Решение № 3А-420/2021 от 30.09.2021 Московского областного суда (Московская область)

Дело № 3а-420/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 сентября 2021 года г. Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Палагиной А.А.,

при ведении протокола помощником судьи Романовым Я.А.,

с участием прокурора Ищенко Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-420/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «СИНЕРГИЯ» к Комитету по ценам и тарифам Московской области о признании недействующими в части распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2019 № 458-Р «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов ПАО «МОЭСК» с территориальными сетевыми организациями на территории Московской области», распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 31.08.2020 №141-Р «О внесении изменений в распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2019 № 458-Р «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов ПАО «МОЭСК» с территориальными сетевыми организациями на территории Московской области»,

установил:

распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2019 № 458-Р установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов ПАО «МОЭСК» с территориальными сетевыми организациями на территории Московской области.

Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 31.08.2020 № 141-р внесены изменения в распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2019 № 458-Р «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов ПАО «МОЭСК» с территориальными сетевыми организациями на территории Московской области».

Административный истец ООО «Синергия» обратилось в Московский областной суд с административным иском к Комитету по ценам и тарифам Московской области о признании недействующими в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов ПАО «МОЭСК» с территориальными сетевыми организациями на территории Московской области распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2019 № 458-Р «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов ПАО «МОЭСК» с территориальными сетевыми организациями на территории Московской области» и распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 31.08.2020 № 141-Р «О внесении изменений в распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2019 года № 458-р».

Требования мотивированы тем, что распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2019 № 458-Р установлены для ООО «СИНЕРГИЯ»: долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций на 2020 – 2024 годы, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров деятельности территориальных сетевых организаций согласно приложению №1 к указанному распоряжению, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитанные на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2020 – 2024 годы, для взаиморасчетов ПАО «МОЭСК» с территориальными сетевыми организациями на территории Московской области согласно приложению 2 к указанному распоряжению, долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций на 2020 – 2022 годы, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, согласно приложению 3 к указанному распоряжению, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитанные на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2020 – 2022 годы, для взаиморасчетов ПАО «МОЭСК» с территориальными сетевыми организациями на территории Московской области согласно приложению 4 к указанному распоряжению, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Московской области для взаиморасчетов ПАО «МОЭСК» с территориальными сетевыми организациями на территории Московской области на 2020 год, согласно приложению 5 к указанному распоряжению. Для ООО «СИНЕРГИЯ» тарифное регулирование осуществляется с применением метода долгосрочной индексации величины налоговой валовой выручки, с учетом того, что 2020 год – первый год первого долгосрочного периода регулирования 2020 – 2022 гг.

Согласно пункту 4 приложения 4 к распоряжению Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2019 № 458-Р, ООО «СИНЕРГИЯ» на I полугодие 2020 года установлен индивидуальный (одноставочный) тариф на услуги по передаче электрической энергии, рассчитанный на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2020 – 2022 годы, для взаиморасчетов ПАО «МОЭСК» с территориальными сетевыми организациями на территории Московской области – 0,688 руб./кВт.ч., на II полугодие 2020 года – 0,680 руб./кВт.ч.

По результатам обращения административного истца в Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации решением ФАС России от 30.06.2020 Комитет по ценам и тарифам Московской области признан нарушившим пункт 26 Основ ценообразования в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также положения Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2. Решением ФАС России на административного ответчика была возложена обязанность в срок до 01.09.2020 пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов ООО «СИНЕРГИЯ» на 2020 год на основании пункта 3 настоящего решения, а также с учетом требований пункта 38 Основ ценообразования в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178, необходимую валовую выручку, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для ООО «СИНЕРГИЯ» на 2020 год.

В порядке урегулирования разногласий Комитет по ценам и тарифам Московской области принял распоряжение от 31.08.2020 №141-Р, которым постановлено внести в приложение №3 к распоряжению Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2019 № 458-Р «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов ПАО «МОЭСК» с территориальными сетевыми организациями на территории Московской области, следующее изменение: строку 4 раздела «долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций на 2020 – 2022 годы, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций» изложить в новой редакции, в соответствии с которой был изменен в сторону увеличения показатель: «базовый уровень подконтрольных расходов», с первоначально установленного на 2020 год: 9,460 млн.руб. до 9,745 млн.руб.

Кроме того, в приложение №4 к указанному распоряжению внесено изменение: строка 4 раздела «Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитанные на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2020 – 2022 годы, для взаиморасчетов ПАО «МОЭСК» с территориальными сетевыми организациями на территории Московской области изложена в новой редакции, согласно которой индивидуальный (одноставочный) тариф на услуги по передаче электрической энергии, рассчитанный на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2020 – 2022 годы, для взаиморасчетов ПАО «МОЭСК» с территориальными сетевыми организациями на территории Московской области: на первое полугодие 2020 года оставлен без изменения и составил – 0,688 руб./кВт.ч., на второе полугодие 2020 года увеличен и составил – 0,714 руб./кВт.ч., на первое полугодие 2021 года оставлен без изменения и составил – 0,6996 руб./кВт.ч., на второе полугодие 2021 года увеличен и составил – 0,7088 руб./кВт.ч., на первое полугодие 2022 года оставлен без изменения и составил – 0,7113 руб./кВт.ч., на второе полугодие 2022 года оставлен без изменения и составил – 0,7384 руб./кВт.ч. Строка 4 раздела «НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)» изложена в новой редакции для ООО «СИНЕРГИЯ»: на 2020 год – 12 857,74, на 2021 год – 12 849,98, на 2022 год – 13 225,46. На обращение в ФАС России административному истцу 30.09.2020 был дан ответ исх. СП/84673/20, в котором сообщено об отсутствии нарушений в действиях Комитета по ценам и тарифам Московской области.

Несмотря на внесенные Комитетом изменения в установленные индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов ПАО «МОЭСК» с территориальными сетевыми организациями на территории Московской области, административный истец полагает, что утвержденные в отношении него тарифные решения нарушают права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, поскольку установленные тарифы не позволяют обеспечить получение экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и рассчитаны с нарушением норм законодательства в сфере электроэнергетики.

Таким образом, административный истец выражает несогласие с установленным тарифом, полагая его экономически необоснованным – разногласия сторон касаются величины необходимой валовой выручки относительно расходов по статьям «Фонд оплаты труда», «Материалы», «Другие подконтрольные расходы», «Отчисления на социальные нужды», «Аренда имущества».

В судебном заседании представители административного истца Вахтеров С.В., Бабылин А.С. заявленные требования поддержали в полном объеме, настаивали на удовлетворении административного иска.

Представители административного ответчика Комитета по ценам и тарифам Московской области в судебном заседании на основании доверенностей Тимонин А.А., Ханмурзин Э.Б. просили отказать административному истцу в удовлетворении заявленных им требований ввиду их незаконности и необоснованности по основаниям, приведенным в письменных возражениях. В обоснование своей правовой позиции указали на то, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий и с соблюдением требований законодательства к форме, процедуре принятия и введения его в действие, в строгом соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Иные участники процесса, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания экспертов Золотовой И.Ю., Карле В.А., исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемые положения нормативных правовых актов на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемых нормативных правовых актов, заслушав заключение прокурора Ищенко Е.И., полагавшей необходимым отказать в удовлетворении административного иска, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.

Исходя из положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются: соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Федеральным законом от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрена процедура обжалования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в случае, если регулируемый субъект считает установленную таким органом цену (тариф) экономически необоснованной и принятой с нарушением законодательства – рассмотрение досудебных споров и разногласий. Такая процедура является специальной по отношению к процедуре отмене решений органов исполнительной власти и фактически специально разработана и включена в законодательство Российской Федерации в целях оперативного, эффективного и компетентного разрешения споров между регулируемыми субъектами и регуляторами.

В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее – Положение), ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).

Согласно Положению, ФАС России рассматривает разногласия, возникающие между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в электроэнергетике, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, и принимает решения, обязательные для исполнения.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Порядок и сроки рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в электроэнергетике, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями в отношении регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике предусмотрены Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 №533 (далее – Правила №533).

Как установлено судом и следует из материалов дела, распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2019 № 458-Р установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов ПАО «МОЭСК» с территориальными сетевыми организациями на территории Московской области.

Установлено, что административный истец ООО «СИНЕРГИЯ» обратился в ФАС России с заявлением о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (исх. от25.02.2020 №21).

По результатам указанного обращения административного истца в Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации решением ФАС России от 30.06.2020 на административного ответчика – Комитет по ценам и тарифам Московской области была возложена обязанность в срок до 01.09.2020 пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов ООО «СИНЕРГИЯ» на 2020 год на основании пункта 3 настоящего решения, а также с учетом требований пункта 38 Основ ценообразования в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178, необходимую валовую выручку, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для ООО «СИНЕРГИЯ» на 2020 год.

В порядке урегулирования разногласий Комитет по ценам и тарифам Московской области принял распоряжение от 31.08.2020 №141-Р, которым постановлено внести в приложение №3 к распоряжению Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2019 № 458-Р «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов ПАО «МОЭСК» с территориальными сетевыми организациями на территории Московской области соответствующие изменения.

Так, строка 4 раздела «долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций на 2020 – 2022 годы, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций» изложена в новой редакции, в соответствии с которой изменен в сторону увеличения показатель: «базовый уровень подконтрольных расходов», с первоначально установленного на 2020 год: 9,460 млн.руб. до 9,745 млн.руб.

Кроме того, в приложение №4 к указанному распоряжению внесено изменение: строка 4 раздела «Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитанные на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2020 – 2022 годы, для взаиморасчетов ПАО «МОЭСК» с территориальными сетевыми организациями на территории Московской области изложена в новой редакции, согласно которой индивидуальный (одноставочный) тариф на услуги по передаче электрической энергии, рассчитанный на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2020 – 2022 годы, для взаиморасчетов ПАО «МОЭСК» с территориальными сетевыми организациями на территории Московской области: на первое полугодие 2020 года оставлен без изменения и составил – 0,688 руб./кВт.ч., на второе полугодие 2020 года увеличен и составил – 0,714 руб./кВт.ч., на первое полугодие 2021 года оставлен без изменения и составил – 0,6996 руб./кВт.ч., на второе полугодие 2021 года увеличен и составил – 0,7088 руб./кВт.ч., на первое полугодие 2022 года оставлен без изменения и составил – 0,7113 руб./кВт.ч., на второе полугодие 2022 года оставлен без изменения и составил – 0,7384 руб./кВт.ч. Строка 4 раздела «НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)» изложена в новой редакции для ООО «СИНЕРГИЯ»: на 2020 год – 12 857,74, на 2021 год – 12 849,98, на 2022 год – 13 225,46.

На повторное обращение в ФАС России административному истцу ООО «СИНЕРГИЯ» 30.09.2020 был дан ответ исх. СП/84673/20, в котором сообщено об отсутствии нарушений в действиях Комитета по ценам и тарифам Московской области при принятии указанного выше оспариваемого распоряжения.

Согласно части 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат государственному регулированию.

В силу требований части 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) предусмотрены частями 1, 2 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, согласно которым регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, не отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов).

С учетом изложенного, установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Частью 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона об электроэнергетике нормативно-методическую основу деятельности органов исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) утверждает Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Согласно пункту 1 Положения о Комитете по ценам и тарифам Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 01.11.2011 № 1321/46, центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, проводящим государственную политику и осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевое управление, координацию по вопросам государственного регулирования и осуществления контроля за применением цен (тарифов), а также функциональное регулирование в указанной сфере деятельности, является Комитет по ценам и тарифам Московской области.

Установлено, что оспариваемые распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области приняты в строгом соответствии с полномочиями и компетенцией органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации – Комитета по ценам и тарифам Московской области. Требования к форме и виду, правилам введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу оспариваемых нормативных правовых актов соблюдены.

Кроме того, по процедуре принятия и обнародования нормативные акты административным истцом не оспариваются.

На основании определения Московского областного суда от 21 апреля 2021 года с целью проверки экономической обоснованности оспариваемого ООО «СИНЕРГИЯ» тарифа по административному делу назначена финансово-экономическая экспертиза, проведение которой поручено экспертам Финансового университета при Правительстве Российской Федерации в лице Центра отраслевых исследований и консалтинга Факультета «Высшая школа управления».

Согласно выводам экспертного заключения по итогам рассмотрения материалов тарифного дела с учетом требований законодательства о ценообразовании в сфере электроэнергетики экономически обоснованная величина индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов ПАО «МОЭСК» с ООО «Синергия» находится в пределах уровня существенности (значимости), соответствует величине, установленной Комитетом по ценам и тарифам Московской области.

Размер индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов ПАО «МОЭСК» с ООО «Синергия» на 2020 определен экспертами в размере 0,694 руб./кВт.ч., что на 0,3% ниже величины, установленной Комитетом по ценам и тарифам Московской области.

При этом, величина необходимой валовой выручки и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов ПАО «МОЭСК» с ООО «СИНЕРГИЯ» на каждый год долгосрочного периода регулирования 2020-2022 гг. сформированы в соответствии с методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, исходя из экономически обоснованного уровня, определенного на 2020 год, с учетом долгосрочных параметров регулирования согласно пункту 8 Методических указаний № 98-э.

Величина рассчитанного экспертами отклонения от утвержденного уровня индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов ПАО «МОЭСК» с ООО «Синергия», установленного Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2019 № 458-Р (с учетом Распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 31.08.2020 № 141-р), находится в пределах 0,3% (в абсолютном выражении), что с учетом уровня существенности (значимости) является допустимым в контексте определения их (тарифов) экономической обоснованности.

Данные выводы экспертами в заключении экспертизы мотивированы со ссылками на действующее законодательство, по форме и содержанию экспертное заключение соответствует положениям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Из содержания экспертного заключения следует, что экспертами были изучены материалы административного дела с приложением материалов тарифного дела.

Выводы и расчеты экспертов мотивированы, подробны, обоснованы, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме, на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у экспертов соответствующей специальности.

Таким образом, суд, исследовав заключение финансово-экономической экспертизы по правилам статьи 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при отсутствии со стороны административного истца допустимых и достаточных доказательств, опровергающих экспертное заключение, считает его достоверным доказательством, полученным по вопросу о действительной экономической обоснованности установленных оспариваемым нормативным правовым актом тарифов.

Не доверять представленному заключению финансово-экономической экспертизы у суда оснований не имеется.

Допрошенные в судебном заседании эксперты Финансового университета Золотова И.Ю., Карле В.А. подтвердили результаты сформированного экспертного заключения и опровергли доводы рецензии, представленной административным истцом.

Так, как пояснили эксперты в судебном заседании, в соответствии с экспертным заключением Финансового университета по статьям расходов: «Расходы на ГСМ», «Материалы и инструмент для обслуживания и аварийного ремонта объектов электросетевого хозяйства», «Программное обеспечение, офисная техника и расходные материалы», «Офисная мебель», «Аренда земельного участка», подтверждена установленная Комитетом по ценам и тарифам Московской области недостаточная документальная обоснованность заявленного уровня расходов ООО «Синергия» на 2020 год в связи с чем, соответствующие расходы не учтены в составе необходимой валовой выручки (далее — НВВ) в полном объеме.

В соответствии с положениями п. 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее — Основы ценообразования № 1178): «При установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся, в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности».

Из указанной нормы Основ ценообразования № 1178 следует, что орган тарифного регулирования определяет экономическую обоснованность тех или иных затрат на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и (или) иных материалов, а при непредставлении таких документов орган тарифного регулирования, не имея возможности проверить экономическую обоснованность тех или иных затрат, обязан исключить из расчета тарифа затраты, не подтвержденные документально.

Согласно п. 19 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее — Правила государственного регулирования цен (тарифов)), в случае, если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 рабочих дней со дня поступления запроса.

С учетом изложенного, принимая во внимание вопрос, поставленный перед экспертами в рамках судебной финансово-экономической экспертизы, экспертное заключение Финансового университета сформировано на основании обосновывающих материалов, представленных регулируемой организацией (ООО «Синергия») в Комитет по ценам и тарифам Московской области в подтверждение заявленных расходов в рамках тарифной кампании. Предоставление по запросу экспертов Финансового университета расширенного комплекта обосновывающих документов со стороны ООО «Синергия», при их отсутствии в обосновывающих материалах у регулирующего органа, не привело бы к изменению полученных выводов.

В соответствии с экспертным заключением Финансового университета по статьям расходов «Специальная одежда», «Услуги связи» подтверждена величина расходов, учтенная Комитетом по ценам и тарифам Московской области при расчете НВВ ООО «Синергия» на 2020 г.: по статье «Специальная одежда»: плановый уровень расходов, подлежащий к учету в НВВ ООО «Синергия», определен в размере 18,99 тыс. руб. Учитываемый уровень сформирован исходя из величины расходов, подтвержденных представленными ООО «Синергия» товарными накладными за 3 квартал 2019 г. (104,12 тыс. руб.), индекса потребительских цен (103%) и доли от общих затрат, относящихся на регулируемый вид деятельности «оказание услуг по передаче электрической энергии» (17,71%), по статье «Услуги связи»: экспертами Финансового университета подтверждена установленная Комитетом по ценам и тарифам Московской области недостаточная документальная обоснованность заявленного уровня расходов ООО «Синергия» на 2020 г. (отсутствует фактическая и плановая информация о величине расходов регулируемой организации по подстатье) в связи с чем, расходы не учтены в полном объеме.

В соответствии с п. 17 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

Согласно пп. 4 п. 18 Основ ценообразования № 1178, в состав НВВ регулируемой организации включаются, в том числе расходы на сырье и материалы (к ним относится специальная одежда), а также прочие расходы, к составу которых в соответствии с пп. 2 п. 28 Основ ценообразования № 1178 относятся расходы на услуги связи.

Необходимость расходов для осуществления регулируемой деятельности по статье «Специальная одежда» в составе расходов на сырье и материалы подтверждается следующими нормативными актами: требованием ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ, в соответствии с которой работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, положениями п. 2.2.21 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. № 6, в соответствии с которыми в распределительном устройстве должны находиться электрозащитные средства и средства индивидуальной защиты (в соответствии с нормами комплектования средствами защиты), требованиям ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты является обязанностью работодателя, приказом Минздравсоцразвития России от 25 апреля 2011 № 340н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций электроэнергетической промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением».

Эксперты Финансового университета обратили внимание на то, что в представленных в рамках тарифного дела ООО «Синергия» обосновывающих материалах отсутствуют сведения: о расчетном (плановом) количестве необходимой специальной одежды (товара) на период тарифного регулирования, о расчетном объеме услуг связи (количестве абонентских номеров) на период тарифного регулирования, о расчетном (плановом) уровне расходов по рассматриваемым статьям расходов, включая обосновывающую информацию по анализу цен на рынке специальной одежды, на услуги связи, а также коммерческие предложения от поставщиков.

В связи с тем, что комплектующие специальной одежды и абонентские номера могут быть предусмотрены для использования несколькими сотрудниками, определение плановых объемов в отношении рассматриваемых товаров и услуг на основании штатного расписания и (или) нормативной численности при расчете расходов по рассматриваемым статьям может привести к включению экономически необоснованных расходов в НВВ регулируемой организации на долгосрочный период регулирования, что противоречит положению п. 7 Основ ценообразования № 1178.

В соответствии с п. 24 и пп. 2 п. 28 Основ ценообразования № 1178 расходы по рассматриваемым статьям рассчитываются на основании цен, определяемых в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178.

В силу п. 29 Основ ценообразования № 1178, в случае отсутствия информации об указанных ценах для определения экономически обоснованной величины расходов, расчет следует осуществлять с использованием официальной статистической информации.

Согласно п. 31 Основ ценообразования, при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

Таким образом, с учетом изложенного, расчет расходов по рассматриваемым статьям следует осуществлять исходя из установленных плановых показателей на очередной период регулирования — цен (тарифов), а в случае их отсутствия использовать фактическую (статистическую, отчетную) информацию.

Эксперты Финансового университета также отметили, что в случае массовой закупки товаров, а также в результате проведения закупочных процедур, цены приобретения специальной одежды и оказания услуг связи могут отличаться от цен, указанных на сайтах компаний поставщиков, в меньшую сторону. В таком случае применение для определения величины расходов цен на товары и услуги с сайтов поставщиков, которые не всегда являются официальной офертой, может привести к включению экономически необоснованных расходов в НВВ регулируемой организации на долгосрочный период регулирования, что противоречит положению п. 7 Основ ценообразования № 1178.

Как пояснили эксперты в судебном заседании, в части подстатьи расходов «Подготовка кадров», заявленных ООО «Синергия» для учета в составе НВВ на 2020 год, подтверждена установленная Комитетом по ценам и тарифам Московской области недостаточная документальная обоснованность заявленного уровня расходов в связи с чем, расходы не учтены в составе НВВ в полном объеме.

На основании пп. 7 п. 28 Основ ценообразования № 1178 расходы по подстатье «Подготовка кадров» учитываются в составе НВВ регулируемой организации: «В состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются: расходы на обучение персонала».

Согласно представленным ООО «Синергия» регистрам бухгалтерской отчетности подтверждаются фактические расходы по подстатье «Подготовка кадров и повышение квалификации», понесенные ООО «Синергия» за 9 месяцев 2019 г. — в размере 143,5 тыс. руб. в целом по всем видам деятельности.

Уставом ООО «Синергия» от 16.05.2017 г., представленным в обосновывающих документах в составе материалов тарифного дела, предусмотрено, что Общество осуществляет более 20 видов деятельности, не относимых к оказываемым услугам по передаче электрической энергии.

В соответствии с п. 17 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения). Таким образом, одним из основных принципов обоснованности учета расходов в составе НВВ от оказания услуг по регулируемому виду деятельности, является необходимость заявленных затрат для осуществления регулируемого вида деятельности (обеспечения производственных нужд).

Согласно представленным в составе материалов тарифного дела ООО «Синергия» формами бухгалтерской отчетности («оборотно-сальдовая ведомость по счету 90 за 9 месяцев 2019 г.»), в 2019 году Обществом осуществлялась прочая деятельность. Размер суммарной выручки ООО «Синергия» за 9 месяцев 2019 года по виду деятельности «оказание услуг по передаче электрической энергии» (2 449,62 тыс. руб.) составил 17,71% от размера выручки в целом по всем видам деятельности (13 831,84 тыс. руб.).

Согласно п. 16 Основ ценообразования № 1178, определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Таким образом, в качестве подтверждения отнесения расходов к регулируемой деятельности по подстатье «подготовка кадров» предоставляются: программа обучения, договоры, акты об оказании услуг по программе обучения с указанием направления обучения.

В соответствии с п. 5 Основ ценообразования регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

Между тем, ООО «Синергия» не представлена детальная расшифровка фактических и плановых расходов по подстатье «подготовка кадров», а также данные раздельного учета, подтверждающие отнесение расходов к регулируемому виду деятельности.

Согласно представленным письменным замечаниям ООО «Синергия» оспаривает полученный экспертами Финансового университета вывод в части расчета нормативной численности персонала в силу: некорректного толкования положений п. 1.13. и других положений приказа Госстроя России от 03.04.2000 № 68 при расчете численности административно-управленческого персонала ООО «Синергия», некорректного расчета нормативной численности персонала ООО «Синергия» по функции «оперативно-диспетчерское обслуживание», ее учета нормативной численности персонала ООО «Синергия» по функции «Организация сбыта, контроль за рациональным использованием электроэнергии», не учета нормативной численности персонала ООО «Синергия» в части водителей и уборщиков помещений.

В соответствии с экспертным заключением Финансового университета расчет нормативной численности выполнен на основании метода интерполяции в соответствии с п. 1.13. приказа Госстроя России от 3.04.2000 № 68 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 3. Нормативы численности работников коммунальных электроэнергетических предприятий» (далее — приказ Госстроя России от 3.04.2000 № 68) «Пределы числовых показателей, в которых указано «до», следует понимать «включительно». В случае, если числовые значения значительно отличаются от предельных интервалов. нормативную численность рекомендуется определять методом интерполяции».

С учетом положений п. 8.4. Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2019 — 2021 годы, утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики Энергетическая работодательская ассоциация России, Общественной организацией Всероссийский Электропрофсоюз от 21.12.2018 (далее — ОТС) среднесписочная численность работников ООО «Синергия» экспертами Финансового университета принята в соответствии с штатным расписание в размере 45 человек, с учетом вакантных рабочих мест связанных с заключением в 2019 г. новых договоров аренды.

В соответствии с таблицей 1 приказа Госстроя России от 3.04.2000 № 68 численность 45 человек относится к интервалу «до 100 человек» и в 2,2 раза ниже предельной величины интервала.

При ответе на поставленные по делу № За-420/2021 вопросы эксперты Финансового университета исходили из следующего.

В соответствии с пояснениями ФНС России среднесписочная численность работников определяется как сумма среднесписочной численности за каждый месяц (январь — декабрь) относимая к 12 месяцам (https://data.nalog.ru/html/sites/www.m37.nalog.ru/info/Dokl raschet.pdf). Таким образом, полученный результат не может быть менее «0», но может быть менее «1».

Согласно приказу Госстроя России от 3.04.2000 № 68, понятие «нормативы численности» означает оптимальную численность работников конкретного профессионально — квалификационного состава, необходимую для выполнения единицы объема работ в определенных организационно — технических условиях.

С учетом изложенного, расчет нормативной численности административно-управленческого персонала в экспертном заключении Финансового университета выполнен исходя из интервала «от 0 до 100 человек».

Согласно математическому определению, интерполяция является способом нахождения промежуточных значений величины по имеющемуся дискретному набору известных значений. Таким образом, применение метода интерполяции предполагает нахождение значений в рамках заданного интервала (известных величин).

С учетом изложенного, экспертами представлен пример расчета нормативной численности сотрудников ООО «Синергия» для функций управления «общее руководство».

Экспертным заключением Финансового университета нормативная численность персонала ООО «Синергия» в части функции «оперативно-диспетчерское обслуживание» определена в соответствии с приказом Госстроя России от 3.04.2000 № 68 в размере 0,2 чел.

Согласно основным принципам организации экономических отношений в сфере электроэнергетики (статья 6 Федерального закона от 26.03.03 № 35- ФЗ «Об электроэнергетике») ООО «Синергия», являясь с 08 июля 2019 года территориальной сетевой организацией, должно обеспечивать надежное и бесперебойное функционирование объектов электроэнергетики. Таким образом, на момент подготовки заявления в целях установления индивидуальных тарифов для взаиморасчетов с ПАО «МОЭСК» (от 08.11.2019 г. № Р001-1727852038-30659879), ООО «Синергия» уже должно обеспечиваться оперативно-диспетчерское обслуживание электросетевых объектов, находящихся в эксплуатации.

Вместе с тем, в обосновывающих материалах, представленных в составе материалов тарифного дела ООО «Синергия», отсутствуют подтверждающие документы об организации и выполнении работ по оперативнодиспетчерскому обслуживанию (о наличии диспетчерских пунктов, щитов управления, внутренних организационно-распорядительных документов об организации оперативно-диспетчерского обслуживания).

В соответствии с п. 39 Правил технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2018 № 937, форма организации оперативного обслуживания объекта электроэнергетики определяется его владельцем. При это предусмотрены следующие формы организации обслуживания: постоянное дежурство оперативного персонала на объекте, дежурство на дому, обслуживание объекта электроэнергетики персоналом оперативных выездных бригад, использование средств телеуправления. При этом в случае организации оперативного обслуживания объекта электроэнергетики в форме, не предполагающей постоянного дежурства оперативного персонала на объекте, время прибытия оперативного персонала на объект электроэнергетики не должно превышать 60минут.

Положениями приказа Минэнерго России от 19.06.2003 № 229 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации» (далее — приказ Минэнерго России от 19.06.2003 № 229) установлен комплекс требований по обслуживанию электрических сетей, направленных на безопасный, надежный и экономичный режим работы оборудования энергетических объектов, включая требования к оперативно-диспетчерскому персоналу.

С учетом изложенного нормативная численность по функции «оперативно — диспетчерского обслуживания» определена в соответствии с Приказом Госстроя России от 3.04.2000 № 68 с применением метода интерполяции (в соответствии с п. 1.13 Приказа Госстроя России от 3.04.2000 № 68) и с учетом количества объектов электросетевого хозяйства ООО «Синергия», выраженного в условных единицах. В соответствии с обосновывающими документами количество условных единиц оборудования ООО «Синергия» составляет 676,26 у.е. Следовательно, нормативная численность персонала определена как: 0,2 = 1*676,26/3200.

Необходимость выполнения субъектами электроэнергетики функций по организации сбыта и контролю за рациональным использованием электроэнергии законодательно закреплена Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее — Основные положения о функционировании розничных рынков).

В соответствии с пунктами 11, 136, 148, 167 и иными пунктами Правил организации учета электрической энергии на розничных рынках Основных положений о функционировании розничных рынков, до 01.07.2020 года функции по организации сбыта и контролю за рациональным использованием электроэнергии закреплены за гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями.

Начиная с 01.07.2020 (с момента вступления в силу изменений, внесенных в Основные положения о функционировании розничных рынков постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2020 № 554) обязанность по обеспечению коммерческого учета закреплена как за гарантирующими поставщиками, так и за электросетевыми организациями.

С учетом изложенного, а также в связи с отсутствием в обосновывающих документах ООО «Синергия» подтверждающей информации по выполнению работ в части рассматриваемой функции «Организация сбыта, контроль за рациональным использованием электроэнергии» эксперты Финансового университета считают обоснованным не учет нормативной численности в отношении персонала по функции «Организация сбыта, контроль за рациональным использованием электроэнергии» при формировании тарифнобалансового решения на 2020 год.

В соответствии с материалами тарифной заявки ООО «Синергия» необходимая численность персонала на 2020 г. составила 45 человек (соответствует штатному расписанию Общества) из них 2 человека — водители в составе оперативно-диспетчерской службы.

В рамках материалов тарифного дела ООО «Синергия» представлены обосновывающие документы, подтверждающие эксплуатацию в целях осуществления регулируемой деятельности одного автомобиля марки УАЗ Патриот (на основании договора купли-продажи и акта приема-передачи транспортного средства от 09.09.2019 г.). Вместе с тем не представлены обосновывающие документы, подтверждающие наличие и необходимость отдельной единицы водителя в организации.

Согласно приказу ООО «Синергия» от 01.10.19 №1-ТС в целях систематизации использования транспортных средств, принадлежащих ООО «Синергия», повышения эффективности исполнения возложенных на работников организации трудовых обязанностей и более оперативного решения производственных вопросов право управления автомобилями, принадлежащими организации предоставлено Заместителю генерального директора, Начальнику службы подстанций, кабельных и воздушных линий, Начальнику производственно-технической службы, электромонтерам (в составе двух человек) по ремонту и монтажу распределительных сетей 4 разряда.

Ввиду того, что правом управления транспортным средством наделены штатные сотрудники производственных подразделений организации, эксперты Финансового университета считают обоснованным не учет отдельных единиц персонала для выполнения функций водителей при формировании НВВ ООО «Синергия» на плановый период в части оказания услуг по передаче электрической энергии.

Исходя из материалов тарифного дела ООО «Синергия» не представлена информация о фактическом наличии единицы персонала, выполняющего функции уборщика служебных помещений, и об обосновании потребности в учете соответствующей единицы персонала на плановый период.

При таком положении, эксперты Финансового университета полагали обоснованным не учет органом тарифного регулирования уборщиков служебного помещения в качестве отдельной единицы персонала при определении расходов, включаемых в НВВ ООО «Синергия» в части оказания услуг по передаче электрической энергии на плановый период.

Принимая во внимание изложенные выше пояснения экспертов, данных в судебном заседании, приобщенных в письменном виде к материалам административного дела, проанализировав экспертное заключение, суд приходит к выводу, что оснований не доверять экспертному заключению не имеется, поскольку оно содержит необходимые расчеты, сведения об используемых методиках и ссылки на нормативные правовые акты, применяемые при проведении исследования. Кроме того, обоснованность установленного тарифа подтверждается имеющимися в материалах дела письмами ФАС России, который является уполномоченным органом по рассмотрению разногласий в области государственного регулирования тарифов на основании Постановления Правительства Московской области от 30.04.2018 № 533.

При данных обстоятельствах, оспариваемые нормативные правовые акты не противоречит актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца, в связи с чем законных оснований для удовлетворения административного искового заявления у суда не имеется.

Пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 — 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью «СИНЕРГИЯ» к Комитету по ценам и тарифам Московской области о признании недействующими в части установления в отношении ООО «СИНЕРГИЯ» индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов ПАО «МОЭСК» с территориальными сетевыми организациями на территории Московской области распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2019 № 458-Р «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов ПАО «МОЭСК» с территориальными сетевыми организациями на территории Московской области», распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 31.08.2020 №141-Р «О внесении изменений в распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2019 № 458-Р «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов ПАО «МОЭСК» с территориальными сетевыми организациями на территории Московской области», — отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба и прокурором принесено представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.А.Палагина

Мотивированное решение изготовлено 18 октября 2021 года.