Решение № 3А-10/19 от 12.04.2019 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Дело № 3а-10/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 апреля 2019 года г. Петропавловск-Камчатский

Камчатский краевой суд в составе:

председательствующего судьи

с участием прокуроров

Гончаровой Н.В.,

Башмакова А.А.

Новоселовой Е.В.,

при секретаре

Архангельской Е.А.

с участием представителя административного ответчика Правительства Камчатского края Дементьевой А.В., представителей заинтересованного лица ГБУЗ Камчатского края «Ключевская районная больница» Поляковой М.А., Третьяк Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муратова Р.Н. к Правительству Камчатского края о признании недействующим нормативного правового акта в части – пункта 3 Положения о порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, проживающим в Камчатском крае и работающим в государственных органах Камчатского края, краевых государственных учреждениях, утвержденного Постановлением Правительства Камчатского края от 21 июня 2011 года № 253-П,

УСТАНОВИЛ:

Муратов Р.Н. обратился в суд с административным иском к Правительству Камчатского края о признании недействующим нормативного правового акта в части – второго предложения абзаца 2 пункта 3 и второй части предложения абзаца 3 пункта 3 Положения о порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, проживающим в Камчатском крае и работающим в государственных органах Камчатского края, краевых государственных учреждениях, утвержденного Постановлением Правительства Камчатского края от 21 июня 2011 года № 253-П (далее также – Положение о порядке компенсации расходов, Положение).

В обоснование требований указал, что оспариваемый им пункт Положения о порядке компенсации расходов противоречит статье 325 Трудового кодекса РФ, поскольку позволяет работодателям сдвигать работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, их право на оплату один раз в два года за счет работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно на период, прошедший с момента наступления указанного права до момента реализации этого права. Право на компенсацию стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно в Положении о порядке компенсации расходов исчисляется от даты предыдущего использования компенсации на проезд, тогда как Трудовой кодекс РФ однозначно определяет, что стаж для возникновения права на оплату проезда исчисляется с момента начала трудовых отношений, а не иной даты. Оспариваемые им нормы порождают правовую неопределенность, и позволяет работодателям отказывать работникам в оплате проезда.

Административный истец Муратов Р.Н. участия в судебном заседании не принимал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель административного ответчика Правительства Камчатского края Дементьева А.В. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что очередная компенсация на оплату проезда работнику краевой организации может быть предоставлена не ранее второго года двухлетнего периода, исчисленного с момента последнего фактического использования права на компенсацию. Два года подряд оплату проезда работник получить не может. Такой порядок установлен оспариваемым постановлением, он не противоречит статье 325 Трудового кодекса РФ и принят Правительством Камчатского края в соответствии с предоставленными ему частью 8 статьи 325 Трудового кодекса РФ дискреционными полномочиями.

Представители заинтересованного лица ГБУЗ Камчатского края «Ключевская районная больница» Полякова М.А. и Третьяк Е.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения требований административного истца.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 33 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается Трудовым кодексом РФ.

Частью 8 статьи 325 Трудового кодекса РФ установлено, что размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, территориальных фондах обязательного медицинского страхования, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, — коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона Камчатского края от 29 декабря 2014 года № 561 «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Камчатском крае и работающих в государственных органах Камчатского края, краевых государственных учреждениях» порядок компенсации работникам расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно устанавливается постановлением Правительства Камчатского края.

Аналогичная норма содержалась в пункте 6 статьи 11 Закона Камчатского края от 6 марта 2008 года № 15 «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Камчатском крае и работающих в организациях, финансируемых из краевого бюджета», утратившего силу с момента вступления в силу Закона Камчатского края от 29 декабря 2014 года № 561 «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Камчатском крае и работающих в государственных органах Камчатского края, краевых государственных учреждениях».

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Постановлением Правительства Камчатского края от 21 июня 2011 года № 253-П утверждено Положение о порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, проживающим в Камчатском крае и работающим в государственных органах Камчатского края, краевых государственных учреждениях.

Постановление Правительства Камчатского края от 21 июня 2011 года № 253-П официально опубликовано 28 июня 2011 года в издании «Официальные Ведомости», № 129-131.

Настоящим Положением определяется порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, проживающих в Камчатском крае и работающим в государственных органах Камчатского края, краевых государственных учреждениях.

Постановлениями Правительства Камчатского края от 28 марта 2012 года № 165-П, от 29 июня 2012 года № 288-п, от 16 мая 2013 года № 198-П, от 2 марта 2015 года № 85-П, от 2 октября 2015 года № 348-П, от 11 января 2017 года № 5-П, от 24 июля 2017 года № 291-П в указанное Положение вносились изменения.

Согласно пункту 2 Положения работники организации имеют право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда работника и неработающих членов его семьи к месту использования отпуска работника в пределах территории Российской Федерации, в том числе Камчатского края, и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также стоимости провоза багажа до 30 килограммов (или стоимости провоза 2-х мест багажа), включая норму бесплатного провоза багажа, разрешенного при осуществлении перевозки пассажиров и их багажа (далее — оплата проезда), один раз в два года.

В соответствии с пунктом 3 Положения право на оплату проезда возникает у работника организации при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска по истечении первых шести месяцев работы (абзац 1).

В дальнейшем работник получает право на оплату проезда один раз в два года следующего двухлетнего периода. Следующий двухлетний период, в течение которого работник вправе реализовать свое право на оплату проезда, исчисляется в календарных годах, начиная с года, в котором работник фактически использовал право на оплату проезда (абзац 2).

Неиспользованное своевременно право на оплату проезда не пропадает,но срок ее предоставления сдвигается на период, прошедший с момента наступления указанного права до момента реализации этого права (абзац 3).

Из прямого прочтения абзацев 2 и 3 пункта 3 Положения следует, что работник вправе воспользоваться правом на оплату проезда один раз в два года каждого двухлетнего периода. Новый период исчисляется с календарного года, в котором работник фактически использовал право на оплату проезда.

По мнению Правительства Камчатского края, условие оплаты работодателем проезда к месту использования отпуска и обратно «один раз в два года» следует понимать, как обязанность работодателя оплатить проезд в каждом втором календарном году. Оплата проезда два года подряд является неправомерной. То есть, если работник использовал проезд в 2017 году, то он воспользовался правом на оплату проезда за календарные 2017-2018 годы, поэтому следующий раз он может получить оплату проезда только в 2019 году. Однако если он поедет в отпуск в 2020 году, то использует право на оплату проезда за календарные 2020-2021 годы, соответственно, в следующий раз он сможет получить оплату проезда только в 2022 году.

Вместе с тем частью 1 статьи 325 Трудового кодекса РФ установлено, что лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

Таким образом федеральный законодатель устанавливает периодичность реализации работником права на компенсацию данных расходов, связывая это право с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска и местом его использования? и не устанавливает ограничений в возможности получения данной льготы только в один из годов двухлетнего периода.

При этом возможность получения оплаты проезда в отпуск напрямую связана с наличием у работника необходимого стажа на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, порядок исчисления которого установлен статьей 121 Трудового кодекса РФ. Причем данная статья Трудового кодекса устанавливает периоды, которые включаются, а также которые подлежат исключению из расчета стажа работника на ежегодный основной оплачиваемый отпуск.

При таких обстоятельствах право работника на оплату проезда зависит от периода его фактической работы в данной организации и, соответственно, производно от рабочих годов, а не календарных, и зависит от стажа работы, дающего право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск.

Поэтому право на компенсацию расходов за первый и второй годы работы возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы, а за третий и четвертый годы работы, начиная с третьего года работы (по выбору работника в третий или четвертый год) и так далее.

В данном случае Муратов Р.Н. принят на работу в ГБУЗ КК «Ключевская районная больница» 14 декабря 2015 года (л.д. 79). Приказом от 26 июня 2017 года № 138-к ему предоставлен очередной оплачиваемый отпуск за период работы с 14 декабря 2016 года по 13 декабря 2017 года и оплачен проезд в отпуск ему и его детям за двухлетний период работы с 14 декабря 2015 года по 13 декабря 2017 года (л.д. 86).

Следующий двухлетний период работы, за который он мог воспользоваться правом на оплату проезда, начался 14 декабря 2017 года и заканчивается 13 декабря 2019 года.

Приказом от 26 июня 2018 года № 167-к Муратову Р.Н. предоставлен очередной оплачиваемый отпуск за период работы с 14 декабря 2017 года по 27 декабря 2018 года (с учетом исключения из стажа работы отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более 14 суток) и предоставлена оплата проезда за двухлетний период с 14 декабря 2017 года по 13 декабря 2019 года (л.д. 90), однако приказом от 10 июля 2018 года № 182/1-к в приказ о предоставлении отпуска Муратову Р.Н. внесены изменения, из него исключен пункт об оплате проезда (л.д. 92).

Таким образом воспользоваться своим правом на оплату проезда в 2018 году Муратов Р.Н. не смог, поскольку нормами оспариваемого нормативного акта предусмотрен иной порядок. Согласно п. 3 Положения двухлетний период, в течение которого работник вправе реализовать свое право на оплату проезда, исчисляется в календарных годах, начиная с года, в котором работник фактически использовал право на оплату проезда.

