Решение № 2А-919/18 от 03.08.2018 Ленинскогого районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2а-919/2018

Изготовлено 08 августа 2018 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

03 августа 2018 года город Ярославль

Ленинский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Плотниковой Л.В.,

при секретаре Смирновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области «Клиническая больница № 1» к Государственной инспекции труда в Ярославской области о признании предписания незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ГБУЗ ЯО «Клиническая больница № 1» обратилось в суд с административным иском, в котором просит признать предписание Государственной инспекции труда в Ярославской области № &lt,данные изъяты&gt, от ДД.ММ.ГГГГ в части пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 7 незаконным и отменить его.

В обоснование требования указано, что ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией труда в Ярославской области по результатам проверки в адрес ГБУЗ ЯО «Клиническая больница № 1» было вынесено предписание № &lt,данные изъяты&gt,. Истец считаем данное предписание незаконным в части пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 7 по следующим основаниям. Пункт 1 предписания обязывает истца обеспечить уборщиков территорий М.Р.И., Г.А.Э. фартуком из полимерных материалов с нагрудником и перчатками из полимерных материалов. Указанные сотрудники на момент проверки фактически были обеспечены указанными средствами индивидуальной защиты. В ходе проверки были предоставлены карточки учета выдачи средств, ведение которых началось в конце ДД.ММ.ГГГГ. Карточки, которые были заведены ранее, в ходе проверки не запрашивались, а сотрудник (сестра-хозяйка С.Н.А.), отвечающий за ведение карточек, находилась в отпуске. Приобретение новых фартуков из полимерных материалов с нагрудником с последующей выдачей их сотрудникам согласно графику приобретения СИЗ запланировано на декабрь ДД.ММ.ГГГГ. Пункт 2 предписания обязывает истца обеспечить слесаря-сантехника Х.Н.Н. сапогами резиновыми с защитным подноском или сапогами болотными с защитным подноском, перчатками с полимерным покрытием, очками защитными, средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующими или изолирующими, костюмом для защиты от растворов кислот и щелочей. Указанный сотрудник на момент проверки фактически был обеспечен сапогами, перчатками с полимерным покрытием, очками защитными, средствами защиты органов дыхания «&lt,данные изъяты&gt,». В ходе проверки были предоставлены карточки учета выдачи средств, ведение которых началось в конце ДД.ММ.ГГГГ. Карточки, которые были заведены ранее, в ходе проверки не запрашивались, а сотрудник (сестра-хозяйка С.Н.А.), отвечающий за ведение карточек, находилась в отпуске. Вместе с тем необходимости выдавать слесарю-сантехнику костюм для защиты от растворов кислот и щелочей не имелось необходимости, поскольку в функциональные обязанности данного сотрудника не входят работы, непосредственно связанные с возможным контактом растворов кислот и щелочей, работы в канализации им не производятся. Пункт 3 предписания обязывает истца обеспечить уборщика служебных помещений М.Л.А. перчатками с полимерным покрытием, перчатками резиновыми или из полимерных материалов. Указанный сотрудник на момент проверки фактически был обеспечен перчатками с полимерным покрытием. В ходе проверки были предоставлены карточки учета выдачи средств, ведение которых началось в конце ДД.ММ.ГГГГ. Карточки, которые были заведены ранее, в ходе проверки не запрашивались, а сотрудник (сестра-хозяйка С.Н.А.), отвечающий за ведение карточек, находилась в отпуске. Пункт 4 предписания обязывает истца обеспечить плотника А.А.Г. перчатками с полимерным покрытием, очками защитными. Указанный сотрудник на момент проверки фактически был обеспечен перчатками с полимерным покрытием и очками защитными. В ходе проверки были предоставлены карточки учета выдачи средств, ведение которых началось в конце ДД.ММ.ГГГГ. Карточки, которые были заведены ранее, в ходе проверки не запрашивались, а сотрудник (сестра-хозяйка С.Н.А.), отвечающий за ведение карточек, находилась в отпуске. Пункт 5 предписания обязывает истца обеспечить электромонтера Я.М.Б. защитным термостойким средством индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующим, перчатками диэлектрическими, комплектом для защиты от термических рисков электрической дуги, очками защитными. Указанный сотрудник на момент проверки фактически был обеспечен средством индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующим, перчатками диэлектрическими, очками защитными. В ходе проверки были предоставлены карточки учета выдачи средств, ведение которых началось в конце ДД.ММ.ГГГГ. Карточки, которые были заведены ранее, в ходе проверки не запрашивались, а сотрудник (сестра-хозяйка С.Н.А.), отвечающий за ведение карточек, находилась в отпуске. Пункт 7 предписания обязывает истца обеспечить работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, своевременную выдачу смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с типовыми нормами. Вместе с тем вышеуказанная категория сотрудников своевременно и в полном объеме обеспечивается.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Представитель административного истца по доверенности Григорьев В.И. в судебном заседании требование поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в административном иске.

Административный ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в отсутствие его представителя, представил письменные возражения.

Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий — несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда и ее территориальными органами (ст. ст. 353, 354 ТК РФ).

В соответствии со статьей 361 Трудового кодекса Российской Федерации решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее Федеральный закон № 294-ФЗ).

Статьей 17 Федерального закона № 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Согласно пункту 6 части 2 статьи 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 221 Трудового кодекса РФ).

Согласно Межотраслевым правилам обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01 июня 2009 г. № 290н, межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее — Правила) устанавливают обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ).

Требования настоящих Правил распространяются на работодателей — юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Под средствами индивидуальной защиты понимаются средства индивидуального пользования, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Согласно пункту 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам.

В соответствии с пунктом 14 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты при выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности.

В судебном заседании установлено, что Государственной инспекцией труда в Ярославской области была проведена плановая выездная проверка в отношении ГБУЗ ЯО «Клиническая больница № 1».

По результатам проверки ГБУЗ ЯО «Клиническая больница № 1» было выдано предписание № &lt,данные изъяты&gt, от ДД.ММ.ГГГГ.

ГБУЗ ЯО «Клиническая больница № 1» обратилось в суд с настоящим административным иском, в котором оспаривает законность пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 7 указанного предписания, которые обязывают ГБУЗ ЯО «Клиническая больница № 1» обеспечить ряд сотрудников соответствующими средствами индивидуальной защиты, а также обеспечить своевременную выдачу смывающих и (или) обезвреживающих средств.

Между тем, из материалов дела видно, что фактически на момент проведения проверки сотрудники М.Р.И., Г.А.Э., Х.Н.Н., М.Л.А., А.А.Г., Я.М.Б. были обеспечены в полном объеме соответствующими средствами индивидуальной защиты, что подтверждается подписями работников в личных карточках учета выдачи СИЗ, а также служебной запиской (л.д. 54).

В возражении на иск административный ответчик указывает, что в личных карточках учета выдачи СИЗ вышеназванных работников отсутствуют сведения о выданных средствах индивидуальной защиты. То есть административным истцом было допущено нарушение порядка ведения личных карточек учета выдачи СИЗ, а не выдачи средств индивидуальной защиты, как указано в предписании.

Кроме того, пункт 2 предписания обязывает ГБУЗ ЯО «Клиническая больница № 1» обеспечить слесаря-сантехника Х.Н.Н., помимо прочего, костюмом для защиты от растворов кислот и щелочей. Вместе с тем, согласно пункту 148 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением при выполнении работ, на которых необходима защита от растворов кислот и щелочей, вместо костюма для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий выдается костюм для защиты от растворов кислот и щелочей. Слесарем-сантехником Х.Н.Н. не выполняются работы, на которых необходима защита от растворов кислот и щелочей, поэтому ему выдается костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, что подтверждается записями в личной карточке учета выдачи СИЗ.

Кроме того, в п.5 предписания указано на необходимость обеспечения электромонтера Я.М.Б. щитком защитным термостойким, средством индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующим, перчатками диэлектрическими, комплектом для защиты от термических рисков электрической дуги, очками защитными со ссылкой на п.23 Типовых норм.

Пунктом 23 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты … предусмотрен перечень спецодежды для дворника, уборщика территорий.

Таким образом, оспариваемое предписание в части пунктов 1, 2, 3, 4, 5 не может быть признано законным и обоснованным, нарушений трудового законодательства административным истцом не допущено.

Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.12.2010 № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» работодатель обязан обеспечить работника смывающими и (или) обезвреживающими средствами.

Вместе с тем, в личных карточках учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств отсутствуют сведения о выдаче крема врачам К.Е.Н. и К.А.А. в феврале ДД.ММ.ГГГГ (крем выдавался ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), что является нарушением обязательных требований, в связи с чем пункт 7 предписания является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление государственного бюджетного учреждения здравоохранение Ярославской области «Клиническая больница № 1» к Государственной инспекции труда в Ярославской области удовлетворить частично.

Признать незаконными пункты 1, 2, 3, 4, 5 предписания Государственной инспекции труда в Ярославской области № &lt,данные изъяты&gt, от ДД.ММ.ГГГГ, в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Л.В. Плотникова