Судья Иргит Н.Б. Дело № 33а-1013/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 12 сентября 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Салчак А.А.,
судей Железняковой С.А., Кунгаа Т.В.,
при секретаре Данзырын А.С.-М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кунгаа Т.В. административное дело по административному иску Томбулака А.В. к прокурору города Кызыла, прокуратуре города Кызыла о признании незаконным представления об устранении нарушений федерального законодательства и возложении обязанности отозвать его по апелляционному представлению старшего помощника прокурора города Кызыла Ажи С.А. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 мая 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
Томбулак А.В. обратился в суд с административным иском к и.о. прокурора г. Кызыла Цыганок М.А. о признании представления об устранении нарушений федерального законодательства не соответствующим нормативным правовым актам и возложении обязанности отозвать представление, указав, что приказом министра по делам молодежи и спорта Республики Тыва от 27 апреля 2017 года принят на работу директором Республиканского государственного бюджетного учреждения «Центр спортивной подготовки сборных команд Республики Тыва» (далее — РГБУ «ЦСП СК РТ»). 25 декабря 2017 года министру по делам молодежи и спорта РТ поступило представление за № и.о. прокурора г. Кызыла Цыганок М.А. по результатам проверки анонимного обращения лиц, назвавшихся работниками РГБУ «ЦСП СК РТ», в котором указывается на недопустимость осуществления истцом трудовой деятельности в должности директора РГБУ«ЦСП СК РТ», так как нарушены требования ст. 351.1 Трудового кодекса РФ, и содержится требование о прекращении трудовых отношений с Томбулак А.В., занимающим должность РГБУ «ЦСП СК РТ». Считает, что представление не соответствует нормативным правовым актам и нарушает его права, свободы и законные интересы. Ограничения, установленные ст. 351.1 ТК РФ, на трудовую деятельность истца в РГБУ «ЦСП СК РТ» не распространяются. Просил признать представление и.о. прокурора г. Кызыла Цыганок М.А. от 25 декабря 2017 года об устранении нарушений федерального законодательства не соответствующим нормативным правовым актам и обязать прокурора г. Кызыла отозвать его из министерства по делам молодежи и спорта РТ.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 мая 2018 года административное исковое заявление Томбулака А.В. удовлетворено частично, признано незаконным представление исполняющей обязанности прокурора города Кызыла Цыганок М.А. от 25 декабря 2017 года.
Не согласившись с решением суда, представитель административного ответчика – Ажи С.А. в апелляционном представлении просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что ограничения, установленные ч.1 ст. 351.1 ТК РФ, распространяются на весь персонал организаций, в том числе административно-управленческий, технический и вспомогательный, поскольку они также осуществляют трудовую деятельность в вышеуказанных сферах и имеют возможность контакта с несовершеннолетними. Судом не дана юридическая оценка тому, что РГБУ «ЦСП СК РТ» согласно п. 2.3 Устава, обеспечивает подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд РФ, включая организацию и проведение тренировочных мероприятий, обеспечение питания и проживания, методическое обеспечение, финансовое обеспечение, материально-техническое обеспечение спортсменов, в котором не говорится, что это только в отношении взрослых спортсменов.
В возражении на апелляционную жалобу представитель административного истца Саенко В.Д. просит решение суда оставить без изменения.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
В суде апелляционной инстанции произведена замена административного ответчика – и.о.прокурора г. Кызыла Цыганок М.А. на процессуального правопреемника – прокурора города Кызыла П.
Представитель административного ответчика – прокурор Ховалыг Л.А. в судебном заседании поддержала доводы апелляционного представления.
В судебном заседании представитель административного истца Саенко В.Д. просил оставить решение суда без изменения.
Административный истец Томбулак А.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 О прокуратуре Российской Федерации (далее — Федеральный закон N 2202-1), предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 22 Федерального закона N 2202-1, прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 Федерального закона N 2202-1, вносит представление об устранении нарушений закона.
В силу положений п. 1 ст. 24 Федерального закона N 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Из смысла вышеуказанных правовых норм, представление прокурора должно содержать указание на нарушение определенных норм закона лицом, в адрес которого оно вынесено.