Исходя из этой нормы, поскольку Муратов Р.Н. использовал свое право на оплату проезда в 2017 году, то 2017 года стал первым годом двухлетнего периода, вторым годом будет 2018 год, соответственно следующий двухлетний период, в котором он сможет воспользоваться правом на оплату проезда, начнется 1 января 2019 года и закончиться 31 декабря 2020 года. Причем, если он не сможет воспользоваться своим правом на оплату проезда в отпуск в 2019 году, а получит его в 2020 году, то 2020 год станет первым годом двухлетнего периода (2020-2021 годы), и следующим двухлетним периодом будет 2022-2023 годы. Причем Положением никак не урегулирован вопрос об исключении из данного расчета периодов, которые не включаются в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, в соответствии со статьей 121 Трудового кодекса РФ.

Таким образом, Правительство Камчатского края, реализуя предоставленные федеральным законодательством полномочия, закрепило Постановлением от 21 июня 2011 года № 253-П, иной, противоречащий Трудовому кодексу РФ, порядок исчисления двухлетнего периода работы, дающего право на компенсацию проезда к месту использования отпуска и обратно.

Во исполнение части 5 статьи 325 Трудового кодекса РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 455 «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей» утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей (далее – Правила).

Пунктом 4 Правил установлено, что право на компенсацию расходов за первый и второй годы работы возникает у работника учреждения одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы. В дальнейшем у работника учреждения возникает право на компенсацию расходов за третий и четвертый годы непрерывной работы в указанном учреждении — начиная с третьего года работы, за пятый и шестой годы — начиная с пятого года работы и т.д.

Данный нормативный акт не имеет большей юридической силы по отношению к оспариваемому Постановлению Правительства Камчатского края от 21 июня 2011 года № 253-П, однако установленный им порядок кардинально отличается от порядка, установленного Постановлением Правительства Камчатского края, и фактически отражает принципы оплаты проезда в отпуск в РКС, гарантированные статьей 325 Трудового кодекса РФ.

Кроме того, установив в абзаце 3 пункте 3 Положения правило о том, что срок предоставления права на оплату проезда сдвигается на период, прошедший с момента наступления указанного права до момента реализации этого права при несвоевременном использовании работником своего права на оплату проезда, фактически Правительство Камчатского края вышло за пределы предоставленных ему законодателем полномочий, поскольку Трудовым кодексом РФ правила переноса срока предоставления права на оплату проезда не предусмотрены.

Между тем, недопустимо предусматривать гарантии произвольно, без взаимосвязи с федеральным законодательством.

Работодатель, расположенный в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, обязан компенсировать раз в два года стоимость проезда работника в отпуск. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска.

В соответствии с частью 6 статьи 325 Трудового кодекса РФ выплаты, предусмотренные настоящей статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, когда работник и члены его семьи своевременно не воспользовались правом на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.

Причем аналогичное указано в пункте 16 оспариваемого Положения.

Таким образом, если работник по каким-либо причинам своевременно не воспользовался своим правом на оплату стоимости проезда, то данное право не переносится на следующие 2 года.

Оспариваемые положения Постановления Правительства Камчатского края от 21 июня 2011 года № 253-П противоречат приведенным нормам Трудового кодекса РФ.

В силу частей 7 и 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.

Поэтому, несмотря на то, что Муратовым Р.Н. в третьем абзаце пункта 3 оспаривается только его часть, а именно слова: «но срок ее предоставления сдвигается на период, прошедший с момента наступления указанного права до момента реализации этого права», первая часть данного абзаца: «Неиспользованное своевременно право на оплату проезда не пропадает» не может быть признано законным в силу противоречия абзацу 6 статьи 325 Трудового кодекса РФ.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При указанных обстоятельствах административное исковое заявление Муратова Р.Н. подлежит удовлетворению, а второе предложение абзаца 2 и абзац 3 пункта 3 Положения о порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, проживающим в Камчатском крае и работающим в государственных органах Камчатского края, краевых государственных учреждениях, утвержденного Постановлением Правительства Камчатского края от 21 июня 2011 года № 253-П, недействующими с даты вступления решения суда в законную силу, как противоречащие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу – статье 121 и частям 1 и 6 статьи 325 Трудового кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» сообщение о данном решении должно быть опубликовано в официальном печатном издании органа государственной власти, в которых был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче административного искового заявления Муратовым Р.Н. уплачена государственная пошлина в размере 300 руб. согласно чеку ПАО Сбербанк от 27 февраля 2019 года, которая подлежит взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Муратова Р.Н. удовлетворить.

Признать второе предложение абзаца 2 и абзац 3 пункта 3 Положения о порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, проживающим в Камчатском крае и работающим в государственных органах Камчатского края, краевых государственных учреждениях, утвержденного Постановлением Правительства Камчатского края от 21 июня 2011 года № 253-П, недействующими с даты вступления решения суда в законную силу.

Возложить на Правительство Камчатского края обязанность опубликовать сообщение о принятом судебном решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в которых был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Взыскать с Правительства Камчатского края в пользу Муратова Р.Н. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Камчатский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 17 апреля 2019 года.

Председательствующий судья Н.В. Гончарова