Апелляционное определение № 33-1363/13 от 30.04.2013 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 апреля 2013 г. по делу N 33- 1363 /13

Судья Онжолов М.Б

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Джарулаева А.К.

судей Устаевой Н.Х. и Загирова Н.В.

при секретаре Кулунчакове А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Устаевой Н.Х. гражданское дело по иску М. Х. М. к УСБ УМВД РФ по РД и СУ УМВД РФ по РД о признании решения о нецелесообразности принятия на должность следователя незаконным и обязании принять ее на должность следователя по апелляционной жалобе представителя Министерства внутренних дел по Республике Дагестан по доверенности Джанакаевой Р. А. на решение Ленинского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 12 марта 2012 года, которым постановлено:

«Исковые требования М. Х. М. к УСБ УМВД РФ по РД и СУ УМВД РФ по РД удовлетворить.

Обязать МВД РД принять Мирзабалаеву Х.М. на вакантную должность следователя отдела по расследованию преступлений на обслуживаемой территории № СУ УМВД РФ по г. Махачкале после сдачи на положительную отметку нормативов по физической подготовке и прохождения психофизиологических исследований».

Заслушав докладчика судью Устаеву Н.Х., объяснения представителей МВД по РД Зейналовой К.Т., следственного управления МВД по г. Махачкале М.Ю. Прокопенко, просивших решение суда отменить, по делу вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, возражения Мирзабалаевой Х.М., просившей решение суда об удовлетворении ее требований оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Мирзабалаева Х.М. обратилась в суд с иском к УСБ УМВД РФ по РД и СУ УМВД РФ по РД о признании решения о нецелесообразности принятия на должность следователя незаконным и обязании принять ее на должность следователя.

В обоснование иска Мирзабалаева Х.М. указывает, что в октябре 2011 года руководством СУ УМВД РФ по РД было принято решение о назначении ее на должность следователя отдела по расследованию преступлений на обслуживаемой территории № СУ УМВД РФ по г. Махачкале, для чего направило ее личное дело претендента в УСБ УМВД РФ по РД для проверки личных данных. В декабре 2011 года оперативно-розыскной частью УСБ УМВД РФ по РД было принято решение о нецелесообразности принятия ее на должность следователя органов внутренних дел, на основе которого руководством СУ УМВД РФ по РД было принято аналогичное решение.

Считает, что как кандидат на должность следователя соответствует всем требованиям, установленным Федеральным законом от 30 ноября 2011г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», а решение УСБ УМВД РФ по РД (СУ УМВД РФ по РД) о нецелесообразности принятия на должность следователя органов внутренних дел и основания его принятия (отсутствие жизненного опыта) незаконными. Указанным решением нарушены ее права, предусмотренные федеральным законодательством, имеет место необоснованный отказ в приеме на работу.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Министерства внутренних дел по Республике Дагестан по доверенности Джанакаева Р.А. просит отменить решение суда по следующим основаниям.

По делу судом в качестве ответчиков были привлечены УСБ МВД по РД и СУ МВД по РД, которые являются структурными подразделениями МВД по РД, не имеют статуса юридического лица и не могли быть сторонами по делу.

Суд не привлек по делу МВД по РД в качестве ответчика по делу и вынес решение, касающееся прав и обязанностей МВД по РД.

Так, суд в резолютивной части решения указал: «обязать МВД РД принять Мирзабалаеву Х.М. на вакантную должность следователя отдела по расследованию преступлений на обслуживаемой территории № СУ УМВД РФ по г. Махачкале после сдачи на положительную отметку нормативов по физической подготовке и прохождения психофизиологических исследований».

Таким образом, данное решение затрагивает интересы МВД по РД.

Федеральный суд Ленинского района не привлек МВД по РД к участию в деле, как ответчика, не направил исковое заявление Мирзабалаевой Х.М. и решение суда.

Суд при вынесении решения не учел, что к кандидатам на службу в органы предварительного следствия имеются определенные квалификационные требования, которым истица не соответствовала.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Так, в соответствии с п. 13.11 приказа МВД РФ №1-1999 г. кандидат должен иметь оконченное высшее юридическое образование и стаж службы в ОВД на должностях рядового и среднего начальствующего состава не менее 3 (трех) лет по специальности позволяющей выполнять служебные обязанности следователя.

Таким требованиям истица не соответствовала, так как не имела стажа службы в ОВД.

Суд также не учел, что истицей была представлена Отзыв-характеристика годичной давности, а характеристику с места работы истица вообще не представила.

В связи с тем, что истица не соответствовала предъявляемым квалификационным требованиям, она не была рекомендована к принятию на должность следователя.

Поскольку довод жалобы представителя МВД по РД о рассмотрении дела без привлечения к участию Министерства внутренних дел по Республике Дагестан, на которое судом возложена обязанность по приему на работу Мирзабалаевой Х.М., подтверждается материалами дела, 9 апреля 2013 года судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения трудовых отношений установлены ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации. Указанная норма права предусматривает, что трудовые отношения в случаях и в порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, возникают на основании трудового договора.

В соответствии со ст. 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.

Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя (ст. 22 Трудового кодекса РСФСР).

В соответствие с действующим законодательством о службе в органах внутренних дел прием кандидатов на службу в органы внутренних дел имеет два этапа:

— предварительное изучение,

— изучение кандидатов в процессе медицинского освидетельствования, психофизиологического обследования, испытаний по общей и физической подготовленности.

Предварительное изучение кандидата проводится в порядке, определяемом разд. IV Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. В ходе предварительного изучения выявляются состояние здоровья кандидата, соответствие имеющегося у него образования и специальной подготовки требованиям, предъявляемым к должности, на которую он принимается, деловые, личные и нравственные качества. Для этого кандидат составляет заявление, заполняет анкету и пишет автобиографию (образцы этих документов приведены в Приказе МВД России N 386). Далее руководитель структурного подразделения, в которое принимается кандидат, лично проводит первоначальное разъяснительное собеседование, на котором проверяет достоверность полученных данных и описывает характер предстоящей работы. Также можно провести беседу с родителями, женой (мужем) кандидата.

Если по итогам беседы решено продолжить предварительное изучение кандидата, ему предлагается представить в подразделение по работе с личным составом:

— паспорт,

— трудовую книжку (за исключением поступающих на работу впервые, работающих на момент изучения по трудовому договору, а также принимаемых на работу на условиях совместительства),

— страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (за исключением поступающих на работу впервые),- документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу,

— документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — для кандидатов на службу или работу по должностям, требующим специальных знаний или специальной подготовки.

Кандидат может представить письменные рекомендации о возможности его службы в органах внутренних дел, характеристику с последнего места работы.

Проверка представленных кандидатом документов организуется подразделением по работе с личным составом в установленном порядке.

По результатам предварительного изучения начальник структурного подразделения органа внутренних дел составляет справку о результатах изучения кандидата (форма заключения о приеме — Приложение 4 к Инструкции N 386). Справка направляется руководителю органа внутренних дел, имеющему право назначения на должность. Последний рассматривает поступившие документы и при положительном решении передает их в соответствующее кадровое подразделение для проведения специальной проверки кандидата и направления его на военно-врачебную комиссию для определения годности к службе в органах внутренних дел.

Порядок медицинского обследования установлен Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в органах внутренних дел РФ и внутренних войсках

Результаты этих обследований предоставляются подразделению по работе с личным составом и также заносятся в разд. 2 заключения о приеме. Кандидаты, признанные годными к работе в органах внутренних дел по состоянию здоровья, допускаются к следующему этапу отбора.

Испытания по общей и физической подготовленности проводятся в соответствии с нормативно-правовыми актами МВД. Уровень общей и физической подготовленности также фиксируется в заключении о приеме (в разд. 3).

Согласно п. 8 Положения о службе в органах внутренних дел прием на службу сотрудников органов внутренних дел оформляется приказом начальника соответствующего органа внутренних дел согласно компетенции, определяемой министром внутренних дел Российской Федерации. Приказ объявляется сотруднику органа внутренних дел под расписку.

Прием на службу в органы внутренних дел имеет особый характер и осуществляется, в том числе, в соответствии с Приказом МВД Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 386 О порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации, утвердившем Инструкцию о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.06.2009 г. N 14167).

Согласно Инструкции о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации, прием на службу в органы внутренних дел производится на основе изучения личности конкретного кандидата и носит индивидуальный характер.

В случае, если кандидат не может быть принят на службу в органы внутренних дел, запись об этом делается в соответствующем разделе заключения о приеме на службу в органы внутренних дел сотрудником, проводившим его изучение. При этом дальнейшее изучение кандидата прекращается, о чем ставится в известность руководитель структурного подразделения органа внутренних дел, в котором предполагалось использовать кандидата, а также сам кандидат с указанием причин, препятствующих его приему на службу.

Отказ от приема на работу оформляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако согласно ч. 5 ст. 64 ТК РФ соискатель может потребовать, чтобы работодатель письменно аргументировал причину отказа. Работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме.

Доказательств того, что истица с таким заявлением обращалась к работодателю, суду также не представлено.

Правом приема на должность следователя Следственного управления обладает министр внутренних дел по Республике Дагестан, это не оспаривается никем из участвующих в деле лиц. Это подтверждается и тем, что и суд первой инстанции обязал МВД по РД принять на работу истицу.

Однако, из материалов дела следует, что документы Мирзабалаевой Х.М. министром внутренних дел по Республике Дагестан не рассматривались. Они не рассматривались и руководителем структурного подразделения, в который просит принять на службу Мирзабалаева Х.М.

Отказ в приеме на службу по результатам рассмотрения ее заявления подписан помощником начальника СУ МВД по РД по РЛС М.Ю.Прокопенко.

В подтверждение наличия у нее полномочий по принятию таких решений доказательств суду не представлено.

В связи с изложенным оспариваемое решение об отказе в приеме на службу нельзя признать законным, поскольку принято неправомочным лицом.

Между тем, согласно п. 44 Приказа МВД РФ от 19 мая 2009 года N 386 О порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации (вместе с Инструкцией о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации) предусматривает, что, если кандидат не может в настоящее время быть назначен на должность или стажером по должности по причинам, не препятствующим приему его на службу, то данное обстоятельство не может служить основанием для окончательного отказа в приеме на службу. Его кандидатура может быть рассмотрена впоследствии при наличии вакантных должностей.

Суд первой инстанции, обязывая принять на службу Мирзабалаеву Х.М., указывает, что Мирзабалаева Х.М. по своим личным и деловым качествам, состоянию здоровья соответствует требованиям, предъявляемым к кандидату на должность следователя.

Однако, исходя из содержания ст. 8, ч. 1 ст. 34, ч. ч. 1 и 2 ст. 35 Конституции РФ и абз. 2 ч. 1 ст. 22 ТК РФ работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала). И заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя.

В Постановлении Пленума ВС РФ указано, что судам при рассмотрении дел о неправомерном отказе в трудоустройстве в целях оптимального согласования интересов работодателя и лица, желающего заключить трудовой договор, следует выяснить, велись ли переговоры о приеме на работу с данным лицом и по каким основаниям ему было отказано в заключении трудового договора.

В тоже время, как было указано выше, прием на службу в органы внутренних дел осуществляет министр внутренних дел по Республике Дагестан, но требований к Министерству по рассматриваемому делу Мирзабалаевой Х.М. не заявлено.

Указанные же в иске органы правом принятия на должность следователя не обладают, а правомочным лицом по результатам рассмотрения документов Мирзабалаевой Х.М. решение не принято.

С учетом изложенного судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения требований Мирзабалаевой Х.М. об обязании принять ее на должность следователя.

Руководствуясь статьями HYPERLINK consultantplus://offline/ref=F707FEF65EFEC54C2CA8B270CF7409A1B507D019A77A022182CC963A6DEC115F4CF03E621FN8Y3J 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 12 марта 2012 г. отменить и принять новое решение.

Признать незаконным отказ помощника начальника Следственного Управления Министерства внутренних дел по Республике Дагестан по РЛС М.Ю.Прокопенко в приеме Мирзабалаевой Х.М. на должность следователя органов внутренних дел от &lt,дата&gt, №.

В удовлетворении иска Мирзабалаевой Х.М. в остальной части отказать.

Председательствующий:

Судьи: