Решение № 110001-01-2022-003795-25Д от 15.06.2022 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД № 11RS0001-01-2022-003795-25 Дело № 2-4141/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Колосовой Н.Е.,

с участием представителя административного истца Попова С.М.,

при секретаре Чалановой М.В.,

рассмотрев 15 июня 2022 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Коми дорожная компания» к Государственной инспекции труда в Республике Коми, заместителю руководителя Государственной инспекции труда в Республике Коми Муравьеву Павлу Николаевичу, старшему государственному инспектору труда Панюковой Анастасии Николаевне о признании незаконным и отмене решения, предписания,

установил:

АО «Коми дорожная компания» обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Республике Коми о признании незаконными и отмене решения ГИТ в Республике Коми от 21 февраля 2022 года и предписания № 11/7-119-22-ОБ/12-659-И/2020-6 от 15.02.2022 об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В качестве административных соответчиков привлечены: должностные лица ГИТ, заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Республике Коми Муравьев П.Н., старший государственный инспектор труда Панюкова А.Н., заинтересованным лицом – Трошев А.Н.

Представитель административного истца Попов С.М. в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Выслушав объяснения, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Из материалов дела следует, что в соответствии с решением о проведении внеплановой документарной проверки №11/7- 119-22-ОБ/12-231-И/2020-6 от 24.01.2022 старшим государственным инспектором труда отдела надзора и контроля по обеспечению законодательства о труде и охране труда в г. Сыктывкар Панюковой А.А. в период с 24.01.2022 по 15.02.2022 проведена документарная проверка в отношении АО «Коми дорожная компания», результаты проверки которой изложены в Акте документарной проверки №11/7-119-22-ОБ/12-658-И/2020-6 от 15.02.2022, в отношении АО «Коми дорожная компания» выдано предписание № 11/7-119-22-ОБ/12-659-И/2020-6 от 15.02.2022 об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: в соответствии с абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности за выявленные в рамках проведенной проверки нарушения требований трудового законодательства, установленные в акте документарной проверки от 15.02.2022 №11/7-119-22-ОБ/12-658-И/2020-6. Предписанием установлен срок до 28.02.2022. Этот срок продлен старшим государственным инспектором труда до 18.03.2022.

При проведении документарной проверки были рассмотрены следующие документы и сведения: положение об оплате труда АО «Коми дорожная компания», срочный трудовой договор работника Трошева А.Н. и дополнительные соглашения к нему, приказ о приеме работника Трошева А.Н. на работу, заявление о принятии на работу, табель учета рабочего времени за декабрь 2021, график работы за декабрь 2021, функциональные обязанности, служебная записка на привлечение к работе в выходной день, приказ о привлечении к работе в выходные, нерабочие праздничные дни, расчетно-платежные документы, приказ о проведении служебного расследования, документы, связанные с возникшими техническими ошибками и сбоем программ 1C Бухгалтерия, реестры от 14.01.2022 №502, от 20.01.2022 №504, пояснение работодателя.

В ходе проверки установлено, что Трошев А.Н. заключил с АО «Коми дорожная компания» срочный трудовой договор №8 от 19.04.2017 и дополнительные соглашения к нему (от 19.06.2017, 03.07.2017, 01.11.2017, 19.12.2017, 10.07.2018, 25.12.2018, 21.01.2019, 23.12.2019, 03.07.2020, 01.10.2020, 31.12.2020, 04.03.2021).

Согласно п. 1.6 срочного трудового договора №08 от 19.04.2017 работник Трошев А.Н. принят на работу на должность — …. Согласно п. 1 дополнительного соглашения №08 от 21.01.2019 к трудовому договору №08 от 19.04.2017 работник переводится на должность ….

Согласно п. 5.1 срочного трудового договора №08 от 19.04.2017 работнику Трошеву А.Н. устанавливается 40-часовая пятидневная рабочая неделя, с предоставлением выходных дней: суббота, воскресенье.

На основании приказа №УХ10/12-2рв от 10.12.2021 работник Трошев А.Н. в связи с необходимостью выполнения работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, а именно производственной необходимостью для зимнего содержания автомобильных дорог был привлечен к работе в выходные дни (11.12.2021, 12.12.2021).

Трошеву А.Н. оплата за работу в выходные дни (11.12.2021, 12.12.2021) выплачена не 30.12.2021, а 14.01.2021 и 20.01.2021, что подтверждается расчетным листком за декабрь 2021, а также реестрами на зачисление от 14.01.2022 №502, от 20.01.2022 №504, что подтверждается расчетным листком за декабрь 2021, а также реестрами на зачисление от 14.01.2022 №502, от 20.01.2022 № №504.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Обществом была представлена информация для ГИТ в РК в письме №071/0152 от 08.02.2022 на запрос о предоставление сведений (материалов) касающаяся оплаты труда Трошеву А.Н. за декабрь 2021 года, в том числе сообщено, что в работе сервера баз данных 1C Бухгалтерия, 1C Зарплата в период с 01.01.2022 по 14.01.2022 в АО «Коми дорожная компания» возникли сбои (несовместимость программных драйверов взаимодействия систем), выразившиеся в нестабильной работе, а также отключении питания центральной электросети управления, источников бесперебойного питания и функционирования серверного оборудования, с последующим отключением всех систем и перезапуском, что стало причиной, в том числе, некорректного сохранения данных в программе 1C, что отразилось на неполной информации в бухгалтерии Общества о составных частях заработной платы подлежащих выплате работнику Трошева А.Н.

Таким образом 20.01.2022 бухгалтерией Общества была доначислена доплата за работу в праздничные и выходные дни за 11.12.2022, 12.12.2021 с учетом компенсации в порядке ст.236 ТК РФ, в размере 3170,92 руб. Однако в последующем было установлено, что указанная доплата Трошеву А.Н. доначислена ошибочно. Работодателем принято решение не удерживать с работника излишне выплаченную доплату в размере 3170,92 руб. ввиду отсутствия согласия работника.

17.02.2022 АО «Коми дорожная компания» направило в адрес ГИТ в РК жалобу на акт контрольных (надзорных) мероприятий, предписание об устранении выявленных нарушений (Исх. № 071/221 от 17.02.2022).

Согласно решению ГИТ в РК №11/8-250-22-И/12-780-И/20-145 от 21.02.2022 (вход. №883 от 01.03.2022), отказано в удовлетворении АО «Коми дорожная компания» доводов, изложенных в жалобе, со ссылкой на то, что поданная жалоба не содержит данных об учетном номере контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, отсутствовали данные в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий и отсутствовали в информационной системе (подсистема государственной информационной системы) досудебного обжалования.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит оспариваемые акты не соответствующим законодательству.

Согласно абзацу 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Абзац 7 части 2 статьи 22 ТК РФ предусматривает, что работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В соответствии с частью 6 статьи 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Таким образом, Трудовой кодекса РФ не регулирует конкретные сроки выплаты заработной платы (конкретные числа календарного месяца), но при этом устанавливает требование о максимально допустимом промежутке времени после окончания отработанного периода, в который должна быть выплачена часть заработной платы за этот период.

Норма части 6 статьи 136 Трудового кодекса РФ об установлении конкретной даты выплаты заработной платы носит императивный характер и обязывает работодателя устанавливать дни выплаты заработной платы в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре (при его наличии) или в трудовых договорах работников.

При установлении в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре или трудовом договоре сроков выплаты заработной платы необходимо соблюсти требование Трудового кодекса РФ о выплате заработной платы не реже, чем каждые полмесяца.

Правового ограничения для принятия организацией решения о выплате заработной платы чаще, чем два раза в месяц не имеется.

Заработная плата должна выплачиваться работникам в установленные правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором сроки за соответствующие периоды.

Согласно письму Минтруда России от 10.08.2017 № 14-1/В-725 при определении размера выплаты заработной платы за первую половину месяца необходимо учитывать оклад (тарифную ставку) работника за отработанное время, а также надбавки за отработанное время, расчет которых не зависит от оценки итогов работы за месяц в целом, а также от выполнения месячной нормы рабочего времени и норм труда (трудовых обязанностей) (например, компенсационная выплата за работу в ночное время в соответствии со статьей 154 ТК РФ, надбавки за совмещение должностей, за профессиональное мастерство, за стаж работы и другие). Что касается выплат стимулирующего характера, начисляемых по результатам выполнения показателей эффективности (оценка которых осуществляется по итогам работы за месяц), а также выплат компенсационного характера, расчет которых зависит от выполнения месячной нормы рабочего времени и возможен только по окончании месяца (например, за сверхурочную работу, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в соответствии со статьями 152 и 153 ТК РФ), осуществление указанных выплат производится при окончательном расчете и выплате заработной платы за месяц.

В Положении об оплате труда АО «Коми дорожная компания» (п.6) закреплено, что заработная плата выплачивается работнику не реже чем каждые полмесяца (30-го числа текущего месяца — за первую половину месяца и 15- то числа месяца, следующего за отработанным, — окончательный расчет за отработанный месяц). При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем заработная плата выплачивается накануне этого дня (п.6 Положения).

Согласно п.2.5 Дополнительного соглашения №12 к трудовому договору №08 от 19.04.2017, выплата заработной платы производится работодателем в порядке и в сроки, установленные действующим законодательством, локальными нормативными актами, не реже чем каждые полмесяца: 30 числа текущего месяца и 15-го числа месяца. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.

Согласно ч. 1 ст. 354 ТК РФ федеральная инспекция труда — единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 356 ТК РФ осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В силу абзаца шестого части первой статьи 357 ТК РФ, государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

По смыслу данных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 — 397 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам или судами.

В связи с этим, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Спор относительно начисления и выплаты заработной платы за работу в выходные нерабочие праздничные дни, за сверхурочную работу, в силу статьи 381 Трудового кодекса РФ является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению в суде.

Кроме того, административным истцом указано на ошибочность начисления и выплаты доплаты за выходные дни, следовательно, предписание о необходимости привлечения к дисциплинарной ответственности виновных лиц вынесено без учета этих обстоятельств, в связи с чем, является незаконным.

Рассматривая требование о признании незаконным решения заместителя руководителя ГИТ в Республике Коми, суд учитывает следующее.

Из оспариваемого решения следует, что жалоба возвращена заявителю.

Положениями ст. 17 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации (далее — Закон о контроле), который применяется с 01.07.2021 (за исключением отдельных положений), установлено, что в целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора), муниципального контроля создаются: единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, информационная система (подсистема государственной информационной системы) досудебного обжалования (далее — подсистема досудебного обжалования).

В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона, информационные системы контрольных (надзорных) органов создаются в следующих целях: учет сведений о соблюдении (несоблюдении) контролируемыми лицами обязательных требований, в том числе посредством сбора данных, использования технических средств (включая электронные устройства и инструменты анализа данных и выявления индикаторов риска нарушения обязательных требований), взаимодействие контрольных (надзорных) органов при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля с контролируемыми лицами, органами прокуратуры, иными гражданами и организациями, государственными органами, органами местного самоуправления, учет действий и решений должностных лиц контрольного (надзорного) органа и решений контрольного (надзорного) органа, принимаемых при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 41 Закона № 248-ФЗ, жалоба должна содержать учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подается жалоба, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

Основания для отказа в рассмотрении жалобы предусмотрены ст. 42 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации (далее — Закон о контроле).

К таковым основаниям отнесены:

1)жалоба подана после истечения сроков подачи жалобы, установленных частями 5 и 6 статьи 40 настоящего Федерального закона, и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы,

2) в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано,

3) до принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы,

4) имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе,

5) ранее в уполномоченный орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям,

6) жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а также членов их семей,

7) ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения данного контролируемого лица с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства,

8) жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган,

9) законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа.

В перечне отсутствует такое основание как отсутствие учетного номера контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, следовательно, отказ в рассмотрении далобы является незаконным.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

Признать незаконными и отменить решение Государственной инспекции труда в Республике Коми от 21 февраля 2022 года № 11/8-250-22-И/12-780-И/20-145 и предписание № 11/7-119-22-ОБ/12-659-И/2020-6 от 15 февраля 2022 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 6.07.2022.

Судья Н.Е. Колосова