Апелляционное определение № 33А-7335/2021 от 10.09.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья 1-й инстанции: Киселевич А.А.

Номер дела суда 1-й инстанции 2а-1198/2020.

Дело № 33а-7335/2021

(УИД 91RS0012-01-2020-000233-45)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 сентября 2021 года г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе

председательствующего Холодной Е.И.,

судей Хожаиновой О.В., Юсуповой Л.А.-В.,

при секретаре Медведевой А.М.,

при участии: прокурора отдела прокуратуры Республики Крым – Алескерова Д.А., представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Крым и городу Севастополю и Федеральной службы исполнения наказаний России – Гавриловой Ю.В., представителя Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю – Дюжаковой С.В., представителя Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 91 Федеральной службы исполнения наказаний» — Павловой Е.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Крымского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю», Федеральной службе исполнения наказаний России, заинтересованное лицо – Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 91 Федеральной службы исполнения наказаний», о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю», апелляционной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю на решение Керченского городского суда Республики Крым от 03 августа 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Холодной Е.И., объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

установила:

Крымский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц и интересов Российской Федерации с административным иском, в котором просит:

— признать незаконным бездействие ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю» и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю, в части непринятия мер, направленных на устранение нарушений требований уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю» при привлечении осуждённых к работам в столовой без проведения предварительных и периодических медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, а также личных медицинских книжек,

— обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю в течении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю» с целью устранения последним нарушений требований уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства, в части проведения предварительных и периодических осмотров (обследований) осуждённых, трудоустроенных в столовой колонии на должностях повара, кухонного рабочего и резчика пищевой продукции в объёме, предусмотренном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 302, а также проведения их профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, получения на них личных медицинских книжек в специализированном на данный вид деятельности учреждения (организации),

— обязать ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю» в течение шести месяцев со дня поступления финансирования устранить нарушения требований уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства путем проведения предварительных и периодических осмотров (обследований) осуждённых, трудоустроенных в столовой колонии на должностях повара, кухонного рабочего и резчика пищевой продукции в объёме, предусмотренном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 302,

— обязать ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю» в течение шести месяцев со дня поступления финансирования получить на осуждённых занятых на должностях повара, кухонного рабочего, пекаря и резчика пищевой продукции личные медицинские книжки в лицензированном на данный вид деятельности учреждении (организации),

— обязать ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю» в течение шести месяцев со дня поступления финансирования провести профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию осуждённых, занятых на должностях повара, кухонного рабочего и резчика пищевой продукции в лицензированном на данный вид деятельности учреждении (организации).

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что Крымской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым была проведена проверка Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю» соблюдения требований уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства при привлечении осужденных к оплачиваемому труду, в ходе которой было установлено, что к работам в столовой учреждения привлекается до 11 осужденных на должности повара, кухонного рабочего и резчика пищевой продукции, которые не прошли медицинские обследования в объемах, предусмотренных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 302. Личные медицинские книжки, форма которых предусмотрена приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 мая 2005 года № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте», на указанных работников учреждением не получены.

Ранее, с целью устранения вышеуказанных нарушений, Крымской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым вносились представления в адрес Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю» (№ от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ). В адрес начальника УФСИН России по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю 29 марта 2019 года за № № также внесено представление с требованием устранить указанные нарушения. Администрация исправительного учреждения ограничилась направлением в УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю запросов о необходимости централизованного финансирования мер, направленных на устранение указанных нарушений. Иных мер для устранения указанных нарушений административные ответчики не предпринимали.

Решением Керченского городского суда Республики Крым от 03 августа 2020 г. заявленные административным истцом исковые требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю», Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю в части непринятия мер, направленных на устранение нарушений требований уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю» при привлечении осужденных к работам в столовой без проведения предварительных и периодических медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, а также получения личных медицинских книжек незаконным. На Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю» в части проведения предварительных и периодических осмотров (обследований) осужденных, трудоустроенных в столовой колонии на должностях повара, кухонного рабочего и резчика пищевой продукции, в объеме, предусмотренном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 302н, а также проведения их профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, получения на них личных медицинских книжек в лицензированном на данный вид деятельности учреждении (организации). На Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю» возложена обязанность в течение шести месяцев со дня поступления финансирования устранить нарушения требований уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства путем проведения предварительных и периодических осмотров (обследований) осужденных, трудоустроенных в столовой колонии на должностях повара, кухонного рабочего и резчика пищевой продукции, в объеме, предусмотренном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 302н. На Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю» возложена обязанность в течение шести месяцев со дня поступления финансирования получить на осужденных, занятых на должностях повара, кухонного рабочего и резчика пищевой продукции, личные медицинские книжки в лицензированном на данный вид деятельности учреждении (организации). На Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю» возложена обязанность в течение шести месяцев со дня поступления финансирования провести профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию осужденных, занятых на должностях повара, кухонного рабочего и резчика пищевой продукции, в лицензированном на данный вид деятельности учреждении (организации).

Не согласившись с указанным решением, Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю» подало апелляционную жалобу, в которой просит решение Керченского городского суда Республики Крым по делу № 2а-1198/2020 от 03 августа 2020 года в части признания бездействия указанного Учреждения в части непринятия мер, направленных на устранения нарушений требований уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства при привлечении осужденных к работам в столовой без проведения предварительных и периодических медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, а также получения личных медицинских книжек незаконным, в части возложения обязанности на Учреждение в течение шести месяцев с момента поступления финансирования устранить нарушения требований уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства путем проведения предварительных и периодических осмотров (обследований) осужденных, трудоустроенных в столовой колонии на должностях повара, кухонного рабочего и резчика пищевой продукции в объеме, предусмотренном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 302, возложении обязанности в течение шести месяцев со дня поступления финансирования получить на осужденных, занятых на должностях повара, кухонного рабочего пекаря и резчика пищевой продукции личные медицинские книжки в лицензированном на данный вид деятельности учреждении (организации), возложении обязанности в течение шести месяцев со дня поступления финансирования провести профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию осужденных, занятых на должностях повара, кухонного рабочего и резчика пищевой продукции в лицензированном на данный вид деятельности учреждении (организации) — отменить, производство по делу прекратить.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

В обоснование жалобы указывает, что решение суда первой инстанции является незаконным. Заявитель ссылается, что неоднократно обращался в УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю с письмами о необходимости финансирования соответствующих расходов, однако по состоянию на 03.08.2020 года финансирование мероприятий, направленных на соблюдение норм уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства не поступало. Учитывая отсутствие финансирования, в ФКУ ИК-2 своими силами и силами сотрудников МЧ-2 ФКУЗ МСЧ-91 ФСИН России организованы медицинские осмотры осужденных, трудоустроенных в столовой. Заявителем предпринимаются все действия для получения финансирования мероприятий, направленных на соблюдение норм уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства, что не может говорить о бездействии Учреждения. Считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела. Указывает, что отсутствие финансирования является обстоятельством, не зависящим от Учреждения, так как все мероприятия проводятся за счет средств бюджета, поскольку сама колония не располагает необходимыми средствами для исполнения возложенной на нее судом обязанности. Исправительная колония не может являться надлежащим ответчиком по данному делу, так как согласно пункту 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного указом Президента Российской Федерации 13 октября 200 года № 1314, именно ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в том числе, исправительных колоний), осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю, не согласившись с вышеуказанным решением суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Керченского городского суда Республики Крым от 03 августа 2020 года, вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в отношении Управления.

В обоснование апелляционной жалобы указывает, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным. Считает, что возложение на УФСИН по Республике Крым и городу Севастополю обязанности по обеспечению финансирования ФКУ «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю» с целью устранения последним нарушений требований уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства путем проведения предварительных и периодических осмотров (обследований) осужденных, трудоустроенных в столовой колонии на должностях повара, кухонного рабочего и резчика пищевой продукции в объеме, предусмотренном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 302, проведения их профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, получения на них личных медицинских книжек в лицензированном на данный вид деятельности учреждении (организации) является неправомерным. Судом первой инстанции неверно определены имеющие значение по делу обстоятельства, поскольку не принято во внимание обстоятельство, что учреждением в системе ФСИН, непосредственно осуществляющим медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы на территории Республики Крым, а также осуществляющим специальные функции, связанные с их медико-санитарным обеспечением является Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 91 Федеральной службы исполнения наказаний». Привлекая указанное учреждение к участию в деле в качестве заинтересованного лиц, а не ответчика, суд первой инстанции неверно определил его процессуальный статус. В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции не дана надлежащая оценка отдельным документам, относящимся к деятельности Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 91 Федеральной службы исполнения наказаний», а именно его Уставу и лицензии, выданной данному учреждению 30.09.2019 года.

В судебном заседании прокурор возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, просил оставить решение суда первой инстанции без изменений.

Представитель Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Крым и городу Севастополю и Федеральной службы исполнения наказаний России, а также представитель Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю просили удовлетворить апелляционные жалобы по доводам, изложенных в них.

Представитель Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 91 Федеральной службы исполнения наказаний» просила разрешить вопрос об удовлетворении апелляционных жалоб на усмотрение суда, предоставила суду письменные пояснения относительно предмета спора, пояснив, что в связи с отсутствием врачей-специалистов и бактериологической лаборатории для проведения исследований в рамках предварительных и периодических медицинских осмотр в Федеральном казенном учреждении здравоохранения «Медико-санитарная часть № 91 Федеральной службы исполнения наказаний» отсутствует лицензия на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

В соответствии с положениями названного кодекса каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных (часть 1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде (часть 1 статьи 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Как следует из абзаца второго статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда) состоит из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.

Частью 1 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

В силу части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

В соответствии с частью 1, абзацем одиннадцатым части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

Согласно части 2 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Аналогичные положения закреплены в пункте 1 статьи 34 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Постановлением Главного государственного санитарного врача от 8 ноября 2001 года № 31 с 1 февраля 2002 года, (действовавшего как на момент возникновения спорных правоотношений, так и на момент принятия судом решения), введены в действие санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079-01», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06 ноября 2001 года (пункт 1).

Согласно пункту 1.2 СанПиН 2.3.6.1079-01 данные правила распространялись на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.

Вышеуказанные санитарные правила на момент принятия судом первой инстанции обжалуемого решения являлись обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с организацией питания населения, в том числе в период проведения массовых общественных мероприятий.

В соответствии с пунктом 13.1 СанПиН 2.3.6.1079-01 лица, поступающие на работу в организации общественного питания, проходят предварительные при поступлении и периодические медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке.

Судебная коллегия обращает внимание на то, что приказом Минтруда России и Минздрава России от 31.12.2020г. №988Н/1420Н, приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н. «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» признан утратившим силу с 01.04.2021г., однако на момент принятия судом первой инстанции обжалуемого решения к спорным правоотношениям применялись нормы вышеуказанного Перечня и Порядка.

Пунктами 14, 15 Перечня установлено, что обязательные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, занятых на работах в организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках, а также в организациях пищевой промышленности, молочных и раздаточных пунктах, на базах и складах продовольственных товаров, где имеется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, реализации. Предусмотрено, что медицинские осмотры проводятся один раз в год с участием дерматовенеролога, оториноларинголога, стоматолога, в случае необходимости — инфекциониста.

Кроме того, названными пунктами закреплены виды лабораторных и функциональных исследований, проведение которых необходимо для допуска лиц к перечисленным выше работам. Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее — Порядок), устанавливает правила проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) лиц, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также на работах, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний (пункт 1 Порядка, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений).

Пунктом 2 Порядка установлено, что обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний.

В соответствии с пунктом 3 Порядка обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) (далее — периодические осмотры) проводятся в целях: 1) динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления заболеваний, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска по развитию профессиональных заболеваний, 2) выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний и формирования групп риска по развитию заболеваний, препятствующих выполнению поручаемой работнику работе, 3) своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников, 4) своевременного выявления и предупреждения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, 5) предупреждения несчастных случаев на производстве. Таким образом, действующим правовым регулированием на администрации исправительных учреждений возложена обязанность по обеспечению охраны здоровья осуждённых, в том числе путём проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях выявления заболеваний, которые могут распространяться при выполнении определённых видов работ.

Согласно Приказу Минздрава РФ от 29 июня 2000 года № 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций» профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация обязательны для должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

В соответствии с пунктом 13.3 СП 2.3.6.1079-01. 2.3.6. «Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08 ноября 2001 года № 31, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, на каждого работника заводится личная медицинская книжка установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, отметка о прохождении гигиенической подготовки и аттестации.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым была проведена проверка Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю», в ходе которой было установлено, что к работам в столовой учреждения привлекается до 11 осужденных на должности повара, кухонного рабочего и резчика пищевой продукции, которые не прошли медицинские обследования в объемах, предусмотренных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 302. Личные медицинские книжки, форма которых предусмотрена приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 мая 2005 года № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте», на указанных работников учреждением не получены. Вышеуказанные факты не оспаривались ответчиками.

Из материалов дела следует, что в связи с отсутствием прохождения осужденными, привлекаемыми к работам в столовой в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю», предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, а также в связи с отсутствием у таких осужденных надлежащим образом оформленных личных медицинских книжек, Крымской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым вносились представления в адрес ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю» (№ от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ). В адрес начальника УФСИН России по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю 29 марта 2019 года за № № также внесено представление с требованием устранить указанные нарушения.

Доказательств устранения вышеуказанных нарушений материалы дела не содержат.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что сам факт длительности неустранения вышеуказанных нарушений свидетельствует о незаконности бездействия как Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю», так и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю, которое является вышестоящим органом по отношению к колонии, обладает контрольными и надзорными функциями в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных содержанию лиц, а также является распорядителем денежных средств, поступающих из федерального бюджета.

Доказательств того, что административными ответчиками были предприняты все исчерпывающие меры для устранения выявленных нарушений, материалы дела не содержат.

Доводы жалобы ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю» об отсутствии денежных средств и неоднократные обращения в УФСИН по Республике Крым и городу Севастополю с целью финансирования устранения нарушений, не приняты во внимание, так как не являются уважительными причинами, оправдывающими привлечение к работе в столовой осужденных, без прохождения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, в отсутствие надлежащим образом оформленных личных медицинских книжек.

Само по себе отсутствие бюджетного финансирования не свидетельствует о том, что привлечение к работе осужденных с нарушением норм трудового законодательства вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю» и УФСИН по Республике Крым.

Судебная коллегия обращает внимание на то, что из материалов дела усматривается, что Управлением правового обеспечения ФСИН России письмом от 19.11.2018г. № доведено до ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю», что к компетенции управления тылового обеспечения ФСИН России не отнесены вопросы организации финансирования мероприятий по проведению предварительных периодических медицинских осмотров осужденных к лишению свободы, трудоустроенных на должностях повара, кухонных рабочих и др.

Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю не лишено возможности перераспределения ассигнований, которые уже были направлены в Управление, с целью устранения выявленных нарушений, что свидетельствует о наличии объективной возможности устранения указанных нарушений.

Доводы жалобы о не привлечении к участию в деле в качестве ответчика ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 91 Федеральной службы исполнения наказаний», так как по мнению заявителей, медицинское обеспечение, включая проведение медицинских осмотров осужденных, содержащихся в ФКУ «Исправительная колония №2 УФСИН по РК и г. Севастополю, является обязанностью именно ФКУЗ МСЧ-91 ФСИН России, суд апелляционной инстанции считает необоснованными, поскольку обязанность по организации и проведению медицинских осмотров (первичных, периодических) лежит на работодателе, а ФКУЗ МСЧ-91 ФСИН России может непосредственно выполнять их проведение. При этом, ФКУ ИК-2 УФСИН России по РК и г. Севастополю не лишен права на заключение контрактов по медицинским осмотрам декретированных групп с иными медицинскими учреждениями Республики Крым, обладающими соответствующими полномочиями.

Согласно Положению об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю (далее- Управление), утвержденному приказом ФСИН России от 11.06.2015 года № 518, (далее – Положение), Управление является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – распорядителем (получателем) бюджетных средств, территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, осуществляющим в пределах своих полномочий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.

Основные задачи Управления указаны в главе 3 Положения, к которым, в том числе относится: обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, принудительных работ и в следственных изоляторах, безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов, организация исполнения в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов, руководство подведомственными учреждениями.

К полномочиям Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю относится, в том числе, обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации:

— правопорядка и законности в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также безопасности лиц, находящихся на их территории,

— условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах,

— привлечения осужденных к труду и создания условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда (пункт 15 Положения).

Также в полномочия Управления входит контроль деятельности подведомственных учреждений за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных, лиц, содержащихся под стражей, и лиц, к которым применена мера пресечения в виде домашнего ареста (подпункт 2 пункта 15 Положения).

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что именно на УФСИН по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю возложена обязанность по контролю и обеспечению надлежащих условий содержания осужденных, а также по обеспечению контроля привлечения осужденных к труду и создания надлежащих условий труда, в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания, тогда как в материалах дела отсутствуют доказательства сознания осужденным, работающим в столовой подконтрольного учреждения — ФКУ «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю» надлежащих условий труда.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований в части признания незаконными бездействия Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю» и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю выразившееся в необеспечении в отношении осуждённых, привлекаемых к работам в столовой без проведения предварительных и периодических медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, а также личных медицинских книжек.

Вместе с тем, судом первой инстанции не принято во внимание, что понуждение административных ответчиков к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на них функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесённых к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Возложение на Федеральную службу исполнений наказаний России обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на проведение определенных мероприятий является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2020 № 81-КГ20-1, 2-1109/2019).

Кроме того, возложение обязанности на административных ответчиков профинансировать устранение выявленных нарушений, как способ восстановления нарушенных прав, не соответствует требованиям о защите нарушенных прав.

При таких обстоятельствах, решение суда в части возложения на административных ответчиков обязанности осуществить финансирование устранения выявленных нарушений, в связи с неправильным применением норм материального права, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Учитывая изложенное, решение суда в части восстановления нарушенных прав подлежит изменению.

Ввиду изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

определила:

решение Керченского городского суда Республики Крым от 03 августа 2020 года по делу № 2а-1198/2020 отменить в части удовлетворения требований административного истца о возложении обязанности на Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю» в части проведения предварительных и периодических осмотров (обследований) осужденных, трудоустроенных в столовой колонии на должностях повара, кухонного рабочего и резчика пищевой продукции, в объеме, предусмотренном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 302н, а также проведения их профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, получения на них личных медицинских книжек в лицензированном на данный вид деятельности учреждении (организации), и принять по делу в данной части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В остальной части решение Керченского городского суда Республики Крым от 03 августа 2020 года по делу № 2а-1198/2020 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:

«Административный иск Крымского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю», Федеральной службе исполнения наказаний России, заинтересованное лицо – Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 91 Федеральной службы исполнения наказаний», о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю» и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю, выразившееся в непринятии мер, направленных на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, а также получение личных медицинских книжек в отношении осужденных, привлекаемых к работам в столовой в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю».

Возложить обязанность на Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю» и Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю обеспечить прохождение осужденными, привлекаемыми к работам в столовой в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю», предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, а также получение личных медицинских книжек.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, через суд принявший решение, в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.

Председательствующий судья Е.И. Холодная

Судья О.В. Хожаинова

Судья Л.А.-В. Юсупова