10.2017 № 05/06-41-85, согласно которому обязаны устранить нарушение трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, указав, что условия коллективного договора ухудшают положения работников по сравнению с условиями ФОС, не соответствуют требованиям законодательства, соответственно требование государственного инспектора труда об устранении данного противоречия, изложенное в предписании, является законным.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда, полагает, что при вынесении решения судом не применены нормы материального права, подлежащие применению, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены не правильно.

Абзацем 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, вправе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников в установленном законом порядке.

При проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства.

Согласно п. 6 Административного регламента, утвержденного Приказом Минтруда России от 30.10.2012 N 354н Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права установлено, что предметом осуществляемого уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов государственного надзора в установленной сфере деятельности является соблюдение работодателями в процессе осуществления ими хозяйственной деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, соответствие сведений, содержащихся в представляемых ими в установленном порядке уведомлениях о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям, а также проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью работников и нарушения их трудовых прав.

В соответствии со ст. 40 ТК РФ коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий (абз. 2 ст. 40 ТК РФ).

Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами (абз. 3 ст. 40 ТК).

Согласно ст. 44 ТК РФ изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном настоящим Кодексом для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором.

В соответствии со ст. 27 ТК РФ социальное партнерство осуществляется, в частности, в форме коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений.

Из указанных норм права в их правовой взаимосвязи с требованиями ст. 8 ТК РФ, коллективный договор не является локальным актом работодателя, принимается и может быть изменен в порядке установленном ст. ст. 41-42 ТК РФ, одностороннее изменение условий коллективного договора не допускается. Из представленного Коллективного договора следует, что стороны пришли к соглашению об изменении и дополнении в коллективный договор только по взаимному согласию сторон в порядке, установленном для его заключения (п. 16.1 Коллективного договора – л.д. 32).

В соответствии со ст. 398 ТК РФ коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений.

Согласно ст. 401 ТК РФ порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Из указанного следует, что государственный инспектор труда не является участником коллективного трудового спора и не является органом, разрешающим коллективные трудовые споры.

Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора, рассматриваются в рамках ст. 381 — 397 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам или судами.

Осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет нарушения, а не разрешает правовые споры, поскольку не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных и коллективных трудовых споров.

В соответствии с ч. 3 ст. 50 ТК РФ установлено, что при осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Принимая во внимание, что оспариваемым предписанием государственный инспектор труда обязан работодателя – ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» устранить противоречия между коллективным договором и Федеральным отраслевым соглашением работников угольной промышленности, внести изменения в коллективный договор, предписание выдано государственным инспектором труда по вопросу, не относящемуся к его компетенции, не являющемуся предметом государственного надзора и контроля за работодателями. Требование, изложенное в предписании, об изменении условий коллективного договора в установленный в предписании срок является для лица, которому выдано предписание, заведомо не исполнимым с учетом установленного законом порядка изменения коллективного договора и порядка разрешения разногласий по его содержанию. Предметом надзора в рассматриваемом правоотношении может выступать применение работодателем условий коллективного договора, ухудшающие положение работников.

Указанное не было принято во внимание судом при разрешении спора судом первой инстанции, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения не применены и применены неправильно, что повлекло неправильные выводы суда.

Не могут быть признаны обоснованными выводы суда при оценке соответствия условий коллективного договора содержанию ФОС по угольной промышленности и требованиям ТК РФ, поскольку указанные обстоятельства подлежат правовой оценке при разрешении индивидуального трудового спора по вопросам применения коллективного договора или в ходе процедуры рассмотрения коллективного трудового спора.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене. Принимая новое решение, судебная коллегия полагает необходимым требования удовлетворить, признать незаконным предписание государственного инспектора труда в Кемеровской области от 10.10.2017 № 05/06-41-85.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Беловского городского суда Кемеровской области от 14 декабря 2017 года отменить, признать незаконным предписание государственного инспектора труда в Кемеровской области от 10.10.2017 № 05/06-41-85, выданное ООО «УК «Кузбассрезрезуголь».

Председательствующий:

Судьи: