Апелляционное определение № 33А-2323/2022 от 21.09.2022 Курганского областного суда (Курганская область)

Дело№ 33а-2323/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курган 21 сентября 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Курганского областного суда в составе:

председательствующего Пшеничникова Д.В.

судей Волосникова С.В., Дьяченко Ю.Л.

при секретаре Шаповалове М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокуратуры Курганской области, апелляционную жалобу Ушкаловой Оксаны Игоревны на решение Курганского городского суда Курганской области от 24 мая 2022 г. по административному делу № 2а-5748/2022 по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Курганский машиностроительный завод» к прокуратуре Курганской области, заместителю прокурора Курганской области Бондареву В.В. о признании представления незаконным, его отмене.

Заслушав доклад судьи Волосникова С.В. об обстоятельствах дела, объяснения Ушкаловой О.И., представителей прокуратуры Курганской области Меньщиковой Т.Н., публичного акционерного общества «Курганский машиностроительный завод» Абсалямовой И.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

публичное акционерное общество «Курганский машиностроительный завод» (далее – ПАО «Курганмашзавод», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к прокуратуре Курганской области о признании незаконным и отмене представления.

В обоснование административного иска указано, что по результатам проведенной прокуратурой Курганской области проверки по обращениям Ушкаловой О.И., Санникова В.И. 14 марта 2022 г. в адрес ПАО «Курганмашзавод» вынесено представление об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в выявленных нарушениях.

Ссылаясь на отсутствие у ПАО «Курганмашзавод» полномочий по исключению кого-либо из работников из состава лиц, участвующих в вакцинации, соблюдение процедуры отстранения от работы, выражает несогласие с выводом о том, что Обществом при отстранении Ушкаловой О.И., Санникова В.И. от работы были допущены нарушения требований трудового законодательства.

Считает, что у прокуратуры Курганской области не имелось оснований для вынесения оспариваемого представления, поскольку в ее полномочия не входит отмена (изменения) актов Главного санитарного врача по Курганской области.

Полагает, что требование о привлечении должностных лиц к дисциплинарной ответственности не соответствует нормам действующего законодательства, поскольку применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя.

Определением судьи Курганского городского суда Курганской области от 15 апреля 2022 г. к участию в деле привлечены в качестве административного соответчика заместитель прокурора Курганской области Бондарев В.В., в качестве заинтересованных лиц – Санников В.И. и Ушкалова О.И.

Судом постановлено решение об удовлетворении заявленных требований.

В апелляционном представлении прокуратура Курганской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Выражает несогласие с выводом суда об обязательной вакцинации Ушкаловой О.И. и Санникова В.И. и законности отстранения их от работы. Полагает, что судом необоснованно отклонен довод административного ответчика о том, что по состоянию на 20 декабря 2021 г. численность вакцинированных сотрудников превысила 80 %. Ссылаясь на то, что вопрос об отстранении вышеуказанных работников не мог быть решен ранее 20 декабря 2021 г., письменные отказы от вакцинации до издания распоряжения об отстранении получены не были, полагает, что распоряжения об отстранении приняты преждевременно и с нарушением процедуры.

В апелляционной жалобе Ушкалова О.И. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным. Полагает, что суд дал неверную оценку представленным доказательствам, не провел тщательное исследование материалов дела, не принял во внимание и не исследовал доводы заинтересованного лица, неправильно применил закон, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что суд не принял во внимание, что работодателем были существенно нарушены сроки отстранения ее от работы. Полагает, что требование работодателя о вакцинации всего трудового коллектива противоречит требованиям постановления Главного государственного санитарного врача по Курганской области от 11 октября 2021 г. № 4 «О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Курганской области в 2021 г. по эпидемическим показаниям» (далее – постановление Главного государственного санитарного врача по Курганской области от 11 октября 2021 г. № 4). Обращает внимание, что на момент отстранения от работы она была здорова, признаков заболевания не имела, каких-либо документов, что она являлась носителем инфекционных заболеваний и источником их распространения, у работодателя не имелось, индивидуальное предписание Роспотребнадзора об ее отстранении работодателю не поступало. Ссылаясь на то, что ее работа не входит в поименованный перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. № 825, и не связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, полагает, что правовых оснований для ее отстранения от работы не имелось. Считает, что приказ работодателя об обязанности пройти вакцинацию принят с нарушением требований федерального законодательства, процедура отстранения от работы работодателем не соблюдена. Непредставление работодателю сведений о вакцинации или документа о наличии медицинских противопоказаний не является отказом от вакцинации. Указывает, что ненадлежащее исполнение работодателем возложенных на него обязанностей по контролю и учету иммунного статуса работников, выразившееся в неуведомлении о необходимости или возможности сдать кровь на антитела, привело к более длительному отстранению от работы. Незаконным отстранением от работы нарушены ее трудовые права, а также причинен значительный материальный ущерб.

