Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«24» января 2019 года Куйбышевский районный суд г.Самары в составе:
председательствующего Мельниковой О.А.,
при секретаре Уколовой Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-128/19 по исковому заявлению Т.А. к ГУ УПФ РФ в <,адрес>, г.о. Самара (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец Т.А. обратился в суд к ГУ — УПФ РФ в <,адрес>, г.о. Самара (межрайонное) с иском о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, указав в обоснование требований на то, что в августе 2018 г. он обратился в УПФ в <,адрес>, г.о.Самара с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения на основании подп.20 п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ. Решением ГУ — УПФ в <,адрес>, от <,дата>,№ в досрочном назначении страховой пенсии ему было отказано, основанием к отказу послужило отсутствие требуемого 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Пенсионным органом не зачтены периоды службы в Вооруженных Силах СССР и РФ с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>, в должностях врача части (начальника медицинской службы — начальника медицинского пункта), начальника медицинского пункта, начальника медицинской службы 1223 военно-строительного отряда, в/частей 19880, 11637, 14989, 65309, 421 Отдельного восстановительного батальона. В обоснование отказа ответчик сослался на отсутствие документальных подтверждений медицинской специальности, а в отношении последнего из перечисленных периодов (1999-2000 г.г.) — на то, что «зачет службы по специальности не предусмотрен Правилами № от <,дата>,, Правилами № от <,дата>,» Истец с решением пенсионного органа не согласен, так как в подтверждение факта прохождения военной службы и ее характера им был предоставлен в пенсионный орган военный билет, в котором зафиксированы воинские звания (старший лейтенант, капитан, майор медицинской службы), а также наименование должностей, в которых истец проходил службу (начальник медицинской службы, начальник медицинского пункта). Как в военном билете, так и в его послужном списке указаны соответствующие коды ВУС (военно-учетной специальности), а именно: 901000 — лечебное дело в наземных войсках (врач общей практики), 902000 — терапия. В соответствии с письмом Главного Военно-медицинского Управления Министерства Обороны РФ от <,дата>,№, медицинские пункты, отделения, взводы, роты, батальоны всех наименований (в т.ч. медицинские пункты, лазареты и роты воинских частей, отдельные медицинские батальоны и роты соединений) включены в Классификацию воинских формирований медицинской службы Вооруженных Сил. Медицинский пункт (лазарет, рота) воинской части является медицинским воинским подразделением, являющимся самостоятельным структурным подразделением воинской части, имеющим в своем составе амбулаторию и лазарет. Указанные воинские формирования следует считать лечебно-профилактическими формированиями или их структурными подразделениями войсковой медицинской службы Вооруженных Сил. Согласно п.117 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, утв. Указом Президента РФ от <,дата>,№, а также п.п.28, 29 Руководства по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил РФ в мирное время, утв. приказом начальника Тыла Вооруженных Сил РФ — заместителем Министра обороны РФ от <,дата>,№ (и аналогичным нормативным актам, действовавшим в указанные выше периоды его военной службы), в числе обязанностей начальника медицинской службы (медицинского пункта) значатся: проведение лечебно-профилактических и возложенных на медицинскую службу санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организация медицинского обследования личного состава полка, участие в амбулаторном приеме, осмотр больных, находящихся в медицинском пункте полка и направляемых в лечебные учреждения, контроль лечения больных, помещенных в медицинский пункт полка, ведение постоянного медицинского наблюдения за лицами с хроническими заболеваниями, еженедельный личный амбулаторный прием больных и врачебный обход с начальником и врачами медицинского пункта всех больных, находящихся в лазарете медицинского пункта, и <,адрес>, обязанности свидетельствуют о том, что деятельность начальника медицинской службы (медицинского пункта) непосредственно относится к лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения. В соответствии с п.27 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для назначения страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <,дата>,№, именно военный билет является основным документом, подтверждающим факт прохождения военной службы. При этом характер службы, предполагающий именно деятельность по охране здоровья населения (военнослужащих) и никакую иную, был данным документом также подтвержден. Истец полагает, что никаких фактических обстоятельств, которые дали бы пенсионному органу основание не доверять данному документу, не было. Соответственно, в его специальный стаж указанные выше периоды военной службы должны были засчитываться. Также ответчиком неправомерно не был включен в специальный стаж период работы с <,дата>, по <,дата>, в должности медицинского брата детского нейрохирургического отделения Республиканской клинической больницы № (<,адрес>,, Таджикская ССР). Отказ в зачете данного периода ответчик обосновал отсутствием документального подтверждения занятости на лечебной деятельности. При этом пенсионным органом не было принято во внимание то обстоятельство, что должность медбрата (медсестры) относится к должностям среднего медицинского персонала и в качестве таковой упоминается во всех нормативных актах, регламентирующих порядок исчисления специального стажа в целях досрочного назначения пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения (начиная с Постановления Совета Министров СССР от <,дата>,№ и заканчивая ныне действующим Постановлением Правительства РФ от <,дата>,№. Кроме того, пенсионным органом неправомерно не были включены в специальный стаж следующие периоды времени, в течение которых истец находился на курсах повышения квалификации: с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>, По мнению ответчика, данные периоды не предусмотрены Правилами №, что не соответствует закону. Ссылаясь на изложенное, просил суд признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, обязать ответчика – ГУ — УПФ РФ в <,адрес>, г.о. Самара (межрайонное) назначить страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с момента возникновения соответствующего права, но не ранее момента обращения в пенсионный орган, т.е. с <,дата>,.
В судебном заседании представитель истца Т.А. – Р.А., действующий по доверенности, заявленные исковые требования поддержал по вышеизложенным мотивам.
Представитель ответчика – ГУ УПФ РФ в <,адрес>, – Л.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что период с <,дата>, по <,дата>, работы истца на территории <,адрес>, не может быть включен в специальный стаж, так как не подтверждена занятость на лечебной деятельности. Периоды службы в Вооруженных Силах СССР и РФ с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>, в должностях врача части (начальника медицинской службы — начальника медицинского пункта), начальника медицинского пункта, начальника медицинской службы 1223 военно-строительного отряда, № Отдельного восстановительного батальона не подлежат включению в специальный стаж истца, поскольку отсутствует документальное подтверждение медицинской специальности, при том, что зачет периода службы с 1999-2000 г.г. по специальности не предусмотрен Правилами № от <,дата>,, Правилами № от <,дата>,. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации не предусмотрены Правилами № от <,дата>,., в связи с чем, также не учитываются при исчислении специального стажа. Таким образом, поскольку специальный стаж истца на момент обращения составил 17 лет 2 месяца 22 дня, что менее требуемых 25 лет, просила в иске отказать.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Т.А. обратился в пенсионный орган с вопросом назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, то есть на основании п.п.20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от <,дата>, №400-ФЗ «О страховых пенсиях.
ГУ — УПФ РФ в <,адрес>, г.о. Самара (межрайонное) истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа 25 лет. При этом пенсионным органом не включены в специальный стаж истца периоды с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>, в должностях врача части (начальника медицинской службы — начальника медицинского пункта), начальника медицинского пункта, начальника медицинской службы 1223 военно-строительного отряда, № Отдельного восстановительного батальона, поскольку отсутствует документальное подтверждение медицинской специальности. Периоды с <,дата>, по <,дата>, в должности медицинского брата детского нейрохирургического отделения Республиканской клинической больницы № (<,адрес>,, Таджикская ССР) – в связи с отсутствием документального подтверждения занятости на лечебной деятельности. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, поскольку не предусмотрены пенсионным законодательством.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
Не согласившись с решением ответчика истцом подано настоящее исковое заявление.
Согласно военному билету Т.А. серии №, выданному <,адрес>,<,дата>,, истец проходил военную службу в должности начальника медицинской службы с <,дата>, по <,дата>,.
Как следует из сведений послужного списка истца Т.А. в период с <,дата>, по <,дата>, занимал штатную должность начальника медицинской службы – начальника медицинского пункта 1223 военно-строительного отряда Главного специального военно-строительного управления, <,дата>, зачислен в распоряжение командующего войсками <,адрес>,, в период с <,дата>, по <,дата>, служил в должности начальника медицинского пункта 347 учебного танкового полка 473 окружного учебного центра подготовки младших специалистов, с <,дата>, по <,дата>, начальником медицинской службы – начальника пункта 88 отдельного дорожно-комендантского батальона Уральского военного округа, в период с <,дата>, по <,дата>, находился в распоряжении командующего войсками Приволжского военного округа, в период с <,дата>, по <,дата>, находился в должности начальника медицинской службы – начальника пункта 421 отдельного учебно-ремонтного восстановительного батальона 469 окружного учебного центра подготовки младших специалистов, в период с <,дата>, по <,дата>, занимал должность начальника медицинской службы 17 бригады радиационной, химической и биологической защиты Приволжского военного округа, с <,дата>, по <,дата>, – в должности начальника медицинской службы 1979 базы хранения вооружения и техники, досрочно уволен в связи с невыполнением условий контракта на основании приказа от <,дата>,, а <,дата>, исключен из списков л/с ВЧ всех видов обеспечения.
Согласно подп. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ от <,дата>, N 400-ФЗ О страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 — лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п.2 указанной статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение этой нормы закона Правительство РФ Постановлением № от 16.07.2014г. утвердило Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности) дающей право на досрочное пенсионное обеспечение. В соответствии с указанным Постановлением, при исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона О страховых пенсиях, применяется Список должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <,дата>, N 781 О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации, и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации. При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении стажа применяются: Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от <,дата>, N 1397 О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства, — для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до <,дата>,, Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от <,дата>, N 464 Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет — для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с <,дата>, по <,дата>, включительно, Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, а также Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от <,дата>, N 1066 Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, — для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с <,дата>, по <,дата>, включительно.
Исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <,дата>, N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).
В период прохождения истцом службы с 1992 по 1999 года действовало Постановление Совета Министров РСФСР от <,дата>, N 464 Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых дает право на пенсию за выслугу лет. Единственным и основным условием включения службы в специальный стаж является службы в медицинских должностях. Данное условием истцом было соблюдено, что следует из исследованных судом документов. Медицинские пункты, где работал истец, относятся к лечебно-профилактическим учреждениям.
Кроме того, в период прохождения военной службы действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от <,дата>, N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от <,дата>, N 2-П со ссылкой на Постановление от <,дата>, N 8-П и Определение от <,дата>, N 320-0 указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно приказу Минобороны Российской Федерации от <,дата>,№, главе 2 ч. 1 (ст.ст. 6,12), Руководства по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил СССР от <,дата>,№, а также Перечня военно-медицинских частей и учреждений (подразделений), утвержденному <,дата>, министром здравоохранения Российской Федерации, начальником медицинской службы Вооруженных сил Российской Федерации, медицинские пункты, части, отделения, взводы, роты, батальоны всех наименований включены в классификацию воинских формирований медицинской службы Вооруженных Сил. При этом все они являются самостоятельными структурными подразделениями и имеют в своем составе амбулаторию и лазарет. Согласно п. «а» ч. 1 Перечня военно-медицинских частей и учреждений (подразделений) к лечебно-профилактическим учреждениям (подразделениям) со стационарами относятся отдельные медицинские батальоны и роты. Отдельные медицинские батальоны являются воинской частью медицинской службы, предназначенной для всестороннего медицинского обеспечения соединения (ст. 804). На медицинский батальон возлагается решение задачи оказания квалифицированной хирургической помощи и стационарного лечения больных (п. 3 ст. 805).
В соответствии с п. 29 гл. 3 Руководства по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил РФ на мирное время, утвержденным приказом начальника Тыла заместителем Министра обороны РФ от <,дата>,№, начальник медицинского пункта является командиром медицинской роты и отвечает за проведение лечебно-профилактических мероприятий и осуществление медицинского контроля за условиями жизнедеятельности личного состава полка, снабжение полка медицинской техникой и имуществом, состояние и работу всех функциональных подразделений медицинского пункта. В числе обязанностей начальника медицинского пункта: обязан обеспечивать постоянную готовность медицинского пункта полка к выполнению задач по медицинскому обеспечению полка, оказание неотложной помощи больным и пострадавшим при острых заболеваниях и травмах, организовывать амбулаторное и стационарное лечение больных, их реабилитацию в медицинском пункте полка, а также лечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на дому, периодически лично проводит амбулаторный прием больных, участвует во врачебных обходах, проводимых начальником медицинской службы полка и один раз в неделю самостоятельно проводить врачебный обход с врачами воинских частей военного городка всех больных, находящихся в лазарете медицинского пункта, осматривать всех больных, поступивших в лазарет медицинского пункта в течение суток и всех больных перед выпиской из лазарета, знать состояние больных, находящихся в военном госпитале и других лечебных учреждениях, проводить профилактические осмотры личного состава, диспансерное динамическое наблюдение и необходимые лечебно-оздоровительные мероприятия, профилактические мероприятия по предупреждению заболеваемости и травматизма в полку, проводить утреннюю конференцию с медицинским составом медицинского пункта, организовывать питание больных медицинского пункта по госпитальной норме, осуществлять контроль за медицинским имуществом и т.п.
Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от <,дата>, N 2140) предусмотрено, что начальник медицинской службы полка обязан проводить лечебно-профилактические и противоэпидемические мероприятия, участвовать в амбулаторном приеме, осматривать больных, находящихся в медицинском пункте полка и направляемых в медицинские учреждения, знать состояние больных, помещенных в медицинский пункт полка и контролировать их лечение (ст. 112).
Проанализировав представленные доказательства, суд при приходит к выводу о том, что факт занятости истца в должности начальника медицинской службы войсковой части связан с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, совпадает с обязанностями в соответствующих Списках, характер выполняемой работы подтвержден представленными в судебное заседание доказательствами.
При этом суд принимает во внимание, что в судебном заседании на основании представленных доказательств достоверно подтвердился период службы в указанной должности истца до <,дата>,, в связи с чем отказывая истцу во включении в специальный стаж периода его работы с <,дата>, по <,дата>, орган пенсионного обеспечения неправомерно ограничил его в пенсионных правах, поставив в неравные условия с другими категориями граждан, выполнявших аналогичную работу, что противоречит конституционному принципу равенства всех перед законом, закрепленному статьей 19 Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем суд не усматривает оснований для включения в специальный стаж истца период его работы в должности начальника медицинской службы с <,дата>, по <,дата>,, поскольку достаточных доказательств, подтверждающих факт занятия указанной должности и осуществления лечебной деятельности в материалах дела не имеется. Согласно сведений послужного списка истца Т.А. был досрочно уволен за невыполнение требований контракта <,дата>,, при том, что зачет службы по специальности не предусмотрен Правилами № от <,дата>,., Правилами № от <,дата>,
В этой связи решение пенсионного органа в данной части суд полагает законным и обоснованным.
Одновременно с этим суд полагает, что решение ответчика в части не включения в специальный стаж истца периодов работы с <,дата>, по <,дата>, в должности медицинского брата детского нейрохирургического отделения Республиканской клинической больницы № (<,адрес>,, Таджикская ССР) и периодов нахождения на курсах повышения квалификации является незаконным по следующим основаниям.
Вопросы осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств — республик бывшего СССР регулируются, в том числе, Соглашением от <,дата>,, согласно которому учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах — участниках Соглашения от <,дата>,, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от <,дата>,№).
В соответствии с Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от <,дата>,№, при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств — участников Соглашения от <,дата>, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до <,дата>,, а также после этой даты на территории государств — участников Соглашения от <,дата>,.
В статье 1 Соглашения указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству, на территории которого они проживают.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от <,дата>, N 99р О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств — республик бывшего СССР для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств — участников Соглашения от <,дата>,, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом, трудовой стаж по трудовому договору, имевший место в государствах — участниках Соглашения от <,дата>,, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ до <,дата>,, с применением норм пенсионного законодательства РФ, а периоды по трудовому договору с <,дата>, и по найму с <,дата>, подлежат включению в страховой стаж исключительно при уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от <,дата>,№ разъяснено, что согласно абзацу третьему пункта 3.5 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденное Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от <,дата>,№, действующее до дня вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ периоды работы за границей после <,дата>, засчитываются в трудовой стаж при условии уплаты установленных страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР, если иное не предусмотрено соответствующими соглашениями. Таким образом, для определения права на страховую пенсию по законодательству Российской Федерации учитываются периоды работы на территории государств — участников СНГ до <,дата>,, периоды работы до <,дата>, засчитываются в общий трудовой стаж в целях оценки пенсионных прав путем конвертации в расчетный пенсионный капитал.
Факт работы подтверждается архивной справкой Национального медицинского центра респ. Таджикистан от <,дата>,, подтверждающей работу Т.А. с <,дата>, до <,дата>, в должности медицинского брата нейрохирургического отделения Республиканской клинической больницы №.
С <,дата>, Республиканская клиническая больница №<,адрес>, Таджикской ССР переименована в Республиканскую клиническую больницу имени Д.А.<,адрес>, Таджикской ССР на основании Постановления Совета Министров Таджикской ССР от <,дата>,№ и Приказа Министра здравоохранения Таджикской ССР от <,дата>,№
С <,дата>, Республиканская клиническая больница имени Д.А., переименована в Национальный медицинский Центр Республики Таджикистан на основании Постановления Хукумата Республики Таджикистан т от <,дата>,№ и Приказа Министра здравоохранения Республики Таджикистан от <,дата>,№.
Справкой от <,дата>, подтверждается начисление истцу заработной платы в спорный период за работу в должности медицинского брата нейрохирургического отделения.
В соответствии с Перечнем, утвержденным постановлением СМ СССР от <,дата>,. № право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений: больничные учреждения всех типов и наименований.
В опровержение доводов ответчика истцом представлены надлежащие доказательства, подтверждающие его работу в должности и в учреждении, дающих право на назначение льготной пенсии в связи с лечебной деятельность, в связи с чем период работы Т.А. с <,дата>, по <,дата>, в должности медицинского брата детского нейрохирургического отделения Республиканской клинической больницы № (<,адрес>,, Таджикская ССР) также подлежит включению в специальный стаж лечебной деятельности.
Согласно ст. 54 Основ законодательства об охране здоровья граждан повышение квалификации является обязательным условием трудовой деятельности медицинских работников.
Положения ст. 112 Кодекса законов о труде РФ, ст. 187 Трудового кодекса РФ гарантируют работнику, направленному работодателем для повышения квалификации с отрывом от производства, сохранение за ним места работы (должности) и средней заработной платы. Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом его работы по основному месту работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодателем производятся соответствующие отчисления в Пенсионный фонд РФ.
Повышение квалификации является обязанностью каждого медицинского работника, исполнение которой имеет характер неотъемлемого условия для допуска к осуществлению лечебной работы. Так, согласно подп.3 п.2 ст.73 Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от <,дата>, № 323-ФЗ (и аналогичным нормам действовавших ранее Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от <,дата>,№), медицинские работники обязаны совершенствовать свои профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях. Таким образом, требование об обязательном повышении квалификации является неотъемлемой частью трудовых обязанностей истца, зафиксированных как в действующем законодательстве РФ, так и в соответствующих должностных инструкциях и, исходя из этого, находится в неразрывной связи с осуществлявшейся им деятельностью по охране здоровья населения.
Периоды работы истца с <,дата>, включены в специальный стаж истца в бесспорном порядке.
Факт повышения квалификации подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами, удостоверениями, сертификатами.
Таким образом, учитывая, что в период работы по осуществлению лечебной деятельности, подлежащей включению в специальный стаж, истец направлялся на курсы повышения квалификации работодателем, спорные периоды подлежат включению в специальный стаж Т.А.
Учитывая, что специальный стаж истца составил 17 лет 2 месяца 22 дня, а с учетом включения в специальный стаж спорных периодов работы судом специальный стаж истца, дающий право на назначение трудовой пенсии досрочно, составляет более 25 лет, пенсия подлежит назначению истцу в силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от <,дата>, N 400-ФЗ О страховых пенсиях с момента обращения за ней, то есть с <,дата>,, а решение пенсионного органа в данной части суд полагает незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить частично.
Признать незаконным в части решение ГУ УПФ РФ в <,адрес>,№ от <,дата>,.
Включить в специальный стаж Т.А. периоды работы:
— <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>, в должностях врача части (начальника медицинской службы — начальника медицинского пункта), начальника медицинского пункта, начальника медицинской службы 1223 военно-строительного отряда, № Отдельного восстановительного батальона,
— с <,дата>, до <,дата>, в должности медицинского брата нейрохирургического отделения Республиканской клинической больницы №<,адрес>,, Таджикской ССР,
— с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>,, с <,дата>, по <,дата>, – нахождение на курсах повышения квалификации.
Признать за Т.А. право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <,дата>, №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента обращения за ней, то есть с <,дата>,.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г.Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28.01.2019
Судья: О.А.Мельникова