Дело №3а-2/2022 Мотивированное решение изготовлено 21.06.2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Мурманский областной суд в составе председательствующего судьи Камерзана А.Н.
при секретаре Мурашовой Н.Ю.,
с участием:
представителя административного истца Павловой И.А.,
представителя административных ответчиков: Совета депутатов г. Мурманска, главы муниципального образования г. Мурманск по доверенностям Пудовой В.С.,
представителей заинтересованных лиц: администрации г. Мурманска и главы администрации г. Мурманска по доверенностям Могиленко Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Мурманской области о признании недействующим в части решения Совета депутатов города Мурманска от 29 октября 2020 г. № 15-198 «О соучредителе газеты «Вечерний Мурманск» и об утверждении Порядка согласования кандидатуры для назначения на должность главного редактора средства массовой информации – газеты «Вечерний Мурманск» и освобождения от нее по отдельным основаниям», признании недействующим в части Порядка согласования кандидатуры для назначения на должность главного редактора средства массовой информации – газеты «Вечерний Мурманск», утвержденного решением Совета депутатов города Мурманска от 29 октября 2020 г. № 15-198,
у с т а н о в и л:
Советом депутатов города Мурманска принято решение от 29 октября 2020 года № 15-198 «О соучредителе газеты «Вечерний Мурманск» и об утверждении Порядка согласования кандидатуры для назначения на должность главного редактора средства массовой информации — газеты «Вечерний Мурманск» и освобождения от нее по отдельным основаниям» (далее — Решение № 15-198), в соответствии с пунктом 1 которого Совет депутатов города Мурманска выступает соучредителем официального печатного издания органов местного самоуправления города Мурманска — средства массовой информации — газеты «Вечерний Мурманск».
Пунктом 4 Решения № 15-198 утвержден Порядок согласования кандидатуры для назначения на должность главного редактора редакции средства массовой информации — газеты «Вечерний Мурманск» и освобождения от нее по отдельным основаниям (далее – Порядок).
Согласно пункту 4.1 Решения № 15-198 (в редакции решения Совета депутатов города Мурманска от 25.02.2021 № 21-270), кандидатура для возложения исполнения обязанностей по должности главного редактора редакции средства массовой информации — газеты «Вечерний Мурманск» в случае, когда должность является вакантной, подлежит согласованию в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящего решения.
Пунктом 1 Порядка, утвержденного Решением №15-198, предусмотрено, что в соответствии с уставом редакции средства массовой информации — газеты «Вечерний Мурманск» главный редактор редакции средства массовой информации — газеты «Вечерний Мурманск» назначается на должность и освобождается от нее в случае прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части первой и пунктом 2 части второй статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, правовым актом администрации города Мурманска по согласованию с Советом депутатов города Мурманска.
В соответствии с пунктом 2 Порядка глава администрации города Мурманска вносит на рассмотрение Совета депутатов города Мурманска предложение о кандидатуре для назначения на должность главного редактора редакции средства массовой информации — газеты «Вечерний Мурманск» и освобождения от нее в случае прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части первой и пунктом 2 части второй статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации.
Решение № 15-198 и Решение № 21-270 о внесении в него изменений опубликованы в изданиях «Вечерний Мурманск», № 186 (7028) от 30 октября 2020 г., № 32 (7102) от 26 февраля 2021 г.
Первый заместитель прокурора Мурманской области обратился в Мурманский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими в части решения Совета депутатов города Мурманска № 15-198 и утвержденного указанным решением Порядка согласования кандидатуры для назначения на должность главного редактора средства массовой информации – газеты «Вечерний Мурманск».
В обоснование административного иска указал, что оспариваемые положения нормативного правового акта, регламентирующие необходимость согласования кандидатуры для назначения на должность главного редактора средства массовой информации – газеты «Вечерний Мурманск» и освобождения от нее по отдельным основаниям, противоречат требованиям законодательства и подлежат приведению в соответствие с ним.
Как следует из текста решения Совета депутатов, его положения приняты на основании Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации».
Согласно статьям 2, 19 указанного Закона, под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации.
Редакция СМИ может быть юридическим лицом и выступать в качестве учредителя средства массовой информации.