В возражениях на апелляционные представление, жалобу ПАО «Курганмашзавод» полагает решение суда законным и обоснованным, просит отставить его без изменения.

В суде апелляционной инстанции представитель прокуратуры Курганской области Меньщикова Т.Н. доводы апелляционного представления поддержала.

Ушкалова О.И. на доводах апелляционной жалобы настаивала.

Представитель ПАО «Курганмашзавод» Абсалямова И.Н. просила решение суда оставить без изменения, апелляционные представление, жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещались надлежаще посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Курганского областного суда в сети «Интернет», направления судебного извещения организацией почтовой связи, что подтверждается отчетом о размещении на сайте сведений по делу, уведомлением о вручении судебного извещения.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело по апелляционным представлению, жалобе в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, и не сообщивших суду об уважительности причин своей неявки.

Заслушав пояснения явившихся лиц, проверив материалы дела, доводы апелляционных представления, жалобы, возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке изложены в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Вопреки доводам апелляционных представления, жалобы таких оснований не усматривается.

Статьей 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний (статья 35 Федерального закона № 52-ФЗ).

Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – Федеральный закон № 157-ФЗ) отсутствие профилактических прививок влечет, в том числе, отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715.

Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. № 1307н внесена в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. № 125н.

Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) (далее – постановления) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ).

Пунктом 1 постановления Главного государственного санитарного врача по Курганской области от 11 октября 2021 г. № 4 (здесь и далее постановление приведено в редакции постановления Главного государственного санитарного врача по Курганской области от 29 октября 2021 г. № 5) предписано обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям (группам) граждан в возрасте от 18 лет и старше, работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих сбор, обработка и утилизация отходов, обработка вторичного сырья.

В соответствии с пунктом 2 постановления от 11 октября 2021 г. № 4 руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Курганской области, в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления в срок до 20 ноября 2021 г. организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 20 декабря 2021 г. – вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности сотрудников (работников), усилить информационно-разъяснительную работу среди работников, сотрудников по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок, рассмотреть вопрос об отстранении от работы и (или) переводе на дистанционный режим работы с 20 ноября 2021 г. лиц, не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции, а с 20 декабря 2021 г. – лиц, не имеющих законченного курса вакцинации, за исключением лиц, указанных в пункте 3 настоящего Постановления.

Согласно пункту 3 постановления Главного государственного санитарного врача по Курганской области от 11 октября 2021 г. № 4 пункт 1 настоящего Постановления не распространяется на лиц имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с пунктами 2.10, 2.11 Методических рекомендаций «Порядок проведения вакцинации вакциной ГАМ-КОВИД-ВАК против COVID-19 взрослого населения», пунктами 3.4, 3.5, 3.11, 3.21, 3.26, 3.29, 3.35, 8.8 Временных методических рекомендаций Министерства здравоохранения Российской Федерации «Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19», пунктом 6.3 стандартной операционной процедуры «Порядок проведения вакцинации против COVID-19 вакциной ЭпиВакКорона взрослому населению» (направлены письмами Минздрава России от 20 февраля 2021 г. № 1/И/1-1221 и от 21 января 2021 г. № 1/и/1-332) и Инструкции Министерства здравоохранения Российской Федерации по медицинскому применению лекарственного препарата КовиВак (Вакцина коронавирусная инактивированная цельновирионная концентрированная очищенная), на граждан, переболевших новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) (учтен период, не превышающий 6 месяцев с момента выздоровления) и имеющих документы, подтверждающие факт перенесенного заболевания.

Из анализа указанных норм следует, что прививка от новой коронавирусной инфекции, внесенная в календарь профилактических прививок, становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной.

Согласно Уставу ПАО «Курганмашзавод», утвержденному решением внеочередного общего собрания акционеров ПАО «Курганмашзавод» от 23 июля 2019 г. Общество осуществляет деятельность по производству продукции производственно-технического назначения и непродовольственных товаров народного потребления и их реализацию, машиностроение и металлообработку, переработку и реализацию отходов производства, сырья, и материальных полуфабрикатов и неликвидных материалов, производство и переработку сельскохозяйственной продукции, утилизацию спецтехники и агрегатов, и т.п. (пункт 3).

Таким образом, вышеуказанными положениями закона и принятыми в соответствии с ними нормами о порядке проведения профилактических мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом вида деятельности ПАО «Курганмашзавод», предусмотрена обязательная вакцинация работников указанного предприятия.

В соответствии со статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр (обследование), а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе.

Из буквального толкования статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что отстранение от работы – это временное недопущение работника к исполнению трудовых обязанностей в случаях, установленных трудовым законодательством. Отстранение от работы не влечет изменения условий трудового договора, не требует согласия сторон трудового договора, инициатива об отстранении не должна исходить от работодателя. Работодатель обязан произвести отстранение даже в том случае, если сам считает, что работник справится с работой. Мнение работника в данном случае также не учитывается.

Целью отстранения от работы является предупреждение нарушения дисциплины труда, техники безопасности, причинения вреда здоровью работника, других граждан.

Абзацем 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отстранение возможно не только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Одним из таких случаев является нарушение положений Федерального закона № 157-ФЗ, в котором указано, что отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Отказавшегося от прививки сотрудника работодатель вправе отстранить без сохранения заработной платы.

В пункте 2 письма Роструда от 13 июля 2021 г. № 1811-ТЗ разъяснено, что согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ Главные государственные санитарные врачи при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, вправе выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. Количество работников, которые должны быть привиты для предотвращения дальнейшей угрозы распространения коронавирусной инфекции, устанавливает также главный санитарный врач в субъекте.

В случае отказа работника от вакцинации без уважительной причины к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранения работника без сохранения заработной платы. Форму приказа об отстранении работника в связи с отказом проходить обязательную вакцинацию работодатель может разработать самостоятельно. В приказе необходимо указать фамилию, имя, отчество, должность работника, основания, по которым он отстраняется от работы, срок отстранения. До издания приказа следует получить от работника письменный отказ от вакцинации. С приказом об отстранении следует ознакомить работника под подпись (пункт 3 письма).

В разъяснениях Минтруда России, Роспотребнадзора «Разъяснения по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных» указано, что граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статьи 10, 11 Федерального закона № 52-ФЗ).

Таким образом, по смыслу норм закона и норм, разъясняющих их применение, работодатель, на основе вынесенного предписания Главного санитарного врача обязан разработать форму приказа об отстранении работников, обязанных пройти вакцинацию, но отказавшихся от нее, без сохранения заработной платы, получить письменный отказ от работника, и на основании него вынести приказ об отстранении от работы, ознакомив с данным приказом работника под роспись.

Как следует из материалов дела, Санников В.И. и Ушкалова О.И. на основании трудовых договоров № от &lt,…&gt,№ от &lt,…&gt, и дополнительных соглашений к ним работают в ПАО «Курганмашзавод» в должности &lt,…&gt, и &lt,…&gt, соответственно.

На основании постановления Главного государственного санитарного врача по Курганской области от 11 октября 2021 г. № 4 приказом исполняющего обязанности исполнительного директора ПАО «Курганмашзавод» Куслиёва В.А. от 15 октября 2021 г. № 489 заместителю руководителя департамента по работе с персоналом Сметаниной Н.Н. предписано отстранить от работы без сохранения заработной платы с 1 ноября 2021 г. работников, не предоставивших документального подтверждения (не имеющих ни одной прививки против коронавирусной инфекции), с 1 декабря 2021 г. – работников, не имеющих законченного курса вакцинации, за исключением лиц, указанных в пункте 3 постановления Главного государственного санитарного врача по Курганской области от 11 октября 2021 г. № 4, а также перенесших заболевание новой коронавирусной инфекцией в течение последних шести месяцев.

С указанным приказом Санников В.И. и Ушкалова О.И. ознакомлены в день его издания, о чем имеются их подписи в листах ознакомления.

В связи с изданием постановления Главного государственного санитарного врача по Курганской области от 29 октября 2021 г. № 5 «О внесении изменений в Постановление Главного государственного санитарного врача по Курганской области «О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Курганской области в 2021 г. по эпидемическим показаниям» от 11.10.2021 № 4» приказом исполняющего обязанности исполняющего директора ПАО «Курганмашзавод» от 1 ноября 2021 г. № 519 внесены изменения в приказ от 15 октября 2021 г. № 489 в части даты отстранения от работы, а именно предписано отстранить от работы без сохранения заработной платы с 20 ноября 2021 г. работников, не предоставивших документального подтверждения (не имеющих ни одной прививки против коронавирусной инфекции), с 20 декабря 2021 г. – работников, не имеющих законченного курса вакцинации, за исключением лиц, указанных в пункте 3 постановления от 29 октября 2021 г. № 5, а также перенесших заболевание новой коронавирусной инфекцией в течение последних шести месяцев.

19 ноября 2021 г. ПАО «Курганмашзавод» составлены акты об отказе Санникова В.И., Ушкаловой О.И. от вакцинации против коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2), с которыми они были ознакомлены, о чем имеется их подпись.

В связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19 распоряжениями начальника отдела кадрового производства ПАО «Курганмашзавод» Шевчук В.В. от 19 ноября 2021 г. №№, № Санников В.И., Ушкалова О.И. отстранены от работы с 20 ноября 2021 г. до отмены постановления Главного государственного санитарного врача по Курганской области от 11 октября 2021 г. № 4, постановления Губернатора Курганской области от 12 октября 2021 г. № 117 или предоставления сертификата вакцинации либо документа, подтверждающего наличие противопоказаний к вакцинации от COVID-19.

С данными распоряжениями Санников В.И., Ушкалова О.И. ознакомлены в день их издания, что подтверждается их подписями в распоряжениях.

По результатам проведенной прокуратурой Курганской области проверки по обращениям Санникова В.И., Ушкаловой О.И. в адрес исполняющего обязанности директора ПАО «Курганмашзавод» Тюкова П.А. вынесено представление с требованием о безотлагательном его рассмотрении с участием представителя прокуратуры Курганской области и принятии конкретных мер к устранению нарушений требований трудового законодательства, выразившихся в незаконном принятии организационно-распорядительного решения по отстранению от работы Санникова В.И. и Ушкаловой О.И., причин и условий, им способствующих и недопущению в их дальнейшем, а также решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в выявленных нарушениях.

Не согласившись с указанным представлением, ПАО «Курганмашзавод» обратилось с настоящим административным иском в суд.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.

При этом суд исходил из того, что административным истцом нарушения трудовых прав работников ПАО «Курганмашзавод» не допущено, вакцинация для работников ПАО «Курганмашзавод» Санникова В.И., Ушкаловой О.И. являлась обязательной.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, поскольку суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

Доводы апелляционных представления, жалобы о том, что вопрос об отстранении Ушкаловой О.И., Санникова В.И. от работы не мог быть решен ранее 20 декабря 2021 г. – даты проведения профилактических прививок от новой коронавирусной инфекции вторым компонентом вакцины, не могут быть признаны обоснованными, поскольку постановлением Главного государственного санитарного врача по Курганской области от 11 октября 2021 г. № 4 руководителям промышленных предприятий, осуществляющих деятельность на территории Курганской области, поручено в срок до 20 ноября 2021 г. организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, тогда как Ушкалова О.И., Санников В.И. к указанному сроку не поставили ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции, а также не представили сведения о наличии медицинских противопоказаний.

Доводы Ушкаловой О.И. о том, что ее работа не входит в Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. № 825, не являются основанием для отмены либо изменения состоявшегося по делу судебного акта, поскольку указанный Перечень связан с риском заболевания инфекционными заболеваниями при обычном выполнении работ, в то время как категория лиц, не предусмотренная данным Перечнем, имеет право на отказ от профилактических прививок только при отсутствии осложненной эпидемиологической обстановки.

При этом судебная коллегия принимает во внимание, что обязательная вакцинация (обязательные прививки) введена в целях предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди населения и продиктована необходимостью достижения конституционно одобряемых и социально значимых целей, соответствует принципам разумности и соразмерности при соблюдении баланса публичных и частных интересов в условиях угрозы возникновения чрезвычайной ситуации вследствие возникновения и распространения данного заболевания, представляющего опасность для окружающих, вакцинация позволяет снизить риски не только для конкретного привитого работника, но и препятствует распространению заболевания и способствует стабилизации эпидпроцесса, если прививки получило требуемое для достижения коллективного иммунитета количество граждан.

Доводы апелляционных представления, жалобы о том, что до издания распоряжения об отстранении вышеуказанных работников письменные отказы от прохождения вакцинации получены не были, Ушкалова О.И. от прохождения вакцинации не отказывалась, не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу судебного акта, поскольку Ушкалова О.И., Санников В.И. своими действиями в виде непроставления первой или однокомпонентной прививки в установленный срок фактически подтвердили отказ от прохождения вакцинации.

Ссылка на то, что по состоянию на 20 декабря 2021 г. количество вакцинированных работников ПАО «Курганмашзавод» составляло более 80 %, также не является основанием для отмены либо изменения состоявшегося по делу судебного акта, поскольку положения пункта 2.1 постановления Главного государственного санитарного врача по Курганской области от 11 октября 2021 г. № 4 предусматривают для работодателя лишь сроки принятия мер в целях предупреждения дальнейшего распространения заболевания. При этом очередность работников при проведении вакцинации указанным постановлением не предусмотрена.

Доказательств того, что Ушкалова О.И., Санников В.И. относятся к 20 % работников, для которых обязанность вакцинироваться отсутствует, не представлено.

Ссылка Ушкаловой О.И. на то, что на момент отстранения она была здорова, признаков заболевания не имела, каких-либо документов о том, что она являлась носителем инфекционных заболеваний и источником их распространения, у работодателя не имелось, индивидуальное предписание Роспотребнадзора об ее отстранении работодателю не поступало, она не была уведомлена работодателем о возможности сдать кровь на антитела, не имеет правового значения при рассмотрении настоящего дела, поскольку основанием для отстранения от работы явилось непрохождение вакцинации от новой коронавирусной инфекции.

В целом доводы, изложенные в апелляционных представлении, жалобе не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу судебного акта, поскольку основаны на несогласии с оценкой суда собранных по делу доказательств при рассмотрении дела, которое само по себе не является основанием для пересмотра судебного акта и не свидетельствует о допущенных судом нарушениях норм права.

Процессуальных нарушений по делу не допущено.

При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционных представления, жалобы и отмены либо изменения оспариваемого судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Курганского городского суда Курганской области от 24 мая 2022 г. оставить без изменения, апелляционное представление прокуратуры Курганской области, апелляционную жалобу Ушкаловой Оксаны Игоревны – без удовлетворения.

Судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы, представления через Курганский городской суд Курганской области.

В полном объеме апелляционное определение изготовлено 28 сентября 2022 г.

Председательствующий

Судьи: