ВТОРОЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 66а-1126/2020
Санкт-Петербург 18 ноября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Головкиной Л.А.,
судей Семеновой И.А., Вдовиченко С.В.
при секретаре Карасевой Е.Д.
с участием прокурора Яковлевой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-107/2020 по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Северо-Запад», Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от 20 августа 2020 года по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Северо-Запад» о признании недействующим приказ Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 28 июня 2019 года № 119-п «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Северо-Запад» потребителям на территории Ленинградской области в 2019 году».
Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А., объяснения представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Северо-Запад» Зайцевой С.В., заключение прокурора Яковлевой Н.В., судебная коллегия
установила:
Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее – ЛенРТК, Комитет) от 28 июня 2019 года № 119-п «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Северо-Запад» потребителям на территории Ленинградской области в 2019 году» установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Северо-Запад» (далее ООО «Газпром теплоэнерго Северо-Запад», Общество) потребителям (кроме населения) на территории Ленинградской области в 2019 году, согласно приложению к настоящему приказу (далее приказ ЛенРТК № 119-п).
В приложении к приказу ЛенРТК № 119-п установлен одноставочный тариф для потребителей муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения на период с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года в размере 2232,7 руб./Гкал.
ООО «Газпром теплоэнерго Северо-Запад» обратилось в Ленинградский областной суд с административным иском о признании недействующим приказ ЛенРТК № 119-п.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемый приказ не соответствует пунктам 42, 43 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, пунктам 7, 8 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 года № 26н, пункту 59 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 года № 91н.
Требования административного иска мотивированы тем, что при установлении тарифа ЛенРТК утвердил в составе необходимой валовой выручки (НВВ) расходы по статье «Фонд оплаты труда» лишь в части, расчет по статье «Амортизация» противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Расчет по статье «Оплата труда работников» произведен в нарушение Методических указаний, без учета Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 — 2019 годы, локальных правовых актов Общества.
Расчет по статье расходов «Амортизация основных средств» должен производится по первоначальной стоимости приобретенных основных средств, в соответствии с данными бухгалтерского учета, при этом все необходимые документы были представлены административному ответчику. Расчет амортизационных отчислений, который произведен ответчиком, исходя из максимальных сроков полезного использования котельных и тепловых сетей, не соответствует законодательству.
Решением Ленинградского областного суда от 20 августа 2020 года административный иск удовлетворен. Суд признал недействующим со дня принятия Приказ ЛенРТК от 28 июня 2019 года № 119-п «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Северо-Запад» потребителям на территории Ленинградской области в 2019 году».
ООО «Газпром теплоэнерго Северо-Запад» подана апелляционная жалоба, в которой административный истец просит изменить решение Ленинградского областного суда от 20 августа 2020 года, исключив из мотивировочной части решения, выводы суда о соответствии действий ЛенРТК требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, при расчете расходов по статье затрат «Амортизация основных средств».
ЛенРТК подана апелляционная жалоба, в которой административный ответчик просит решение Ленинградского областного суда от 20 августа 2020 года отменить, в удовлетворении административного иска отказать, поскольку вывод суда по расходам по статье затрат «Фонд оплаты труда» является необоснованным, административным истцом не представлено сведений об участии в отраслевых соглашениях, расходы, предусмотренные отраслевыми соглашениями административным истцом не подтверждены.
На апелляционную жалобу ЛенРТК административным истцом и прокурором поданы возражения.
Представитель административного истца ООО «Газпром теплоэнерго Северо-Запад» Зайцева С.В. в заседание суда апелляционной инстанции явилась, доводы жалобы Общества поддержала, возражала против доводов апелляционной жалобы ЛенРТК.
Представитель административного ответчика ЛенРТК в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя административного ответчика.
Судебная коллегия, изучив материалы административного дела, доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, приходит к следующему.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения (далее — Основы ценообразования в сфере теплоснабжения), Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее — Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам (далее — ФСТ России) от 13 июня 2013 года № 760-э (далее — Методические указания).
Из материалов дела следует, что ООО «Газпром теплоэнерго Северо-Запад» зарегистрировано МИФНС России № 15 по Санкт-Петербургу 10 октября 2018 года, приступило к осуществлению регулируемой деятельности с 1 июля 2019 года.
Административный истец 23 мая 2019 года обратился в ЛенРТК с заявлением об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2019 год для потребителей поселка Бугры МО «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (Т.2 л.д.28-30, 35).
На основании данного заявления тарифный орган открыл дело от 5 июня 2019 года № 126-Т об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2019 год, принял решение о выборе метода экономически обоснованных расходов (затрат) в качестве метода регулирования тарифов для ООО «Газпром теплоэнерго Северо-Запад».
По результатам рассмотрения поступивших в орган регулирования документов подготовлено экспертное заключение по обоснованию уровней тарифов поставляемую ООО «Газпром теплоэнерго Северо-Запад» на территории Ленинградской области на период 2019 год (Т.2 л.д.8-26).
На заседании правления ЛенРТК 28 июня 2019 года утверждены тарифы на тепловую энергию, поставляемую Обществом потребителям (кроме населения) на территории Ленинградской области в 2019 году (Т.1 л.д.13-17).
ЛенРТК при учете НВВ, определяемой для целей расчета тарифов, расходы на «Оплату труда» и на «Амортизацию основных средств» учтены в меньшем размере от заявленных административным истцом.
Из экспертного заключения следует, что в виду отсутствия сведений об участии ООО «Газпром теплоэнерго Северо-Запад» в Отраслевых тарифных соглашениях, отсутствие сведений о коллективном договоре, информации о размере фонда оплаты труда за предшествующий период регулирования и среднегодовой фактической численности по данным статистической отчетности (поскольку ранее деятельность не велась и регулирование не осуществлялось), ЛенРТК для определения плановых (расчетных) значений расходов на оплату труда руководствуясь Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденных приказом Госстроя России от 12 октября 1999 года № 74, Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденными приказом Госстроя России от 22 марта 1999 года № 65, определил нормативную численность персонала.
При определении амортизационных отчислений ЛенРТК в расчет принята стоимость оборудования, учтенного ЛенРТК при установлении платы за технологическое присоединение к системе теплоснабжения (распоряжение ЛенРТК от 16 марта 2018 года № 15-р, от 21 сентября 2017 года № 91-р). С учетом того, что плата за технологическое присоединение учитывала подключение потребителей в несколько этапов до 2028 года, ЛенРТК была учтена стоимость имущества исходя из имеющейся установленной мощности источников на 2019 год. Максимальный срок эксплуатации котельных в рамках указанной амортизационный группы – 15 лет. Тепловые сети административным ответчиком отнесены к седьмой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно), как сооружения жилищно-коммунального хозяйства. Максимальный срок эксплуатации тепловых сетей в рамках указанной амортизационной группы – 20 лет.
Оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной власти, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие, что сторонами по делу не оспаривается.
Проверяя оспариваемый приказ ЛенРТК № 119-п на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу, что органом регулирования при принятии приказа ЛенРТК № 119-п расходы на оплату труда определены с нарушением положений пункта 8 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении, пункта 42 Основ ценообразования, без анализа действующего Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 — 2019 годы, без изучения положений локальных правовых актов Организации в сфере оплаты труда.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
В силу пункта 33 Основ ценообразования расходы на оплату труда относятся к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, то есть являются операционными (подконтрольными) расходами предприятия.
При определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен (пункт 42 Основ ценообразования).
Отраслевое тарифное соглашение, которое может заключаться на федеральном уровне социального партнерства, устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли и действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение, работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения. Такое соглашение распространяется на работодателя в полном объеме при отсутствии его мотивированного письменного отказа от присоединения к соглашению в порядке и сроки, предусмотренные трудовым законодательством (часть 8 статьи 45, части 3 и 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Административный истец не заявлял письменный мотивированный отказ присоединиться к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 — 2019 годы, утвержденному Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 года, следовательно, на него распространяется действие этого соглашения в сфере оплаты труда.
Из пункта 2.8 Отраслевого тарифного соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 — 2019 годы следует, что расходы (средства), направляемые на оплату труда, рассчитываются исходя из нормативной численности работников, с учетом нормативной численности на вновь вводимые объекты, и включают в себя: тарифную составляющую расходов (средств), направляемых на оплату труда, которая рассчитывается исходя из суммы месячных тарифных ставок (должностных окладов), выплаты компенсационного и стимулирующего характера (компенсации, премирование работников, доплаты, надбавки и другие выплаты), включенные в состав средств на оплату труда работников, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами организации.
В обоснование расчета расходов на оплату труда ООО «Газпром теплоэнерго Северо-Запад» в ЛенРТК представлены обосновывающие документы: итоги расчета нормативной численности работников Общества, расчет расходов на оплату труда по форме приложения 4.9 к Методическим указаниям, выписка из штатного расписания по состоянию на 24 апреля 2019 года, структура фонда оплаты труда в тарифе на 2019 год по видам начислений, Положение о порядке оплаты труда и материальном стимулировании, Положение о социальном обеспечении работников (Т.28-34, 44-72).
Однако в нарушение положений пункта 8 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении, пункта 42 Основ ценообразования, без анализа действующего Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 — 2019 годы, без изучения положений локальных правовых актов Организации в сфере оплаты труда, административным ответчиком среднесписочная численность работников, задействованных в реализации услуги по тепловой энергии, была рассчитана по нормативам согласно приказу Госстроя России от 12 октября 1999 года № 74 «Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий».
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что расчет расходов на оплату труда, произведенный органом регулирования противоречит пункту 42 Основ ценообразования и пункту 33 Правил регулирования цен (тарифов).
Соглашаясь с указанными выводами суда первой инстанции, судебная коллегия учитывает также и тот факт, что в экспертном заключении в нарушение пункта 29 Правил регулирования соответствующий экономический анализ не содержится.
Оснований для отмены решения Ленинградского областного суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе ЛенРТК, не имеется, поскольку указанные доводы основаны на неверном истолковании норм материального права, повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, проверялись им и получили правильную оценку в решении.
Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы ООО «Газпром теплоэнерго Северо-Запад», поскольку вывод суда первой инстанции, о соответствии действий Комитета требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу при расчете расходов по статье затрат «Амортизация основных средств», противоречит положениям пункта 43 Основ ценообразования, Методическим указаниям по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 года № 91н, Положению по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 года № 26н.
В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования, сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Порядок организации бухгалтерского учета основных средств определен Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 года № 26н (далее — ПБУ 6/01) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 года № 91н (далее — Методические указания № 91н).
Согласно пункту 7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
В соответствии с пунктом 8 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу).
Согласно пунктам 12 и 13 Методических указаний № 91н, учет основных средств по объектам ведется с использованием инвентарных карточек учета основных средств. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть указаны: основные данные об объекте основных средств, о сроке его полезного использования, способ начисления амортизации, отметка о неначислении амортизации (если имеет место), индивидуальные особенности объекта.
Срок полезного использования объекта основных средств определяется при принятии объекта к бухгалтерскому учету. При этом определение срока полезного использования объекта основных средств, включая объекты основных средств, ранее использованные у другой организации, производится исходя из ожидаемого срока использования в организации этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью, ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта, нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (пункт 59 Методических указаний № 91н).
Как следует из пункта 17 ПБУ 6/01 Методических указаний № 91н, стоимость объектов основных средств (в том числе объектов основных средств, переданных в аренду) погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено названным положением.
Из материалов дела следует, что Общество в составе поданной тарифной заявки направило в ЛенРТК договор купли-продажи имущества № 2-2019 от 29 апреля 2019 года, копию отчета об оценке № И-29624/18 от 13 декабря 2018 года, копию экспертного заключения № 466/12/2018 от 29 октября 2018 года на отчет об оценке № И-29624/18 от 13 декабря 2018 года, расчет амортизационных отчислений по форме приложения 4.10 к Методическим указаниям № 760-э, акты приемки-передачи основных средств по форме ОС-1 по перечню объектов основных средств, приобретенных по договору купли-продажи, заключенному с ООО «ТК Мурино» (Т.2 л.д.41-43).
Расчет расходов по статье «Амортизация основных средств» произведенный ЛенРТК исходя из первоначальной стоимости источников теплоснабжения, рассчитанных в соответствии с укрупненными нормативами цены строительства НЦС-81-02-19-2017, утвержденными приказом Минстроя России от 1 июня 2017 года № 837/пр, в размере 140 717,82 тыс.руб., и первоначальной стоимости тепловых сетей, рассчитанных в соответствии с укрупненными нормативами цены строительства НЦС-81-02-13-2017, утвержденными приказом Минстроя России от 21 июля 2017 года № 1011/пр 163 152,73 тыс.руб., вышеуказанным нормам не соответствует.
Также органом регулирования и судом первой инстанции не учтено, что нормативными актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, не предусмотрено начисление амортизации на основные средства организации исходя из принципа максимальных сроков полезного использования, поскольку указанные выводы противоречат положениям пункта 59 Методических указаний № 91н.
В этой связи указанный довод административного ответчика, с которым согласился суд первой инстанции в обжалуемом решении, не может быть признан апелляционным судом правомерным применительно к пункту 43 Основ ценообразования. С учетом этого произведенный органом регулирования расчет амортизации с применением принципа максимальных сроков полезного использования основных средств и основанный на нем вывод об отказе во включении в НВВ расходов на амортизацию в заявленном Обществом размере, не мог быть признан обоснованными, размер соответствующих расходов подлежит пересчету в соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования.
При таких обстоятельствах решение Ленинградского областного суда от 20 августа 2020 года подлежит изменению с исключением из мотивировочной части решения выводов суда о соответствии действий ЛенРТК требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, при расчете расходов по статье затрат «Амортизация основных средств».
В соответствии с положениями статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с ЛенРТК в пользу ООО «Газпром теплоэнерго Северо-Запад» подлежит взысканию государственная пошлина за подачу административного иска в суд, за подачу апелляционной жалобы в размере <,данные изъяты>, рублей (<,данные изъяты>,+<,данные изъяты>,).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Северо-Запад» удовлетворить.
Решение Ленинградского областного суда от 20 августа 2020 года изменить, исключив из мотивировочной части решения выводы суда о соответствии действий Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, при расчете расходов по статье затрат «Амортизация основных средств».
В остальной части решение Ленинградского областного суда от 20 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области – без удовлетворения.
Взыскать с Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Северо-Запад» <,данные изъяты>, рублей
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: