Решение № 2А-1891/2016 от 16.11.2016 Поронайского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2а -1891/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 ноября 2016 года г. Поронайск, Сахалинская область

Поронайский городской суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Поповой Т.В., с участием административного истца Андриянова А.В., представителя административного истца Андрияновой Л.Н., представителя административного ответчика областного казенного учреждения «Поронайский центр занятости населения» Леоновой Т.П., представителя заинтересованного лица МУП «Поронайская коммунальная компания-1» Грачёвой О.В., при секретаре судебного заседания Леденевой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Андриянов к областному казенному учреждению «Поронайский центр занятости населения» о признании решений организационно-методической комиссии об отказе в предоставлении права на сохранение среднего месячного заработка в течение пятого месяца и действий должностных лиц по предложению неподходящей работы без учета состояния его здоровья и возраста незаконным, возложении обязанности выдать решение о получении среднего месячного заработка за пятый и шестой месяцы нетрудоустройства, взыскании судебных расходов,

у с т а н о в и л :

Андриянов обратился в суд с настоящим административным иском к областному казенному учреждению «Поронайский центр занятости населения» (далее ОКУ «Пороеайский ЦЗН» или центр занятости), указав в его обоснование, что дата на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с сокращением штата организации и численности работников он был уволен с должности * в месячный срок после увольнения обратился в ОКУ «Поронайский ЦЗН», но не был трудоустроен по истечению пятого месяца со дня увольнения. Ответчиком были приняты решения дата * и дата * (после его обращения в центр занятости с заявлением дата о внесении изменений в вышеназванное решение в связи с отказом от предложенных ему вариантов работы по причине состояния здоровья, а не из-за характера работы) об отказе в предоставлении права на сохранение среднего месячного заработка в течение пятого месяца со дня увольнения по последнему месту работы по основаниям его отказа от предложений о трудоустройстве, которые считает незаконными, поскольку после постановки на учет ОКУ «Поронайский ЦЗН» ему было выдано направление для трудоустройства в * на должность «рабочий зеленого хозяйства», от которой он отказался в связи с невозможностью ее выполнения по причине имеющегося у него заболевания глаз (глаукома и катаракта обоих глаз, абсолютная слепота левого глаза, ангиосклероз сосудов сетчатки обоих глаз), категорически не позволяющем ему выполнять работу в наклон, поднятие тяжести более 10 кг. дата ему было выдано еще два направления для трудоустройства по мнению ответчика на подходящую работу – * подсобным рабочим и ИП *4 обработчиком рыбы, от которой он также отказался в связи с физической невозможностью ее выполнения по состоянию здоровья и возрасту (* лет), других вариантов не предлагалось.

Между тем, согласно статье 4 Закона Российской Федерации «О занятости населения Российской Федерации» служба занятости должна вести поиск подходящей работы из числа имеющихся вакансий с учетом состояния здоровья гражданина, принимая во внимание его возраст, физические недостатки, имеющиеся хронические заболевания, а также предрасположенность к определенным видам заболевания. Поскольку при явках в ОКУ «Поронайский ЦЗН» он неоднократно обращал внимание работников службы занятости на состояние своего здоровья с предоставлением подтверждающих документов, которые у него не принимались, считает, что предложенная ему работа не являлась для него подходящей ни по состоянию здоровья, ни по возрасту, что заранее исключало возможность его трудоустройства, и повлекло нарушение его прав на сохранение среднего месячного заработка в течение пятого и шестого месяцев со дня увольнения по последнему месту работы.

В административном исковом заявлении Андриянов просит суд признать решения организационно-методической комиссии ОКУ «Поронайский ЦЗН» об отказе в предоставлении права на сохранение среднего месячного заработка в течение пятого месяца от дата * и дата * и действия должностных лиц по предложению ему неподходящей работы без учета состояния здоровья и возраста незаконными, а также возложить на ответчика обязанность выдать решение о получении среднего месячного заработка за пятый и шестой месяцы нетрудоустройства и взыскать судебные расходы в сумме уплаченной государственной пошлины в размере * рублей.

В судебном заседании административный истец Андриянов и его представитель, допущенный к участию в деле по устному ходатайству, *5 исковые требования поддержали, по указанным в иске доводам, ссылаясь на незаконность действий сотрудников ОКУ «Поронайский ЦЗН» и принятых организационно-методической комиссией ответчика решений поскольку работа для трудоустройства предлагалась без учета состояния здоровья и возраста Андриянов , в нарушение требований к подбору подходящей работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата * «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы», настаивали на удовлетворении иска.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Представитель административного ответчика ОКУ «Поронайский ЦЗН» в лице руководителя Центра Леонова в судебном заседании с иском не согласилась, просила признать их действия и оспариваемые решения законными, учитывая, что Андриянов сам согласно отметке в направлении для трудоустройства отказался от работы, являющейся для него подходящей, поскольку согласно перечню предоставляемых при постановке на регистрационный учет в службу занятости документов в соответствии с утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от дата * Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, состояние здоровья учитывается в соответствии с рекомендациями о характере и об условиях труда в заключении, содержащемся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке, принятие иных справок и документов медицинского характера при подборе подходящей работы законодательством не предусмотрено. Просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель заинтересованного лица МУП «Поронайская коммунальная компания-1» Грачёва О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском Андриянов не согласилась, пояснив, что истец сам отказался от трудоустройства, сказав, что не сможет выполнять предложенную работу по состоянию здоровья, при этом по медицинским показаниям ограничений не имелось, предложенная работа относится к легкому труду.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, и оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, Андриянов в соответствии с приказом от дата *л по *» уволен с должности машиниста насосных установок КНС 2 разряда участка водо-канализационного хозяйства с дата по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации по сокращению штата организации и численности работников.

дата Андриянов обратился в ОКУ «Поронайский ЦЗН» с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы и в этот же день в соответствии с нормами Закона Российской Федерации от дата * «О занятости населения в Российской Федерации» был зарегистрирован в целях поиска подходящей работы.

За ним был сохранен среднемесячный заработок за четвертый месяц со дня увольнения.

дата Андриянов было выдано направление на работу в МУП «Поронайская коммунальная компания-1» на вакантную должность «рабочий зеленого хозяйства», от которой согласно записи в графе направления «Результат рассмотрения кандидатуры» истец отказался в связи с плохим зрением, при этом основания для отклонения его кандидатуры МУП «Поронайская коммунальная компания -1» отсутствуют.

дата решением организационно-методической комиссии ОКУ «Поронайский ЦЗН» *Андриянов было отказано в предоставлении права на сохранение среднего месячного заработка в течение пятого месяца из-за отказа от подходящей работы по закону.

В этот же день истец обратился к ответчику с заявлением о внесении изменений в вышеуказанное решение ссылаясь на то, что от предложенных ему вариантов он отказался не из-за характера работы, а по состоянию здоровья.

В связи с чем, дата организационно-методической комиссией ОКУ «Поронайский ЦЗН» принято решение о непредоставлении Андриянов права на сохранение среднего месячного заработка в течение пятого месяца из-за отказов от подходящей работы по закону, с указанием, что дата последнему было выдано направление на работу в * по профессии «рабочий зеленного хозяйства», предложенная работа являлась подходящей для данного клиента, от которой он отказался в отделе кадров предприятия в связи с плохим зрением. дата Андриянов было выдано два направления подходящей работы по закону подсобным рабочим в ООО *» и обработчиком рыбы ИП «*4»

Не согласившись с данными решениями Андриянов обратился в суд с настоящим иском о признании решений незаконными, как и действий сотрудников ответчика по предложению для трудоустройства работы в нарушение пункта 6 Требования к подбору подходящей работы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от дата *, без учета его возраста и состояния здоровья, а именно наличия у него глаукомы, катаракты и ангиосклероза сосудов сетчатки обоих глаз, что подтверждается заключением консультанта врача-офтальмолога ГБУЗ «Сахалинская областная больница», при котором рекомендовано – избегать ситуаций, вызывающих прилив крови к голове, работы в наклон, поднятие тяжестей более 10 кг.

В соответствии со статьей 318 Трудового кодекса Российской Федерации работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части 1 статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части 1 статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Следовательно, решение о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения является исключительным (из общего правила) случаем и может быть принято только при условии, что работник в течение соответствующего периода времени со дня увольнения обратился в орган службы занятости и у последнего действительно отсутствовала возможность для трудоустройства безработного.

В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Подходящей не может считаться работа, если: она связана с переменой места жительства без согласия гражданина, условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда, предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее — прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от дата * утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правила регистрации безработных граждан и Требования к подбору подходящей работы, согласно последним подбор подходящей работы зарегистрированным гражданам и безработным гражданам осуществляется исходя из сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения – работодателей (пункт 2).

Подбор подходящей работы осуществляется с учетом профессии (специальности), должности, вида деятельности, уровня образования и квалификации, опыта и навыков работы, размера среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы гражданина, заключения о рекомендуемом характере и условиях труда, транспортной доступности рабочего места, а также требований работодателя к кандидатуре работника, содержащихся в сведениях о свободных рабочих местах и вакантных должностях (пункт 3 Требования к подбору подходящей работы).

Для зарегистрированных граждан, вставших на регистрационный учет в течение 12 месяцев после увольнения по любым основаниям, подходящей считается работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья граждан и транспортной доступности рабочего места (пункт 6 Требования к подбору подходящей работы).

Согласно пункту 10 Требования к подбору подходящей работы при подборе зарегистрированным гражданам и безработным гражданам подходящей работы не допускается:

а) предложение одного и того же варианта работы дважды, а для граждан, впервые ищущих работу, ранее не работавших и при этом не имеющих профессии (специальности), предложение одного и того же варианта профессионального обучения или дополнительного профессионального образования дважды,

б) направление на рабочие места без учета развития сети общественного транспорта, обеспечивающей транспортную доступность рабочего места,

в) предложение работы, которая связана с переменой места жительства граждан без их согласия,

г) предложение работы, условия труда которой не соответствуют правилам и нормам по охране труда,

д) предложение работы, заработок по которой ниже среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы граждан. Для граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

В силу пункта 3 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденных вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации, постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами следующих документов:

а) паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий,

б) для граждан, относящихся к категории инвалидов, — индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и об условиях труда (далее — индивидуальная программа реабилитации).

В соответствии с пунктом 4 названных Правил при постановке на регистрационный учет граждане могут предъявить в том числе следующие документы:

а) трудовая книжка или документ, ее заменяющий, а также трудовые договоры и служебные контракты,

б) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях,

в) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы,

г) документы, подтверждающие прекращение гражданами трудовой или иной деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке,

д) документы, подтверждающие отнесение граждан к категории испытывающих трудности в поиске подходящей работы, предусмотренной статьей 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Таким образом, документом, характеризующим состояние здоровья гражданина в части его способности к осуществлению трудовой деятельности, согласно приведенных норм законодательства, является индивидуальная программа реабилитации инвалида, содержащая в том числе сведения о степени ограничения способности к трудовой деятельности, противопоказанных и доступных условиях и видах труда. Предоставление гражданами иных документов не предусмотрено. При этом действующие нормативные правовые акты в сфере занятости населения не содержат наименования документа, подтверждающего ограничения по состоянию здоровья в трудовой деятельности для граждан, не относящихся к категории инвалидов, и необходимость предоставления такой информации органам службы занятости.

Исходя из анализа вышеприведенных норм законодательства, при установленных по делу обстоятельствах, принимая во внимание, что в отношении Андриянов статус инвалида не установлен, из пояснений представителя МУП «Поронайская коммунальная компания-1», привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, Грачёвой О.В. следует, что работа «рабочий зеленого хозяйства» относится к легкому труду, при явке *7 на предприятие по направлению ОКУ «Поронайский ЦЗН» для трудоустройства на вопрос когда он сможет приступить к работе, Андриянов отказался от нее по причине состояния здоровья, несмотря на то, что работодатель не усматривал оснований для отказа ему в трудоустройстве на данную должность, суд находит доводы стороны административного истца несостоятельными, направленными на иное толкование закона и не усматривает оснований для удовлетворения требований Андриянов

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

в удовлетворении требований Андриянов к областному казенному учреждению «Поронайский центр занятости населения» о признании решений организационно-методической комиссии об отказе в предоставлении права на сохранение среднего месячного заработка в течение пятого месяца и действий должностных лиц по предложению неподходящей работы без учета состояния здоровья и возраста незаконным, возложении обязанности выдать решение о получении среднего месячного заработка за пятый и шестой месяцы нетрудоустройства, взыскании судебных расходов — отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Поронайский городской суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательном виде.

Мотивированное решение составлено дата .

Судья Поронайского городского суда Т.В. Попова