Апелляционное определение № 33А-6934 от 15.09.2017 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 33а-6934

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

Председательствующего И.А. Чемякиной,

судей Е.П. Иском, О.Ю.Поздняковой

при секретаре Диановой О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании 15 сентября 2017 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края в защиту интересов Российской Федерации и Новоургальского городского поселения к Администрации Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным распоряжения и о расторжении трудового договора, по апелляционному представлению прокурора Верхнебуреинского района А.А. Машарского на решение Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 31 мая 2017 года.

заслушав доклад судьи Иском Е.П., пояснения прокурора Доськовой Т.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Верхнебуреинского района Хабаровского края, обратился в Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в защиту интересов Российской Федерации и Новоургальского городского поселения к Администрации Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным распоряжения о привлечении к дисциплинарной ответственности Клименко В.А. и обязании расторгнуть трудовой договор.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района законодательства о противодействии коррупции и муниципальной службе. При проведении проверки 08.12.2016г. в администрации Новоургальского городского поселения прокуратурой района установлено, что специалист 1 категории (отдел ЖКХ) администрации Новоургальского городского поселения Клименко В.А. является учредителем ООО «УК «Ургал». Указанные сведения последним не были отражены в справке о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера за 2015г. Выявленные нарушения стали возможными в силу ненадлежащего выполнения своих должностных обязанностей сотрудниками администрации городского поселения. Прокуратурой района по указанному факту 26.12.2016г. внесено представление и.о.главы городского поселения, по результатам рассмотрения которого Клименко В.А. объявлено замечание. Вместе с тем, при рассмотрении представления, администрацией Новоургальского городского поселения не проводилась комиссия по рассмотрению конфликта интересов. Безусловной мерой дисциплинарной ответственности при не предоставлении, предоставлении недостоверных сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера является увольнение. В ходе указанной проверки прокуратурой района установлена личная заинтересованность Клименко В.А. при проведении конкурса Администрации Новоургальского городского поселения на право заключения договора управления многоквартирными домами, в связи с тем, что последний участвовал в конкурсной комиссии, одновременно являясь учредителем ООО «УК «Ургал», признанной победителем в вышеуказанном конкурсе. Просил признать незаконным распоряжение № 3-К от 16.01.2017г. о привлечении Клименко В.А. к дисциплинарной ответственности. Обязать администрацию Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района расторгнуть трудовой договор с Клименко В.А. в связи с непринятием работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или предоставления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Решением Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 31 мая 2017 года в удовлетворении заявленных требований прокурору Верхнебуреинского района Хабаровского края отказано.

В апелляционном представлении прокурор Верхнебуреинского района А.А. Машарский полагает, что судом неверно применены нормы материального права, неверно истолкованы положения законодательства в части выводов суда о том, что при рассмотрении настоящего дела не было установлено фактов получения специалистом администрации Новоургальского городского поселения Клименко А.В. – доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполнения работ или каких-либо выгод. Считает, что судом при вынесении решения, не учтены положения законодательства, согласно которым непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах либо предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение с муниципальной службы. Просит решение Верхнебуреинского районного суда от 31.05.2017г. отменить и принять по делу новое решение.

Возражений на апелляционное представление не поступало.

В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия полагает следующее.

Судом первой инстанции установлено, что распоряжением главы администрации Новоургальского городского поселения № 27-к от 16.11.2015г., Клименко В.А. назначен на младшую должность муниципальной службы администрации Новоургальского городского поселения – специалист, с муниципальным служащим заключен трудовой договор от 16.11.2015г.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Прокуратурой Верхнебуреинского района Хабаровского края 8.12.2016г. проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района законодательства о противодействии коррупции и муниципальной службе. В ходе проверки установлено, что специалист 1-й категории (отдел ЖКХ) администрации Новоургальского городского поселения Клименко В.А. является учредителем ООО «УК «Ургал». Данные сведения последним не были отражены в справке о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера за 2015г. Прокурором Верхнебуреинского района 26.12.2016г. на имя и.о. главы Новоургальского городского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.

26.01.2017г. администрацией Новоургальского городского поселения проведено заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих проходящих муниципальную службу в администрации Новоургальского городского поселения и урегулированию конфликта интересов. Из протокола заседания комиссии следует, что основанием для проведения заседания явилось представление прокурора Верхнебуреинского района от 26.12.2016г. Из представленных документов следует, что специалист 1-й категории администрации Новоургальского городского поселения Клименко В.А. на дату проведения заседания комиссии является учредителем ООО «УК «Ургал», которая подала заявку на участие в конкурсе по отбору управляющей компании на дома, способ управления которыми не выбран. Также при заполнении справок о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера Клименко В.А. и членов его семьи им допущены неточности (недостоверности).

Из объяснения Клименко В.А. от 25.01.2017г. следует, что при заполнении справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера о себе и о членах своей семьи, он был уверен, что уже не является учредителем ООО «УК «Ургал», так как им 14.05.2015г. было подано заявление о выходе из состава учредителей. Дохода от участия в ООО «УК «Ургал» он не получал. О том, что его не исключили из числа учредителей, его никто не ставил в известность. Участвуя в составе конкурсной комиссии при проведении конкурса по отбору Управляющей организации на дома, способ управления по которым не выбран, он также считал себя вышедшим из числа учредителей ООО «УК «Ургал». При принятии решения по конкурсу его заинтересованности в определении победителя не было.

Из протокола № 1 заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, проходящих муниципальную службу в администрации Новоургальского городского поселения, и урегулированию конфликта интересов от 26.01.2017г. и решения указанной комиссии, следует, что комиссия провела голосование и приняла решение об отсутствии у Клименко В.А. конфликта интересов. Комиссией установлено, что сведения, предоставленные муниципальным служащим в соответствии с законодательством, не являются достоверными и полными, рекомендовано главе Новоургальского городского поселения рассмотреть вопрос о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении Клименко В.А., замещающего должность муниципальной службы в администрации Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, допустившего нарушение при предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (неполные и недостоверные сведения). Оснований для увольнения нет.

Распоряжением и.о. главы администрации Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района № 3-к от 16.01.2017г. на основании представления заместителя прокурора Верхнебуреинского муниципального района Клименко В.А. было объявлено замечание.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что специалист администрации Новоургальского городского поселения Клименко В.А., являясь учредителем ООО «УК «Ургал», не указал данные сведения в справке о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера за 2015 год., при этом фактов получения Клименко В.А. – доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод, при рассмотрении дела не было установлено. Клименко В.А. 14.05.2015г. подал заявление о выходе из состава учредителей ООО «УК «Ургал», с того времени он ни разу не принимал участие в собрании учредителей. При этом суд пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований прокурора не имеется.

Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции не может согласиться по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу, непредставления предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ О противодействии коррупции и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу.

В соответствии со статьей 15 Закона РФ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.20107г. № 25- ФЗ граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (ч.1). Муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации (ч.1.1).

В силу ч.1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ О противодействии коррупции сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, лица замещающие должности муниципальной службы.

В соответствии с частью 9 указанной статьи невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы,

Частью 5 статьи 15 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ О муниципальной службе в Российской Федерации непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

Судом при рассмотрении дела установлен факт предоставления муниципальным служащим работодателю заведомо недостоверных и неполных сведений — являясь учредителем ООО «УК «Ургал», Клименко В.А. не указал данные сведения в справке о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера за 2015 год.

Доводы Клименко В.А. о том, что им было написано заявление о выходе из состава учредителей ООО «УК «Ургал» не свидетельствует об отсутствии правонарушения, поскольку обязанность по предоставлению полных и достоверных сведений возложена на муниципального служащего и он несет ответственность за её неисполнение.

Кроме того, судом установлено и подтверждается материалами дела, что специалист 1-й категории администрации Новоургальского городского поселения Клименко В.А., являясь учредителем ООО «УК «Ургал», при проведении конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, в котором принимало участие ООО «УК «Ургал», являлся членом конкурсной комиссии.

Согласно ст. 10 ФЗ «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ от 25.12.2008г под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий)(ч.1) В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч.2).

Проверяя указанные обстоятельства, применительно к ст.10 ФЗ «О противодействии коррупции», судебная коллегия приходит к выводу, что у Клименко В.А. имелась личная заинтересованность в результатах конкурса. Вывод суда об обратном в связи с тем, что фактов получения Клименко В.А. доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод, не было установлено, основан на неверном толковании указанной нормы права. Под личной заинтересованностью в силу данной нормы понимается не только фактическое получение имущественной выгоды, но и возможность получения таковой.

Клименко В.А. не были приняты должные меры по предотвращению конфликта интересов, им было совершено коррупционное правонарушение, за которое законом предусмотрено увольнение с муниципальной службы.

Противоположный вывод комиссии, нанимателя, суда первой инстанции сделан без должной правовой оценки имеющихся документов и доказательств.

Поскольку в случае совершения коррупционного правонарушения при прохождении муниципальной службы, закон безальтернативно устанавливает в качестве меры ответственности (при отсутствии малозначительности) увольнение с государственной службы, у нанимателя отсутствует возможность произвольного усмотрения при применении мер ответственности.

Принимая во внимание, что Клименко В.А. представил заведомо недостоверные и неполные сведения в справке о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера за 2015 год., не уведомил нанимателя о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, не принял мер по предотвращению возникновения конфликта интересов, судебная коллегия не усматривает оснований для отнесения совершенных Клименко В.А. коррупционных правонарушений к числу малозначительных.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для увольнения Клименко В.А. с муниципальной службы в соответствии с требованиями ст.10 ФЗ «О противодействии коррупции», ч.5 ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ О муниципальной службе в Российской Федерации.

В соответствии с порядком применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного ст.27 ФЗ О муниципальной службе в Российской Федерации, ст.193 Трудового кодекса РФ дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

Указанные требования установлены для нанимателя при решении вопроса об увольнении.

В той ситуации, когда наниматель нарушает требования закона об увольнении муниципального служащего, прокурор в интересах Российской Федерации вправе требовать устранения нарушения закона и увольнения служащего.

Учитывая, что администрация Новоургальского городского поселения неправомерно не приняла решение об увольнении Клименко В.А., на момент разрешения спора судом первой инстанции имелись основания для его увольнения, на дату принятия решения судом первой инстанции шестимесячный пресекательный срок увольнения не истек ( в администрацию Новоургальского городского поселения информация от прокурора о недостоверности сведений о доходах поступила 26.12.2016г., конкурс по отбору управляющей организации состоялся 1.12 2016г.), взыскание в виде увольнения подлежит применению.

С учетом изложенного решение Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 31 мая 2017 года подлежит отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении требований прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 31 мая 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края в защиту интересов Российской Федерации и Новоургальского городского поселения к Администрации Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным распоряжения и о расторжении трудового договора – отменить, апелляционное представление прокурора – удовлетворить.

Приянть новое решение, которым исковые требования прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края удовлетворить. Признать незаконным распоряжение и.о.главы Новоургальского городского поселения №3-К от 16 января 2017г. о привлечении Клименко В.А. к дисциплинарной ответственности.

Возложить на главу Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского района Хабаровского края обязанность расторгнуть трудовой договор с муниципальным служащим от 16 ноября 2015г., заключенный с Клименко В. А. и издать приказ об увольнении Клименко В. А. с муниципальной службы в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий: И.А.Чемякина

Судьи: О.Ю.Позднякова

Е.П. Иском