В соответствии со статьей 7 данного Закона учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации и сетевого издания в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» может быть орган местного самоуправления.
Редакция газеты «Вечерний Мурманск» является юридическим лицом, действует в форме муниципального автономного учреждения.
В соответствии с Уставом муниципального автономного учреждения (далее – МАУ) «Редакция газеты «Вечерний Мурманск», утвержденным постановлением администрации г. Мурманска от 25 января 2012 года № 94, учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование город Мурманск. От имени муниципального образования функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет администрация города Мурманска в лице отдела информационно-аналитической работы и взаимодействия со СМИ.
Анализируя положения Федерального закона от 03 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Федеральный закон № 174-ФЗ), прокурор указывает, что функции и полномочия учредителя осуществляет определенный орган, но не органы.
При этом в соответствии со статьей 9 Федерального закона № 174-ФЗ к компетенции учредителя в области управления автономным учреждением относятся, в том числе назначение руководителя автономного учреждение и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение трудового договора с ним.
Административный истец полагает, что пункт 4.1 решения Совета депутатов города Мурманска от 29 октября 2020 года № 15-198, а также пункты 1, 2 Порядка, утвержденного данным решением, регулирующими вопросы согласования кандидатуры на должность главного редактора газеты «Вечерний Мурманск» и порядок его увольнения по отдельным основаниям, противоречат положениям статьей 35, 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 03 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливают не предусмотренные федеральным законодательствам дополнительные условия для назначения и освобождения от должности главного редактора средства массовой информации, в связи с чем просит признать их недействующими.
Представитель административного истца Павлова И.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.
В судебном заседании представитель административных ответчиков: Совета депутатов г. Мурманска, главы муниципального образования г. Мурманск по доверенностям Пудова В.С., представители заинтересованных лиц: администрации г. Мурманска и главы администрации г. Мурманска по доверенностям Могиленко Р.В. полагали исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, указанным в письменных возражениях (том 1 л.д.35-45, том 2 л.д. 26-28,29,31-35)
Заинтересованное лицо главный редактор газеты «Вечерний Мурманск» Хабарова В.А. и представитель заинтересованного лица МАУ «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В предыдущих судебных заседаниях представитель указанных заинтересованных лиц Манина Т.А. полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, в материалы дела представлены письменные возражения (том 2 л.д.6-15).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению.
Конституция Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление (статья 12), оно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (статья 130, часть 1), включая самостоятельное управление муниципальной собственностью (статья 132 часть 1), и осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (статья 130, часть 2).
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
Общие правовые и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, гарантии его осуществления, включая правовые основы определения структуры органов местного самоуправления, формирования органов местного самоуправления и компетенция, закреплены в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Анализируя вышеуказанные нормы материального права, а также разъяснения, содержащиеся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Совета депутатов города Мурманска имеет признаки, характеризующие нормативный правовой акт.
Так, Решение № 15-198 издано в установленном порядке представительным органом местного самоуправления, содержит правовые нормы обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение, при этом им урегулированы общественные отношения по наделению полномочиями указанных в нем органов местного самоуправления и должностных лиц по назначению и освобождению от должности главного редактора газеты «Вечерний Мурманск».
Материалами дела также подтверждается, что оспариваемый в части муниципальный нормативный правовой акт принят Советом депутатов города Мурманска с соблюдением обязательных требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования нормативного правового акта, что не оспаривалось административным истцом (том 1 л.д. 46-164).
Из содержания Решения № 15-198 следует, что его положения приняты на основании Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ), Федерального закона № 131-ФЗ, а также Уставом муниципального образования город Мурманск (утвержден решением Совета депутатов города Мурманска от 2 апреля 2018 года № 45-787).
Согласно статьям 2, 19 Закона о СМИ, под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации.
Редакция СМИ может быть юридическим лицом и выступать в качестве учредителя средства массовой информации.
В соответствии со статьей 7 Закона о СМИ учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации и сетевого издания в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» может быть орган местного самоуправления. При этом соучредители выступают в качестве учредителя совместно.
