Апелляционное определение № 33А-3111/2018 от 10.04.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Дацюк В.П. Дело 33а-3111/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Резолютивная часть

10 апреля 2018 года г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего Терентьевой Н.А.,

судей Хожаиновой О.В., Юсуповой Л.А-В.,

при секретаре Журавской Т.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Литвинова Виктора Петровича к Ялтинскому городскому совету Республики Крым о признании действий незаконными, признании решения не вступившим в силу, по апелляционной жалобе Литвинова Виктора Петровича на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 22 января 2018 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А., исследовав материалы дела, судебная коллегия,

установила:

Литвинов В.П. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия Ялтинского городского совета по проведению конкурса на замещение должности главы Администрации г. Ялта в период с 17 ноября 2017 года по 18 декабря 2017 года, признать не вступившим в законную силу (недействительным) на 18 декабря 2017 года решение 56-й сессии Ялтинского городского совета первого созыва от 17 ноября 2017 года №2 «О проведении конкурса на замещение должности главы Администрации города Ялты и формировании конкурсной комиссии», мотивируя тем, что 17 ноября 2017 года на внеочередной 56-я сессия Ялтинского городского совета Республики Крым первого созыва принято решение №2 «О проведении конкурса на замещение должности главы Администрации города Ялты и формировании конкурсной комиссии» о проведении конкурсной комиссии и формы контракта с лицом, претендующим на должность главы Администрации города Ялты. При этом, в нарушение требований статьи 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 70 Устава муниципального образования городской округ Ялта, полный текст решения №1 внеочередной 56-й сессии Ялтинского городского совета первого созыва «Об утверждении Порядка проведения конкурса на замещение должности главы Администрации города Ялты Республики Крым и признании утратившим силу некоторых нормативных правовых актов» от 17 ноября 2017, не был опубликован (обнародован) в официальном печатном средстве массовой информации муниципального образования городской округ Ялты – газете «Ялтинские вести», являющейся официальным источником опубликования. В результате незаконного не обнародования (не опубликования) официального Порядка проведения конкурса на замещение должности главы Администрации города Ялты Республики Крым Ялтинским советом, нарушены конституционные права на труд и поступление на муниципальную службу, гарантированное ст. 16 Федерального закона «О Муниципальной службе в Российской Федерации», претендента (кандидата) на замещение должности главы Администрации города Ялта административного истца Литвинова В.П., оказавшегося в ситуации правовой неопределенности и разночтивых комментариев указанного Порядка в Интернете.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 22 января 2018 года в удовлетворении административного искового заявления Литвинова Виктора Петровича отказано.

Не согласившись с указанным решением, Литвинов В.П. подал апелляционную жалобу, в которой он просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым административный иск удовлетворить, ссылаясь на то, что при разрешении дела суд первой инстанции не применил подлежащие применению нормы ст. 8 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» и п.2 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому муниципальные нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Также истец отмечает то, что разрешая дело, суд не применил подлежащие применению нормы ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ст. 65 ТК РФ для оценки незаконного решения и действия ответчика, способствующих допуску на конкурс лиц, не предоставивших справок об отсутствии (наличии) судимости. Кроме того, истец считает, что вывод суда о том, что ответчики не нарушают прав Литвинова В.П. на труд и поступление на муниципальную службу, либо иные его права свободы и законные интересы – не соответствует положениям п. 2 ст. 16 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», согласно которому при поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких-либо прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего. Как утверждает административный истец, только он один подал справку об отсутствии судимости и соответственно только он один должен был быть допущен ко второму этапу конкурса, чего не было сделано.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

В судебное заседание Литвинов В.П., представитель Ялтинского городского совета Республики Крым не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции 17 ноября 2017 года решением 56-й сессии 1-го созыва Ялтинского городского совета Республики Крым №1 был утвержден порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Ялта и признаны утратившими силу некоторые решения Ялтинского городского совета.

Решением 56-й сессии 1-го созыва Ялтинского городского совета №2 от 17 ноября 2017 года было объявлено о проведении конкурса на замещение должности главы Администрации г. Ялта, определена дата, время и место проведения конкурса, установлен срок приема документов от граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в конкурсе на замещение должности главы Администрации г. Ялта.

18 декабря 2017 года по результатам проведенного конкурса решением Ялтинского городского Совета №5, принятым на 58-й сессии, главой Администрации г. Ялта Республики Крым была назначена Сотникова Е.О.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком не было ограничено право Литвинова В.П. на труд и поступление на муниципальную службу, поскольку подача документов на участие в конкурсе была осуществлена Литвиновым В.П. по собственной инициативе, каких-либо препятствий ему на участие в конкурсе не оказывалось. В свою очередь, членом комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы Администрации г. Ялты приняты у него документы для участия в проведении конкурса на замещение должности главы Администрации г. Ялта, назначенного на 18 декабря 2017 года. Утверждения Литвинова В.П. о том, что он вынужден был участвовать в незаконном конкурсе, своего подтверждения не нашли, поскольку доказательств того, что проведение конкурса каким-либо образом нарушает его права или законные интересы, в том числе право на труд и поступление на муниципальную службу, суду не представлено.

