Апелляционное определение № 2А-614/20 от 16.03.2021 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Судья Кудряшова Н.В. Дело № 2а-614/2020

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 марта 2021 года № 33а-1316/2021

г. Вологда

Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Медведчикова Е.Г.,

судей Ширяевской Е.С., Коничевой А.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Логиновой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации Грязовецкого муниципального района Вологодской области на решение Грязовецкого районного суда Вологодской области от 30 декабря 2020 года по административному исковому заявлению Талановой Т.В. к администрации Грязовецкого муниципального района Вологодской области о признании незаконным решения, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Ширяевской Е.С., объяснения представителя административного истца Талановой Т.В. по доверенности Тюриковой А.Н., судебная коллегия

установила:

Таланова Т.В. в период с 01 апреля 1990 года по 31 марта 2009 года замещала муниципальные должности Грязовецкого района Вологодской области, 31 марта 2009 года была уволена по пункту 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации с муниципальной должности, заведующей архивным отделом администрации Грязовецкого муниципального района, в связи с выходом на пенсию.

По состоянию на 31 марта 2009 года стаж работы Талановой Т.В. в должностях муниципальной службы составлял 19 лет.

31 марта 2009 года постановлением администрации Грязовецкого муниципального района №… Талановой Т.В., замещавшей должность муниципальной службы «Заведующий архивным отделом администрации Грязовецкого муниципального района», установлена муниципальная пенсия, составляющая суммарно с учетом трудовой пенсии по возрасту 80 процентов месячного денежного содержания.

01 июня 2009 года Таланова Т.В. была принята на должность муниципальной службы — заведующей архивным отделом, в связи с чем, выплата муниципальной пенсии истцу была приостановлена.

01 октября 2009 года Таланова Т.В. переведена на должность муниципальной службы — начальник архивного отдела.

21 июля 2014 года распоряжением главы администрации Грязовецкого муниципального района №…-р с 01 июля 2014 года Талановой Т.В. произведен перерасчет пенсии за выслугу лет в сторону уменьшения.

31 мая 2020 года Таланова Т.В. уволена с занимаемой должности по пункту 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в связи с достижением предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы).

01 июня 2020 года распоряжением администрации Грязовецкого муниципального района №… в связи с прекращением трудовой деятельности пенсия за выслугу лет Талановой Т.В. возобновлена с июня 2020 года.

30 июня 2020 года истец обратилась в администрацию Грязовецкого муниципального района с заявлением о рассмотрении вопроса о перерасчете доплаты за выслугу лет в связи с увеличением работы на муниципальной службе и выходом на пенсию с 01 июня 2020 года.

28 июля 2020 года руководителем администрации Грязовецкого муниципального района Вологодской области Казуниным А.В. Талановой Т.В. отказано в перерасчете доплаты за выслугу лет, в связи с отсутствием правовых оснований для осуществления такого перерасчета.

Не согласившись с указанным решением, полагая, что оспариваемым отказом в осуществлении перерасчета доплаты за выслугу лет в соответствии с действующей редакцией Положения об установлении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Грязовецкого муниципального района, нарушены её права, административный истец обратилась в суд с указанным административным иском за защитой свих прав.

Просила признать решение администрации Грязовецкого муниципального района от 28 июля 2020 года об отказе в перерасчёте доплаты за выслугу лет незаконным, обязать административного ответчика произвести перерасчет доплаты за выслугу лет.

Решением Грязовецкого районного суда Вологодской области от 30 декабря 2020 года административный иск Талановой Т.В. к администрации Грязовецкого муниципального района Вологодской области удовлетворен.

Признано незаконным решение администрации Грязовецкого муниципального района Вологодской области об отказе в перерасчете Талановой Т.В. пенсии за выслугу лет от 28 июля 2020 года.

На администрацию Грязовецкого муниципального района Вологодской области возложена обязанность произвести перерасчет Талановой Т.В. пенсии за выслугу лет в соответствии с Положением «Об установлении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Грязовецкого муниципального района» в редакции от 28 июня 2018 года, исходя из общего стажа работы Талановой Т.В. в муниципальных должностях 30 лет, с 01 июля 2020 года.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

В апелляционной жалобе администрация Грязовецкого муниципального района Вологодской области ставит вопрос об отмене решения суда. Указывает, что условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по освоим основным параметрам, хотя и необязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными, а перерасчет размера пенсии за выслугу лет может производиться, если это установлено нормативным правовым актом.

В возражениях на апелляционную жалобу Таланова Т.В. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Представитель административного истца Талановой Т.В. по доверенности Тюрикова А.Н. в суде апелляционной инстанции возражала против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Иные лица, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотрение жалобы без их участия.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, оснований для его отмены не находит.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации, как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих. Исходя из особенностей этого статуса, обусловленных содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, вводимыми ограничениями, связанными с прохождением государственной (муниципальной) службы, законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств (постановление от 16 июля 2007 года № 12-П, определения от 08 февраля 2001 года № 45-О, от 10 октября 2013 года №1591-О и др.).

В Федеральном законе от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации закреплено в числе основных прав муниципального служащего (пункт 12 части 1 статьи 11).

В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней, условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

При этом федеральный законодатель в части 1 статьи 24 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрел распространение прав государственного служащего, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в полном объеме на муниципального служащего.

Это законоположение, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении № 1591-О от 10 октября 2013 года, находящееся в системном единстве с пунктом 6 статьи 5 названного выше Федерального закона, направлено на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих.

Следовательно, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, хотя и не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.

Исходя из того, что финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий, но такое регулирование не может быть произвольным, должно осуществляться в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы, исчисляться индивидуально исходя из среднемесячного денежного содержания по занимаемой должности и учитывать продолжительность соответствующего стажа.

Установление размера пенсии за выслугу лет иным образом, отличным от правового регулирования этого вопроса в отношении государственных гражданских служащих, нельзя признать законным, поскольку это ставит муниципальных служащих в худшее по сравнению с государственными гражданскими служащими положение.

Решением Земского Собрания Грязовецкого муниципального района Вологодской области от 25 июня 2009 года № 44 (в действующей редакции от 28 июня 2018 года) «Об установлении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Грязовецкого муниципального района» в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» утверждено Положение «Об установлении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Грязовецкого муниципального района», которым определяется порядок установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, в том числе выборные, и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Грязовецкого муниципального района.

Согласно пункту 3.1 указанного Положения пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления района, трудовой договор с которым прекращен в связи с увольнением по собственному желанию (в связи с выходом на пенсию).

Согласно пункту 3.2 Положения пенсия за выслугу лет устанавливается при увольнении из органов местного самоуправления по основаниям, предусмотренным в пункте 3.1 Положения, при наличии стажа муниципальной службы не менее стажа, установленного для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году и только после назначения пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (кроме трудовых пенсии за выслугу лет) либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». В стаж, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, включаются периоды работы на должностях муниципальной службы, муниципальных должностях, государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы.

Пункт 3.3 Положения предусматривает, что в 2020 году для назначения пенсии за выслугу лет необходимый для назначения стаж муниципальной службы составляет 17 лет. Пенсия за выслугу лет устанавливается в размере 55 процентов от оклада занимаемой должности при увольнении из органов местного самоуправления по основаниям, предусмотренным в пункте 3.1 Положения. Размер пенсии за выслугу лет увеличивается на 3 процента за каждый полный год стажа муниципальной службы.

Согласно статье 22 пункта 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» перерасчет размера пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим может производиться с применением положений статей 14 и 21 настоящего Федерального закона в случае последующего после назначения пенсии за выслугу лет увеличения продолжительности стажа государственной гражданской службы в связи с замещением государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности государственной гражданской службы Российской Федерации или должности муниципальной службы и (или) замещения должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев с более высоким должностным окладом.

Разрешая возникший спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что, отказав Талановой Т.В. в перерасчете (установлении) размера пенсии в связи с увеличением её стажа работы в муниципальных должностях по состоянию на 01 июля 2020 года, администрация Грязовецкого муниципального района Вологодской области фактически применила в отношении Талановой Т.В. порядок пенсионного обеспечения лица, замещавшего должности муниципальной службы, отличный от правил пенсионного обеспечения лиц, замещавших должности государственной гражданской службы.

Указывая, что данные обстоятельства не соответствуют федеральному предписанию о необходимости обеспечивать взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы РФ, в том числе посредством соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости перерасчета размера пенсии за выслугу лет в муниципальных должностях Талановой Т.В. в соответствии с положениями федерального законодательства статей 14, 21, пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и указанного выше Положения «Об установлении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Грязовецкого муниципального района» (пункты 3.2 и 3.3).

Судебная коллегия с указанными выводами соглашается, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Возлагая на администрацию Грязовецкого муниципального района Вологодской области обязанность по установлению (перерасчету) Талановой Т.В. пенсии за выслугу лет в соответствии действующей редакцией на дату обращения (01 июля 2020 года) Положения «Об установлении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Грязовецкого муниципального района» с даты обращения — 01 июля 2020 года, суд первой инстанции правомерно исходил из общего стажа работы административного истца в муниципальных должностях на дату обращения – 30 лет.

Судебная коллегия с таким выводом соглашается и при этом исходит из того, что определение размера пенсии за выслугу лет иным образом, отличным от правового регулирования этого вопроса в отношении государственных гражданских служащих, умалило бы конституционное право административного истца на социальную защиту по возрасту и противоречило федеральному законодательству.

Правовых доводов, влекущих отмену решения, а также ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, поэтому решение суда отмене и изменению не подлежит.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Грязовецкого районного суда Вологодской области от 30 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Грязовецкого муниципального района Вологодской области – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи: