Решение № 3А-12/2016 от 07.06.2016 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 июня 2016 года Дело № 3а-12/2016

Верховный Суд Республики Хакасия,

в составе председательствующего Вениченко О.В.,

при секретаре Ербягиной М.С.,

с участием прокурора Зайцевой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Беляевой Н.К.. к Правительству Республики Хакасия об оспаривании Постановления Правительства Республики Хакасия от 12 февраля 2009 года № 25 «Об оплате труда работников государственных органов Республики Хакасия, замещающих должности, не являющимися должностями государственной гражданской службы Республики Хакасия» в части, определяющей надбавки к должностному окладу за выслугу лет в государственных органах Республики Хакасия,

УСТАНОВИЛ:

Беляева Н.К. обратилась в Верховный Суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением об оспаривании постановления Правительства Республики Хакасия от 12 февраля 2009 года № 25 «Об оплате труда работников государственных органов Республики Хакасия, замещающих должности, не являющимися должностями государственной гражданской службы Республики Хакасия» (далее – постановление от 12 февраля 2009 года № 25) в части, определяющей надбавки к должностному окладу за выслугу лет в государственных органах Республики Хакасия.

Свои требования в административном исковом заявлении, с учётом дополнения к нему, административный истец мотивировала тем, что постановлением Правительства Республики Хакасия от 19 октября 2015 года № 529 «О внесении изменений в Перечень должностей работников государственных органов Республики, не являющихся должностями государственной гражданской службы Республики Хакасия, размеры должностных окладов, ежемесячных и дополнительных выплат работникам, замещающим эти должности, утверждённый постановлением Правительства Республики Хакасия от 12 февраля 2009 года № 25», должность помощника лесничего, которую она занимает в Министерстве промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия, внесена в Перечень должностей, утверждённый постановлением Правительства Республики Хакасия от 12 февраля 2009 года № 25.

В связи с этим в отношении оплаты её труда с 01 января 2016 года стало действовать Положение об оплате труда работников, занимающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Республики Хакасия, утверждённое приказом Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия от 10 апреля 2015 года № 010-206-пр, в силу которого надбавка к должностному окладу за выслугу лет в государственных органах Республики Хакасия ей стала производиться в размере 10% без учёта имеющегося у неё стажа работы в органах внутренних дел Российской Федерации, уменьшившись на 20%.

Полагает, что постановление от 12 февраля 2009 года № 25 нарушает её права и противоречит действующему законодательству, в частности частям 1 и 6 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации, по смыслу которых необходимо засчитывать период службы в органах внутренних дел в стаж службы и работы, не относящейся к государственной службе, в том числе в целях назначения ежемесячной надбавки за стаж работы за стаж работы (выслугу лет) в любых государственных органах и организациях.

Кроме того, оспариваемый нормативный правовой акт противоречит Положению об исчислении стажа работы работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, для выплаты им ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, утверждённому приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 808. Нормативного правового акта Республики Хакасия, определяющего периоды времени, которые включаются в стаж работы, дающей право на получение надбавки за выслугу лет, не противоречащего федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации, нет.

В соответствии со статьями 5, 6, 13 Трудового кодекса Российской Федерации, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит Трудовому кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный Трудовым кодексом или иными федеральными законами, применяется Трудовой кодекс или иной федеральный закон.

В судебном заседании представитель административного ответчика – Правительства Республики Хакасия Миллер В.И., действующий на основании доверенности от 01 октября 2015 года, требования административного искового заявления не признал, поддержал письменные возражения, согласно которым административным истцом не конкретизированы оспариваемые нормы постановления Правительства Республики Хакасия от 12 февраля 2009 года № 25. Оспариваемым нормативным правовым актом утверждён Перечень должностей работников государственных органов Республики Хакасия, не являющихся должностями государственной гражданской службы Республики Хакасия, размеры должностных окладов, ежемесячных и дополнительных выплат работникам, замещающим эти должности. Финансирование расходов, связанных с реализацией данного Постановления, осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете Республики Хакасия на содержание государственных органов Республики Хакасия. Полагает ссылки административного истца на постановление Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года № 583, приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 октября 2007 года № 663, от 27 декабря 2007 года № 808 и от 29 декабря 2007 года № 818 необоснованными, поскольку они регулируют систему оплаты труда федеральных государственных служащих, а не государственных служащих Республики Хакасия.