Как следует из Устава редакции средства массовой информации газеты «Вечерний Мурманск», принятого на общем собрании коллектива журналистов – штатных сотрудников МАУ «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» (протокол № 1 от 08 апреля 2021 года), функции и полномочия редакции газеты «Вечерний Мурманск» осуществляет МАУ «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» (далее – учреждение, редакция), которое осуществляет производство, выпуск и распространение средства массовой информации – газеты «Вечерний Мурманск», и в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» на него одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя газеты (пункт 2.1).
Пунктом 8.1 Устава редакции средства массовой информации газеты «Вечерний Мурманск» предусмотрено, что редакцию возглавляет главный редактор, который одновременно является руководителем учреждения.
В соответствии с Уставом муниципального автономного учреждения (далее – МАУ) «Редакция газеты «Вечерний Мурманск», утвержденным постановлением администрации г. Мурманска от 25 января 2012 года № 94 (том 1 л.д.183-212), учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование город Мурманск, от имени муниципального образования функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет администрация города Мурманска в лице отдела информационно-аналитической работы и взаимодействия со СМИ (пункт 1.1 Устава).
Поскольку учредителем МАУ «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» является администрация города Мурманска, прокурор полагает, что оспариваемые положения Решения № 15-198, предусматривающие необходимость согласования назначения и увольнения по отдельным основаниям главного редактора газеты «Вечерний Мурманск», одновременно являющегося руководителем учреждения, с Советом депутатов города Мурманска, ограничивают деятельность главы администрации города Мурманска по самостоятельному осуществлению предоставленных ему полномочий, основанных на принципах единоначалия, в том числе как нанимателя работников муниципальных предприятий и учреждений.
Оценивая указанные доводы, суд приходит к следующему.
Так, согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа, относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
В силу частей 1, 2 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов в числе прочих входят нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
Частью 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ закреплено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно пункту 5 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В силу части 11 приведенной нормы иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Из системного толкования приведенных законоположений, устанавливающих компетенцию выборного представительного органа местного самоуправления, следует, что иными полномочиями представительный орган может быть наделен уставом только в случае, если такие полномочия установлены федеральными законами.
Вместе с тем, на федеральном уровне отсутствует нормативный правовой акт, предоставляющий право представительному органу местного самоуправления каким-либо образом участвовать в исполнительно-распорядительной деятельности местной администрации.
При этом судом установлено, что решением Совета депутатов города Мурманска от 29 сентября 2020 г. № 13-183 внесены изменения в приложение № 1 к решению Совета депутатов города Мурманска от 29 января 2015 г. № 8-100 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом города Мурманска и о признании утратившими силу отдельных решений Мурманского городского Совета и Совета депутатов города Мурманска» в части необходимости согласования с Советом депутатов города Мурманска вопроса освобождения от должности руководителей муниципальных унитарных предприятий и учреждений по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части первой и пунктом 2 части 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации.
Из представленных в суд письменных возражений представителя Совета депутатов города Мурманска – врио исполняющего полномочия главы муниципального образования город Мурманск Прямиковой Т.И. следует, что в целях единообразного подхода к руководителям муниципальных учреждений норма аналогичного содержания предусмотрена также и оспариваемым Решением № 15-198, поскольку главный редактор газеты «Вечерний Мурманск» одновременно является руководителем МАУ «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» (том 1 л.д. 37).
Указанное обстоятельство также подтверждается пояснительными записками к проекту Решения № 15-198 и к проектам решений о внесении изменений в Решение № 15-198 (том 1 л.д.151-153).
Вместе с тем, решением Мурманского областного суда от 10 января 2022 г. по административному делу № 3а-3/2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 17 мая 2022 г., признаны недействующими с момента вступления в законную силу решения суда подпункт 12.1 пункта 1 статьи 4 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом города Мурманска, утвержденного решением Совета депутатов города Мурманска от 29 января 2015 года № 8-100 (в редакции решения Совета депутатов города Мурманска от 29 сентября 2020 года № 13-183), а также подпункт 24 пункта 4 статьи 5 указанного Положения в части слов «при этом освобождение от должности руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части первой и пунктом 2 части второй статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, осуществляется с согласия Совета депутатов города Мурманска.
