Решение № 2-923/19 от 14.05.2019 Хабаровского районного суда (Хабаровский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 14 мая 2019 года

Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:

единолично судьи Карбовского С.Р.,

при секретаре Мазур С.О.,

с участием:

истца Брилева В.В.,

представителей ответчика Совета депутатов Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края – Целищевой М.Ю. и Рудаковой Т.В.,

заместителя прокурора Хабаровского района Сова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Брилева Вячеслава Валерьевича к Совету депутатов Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края о восстановлении в должности главы Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края с выплатой всех причитающихся компенсаций,

У С Т А Н О В И Л:

Брилев Вячеслав Валерьевич обратилась в суд с иском к Совету депутатов Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края об отмене решения Совета депутатов Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 20.01.2018 года № 1 «О внесении изменений в Устав Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края», восстановлении в должности главы Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края с выплатой всех причитающихся компенсаций, возложении обязанности провести выборы главы Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края в соответствии с действующим законодательством.

Определением суда от 22.03.2019 года исковое заявление Брилева Вячеслава Валерьевича к Совету депутатов Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края в части требований об отмене решения Совета депутатов Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 20.01.2018 года № 1 «О внесении изменений в Устав Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края», возложении обязанности провести выборы главы Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края в соответствии с действующим законодательством – возвращено заявителю.

Требование Брилева В.В. о восстановлении в должности главы Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края с выплатой всех причитающихся компенсаций принято судом к производству.

К участию в деле привлечен прокурор Хабаровского района.

Свои исковые требования истец мотивирует тем, что 19.05.2013 на территории Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края состоялись прямые выборы главы Корсаковского поселения. Истец участвовал в указанных выборах в качестве кандидата на должность главы Корсаковского поселения. По результатам выборов, решением муниципальной избирательной комиссии Корсаковского поселения он был избран главой Корсаковского поселения. Согласно распоряжения администрации Корсаковского сельского о вступлении в должность от 22.05.2013 № 17 л/с к обязанностям главы приступил 22.05.2013г.

Согласно п. 2 ст. 30 Устава Корсаковского поселения, принятого решением Совета депутатов Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 05.05.2005 № 3, срок полномочий главы поселения составляет пять лет. Согласно п. 4, ст. 30 Устава Корсаковского поселения, полномочия главы сельского поселения начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы сельского поселения.

20.01.2018 года решением Совета депутатов Корсаковского поселения от № 1 в Устав Корсаковского поселения, а именно в п.2 ст. 30 внесены изменения, согласно которым глава сельского поселения избирается Советом депутатов сельского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса и возглавляет местную администрацию.

Данные изменения внесены с нарушением действующего законодательства, а именно в нарушении пп.1 п.3 ст. 28. 3. федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ, а также с нарушением пп. 1 п. 3 ст. 13 Устава муниципального образования Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, так как перед принятием решения должны были быть проведены публичные слушания по проекту решения Совета депутатов, чтобы выяснить мнение населения по поводу внесения изменений в Устав поселения. Публичные слушания не проводились.

Согласно п. 4 ст. 44 Устава муниципального образования Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении только в случае, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Данная норма закона носит альтернативный характер, то есть муниципальное образование имеет право выбирать самостоятельно (через представительный орган) порядок избрания главы, но с обязательным учетом мнения населения, гарантом которого являются публичные слушания. Существует судебная практика, согласно которой не проведение публичных слушаний при принятии подобного рода решений является основанием для отмены решения представительного органа, так как согласно п.1 ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Решением Совета депутатов Корсаковского поселения от 06.06.2018 №13 избран новый глава Корсаковского поселения в результате чего истец согласно распоряжения администрации Корсаковского поселения от 15.06.2018 № 21 л/с прекратил исполнение полномочий главы Корсаковского поселения. Истец считает, что данным решением нарушены его права и федеральное законодательство РФ, так как согласно п.1 ст. 8 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации срок, на который избираются федеральные органы государственной власти, устанавливается Конституцией Российской Федерации. Срок, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, и срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливаются соответственно конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет.

Днем окончания срока, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва — день голосования на указанных выборах. Если второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье сентября объявлено в установленном порядке рабочим днем, днем окончания срока, на который избираются указанные органы или депутаты, является третье воскресенье сентября.

В соответствии с указанной нормой полномочия главы Корсаковского поселения должны были быть продлены до дня общего голосования, а именно 09.09.2018.

На основании изложенного, истец Брилев В.В. просит суд восстановить его в должности главы Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, с выплатой всех причитающихся ему компенсаций.

В судебном заседании истец Брилев В.В. свои исковые требования поддержал, по доводам и основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представители ответчика Совета депутатов Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края Целищева М.Ю. и Рудакова Т.В. иск не признали, просили суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Заместитель прокурора Хабаровского района Сова А.В. в своем заключении полагал заявленные исковые требования Брилева В.В. не подлежащими удовлетворению.

Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что по результатам голосования на досрочных выборах главы Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, утвержденным постановлением избирательной комиссии муниципального образования от 20.05.2013 г. № 41, Брилев Вячеслав Валерьевич избран главой Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края и 22.05.2013 года вступил в должность (распоряжение администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 22.05.2013 г. № 17л/с).

15.06.2018 года Брилев Вячеслав Валерьевич освобожден от должности главы Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края в связи с не избранием на должность главы Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (распоряжение администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 15.06.2018 г. № 21л/с).

Распоряжение администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 15.06.2018 г. № 21л/с подписано самим Брилевым В.В.

Вновь избранная глава Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края Аверкина Л.В. вступила в должность с 16.06.2018 года (распоряжение администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 15.06.2018 г. № 22л/с).

Распоряжение администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 15.06.2018 г. № 22л/с подписано Аверкиной Л.В.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее — Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ).

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения обладают полномочиями на принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов (пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).

Устав Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее — Устав Корсаковского сельского поселения) принят решением Совета депутатов Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 05.05.2005 № 3.

Принятие Устава сельского поселения, внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции Совета депутатов (подпункт 1 пункта 1 статьи 20 Устав Корсаковского сельского поселения).

Статьей 23 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ определено, что муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (часть 1). Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании (часть 3). Законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств (часть 3.1).

Согласно статье 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть1). Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 2). Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

В соответствии со статьей 1 Устава Корсаковского сельского поселения, Устав Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее — сельское поселение) на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – федеральный закон № 131-ФЗ), действующего законодательства Российской Федерации и Хабаровского края (далее – край) определяет организацию местного самоуправления в сельском поселении, структуру, порядок формирования, полномочия, организацию деятельности органов местного самоуправления, регулирует иные вопросы организации местного самоуправления в сельском поселении (пункт 1). Устав сельского поселения является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории сельского поселения. Иные муниципальные правовые акты, принимаемые органами местного самоуправления и должностными лицами, не должны противоречить настоящему Уставу (пункт 2). Устав сельского поселения подлежит обязательному исполнению на всей территории сельского поселения (пункт 3).

В силу статьи 18. Устава Корсаковского сельского поселения, структуру органов местного самоуправления составляют Совет депутатов сельского поселения, глава сельского поселения, администрация сельского поселения (исполнительно-распорядительный орган сельского поселения), Контрольно-счетная палата сельского поселения, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами края (пункт 1). Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются настоящим Уставом (пункт 2). Выборы депутатов, главы сельского поселения проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по одномандатному (многомандатному) избирательным округам, образованным на территории сельского муниципального поселения (пункт 6).

Как установлено статьей 30 Устава Корсаковского сельского поселения, глава сельского поселения входит в структуру органов местного самоуправления сельского поселения, является высшим должностным лицом сельского поселения и наделяется настоящим Уставом в соответствии с федеральным законом № 131-ФЗ собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (пункт 1). Глава сельского поселения избирается Советом депутатов сельского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса и возглавляет местную администрацию. Срок полномочий главы сельского поселения составляет пять лет (пункт 2). Полномочия главы сельского поселения начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы сельского поселения (пункт 4). Гарантии осуществления полномочий главы сельского поселения, устанавливаются настоящим Уставом в соответствии с федеральными законами и законами Хабаровского края (пункт 8).

06.06.2018 года, Советом депутатов Корсаковского сельского поселения избрана главой сельского поселения Аверкина Л.В. (решение Совета депутатов Корсаковского сельского поселения от 06.06.2018 г. № 13 «Об избрании главы Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края»).

Поскольку, в силу пункта 4 статьи 30 Устава Корсаковского сельского поселения, вступление в должность вновь избранного главы сельского поселения является самостоятельным основанием для прекращения полномочий главы сельского поселения, то прекращение полномочий Брилева В.В., как главы сельского поселения, является законным и обоснованным.

Суд отклоняет доводы истца о незаконности Устава Корсаковского сельского поселения, так как указанный Устав в силу ч.1 ст.7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ является муниципальным нормативным актом и его законность презюмируется.

Суду не предоставлено сведений о том, что Устав Корсаковского сельского поселения, в части или полностью, оспорен или признан незаконным.

Суд учитывает, что истец не лишен возможности оспорить Устав Корсаковского сельского поселения в порядке, установленном главой 21 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Судом не может быть оценка законности Устава Корсаковского сельского поселения поскольку, согласно пункту 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства РФ, дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований рассматривает в качестве суда первой инстанции верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа.

Кроме того, согласно части 1 статьи 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Верховный Суд Российской Федерации в пункте 3 постановления Пленума от 17 марта 2004 года N 2 О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации разъяснил, что заявление работника о восстановлении на работе подается в районный суд в месячный срок со дня вручения ему копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки, либо со дня, когда работник отказался от получения приказа об увольнении или трудовой книжки, а о разрешении иного индивидуального трудового спора — в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Брилев В.В. освобожден от должности главы сельского поселения распоряжением администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 15.06.2018 г. № 21л/с, которое подписано им же.

Таким образом, уже 15.06.2018 года Брилеву В.В. было достоверно известно о прекращении его полномочий как главы сельского поселения.

С настоящим иском Брилев В.В. обратился в суд только 19.03.2019 года, т.е. с пропуском установленного частью 1 статьи 392 Трудового кодекса РФ срока на обращение в суд за защитой нарушенных трудовых прав, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Поскольку требование истца о восстановлении в должности главы сельского поселения удовлетворению не подлежит, правовые основания для взыскания с ответчика связанных с восстановлением на работе платежей отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Брилева Вячеслава Валерьевича к Совету депутатов Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края о восстановлении в должности главы Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края с выплатой всех причитающихся компенсаций – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья /подпись/ С.Р. Карбовский

Мотивированное решение изготовлено 14.05.2019 года.

Копия верна: Судья С.Р. Карбовский