Положения части 6 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2001 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» также не обязывают органы государственной власти субъектов Российской Федерации учитывать периоды службы в органах внутренних дел в целях установления ежемесячной надбавки за выслугу лет в государственных органах субъекта Российской Федерации.

Административный истец Беляева Н.К., извещена о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в административном исковом заявлении с дополнением к нему просила рассмотреть дело в своё отсутствие.

В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учётом мнения представителя административного ответчика и прокурора, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Выслушав представителя административного ответчика — Правительства Республики Хакасия Миллер В.И., заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав административное исковое заявление с дополнением к нему и материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами «к», «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

В силу частей 2, 4 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Согласно части 9 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Из административного искового заявления и материалов дела следует, что административный истец Беляева Н.К. оспаривает постановление Правительства Республики Хакасия от 12 февраля 2009 года № 25 «Об оплате труда работников государственных органов Республики Хакасия, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Республики Хакасия» в редакции постановления Правительства Республики Хакасия от 19 октября 2015 года № 529 «О внесении изменений в Перечень должностей работников государственных органов Республики, не являющихся должностями государственной гражданской службы Республики Хакасия, размеры должностных окладов, ежемесячных и дополнительных выплат работникам, замещающим эти должности, утверждённый постановлением Правительства Республики Хакасия от 12 февраля 2009 года № 25» в части, определяющей набавки к должностному окладу за выслугу лет в государственных органах Республики Хакасия.

Постановление принято Правительством Республики Хакасия в пределах полномочий, установленных ст. 52 Закона Республики Хакасия от 28 февраля 2006 года № 9-ЗРХ «О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия».

Процедура, форма принятия и опубликования постановления, установленные Законом Республики Хакасия от 05 декабря 2005 года № 87-ЗРХ «О нормативных правовых актах Республики Хакасия» и Законом Республики Хакасия от 11 марта 2015 года № 18-ЗРХ «О нормативных правовых актах Республики Хакасия», соблюдены.

Текст постановления от 12 февраля 2009 года № 25 с изменениями и дополнениями опубликован в бюллетене «Вестник Хакасии» от 24 февраля 2009 года № 8, за январь 2010 года № 4, ноябрь 2010 года № 83, апрель 2011 года № 28, декабрь 2001 года № 112, ноябрь 2012 года № 93, февраль 2013 года № 9, октябрь 2013 года № 61, январь 2014 года № 2 и от 26 октября 2015 года № 69. Постановление является нормативным правовым актом, затрагивающим права, свободы и обязанности граждан, юридических лиц в области регулирования оплаты труда работников государственных органов Республики Хакасия, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Республики Хакасия.

Пунктом 1 постановления от 12 февраля 2009 года № 25 в редакции постановления Правительства Республики Хакасия от 19 октября 2015 года № 529, вступившей в законную силу с 01 января 2016 года, утверждён Перечень должностей работников государственных органов Республики Хакасия, не являющихся должностями государственной гражданской службы Республики Хакасия, размеры должностных окладов, ежемесячных и дополнительных выплат работникам, замещающим эти должности (далее – Перечень должностей), в который включена (строка 24 таблицы Перечня) должность помощника лесничего, которую согласно записи в трудовой книжке занимает Беляева Н.К.

Кроме того, в пункте 2 Перечня указаны размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет в государственных органах Республики Хакасия в процентах от должностного оклада, который изменяется в зависимости от стажа работы в государственных органах Республики Хакасия.

В соответствии с пунктами «г», «з» и «н» статьи 60 Конституции Республики Хакасия в ведении Республики Хакасия находятся: установление системы органов государственной власти Республики Хакасия, порядка их организации и деятельности, формирование республиканских органов государственной власти, республиканский бюджет, республиканские налоги и сборы, республиканские фонды развития, организация государственной гражданской службы Республики Хакасия.

Природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры — находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Хакасия (пункт «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пункт «д» статьи 61 Конституции Республики Хакасия).

Статьёй 26.2 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) определено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ).

В соответствии с пунктами 3.1 и 4 статьи 26.3 вышеуказанного Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ по вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.

По вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, могут приниматься федеральные законы. Не допускается включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением положений о порядке осуществления расходов на решение вопросов, указанных в подпунктах 2, 9, 13, 21 и 37 пункта 2 настоящей статьи).

Перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и (или) дополнений в пункт 2 настоящей статьи или в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.

Кроме того, полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений разграничены статьёй 6 Трудового кодекса Российской Федерации.

Частью 1 статьи 6 Трудового кодекса определён перечень полномочий федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, к числу которых не отнесено принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих размеры оплаты труда служащих государственных органов субъектов Российской Федерации в части установления набавок за выслугу лет.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон (части 2-4 статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, регулирование вопросов финансирования государственных органов и учреждений, установление размеров оплаты труда работников государственных органов Республики Хакасия, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Республики Хакасия, в том числе и в случае выполнения ими функций, относящихся к совместному ведению субъекта Российской Федерации и Российской Федерации (например в области природопользования, в которой осуществляет свою трудовую деятельность Беляева Н.К.) находится в ведении органов государственной власти Республики Хакасия.

При этом в оспариваемой части постановление не снижает уровень трудовых прав и гарантий, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами для указанной категории работников.

Доводы административного истца о противоречии спорного нормативного правового акта постановлению Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года № 583 «О введении новых систем оплаты работников федеральных бюджетных, автономных и бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», приказам Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 октября 2007 года № 663 «О методических рекомендациях по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда», от 27 декабря 2007 года № 808 «Об утверждении Положения об исчислении стажа работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, для выплаты им ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет» и от 29 декабря 2007 года № 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казённых учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях», являются необоснованными, поскольку указанные акты регулируют вопросы оплаты труда федеральных государственных служащих, к которым Беляева Н.К. не относится, и не затрагивают сферу правового регулирования оплаты труда работников государственных органов Республики Хакасия, отнесённую Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Хакасия, Федеральным законом от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьёй 6 Трудового кодекса Российской Федерации к ведению субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом «т» статьи 71 Конституции Российской Федерации федеральная государственная служба находится в ведении Российской Федерации.

Согласно частям 1 и 6 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел») стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.

Периоды службы в органах внутренних дел в календарном исчислении засчитываются в общий трудовой стаж, стаж работы по специальности, а также в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в страховой стаж, стаж работы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, стаж военной службы, службы в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, федеральной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и стаж службы (работы) в иных государственных органах и организациях.

Как следует из содержания указанных положений Федерального закона «О службе в органах внутренних дел», они регулируют вопросы исчисления стажа службы в органах внутренних дел, являющейся в силу пункта 1 статьи 1 вышеуказанного Федерального закона федеральной государственной службой, в том числе в целях осуществления выплат сотрудникам органов внутренних дел ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), однако не обязывают органы государственной власти субъектов Российской Федерации учитывать данный стаж при разработке и утверждении нормативных правовых актов, регулирующих вопросы оплаты труда работников государственных органов субъектов Российской Федерации.

Иное противоречило бы закреплённому в части 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации принципу разделения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерацией и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Поскольку оспариваемое постановление Правительства Республики Хакасия от 12 февраля 2009 года № 25 в части, определяющей надбавки к должностному окладу за выслугу лет в государственных органах Республики Хакасия, принят уполномоченным органом в установленном порядке в надлежащей форме и не противоречит действующему законодательству, а правовая урегулированость данных правоотношений носит достаточный характер, оснований для удовлетворения административного искового заявления Беляевой Н.К. о признании его не действующим, обязании административного ответчика разработать и утвердить нормативный правовой акт, регулирующий данные правоотношения, не имеется.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в «Вестнике Хакасии».

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 177, 215, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Беляевой Н.К.. к Правительству Республики Хакасия об оспаривании Постановления Правительства Республики Хакасия от 12 февраля 2009 года № 25 «Об оплате труда работников государственных органов Республики Хакасия, замещающих должности, не являющимися должностями государственной гражданской службы Республики Хакасия» в части, определяющей надбавки к должностному окладу за выслугу лет в государственных органах Республики Хакасия – отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в «Вестнике Хакасии».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня составления решения в мотивированной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Хакасия.

Председательствующий Вениченко О.В.