Как следует из материалов дела, оспариваемое представление от 25.12.2017 года, вынесено и.о. прокурора г. Кызыла в адрес министра по делам молодежи и спорта РТ Текеева А.А. об устранении нарушений законодательства с требованием безотлагательно рассмотреть представление, принять конкретные меры по устранению нарушений закона, а именно прекратить трудовые отношения с гражданином Томбулак А.В., занимающим должность директора РГБУ «Центр спортивной подготовки сборных команд Республики Тыва», о времени и дате рассмотрения представления сообщить в прокуратуру г. Кызыла, о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в письменном виде прокурору в установленный законом месячный срок. Предложено рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении федерального законодательства.
Основанием для вынесения представления послужил факт принятия на работу Томбулака А.В. в качестве директора РГБУ «ЦСП СК РТ», который ранее приговором суда от 21.12.2009 г. осужден, судимость снята постановлением суда от 01.04.2016 г. Прокурор указывает, что осуществление Томбулаком А.В. трудовой деятельности в спортивной школе, где воспитывают и обучают несовершеннолетних детей, является нарушением федерального законодательства, что недопустимо. Сообщено о недопустимости не только назначения на должность директора РГБУ «ЦСП СК РТ» Томбулак А.В., но и занятия последним любой трудовой профессиональной деятельности в сфере детско-юношеского спорта.
Согласно ч. 1 ст. 351.1 Трудового кодекса РФ, к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.
Абзац третий части второй статьи 331 Трудового кодекса РФ устанавливает запрет на допуск к педагогической деятельности лиц следующих категорий: имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против здоровья населения и общественной нравственности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.
Суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии оспариваемого представления требованиям действующего законодательства, при этом исходил из того, что РГБУ «ЦСП СК РТ» не относится к учебно-воспитательным учреждениям по спортивному обучению и проведению соревнований в сфере детского и юношеского спорта, не занимается формированием состава сборных команд РТ, а обеспечивает материально-техническую подготовку спортивных сборных команд, координирует деятельность физкультурно-спортивных организаций субъекта РФ по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд субъекта РФ и осуществляет методическое обеспечение организаций, осуществляющих спортивную подготовку, на балансе РГБУ «ЦСП СК РТ» нет помещений, где могут заниматься спортсмены, помещение передано в РГБУ «Спортивная школа олимпийского резерва», также в штате РГБУ «ЦСП СК РТ» числятся в основном специалисты, тренеры и всего 10 спортсменов, прокуратурой г. Кызыла фактически проверка по заявлению не проводилась, представление внесено лишь на основании заявления и списков спортсменов.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда мотивированными, подтвержденными представленными сторонами и исследованными судом доказательствами.
Так, в материалах дела имеется устав Республиканского государственного бюджетного учреждения «Центр спортивной подготовки сборных команд Республики Тыва», утвержденный директором РГБУ ЦСП СК РТ 11 января 2018 года, согласованный с министром по делам молодежи и спорта Республики Тыва 11 января 2018 года.
В соответствии с пунктом 2.1 Устава учреждение является некоммерческой организацией, предметом деятельности которой является координация деятельности физкультурно-спортивных организаций Республики Тыва и методическое обеспечение организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что учреждение не относится к учебно-воспитательным учреждениям по спортивному обучению и проведению соревнований в сфере детского и юношеского спорта, не занимается формированием состава сборных команд РТ, а обеспечивает материально-техническую подготовку спортивных сборных команд, является правомерным.
При этом суду первой инстанции и суду апелляционной инстанции не представлены доказательства, подтверждающие то обстоятельство, что трудовая деятельность административного истца связана с непосредственным обучением несовершеннолетних и проведением соревнований в сфере детского и юношеского спорта, прокуратурой г. Кызыла фактически проверка по заявлению не проводилась, представление внесено лишь на основании заявления и списков спортсменов.
Доводы апелляционного представления не содержат обстоятельств, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, опровергали бы выводы суда, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционного представления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционное представление — без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 сентября 2018 года.
Председательствующий
Судьи