С указанными выводами судебная коллегия соглашается.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно части 1 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (часть 3).

Частью 1 статьи 67 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым по вопросам местного значения населением городского округа непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления городского округа Ялта принимаются муниципальные правовые акты.

В силу части 2 статьи 70 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым официальным опубликованием (обнародованием) считается первая публикация полного текста муниципального правового акта в муниципальной газете «Ялтинские вести», являющейся официальным источником опубликования, или на официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале Правительства Республики Крым (yalta.rk.gov.ru).

В соответствии с постановлением председателя Ялтинского городского совета Республики Крым от 15 декабря 2014 года №4 официальных ресурсом Ялтинского городского совета Республики Крым в сети Интернет является веб-страница, созданная на базе государственной информационной системы Республики Крым «Портал Правительства Республики Крым» (http://yalta.rk.gov.ru).

Пунктом 3 Решения Ялтинского городского совета Республики Крым от 17.11.2017 № 1 «Об утверждении Порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Ялта и признании утратившими силу некоторых решений Ялтинского городского совета» регламентировано, что Главе муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым — председателю Ялтинского городского совета Р.П.Деркачу организовать опубликование настоящего решения на официальной странице муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в государственной информационной системе «Портал Правительства Республики Крым» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (yalta.rk.gov.ru).

В соответствии с пунктом 4 указанного решения, решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Согласно информации на официальном сайте Ялтинского городского совета Республики Крым в информационно — телекоммуникационной сети «Интернет» (http://yalta.rk.gov.ru) приведенный выше решение опубликовано 17 ноября 2017 года (https://yalta.rk.gov.ru/ru/document/show/1418).

Пунктом 12 Решения Ялтинского городского совета Республики Крым от 17.11.2017 № 2 «О проведении конкурса на замещение должности главы администрации города Ялта и формировании конкурсной комиссии» определено, управляющему делами Ялтинского городского совета Н.А. Исаевой обеспечить опубликование настоящего решения путем размещения на официальной странице муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в государственной информационной системе «Портал Правительства Республики Крым».

В соответствии с пунктом 11 указанного решения, решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Согласно информации на официальном сайте Ялтинского городского совета Республики Крым в информационно — телекоммуникационной сети «Интернет» (http://yalta.rk.gov.ru) приведенный выше решение опубликовано 17 ноября 2017 года (https://yalta.rk.gov.ru/ru/document/show/1419).

Кроме того, согласно справке Управляющего делами Ялтинского городского Совета от 12 января 2018 года, указанное решение было опубликовано в подразделе/разделе «Нормативные правовые и иные документы/решения сессий Ялтинского городского Совета/Внеочередная 56 сессия(17.11.2017) на сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, входящем в структуру государственной информационной системы Республики Крым «Портал Правительства Республики Крым 17.11.2017 года».

При таких обстоятельствах, доводы о том, что решение 56-й сессии 1-го созыва Ялтинского городского Совета №1 не было опубликовано (обнародовано), поскольку не было публикации муниципального правового акта в муниципальной газете «Ялтинские вести» основаны на неверном толковании норм закона.

Доводы о том, что ответчиком незаконно предоставлены преимущества другим кандидатам, не могут повлечь отмену оспариваемого решения, поскольку перечень документов представляемых кандидатом на должность главы администрации города Ялты установлен пунктом 3.3 Порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Ялта утвержденного, решение Ялтинского городского совета Республики Крым от 17.11.2017 № 1 и не содержит указание на обязательное представление справки о судимости, но не исключает возможность по желанию кандидата представления иные документы, характеризующих гражданина.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое действие (бездействие), решение принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконными действий Ялтинского городского совета Республики Крым и признании незаконным решения Ялтинского городского совета Республики Крым от 17.11.2017 № 2 «О проведении конкурса на замещение должности главы администрации города Ялта и формировании конкурсной комиссии».

Таким образом, решение суда первой инстанции основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана надлежащим образом. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом первой инстанции допущено не было.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, они не опровергают его выводов.

В силу изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции решение постановлено при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу, верном применении норм материального права, вследствие чего отсутствуют основания для его отмены.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И ЛА :

решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 22 января 2018 года – оставить без изменений, апелляционную жалобу Литвинова Виктора Петровича, — без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий судья: Н.А. Терентьева

Судья: О.В. Хожаинова

Судья: Л.А-В. Юсупова