Решение № 2-1335/19 от 25.03.2019 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-1335/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 марта 2019 года

Свердловский районный суд города Костромы в составе:

судьи Шуваловой И.В.,

при секретаре Беляковой М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.П.А. к ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им. Королева Е.И.» о признании действий незаконными, возложении обязанности внести изменения в трудовой договор, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

К.П.А. обратился в суд с иском к ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им. Королева Е.И.» о защите нарушенных трудовых прав. Свои требования мотивировал тем, что с &lt,дата&gt, истец работает в должности хирурга в ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им. Королева Е.И.». &lt,дата&gt, истцу предоставлен проект дополнительного соглашения от &lt,дата&gt, к трудовому договору, в котором предлагается изменить условия оплаты труда и стимулирующие выплаты. Изучив проект дополнительного соглашения и не найдя в нем законных оснований для изменения, в том числе и стимулирующих выплат, &lt,дата&gt, истец обратился к ответчику с письменными разъяснениями. &lt,дата&gt,, истец получил ответ исх. № от &lt,дата&gt,, в котором буквально указывается на то, что среди прочего: «дополнительное соглашение к трудовому договору Вам выдано в рамках статьи 72 Трудового кодекса Российской Федерации, что не требует уведомления. Изменение организационных или технологических условий труда не проводится. Нарушения действующего законодательства отсутствуют…» Кроме этого был приложен проект дополнительного соглашения от &lt,дата&gt, к трудовому договору, в котором также было указано, что на остальные вопросы ответ будет предоставлен в течение 30 –дней. &lt,дата&gt, в адрес истца поступило уведомление от &lt,дата&gt,, в котором указано среди прочего: «Постановлением администрации Костромской области от 24.12.2018 г. №558 «О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 14.11.2015 №405-а» внесены изменения в размеры базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы и коэффициентов по должности (далее – базовый оклад) по профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням работников медицинских организаций. В соответствии с вышеизложенным и на основании статьи 74 Трудового кодекса РФ, уведомляем Вас об изменении с &lt,дата&gt, существенных условий трудового договора в части оплаты труда, а именно: изменении размеров базового и должностного окладов, который будет составлять … руб., изменении размера стимулирующей выплаты за качество, который будет составлять коэф. …». Ответчик в своем уведомлении указывает на то, что изменяет существенные условия трудового договора, ссылаясь на нормы права, не имеющие никакого правоотношения к норме ст. 74 ТК РФ. Кроме того, в нарушение требований ТК РФ ответчиком не представлено доказательств того, что изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда, например изменений в технике и технологии производства, совершенствования рабочих мест на основе их аттестации, структурной реорганизации производства. Постановлением администрации Костромской области от 24.12.2018 г. №558 «О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 14.11.2015 №405, внесены только изменения в размеры базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы и коэффициентов по должности по профессиональным квалификационным группам квалификационным уровням работников медицинских организаций. То есть постановление не содержит изменения (снижения) размера стимулирующей выплаты за качество. Важно, что нет конкретного врача хирурга К.П.А., которому указано снизить стимулирующую выплату за качество с …, как указано в трудовом договоре истца, на … как указано в уведомлении ответчика. Таким образом, ответчик пытается ввести истца в заблуждение, указывая, что изменений нет, а потом, предлагает подписать дополнительное соглашение с изменениями, которые не являются законными. Считает, что отказ в повышении истцу заработной платы (должностного оклада) и уменьшения стимулирующей выплаты за качество с &lt,дата&gt,, путем внесения ответчиком, в дополнительные соглашения незаконных условий и не установления должностного оклада согласно Постановлению, является дискриминацией. В связи с незаконными действиями работодателя истец переживает. Своими незаконными действиями работодатель причинил ему нравственные страдания. Он вынужден обращаться за защитой своих нарушенных прав в суд. Это отнимает у истца время, нервы. Моральные страдания истец оценивает в размере … руб., которые должны быть взысканы в его пользу с работодателя.

В связи с изложенным К.П.А. просил признать уведомление директора ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им.Королева Е.И.» от &lt,дата&gt,. К.П.А., врачу-хирургу хирургического отделения – незаконным и отменить, признать действия директора ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им.Королева Е.И.» в части уменьшения К.П.А. стимулирующей выплаты за качество – незаконными, признать дополнительные соглашения ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им.Королева Е.И.» от &lt,дата&gt,, &lt,дата&gt, и &lt,дата&gt, незаконными и отменить, обязать ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им.Королева Е.И.» внести изменения в трудовой договор от &lt,дата&gt,. К.П.А. согласно Постановлению Администрации КО от &lt,дата&gt,№ «О внесении изменений в постановление Администрации КО от 14.11.2015 года № 405-а» об изменении размеров базового и дополнительного окладов в размере 12 736 рублей с &lt,дата&gt,., признать действия директора ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им.Королева Е.И.» в части не установления с &lt,дата&gt,К.П.А. базового и должностного окладов в размере 12 736 рублей и уменьшения стимулирующей выплаты за качество дискриминацией, взыскать с ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им.Королева Е.И.» в пользу К.П.А. в качестве возмещения морального вреда 10 000 руб.

Определением Свердловского районного суда города Костромы от 25.03.2019г. в связи с отказом от исковых требований производство по делу в части исковых требований о признании незаконным и отмене уведомления директора ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им.Королева Е.И.» от &lt,дата&gt,К.П.А., врачу-хирургу хирургического отделения, признании незаконными и отмене дополнительных соглашений ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им.Королева Е.И.» от &lt,дата&gt,, &lt,дата&gt, и &lt,дата&gt,, признании действий директора ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им.Королева Е.И.» в части не установления с &lt,дата&gt,К.П.А. базового и должностного окладов в размере … рублей и уменьшения стимулирующей выплаты за качество дискриминацией прекращено.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

В судебном заседании представитель К.П.А. на основании доверенности Аникин Д.Б. в оставшейся части исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им.Королева Е.И.» на основании доверенностей Хабарова А.Г., Воронов Д.С. исковые требования не признали. Поддержали доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, согласно которым изменения существенных условий трудового договора полностью соответствует нормам законодательства, не нарушают прав работника и не ухудшают положения работника по сравнению с условиями коллективного договора.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.56 ТК РФ трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

В силу ст.72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

В соответствие со ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Как установлено в ходе рассмотрения дела К.П.А. на основании трудового договора от &lt,дата&gt,. состоит в трудовых отношениях с ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им.Королева Е.И.» в должности врач- хирург хирургического отделения.

Постановлением Администрации Костромской области от 14.11.2015г. № 405-а утверждено Положение об оплате труда работников государственных медицинских организаций Костромской области, устанавливающее порядок и условия оплаты труда работников государственных медицинских организаций Костромской области.

В силу п.2 данного Положения система оплаты труда работников государственных медицинских организаций Костромской области устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Костромской области, содержащими нормы трудового права, и настоящим Положением.

Заработная плата работнику медицинской организации устанавливается трудовым договором (эффективным контрактом), в котором конкретизируются должностные обязанности работника медицинской организации, условия оплаты его труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения выплат стимулирующего характера в зависимости от результатов труда и качества предоставляемых государственных услуг (п.6).

Согласно п.7 Положения система оплаты труда работников медицинских организаций устанавливается с учетом: 1) единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, 2) единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, 3) государственных гарантий по оплате труда, 4) базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, 5) окладов (должностных окладов), 6) перечня выплат компенсационного характера, 7) перечня выплат стимулирующего характера, 8) рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, 9) мнения представительного органа работников.

Согласно п.9 Положения фонд оплаты труда работников медицинской организации формируется исходя из объема субсидий, поступающих в установленном порядке медицинской организации из областного бюджета, средств обязательного медицинского страхования и средств от приносящей доход деятельности в соответствии с локальными нормативными актами медицинской организации.

В целях сохранения кадрового потенциала медицинских организаций рекомендуется внедрять в системы оплаты труда работников новые подходы к формированию гарантированной части заработной платы медицинских работников, что позволит сбалансировать долю тарифной части заработка работников и стимулирующих выплат таким образом, чтобы 55-60 процентов заработной платы направлялось на выплаты по окладам, 30 процентов структуры заработной платы составляли стимулирующие выплаты, в том числе за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности, 10-15 процентов структуры заработной платы — выплаты компенсационного характера в зависимости от условий труда работников медицинской организации.

Размеры базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы и коэффициенты по должности (далее — базовый оклад) по профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням работников медицинских организаций устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей к профессиональным квалификационным группам (далее — ПКГ) и квалификационным уровням (приложение N 1 к настоящему Положению) (п.10).

Работникам медицинских организаций с учетом показателей и критериев эффективности деятельности медицинских организаций устанавливаются выплаты стимулирующего характера согласно Перечню выплат стимулирующего характера, установленных в государственных медицинских организациях Костромской области, в соответствии с приложением № 3 к настоящему Положению.

Показатели и критерии эффективности деятельности медицинских организаций устанавливаются правовыми актами, принятыми исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Конкретный размер выплат стимулирующего характера может определяться как с применением коэффициентов к базовому окладу по соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням работника медицинской организации, так и в абсолютном размере, за исключением надбавки за работу в сельской местности, которая устанавливается в процентном отношении к базовому окладу.

Размер и условия выплат стимулирующего характера работникам медицинских организаций устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с настоящим Положением, за исключением надбавки за работу в сельской местности, размер которой установлен Законом Костромской области от 24 апреля 2008 года № 302-4-ЗКО «Об установлении основ отраслевых систем оплаты труда работников государственных медицинских организаций Костромской области».Выплаты стимулирующего характера осуществляются в пределах фонда оплаты труда (п.12).

Постановлением Администрации Костромской области от 24.12.2018 № 558-а внесены изменения в вышеуказанное Положение в части размера базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы и коэффициентов по должности по профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням работников государственных медицинских организаций Костромской области.

В соответствии со ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Согласно ст. 74 ТК РФ, в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В связи с изменениями в оплате труда &lt,дата&gt,. в адрес К.П.А. директором ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им.Королева Е.И.» было направлено уведомление об изменении с &lt,дата&gt, существенных условий трудового договора в части оплаты труда, а именно: изменении размеров базового и должностного окладов, который будет составлять … руб., изменении размера стимулирующей выплаты за качество, который будет составлять коэффициент … руб.

Согласно материалов дела, до изменений размер базового оклада истца составлял … руб., стимулирующая выплата за качество- коэффициент …

&lt,дата&gt,., &lt,дата&gt,., &lt,дата&gt,. в адрес истца работодателем были направлены дополнительные соглашения к трудовому договору от &lt,дата&gt,., с предложением согласовать вышеуказанные изменения условий оплаты труда.

Не согласившись с изменением коэффициента за качество с … до …, К.П.А. обратился в суд с указанным иском, полагает, что ответчиком не доказана необходимость изменений условий труда, данные изменения ухудшают его положение.

В соответствии с п.16 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019, утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2018 года протокол № 12, размеры и условия установления выплат стимулирующего характера для всех категорий работников учреждений устанавливаются с учетом соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения или по согласованию с представительным органом работников (при наличии такого представительного органа) на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы.

Согласно п.18 Рекомендаций заработная плата работников учреждений (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера) при изменении (совершенствовании) системы оплаты труда не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера), выплачиваемой работникам до ее изменения (совершенствования), при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

В силу пп. «к» п.37 Рекомендаций увеличение фондов оплаты труда работников, в том числе при проведении индексации заработной платы работников, рекомендуется преимущественно направлять на увеличение размеров окладов (должностных окладов).

Из материалов дела следует, что норма выплаты за качество выполняемых работ производится в соответствие Положением о материальном стимулировании работников ОГБУЗ «КОКБ имени Королева Е.И.». Согласно п.2.1 данного Положения выплаты стимулирующего характера производятся при наличии средств, предусмотренных в фонде оплаты труда на эти цели. Согласно п.3.4.2 размер средств, предназначенных для выплат за качество выполняемых работ, определяется на экономическом совете больницы, исходя из средств, предусмотренных в фонде оплаты труда на эти цели и фактических расходов.

Аналогичные условия указаны также в трудовом договоре К.П.А.

Согласно действующему в ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им.Королева Е.И.» положению об экономическом совете, экономический совет является постоянно действующим совещательным органом с целью определения приоритетных направлений экономического развития всего учреждения и его отделений, в том числе экономический совет ежемесячно утверждает размер стимулирующих выплат по итогам работы больницы за предыдущий месяц в соответствии с действующими локальными нормативными актами.

&lt,дата&gt,г. состоялось заседание экономического совета ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им.Королева Е.И.», на котором было установлено, что на день проведения заседания доля базового оклада в общей структуре заработной платы составляет менее …, но оклад- это гарантированная часть заработной платы. С учетом увеличения окладов доля базового оклада в структуре заработной платы составит: врачи- …. В связи с этим на рассмотрение экономического совета было вынесено предложение в абсолютном размере стимулирующую выплату за качество не изменять, установить коэффициент стимулирующей выплаты за качество для врачей- …

При этом, согласно пояснений представителя ответчика, экономический совет исходил из следующих показателей.

В соответствии с п.7 Единых рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год, установление и изменение (совершенствование) систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений осуществляются с учетом: з) фонда оплаты труда, сформированного на календарный год.

В соответствие с приказом Департамента здравоохранения Костромской области от 13.10.2017 года №613 право утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности подведомственных государственных учреждений имеет директор Департамента здравоохранения Костромской области и заместитель директора, имеющий право подписания финансовых документов.

В соответствии с Планами финансово-хозяйственной деятельности ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им.Королева Е.И.», утв. Департаментом здравоохранения Костромской области на &lt,дата&gt, и на &lt,дата&gt, годы, размер выплат на заработную плату в ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им.Королева Е.И.» изменен в &lt,дата&gt,. Сумма выплат на заработную плату в &lt,дата&gt, составляла … рублей. Сумма выплат на заработную плату в &lt,дата&gt, составит … рублей.

Учитывая, что установление и изменение размера стимулирующих выплат является субъективным правом работодателя, и указанное решение принимается при наличии достаточных к тому оснований, внесение изменений в трудовые договоры с работниками больницы в отношении выплат за качество обусловлено решением экономического совета исходя из анализа фонда оплаты труда, оснований для удовлетворения исковых требований о признании действий руководителя ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им. Королева Е.И.» незаконными, возложении обязанности внести изменения в трудовой договор суд не усматривает.

Поскольку требования о взыскании компенсации морального вреда являются производными от указанных требований, нарушений трудовых прав истца в ходе рассмотрения дела не установлено, требования о взыскании компенсации морального вреда также подлежат отклонению.

При этом суд также учитывает, что, как следует из сравнительного анализа окладов и стимулирующих выплат заработная плата истца, начисленная в соответствии с Положением об оплате труда, после внесения изменений в трудовой договор увеличится, что свидетельствует о том, что ухудшения положения работника при изменении условий трудового договора, не произошло.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований К.П.А. к ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им. Королева Е.И.» о признании действий незаконными, возложении обязанности внести изменения в трудовой договор, взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Свердловский районный суд г. Костромы.

Судья И.В. Шувалова

Мотивированное решение изготовлено 28.03.2019г.