Проанализировав положения Решения № 15-198, сравнив их с положениями федерального законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормы в части согласования с Советом депутатов города Мурманска вопросов назначения на должность, возложении исполнения обязанности должности главного редактора газеты «Вечерний Мурманск» и освобождения от указанной должности по отдельным основаниям также противоречат федеральным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, по следующим основаниям.
Вопросы компетенции входящих в структуру местного самоуправления органов урегулированы положениями Федерального закона № 131-ФЗ и Устава муниципального образования город Мурманск.
Так, в соответствии со статьями 30, 36 Устава муниципального образования город Мурманск, утвержденного решением Совета депутатов города Мурманска от 2 апреля 2018 г. № 45-787, Совет депутатов города Мурманска является представительным органом города Мурманска, к полномочиям которого в числе прочего отнесено определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, реализация полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью, предусмотренных указанным порядком.
Согласно статьям 45 Устава муниципального образования город Мурманск администрация города является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции. Администрацию города возглавляет глава администрации города, действующий на принципах единоначалия.
В силу пункта 12 части 2 статьи 46 Устава муниципального образования город Мурманск администрация города в порядке, установленном нормативными правовыми актами Совета депутатов города Мурманска, принимает решения по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, решения о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных предприятий и об установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями.
Пунктом 15 статьи 48 Устава муниципального образования город Мурманск закреплено, что глава администрации города обеспечивает эффективное управление и распоряжение муниципальным имуществом.
При этом в соответствии с положениями статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ, статьи 35 Устава муниципального образования город Мурманск представительный орган города Мурманска не наделен полномочиями относить к собственной компетенции вопросы, отнесенные к ведению другого органа местного самоуправления в том числе в силу самостоятельности указанных органов в решении вопросов местного значения.
Таким образом, наделение Совета депутатов города Мурманска полномочиями по рассмотрению вопросов, отнесенных к компетенции администрации города Мурманска, допускает незаконное вмешательство представительного органа в компетенцию исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления.
Установленные оспариваемыми нормами Решения № 15-198 требования, предусматривающие согласование Советом депутатов города Мурманска вопросов назначения на должность, возложения исполнения обязанности должности главного редактора газеты «Вечерний Мурманск», а также освобождения от указанной должности по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части первой и пунктом 2 части второй статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, ограничивают деятельность главы администрации города Мурманска по самостоятельному осуществлению предоставленных полномочий, основанных на принципах единоначалия, в том числе как нанимателя работников муниципального учреждения, а также необоснованно наделяют полномочиями нанимателя данного учреждения представительный орган муниципального образования.
В силу пункта 2 части 1 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора. Решение о прекращении трудового договора по указанному основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 части 2 указанной нормы установлено, что помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, включая основания, предусмотренные частью первой настоящей статьи, и другими федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с руководителем организации могут быть иные основания, предусмотренные трудовым договором.
Содержание приведенных положений трудового законодательства свидетельствует о том, что установление каких-либо процедур, предшествующих расторжению трудового договора с руководителями перечисленных организаций, не предусмотрено.
Вместе с тем, оспариваемыми прокурором положениями Решения № 15-198 установлено не предусмотренное федеральным законодательством дополнительное условие для освобождения от должности главного редактора газеты «Вечерний Мурманск» по определенным основаниям (предусмотренным пунктом 2 части первой и пунктом 2 части второй статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации) в виде согласования с Советом депутатов города Мурманска.
Таким образом, сравнительный анализ оспариваемых положений нормативного правого акта с положениями федерального законодательства позволяет суду сделать вывод о том, что рассматриваемые нормы Решения № 15-198 и утвержденного им Порядка наделяют представительный орган не принадлежащими ему полномочиями вопреки принципам организации местного самоуправления.
Утверждение административных ответчиков, что в целях эффективного расходования бюджетных средств наделение администрации города Мурманска определенными полномочиями не исключает участие Совета депутатов города Мурманска в реализации полномочий и определении порядка реализации полномочий, признается судом несостоятельным, основанным на неправильном толковании правовых норм.
Так, положениями статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ к компетенции представительного органа местного самоуправления отнесено осуществление контроля за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
На основании статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ, части 9 статьи 47 Устава муниципального образования город Мурманск глава администрации города подконтролен и подотчетен Совету депутатов города Мурманска.
Содержание приведенных норм позволяет прийти к заключению об обеспечении баланса интересов представительного органа и исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления.
Ссылка представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц на положения Закона о СМИ также не свидетельствует о законности оспариваемого в части Решения № 15-198.
Как указано, выше статья 7 Закона о СМИ предусматривает возможность органа местного самоуправления выступить учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации и сетевого издания в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ.
Согласно подпункту 7 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по учреждению печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.
Аналогичное положение содержится в пункте 12 части 1 статьи 14 Устава муниципального образования город Мурманск.
Вместе с тем, ни положениями Закона о СМИ ни положениями Федерального закона № 131-ФЗ не предусмотрены полномочия представительного органа местного самоуправления по согласованию вопросов назначения и освобождения от должности главного редактора соответствующего печатного средства массовой информации.
В силу статьи 17 Закона о СМИ, права и обязанности учредителя и редакции, предусмотренные настоящим Законом, возникают с момента регистрации средства массовой информации, а предусмотренные уставом редакции — с момента его утверждения. Учредитель, редакция, издатель, распространитель могут дополнительно установить на договорной основе взаимные права и обязанности. Положения устава и договоров не должны противоречить настоящему Закону и иным актам законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 18 Закона о СМИ учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией средства массовой информации (главным редактором). Учредитель вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени (заявление учредителя). Максимальный объем заявления учредителя определяется в уставе редакции, ее договоре либо ином соглашении с учредителем. По претензиям и искам, связанным с заявлением учредителя, ответственность несет учредитель. Если принадлежность указанного сообщения или материала учредителю не оговорена редакцией, она выступает соответчиком. Учредитель не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором). Учредитель может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.
Анализируя положения указанных норм в совокупности с приведенными выше положениями Федерального закона № 131-ФЗ и Трудового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что, выступая соучредителем официального печатного издания органов местного самоуправления, Совет депутатов города Мурманска реализует предусмотренные законом полномочия по освещению своей деятельности как представительного органа местного самоуправления, однако полномочий по решению вопросов назначения и освобождения от должности главного редактора, отнесенных к компетенции главы администрации города Мурманска, не приобретает.
Суд также учитывает, что статус главного редактора газеты «Вечерний Мурманск» неотделим от статуса руководителя МАУ «Редакция газеты «Вечерний Мурманск», при этом по вопросам назначения и освобождения от должности руководителя муниципальных учреждений необходимость согласования с Советом депутатов города Мурманска законодательством не предусмотрена.
В соответствии с частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт.
Доказательств законности оспариваемых положений муниципального нормативного правового акта и его соответствия требованиям федерального законодательства, органом, принявшим Решение № 15-198, не представлено.
В силу части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
С учетом изложенного, принимая во внимание конкретные обстоятельства административного дела, а также разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данные в абзаце третьем пункта 38 Постановления от 25.12.2008 № 50, суд приходит к выводу о необходимости признания оспариваемых положений нормативного правового акта недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174, 175, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Мурманский областной суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление первого заместителя прокурора Мурманской области о признании недействующими отдельных положений нормативного правового акта органа местного самоуправления удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 4.1 решения Совета депутатов города Мурманска от 29 октября 2020 г. № 15-198 «О соучредителе газеты «Вечерний Мурманск» и об утверждении Порядка согласования кандидатуры для назначения на должность главного редактора средства массовой информации – газеты «Вечерний Мурманск» и освобождения от нее по отдельным основаниям» (в редакции решения Совета депутатов города Мурманска от 25 февраля 2021 г. № 21-270).
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 1, 2 Порядка согласования кандидатуры для назначения на должность главного редактора средства массовой информации – газеты «Вечерний Мурманск», утвержденного решением Совета депутатов города Мурманска от 29 октября 2020 г. № 15-198.
Сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в периодическом издании «Вечерний Мурманск».
Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в административном деле, может быть принесено апелляционное представление во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Мурманский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий