Дело № 2 – 1505/2018 <,данные изъяты>,
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Балахна 12 декабря 2018 года
Балахнинский городской суд Нижегородской области в лице председательствующего судьи А.Н.Карпычева, при секретаре С.С.Новиковой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Светловой Т.Е. к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Балахнинскому району Нижегородской области о включении периодов в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, признании права на досрочную пенсию по старости с момента обращения и обязании назначить досрочно трудовую пенсию по старости,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №»,
УСТАНОВИЛ:
Истец Светлова Т.Е. обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Балахнинскому району Нижегородской области о включении периодов в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, признании права на досрочную пенсию по старости с момента обращения и обязании назначить досрочно трудовую пенсию по старости.
Просит признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда по Балахнинскому району Нижегородской области в назначении досрочной страховой пенсии по старости как педагогическому работнику, обязать ГУ УПФР по Балахнинскому району Нижегородской области включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в порядке подп. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» в календарном исчислении периоды работы: с <,дата>, по <,дата>, (за исключением периодов административных и учебных отпусков, курсов повышения квалификации) — период работы в должности старшая пионервожатая в МБОУ «Средняя школа №»,
с <,дата>,. по <,дата>, — период декретного отпуска,
с <,дата>,. по <,дата>, — периода в отпуске по уходу за ребенком.
Обязать ГУ УПФР по Балахнинскому району Нижегородской области назначить досрочную страховую пенсию по старости как педагогическому работнику с даты обращения в Пенсионный фонд, т.е. <,дата>,.
В обоснование своих требований указывает, что она обратилась в Управление Пенсионного фонда по Балахнинскому району Нижегородской области <,дата>, с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В результате рассмотрения документов комиссией отдела назначения и выплат пенсии УПФР по Балахнинскому району Нижегородской области было вынесено решение об отказе в назначении пенсии.
В назначении пенсии истцу было отказано в связи с тем, что в стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, не были приняты к зачету следующие периоды работы:
с <,дата>, по <,дата>,, старшая вожатая, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №», в том числе отпуск без сохранения заработной платы, отпуск по уходу за ребенком, поскольку, у истца, отсутствует работа до <,дата>, в должности, предусмотренной Перечнем №.
С данным отказом истец не согласна, поскольку с <,дата>, она работает в должностях, осуществляющих педагогическую деятельность в детских учреждениях, а именно: в период с <,дата>, по <,дата>, работала в должности старшей пионервожатой МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №». В период указанной трудовой деятельности с <,дата>, действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от <,дата>,№. Полагает, что работа в должности пионервожатой в школе включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.
С <,дата>, было введено в действие Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от <,дата>, N №, нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты Постановления Совета Министров СССР от <,дата>,№. Позиция о том, что если работник занимал указанную должность до 1993 года, то данный период подлежит включению в педагогический стаж, отражена в Определении Верховного Суда РФ от <,дата>,№, в Определении Верховного Суда РФ от <,дата>,№, Определении Верховного Суда РФ от <,дата>,№.
На дату обращения истцом выработано <,данные изъяты>, стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением.
В период работы в школе № у истца имелся период декретного отпуска и отпуска по уходу за ребенком <,дата>, года рождения. В декретном отпуске истец находилась с <,дата>, по <,дата>,.
Считает, что на основании Постановления ВС РСФСР от <,дата>, N № «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства», период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности родам в период временной нетрудоспособности. Считает, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с <,дата>,. подлежит включению в специальный стаж, т.к. в данный период времени действовало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от <,дата>,г. № «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», в пункте 2 которого предусматривалось, что с <,дата>, повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Указанная норма закона действовала до <,дата>,, т.е. до вступления в силу закона РФ от <,дата>, «О внесении изменений и дополнений в КзоТ РФ».
Ребенок истца родился <,дата>,, в силу Постановления Пленума Верховного суда РФ от <,дата>,. № «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с <,дата>, по <,дата>, полагает, что подлежит включению в педагогический стаж.
При включении указанных периодов, педагогический стаж истца будет составлять на дату обращения в Пенсионный фонд более требуемых законом 25 лет.
В ходе рассмотрения дела исковые требования истца были дополнены требованием о включении в педагогический стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с <,дата>, г., с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,.
В судебном заседании, в котором гражданское дело было рассмотрено по существу, истец не присутствовала, ранее исковые требования в уточненном виде поддержала. О времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в представленном суду заявлении просила рассмотреть гражданское дело в её отсутствие.
Представитель ответчика в судебном заседании, в котором гражданское дело было рассмотрено по существу, не присутствовала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть гражданское дело в её отсутствие, ранее исковые требования не признала. Пояснила, что решение ГУ- УПФР по Балахнинскому району Нижегородской области от <,дата>,№ было вынесено на законных основаниях, с соблюдением всех требований законодательства. Принятое решение она поддерживает, полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, в судебное заседание, в котором дело рассмотрено по существу, не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть гражданское дело в её отсутствие, ранее исковые требования Светловой Т.Е. поддержала.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца подлежат удовлетворению частично.
Судом установлено, что Светлова (Шальнова, Селецкая) Т.Е., <,дата>, года рождения, согласно трудовой книжке АТ-IV №, Справке № от <,дата>,, уточняющей работу в должностях, дающих право на пенсию в связи с педагогической деятельностью, Справке № от <,дата>,, уточняющей работу в должностях, дающих право на пенсию в связи с педагогической деятельностью, <,дата>, была принята на работу в среднюю общеобразовательную школу <,адрес>,№ (в настоящее время Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №») на должность технички,
с <,дата>, по <,дата>, работала в должности старшей вожатой,
с <,дата>, по <,дата>, работала в должности воспитатель группы продленного дня,
с <,дата>, по <,дата>, работала в должности учитель английского языка (1,0 ставки),
с <,дата>, по <,дата>, работала в должности учитель английского языка (0,62 ставки),
с <,дата>, по <,дата>, работала в должности организатор-преподаватель ОБЖ (1,0 ставки),
с <,дата>, по дату составления справки (<,дата>,) работала в должности учителя ОБЖ (1,0 ставки).
<,дата>, Светлова Т.Е. обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с наличием педагогического стажа, необходимого для её назначения.
Решением ГУ-УПФР по Балахнинскому району Нижегородской области от <,дата>,№ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей, в педагогический стаж не включены следующие периоды работы:
с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>, — периоды нахождения на курсах повышения квалификации на основании уточняющей справки МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» № от <,дата>, и данных ИЛС,
с <,дата>, по <,дата>,, <,дата>,, с<,дата>, по <,дата>,, <,дата>,, <,дата>,, <,дата>,, <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, <,дата>,, <,дата>,, <,дата>,, <,дата>,, <,дата>,, <,дата>,, <,дата>,, <,дата>, — периоды отпусков без сохранения заработной платы на основании уточняющей справки № от <,дата>, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» и данных ИЛС,
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>, — периоды учебных отпусков на основании уточняющей справки № от <,дата>,. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» и данных ИЛС, в соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства от <,дата>,№,
с <,дата>, по <,дата>, — старшая вожатая, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №», в т.ч. отпуск без сохранения заработной платы, отпуск по уходу за ребенком, так как должность «старшая пионервожатая» предусмотренная п.2 Положения № может быть засчитана в стаж на соответствующих видах работ при наличии до <,дата>, работы по Перечню учреждений, организаций и должностей, утв. Постановлением №. Поскольку, у Светловой Т.Е. отсутствует работа до <,дата>, в должности, предусмотренной Перечнем №, соответственно, отсутствуют основания для учета в стаж периода работы «старшей пионервожатой»,
С <,дата>, по <,дата>, – учитель английского языка МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №», 0,61 ставки, так как согласно п.4 Правил исчисления от <,дата>,№ в специальный стаж включается работа в должностях в учреждениях, указанных в Списке, начиная с <,дата>, при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической нагрузки), установленной за ставку заработной платы.
С учётом изложенного, педагогический стаж Светловой Т.Е. ответчиком был определен <,данные изъяты>,.
Не согласившись с указанным решением, Светлова Т.Е. обратилась в суд с настоящим иском к ГУ — УПФР по Балахнинскому району Нижегородской области.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от <,дата>, N №-ФЗ О трудовых пенсиях в Российской Федерации право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <,дата>, N № утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации (Постановлением Правительства РФ от <,дата>, N № в Правила внесены изменения).
Данные Правила устанавливают порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации.
Кроме того, Правила, утвержденные данным документом, применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона О страховых пенсиях в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от <,дата>, N №.
В силу п. 4 данных Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено этими правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Решая вопрос о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода работы Светловой Т.Е. с <,дата>, по <,дата>,, суд обращает внимание на следующее.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 указанного закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от <,дата>, N №-ФЗ О страховых пенсиях (далее — Федеральный закон от <,дата>, N №-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения содержались в подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от <,дата>, N №-ФЗ О трудовых пенсиях в Российской Федерации.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от <,дата>, N №-ФЗ).
В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от <,дата>, N № О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение.
В соответствии с пп. м п. 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от <,дата>, N № О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации, и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации,
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от <,дата>, N № Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, с применением положений абз. 3 п. 3 указанного постановления — для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с <,дата>, по <,дата>, включительно,
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР О государственных пенсиях в РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от <,дата>, N № Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, с применением положений п. 2 указанного постановления — для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с <,дата>, по <,дата>, включительно,
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от <,дата>, N № О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства), — для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до <,дата>,.
При этом согласно подп. в п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от <,дата>, N № О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подп. м п. 1 настоящего постановления, последовательно применяются:
положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от <,дата>, N № О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства, — для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до <,дата>,,
постановление Совета Министров РСФСР от <,дата>, N № — для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с <,дата>, по <,дата>, включительно,
правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от <,дата>, N № — в период с <,дата>, по <,дата>, включительно,
правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <,дата>, N № — с <,дата>,.
Ссылка Светловой Т.Е. на Постановление КС РФ от <,дата>, N № безосновательна, поскольку данным постановлением установлено, что сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
Таким образом, период работы в должности «пионервожатая», «старшая пионервожатая» включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью, при условии, что на момент выполнения работы в указанной должности действовало Постановление Совета Министров СССР от <,дата>, N № О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства и впоследствии работником было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Должности «старшая вожатая», «старшая пионервожатая», «вожатая» в указанных выше перечнях должностей, подлежащих применению после <,дата>,, отсутствуют.
При этом указанные выше нормативные акты не связывают возможность зачёта периода работы в должности «пионервожатая», «старшая пионервожатая» в педагогический стаж от наличия иной педагогической деятельности.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от <,дата>, N № Об установлении тождества отдельных наименований должностей (Зарегистрировано в Минюсте РФ <,дата>, N №) или иным нормативно-правовым актом тождественность должности «старшая вожатая» какой-либо должности из указанных списков не установлена.
Таким образом, у суда отсутствуют основания для включения в педагогический стаж Светловой Т.Е. периода работы в должности старшей пионервожатой за период после <,дата>,, поскольку представленными документами не подтверждается, что выполняемая работа относится к видам работ, подлежащим включению в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При этом не имеет правового значения то обстоятельство, что в указанный период Светлова Т.Е. находилась в отпуске по уходу за ребёнком в возрасте до 3 лет, поскольку в этот период за работником сохраняется право на досрочное назначение пенсии, которое ему положено в силу обстоятельств, прямо предусмотренных действующим на указанный период законодательством.
Светловой Т.Е. также заявлено требование о включении в стаж периодов повышения квалификации.
В соответствии с правовой позицией Международной Организации Труда, изложенной в п. 21 Рекомендации N №, период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике. При этом в вышеуказанных рекомендациях понятие оплачиваемый учебный отпуск означает отпуск, предоставляемый трудящимся в рабочее время, на определенный период, с выплатой соответствующих денежных пособий, для целей образования.
Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ от <,дата>, N № Об образовании, действовавшего до <,дата>,, педагогические работники образовательного учреждения имеют право проходить не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогических работников, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Аналогичные положения закреплены Федеральным законом от <,дата>, N №-ФЗ Об образовании в Российской Федерации пунктом 2 части 5 статьи 47 которого предусмотрено право педагогических работников на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
Письмом Минобрнауки России N №, Общероссийского Профсоюза образования N № от <,дата>, О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование (вместе с Разъяснениями по реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование) разъяснено, что Педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование (далее – ДПО) по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
При этом указанным письмом разъясняется, что ДПО осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (далее — ДПП): программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки (часть 2 статьи 76 Федерального закона N №-ФЗ).
Организация предоставления ДПО в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования (пункт 9 части 1 статьи 8 Федерального закона N №-ФЗ). Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона N №-ФЗ обеспечение ДПО педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций осуществляется посредством доведения необходимых средств до соответствующих организаций в структуре нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ДПП утвержден приказом Минобрнауки России от <,дата>, N № (далее — Порядок организации ДПО) и является обязательным для организаций ДПО, образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение (научные организации или иные юридические лица) (пункт 2 Порядка организации ДПО).
Пунктом 5 части 3 статьи 28 Федерального закона N №-ФЗ создание условий и организация ДПО работников отнесена к компетенции образовательной организации, фактически — к компетенции работодателя.
К созданию условий для ДПО работников относится урегулирование не только организационных, но и финансовых вопросов, непосредственно связанных с ДПО работников, в том числе:
предоставление гарантий и компенсаций, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором,
направление работника на обучение (как в субъекте Российской Федерации, так и за его пределами) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации либо оплата обучения работника, зачисляемого на обучение, за счет средств организации, предусмотренных на эти цели, включая средства, доведенные до организации в структуре нормативных затрат на оказание услуг в сфере образования, а также полученные от приносящей доход деятельности.
Таким образом, по смыслу приведенных норм, за педагогическим работником, направленным на курсы повышения квалификации, право на зачёт данного периода в педагогический стаж сохраняется.
Учитывая указанные положения законодательства, курсы повышения квалификации подлежат включению в педагогический стаж при условии выполнения других требований законодательства к периодам, включаемым в страховой стаж.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <,дата>, N №, определено, что периоды выполнявшейся до <,дата>, работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с <,дата>, — при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Как следует из материалов дела, в периоды прохождения курсов повышения квалификации с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>, гг. Светлова Т.Е. работала в должности учителя с 1,0 ставки.
Указанные периоды работы по основному месту работы были включены Ответчиком в педагогический стаж, ввиду чего основания для не включения периодов прохождения курсов повышения квалификации, относящихся к указанным периодам, в педагогический стаж у ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Балахнинскому району Нижегородской области не имелось.
Таким образом, периоды прохождения курсов повышения квалификации с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>, гг. подлежат включения в педагогический стаж.
Исходя из положений пункта 57 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <,дата>, N № Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий для окончательного расчета дробная часть числа переводится в календарные дни из расчета 1 календарный месяц равен 30 дням.
Аналогичные правила изложены в пункте <,дата>, Порядка заполнения формы Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ), утвержденного Постановлением Правления ПФ РФ от <,дата>, N № Об утверждении формы Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ), формы Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1), формы Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР), формы Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ), порядка их заполнения и формата сведений (Зарегистрировано в Минюсте России <,дата>, N №).
Таким образом, с учётом включенных настоящим решением периодов в специальный стаж, педагогический стаж Светловой Т.Е. на момент обращения в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Балахнинскому району Нижегородской области <,дата>, составлял <,данные изъяты>,, в силу чего решение ответчика от <,дата>,№ об отказе в назначении пенсии подлежит отмене.
Учитывая изложенное, исковые требования Светловой Т.Е. о признании права на досрочную пенсию по старости с момента обращения в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Балахнинскому району Нижегородской области <,дата>, и обязании назначить досрочно трудовую пенсию по старости также подлежат удовлетворению.
Исковые требования в части включения в педагогический стаж периода с <,дата>, по <,дата>, удовлетворению не подлежат по указанным выше основаниям.
Руководствуясь ст.ст. 7, 27 Федерального закона от <,дата>, N №-ФЗ О трудовых пенсиях в Российской Федерации, ст.ст. 8, 30 Федерального закона от <,дата>, N №-ФЗ О страховых пенсиях, ст.ст.28, 47, 76 Федерального закона от <,дата>, N №-ФЗ Об образовании в Российской Федерации, ст. 187 ТК РФ, ст.ст.56, 98, 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Светловой Т.Е. к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Балахнинскому району Нижегородской области о включении периодов в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, признании права на досрочную пенсию по старости с момента обращения и обязании назначить досрочно трудовую пенсию по старости удовлетворить частично.
Включить в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы в должности старшей пионервожатой МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» с <,дата>, по <,дата>, (за исключением периодов административных и учебных отпусков, курсов повышения квалификации),
период с <,дата>, по <,дата>, – период декретного отпуска и период отпуска по уходу за ребенком,
периоды прохождения курсов повышения квалификации с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,,
решение от <,дата>,№ отменить, обязать ГУ — УПФР по Балахнинскому району Нижегородской области назначить Светловой Т.Е. досрочную пенсию по старости с момента обращения с <,дата>,.
В удовлетворении исковых требований о включении периода с <,дата>, по <,дата>, — отказать.
Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Балахнинский городской суд в течение 1 (одного) месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись А.Н.Карпычев
Мотивированное решение изготовлено <,дата>,
Судья подпись А.Н.Карпычев
Подлинник решения находится в деле №2-1505/2018 в Балахнинском городском суде Нижегородской области.
<,данные изъяты>,
<,данные изъяты>,
Судья А.Н.Карпычев
Секретарь С.С. Новикова