Апелляционное определение № 2-102/2022 от 26.04.2022 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Матвеев А.В. Дело № 33а-2975/2022

УИД 22RS0013-01-2021-004614-36

№ 2-102/2022 (в 1 инстанции)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 апреля 2022 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Соболевой С.Л.,

судей Скляр А.А., Бугакова Д.В.,

при секретаре Нечай А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Д, Федерального казенного учреждения «Колония-поселение *** Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю» на решение Бийского городского суда Алтайского края от 12 января 2022 года по административному делу

по административному иску Д к Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение *** Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю», Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей.

Заслушав доклад судьи Соболевой С.Л., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Д обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение *** Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю» (далее – ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю), Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации (далее – ФСИН России) с учетом уточненных исковых требований о взыскании в его пользу в счет компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания в ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю, 520 000 рублей.

Требования мотивированы тем, что в период с 10 апреля 2019 года по 22 октября 2019 года он содержался в ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю. Истец проживал в комнате на втором этаже, в которой отсутствовали электрические розетки, что не позволяло пользовать электробытовыми приборами, зарядными устройствами для мобильных телефонов. Утром и вечером невозможно было пользоваться водой, отсутствовала горячая и холодная вода, а если она и шла, то тонкой струйкой днем, когда большинство осужденных на работе, часто вода была ржавой. Сходить в туалет было невозможно, так как сливные бочки были пустыми, стоял сильный запах. Воду для приема пищи приходилось покупать в магазине. В душевых комнатах была антисанитария, вода на полу, следы плесени и грибка на стенах и в самих душевых кабинах. Часто бегали мокрицы и прочие насекомые. В помещении для приготовления и приема пищи не хватало столов и стульев для всех, содержащихся в учреждении. Плиты для приготовления пищи были частично неисправны (часть конфорок не работала). Приходилось зачастую ждать очередь, придя с работы уставшим и голодным. Не хватало места в холодильниках и морозильных камерах, продукты портились. Сотрудники колонии-поселения позволяли себе выражаться неуважительно и ненормативной лексикой в адрес истца и других осужденных.

В период с апреля по август 2019 года истец был трудоустроен в ООО «Зеленстрой» рабочим по озеленению. В течение всего периода работы истца в указанной организации бухгалтерия колонии-поселения задерживала выплату заработной платы, чем нарушались требования Трудового кодекса Российской Федерации.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФСИН России, в качестве заинтересованных лиц – УФСИН России по Алтайскому краю, прокуратура г.Бийска, ООО «Зеленстрой», Управление Федерального казначейства в Алтайском крае.

Решением Бийского городского суда Алтайского края от 12 января 2022 года иск Д удовлетворен частично. С Российской Федерации в лице ФСИН России в пользу Д взыскана компенсация морального вреда в размере 10 000 руб. В остальной части иска отказано. Возвращена Д государственная пошлина в размере 300 руб.

В апелляционной жалобе Д просит решение отменить с вынесением нового о полном удовлетворении исковых требований, полагая, что судом не учтены решения ЕСПЧ по аналогичным делам.

ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю в своей апелляционной жалобе просит отменить решение суда с вынесением нового об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что Д не обращался с жалобами к ответчику, 1 сентября 2019 года в теплоузле здания изолированного участка, функционирующего как исправительный центр (далее – УФИЦ) ФКУ КП-2 УФСИН Р. по Алтайскому краю установлены дополнительные электрические водонагреватели в количестве 2 единиц по 300 литров с целью исключения перебоев в водоснабжении, производилась чистка фильтров, проведен косметический ремонт, в Приказе Ф. Р.*** от ДД.ММ.ГГ утвержден лишь примерный перечень необходимой мебели, который не является обязательным для исполнения, на момент прибытия ДДД.ММ.ГГ в УФИЦ находилось 26 осужденных, в связи с чем все нормы были соблюдены, приказом ФКУ КП-2 УФСИН Р. по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ*** утвержден распорядок дня с раздельным порядком приема пищи для работающих в первую и во вторую смену для наименьшего сосредоточения осужденных, прокуратурой выводы, отраженные в представлениях, сделаны субъективно без учета норм закона, отказ в принятии показаний свидетелей Я и Б не обоснован.

В возражениях Управление Федерального казначейства в Алтайском крае просит решение суда оставить без изменения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились представитель административного ответчика ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю М, настаивающая на удовлетворении жалобы, представитель Министерства финансов Российской Федерации Шлидт А.И., полагавшая, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Рассмотрев дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась, если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное (часть 1.1). Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено данным кодексом (часть 7). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

Из материалов административного дела следует, что административный истец настоящий иск направил в районный 9 июля 2021 года, то есть с пропуском законодательно установленного срока.

Вместе с тем судебная коллегия учитывает следующее.

Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Одними из основных принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При таких обстоятельствах пропуск срока на обращение в суд сам по себе не может быть признан достаточным основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления без проверки законности оспариваемых административным истцом действий (бездействия), на что, в частности, указано в пункте 42 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2020).

Принимая во внимание изложенное, а также то, что Д обращался с требованиями о взыскании компенсации морального вреда, на которые не распространяется исковая давность, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для восстановления срока на подачу административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Статьей 21 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В силу части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Согласно части 5 указанной статьи при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи (то есть об оспаривании действия (бездействия), связанных с условиями содержания под стражей или в местах лишения свободы, а также о присуждении компенсации за нарушение содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении), суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» (далее — Постановление), принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное — как физическое, так и психическое — воздействие на человека (далее — запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.

Согласно пункту 14 Постановления условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статья 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации). В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).

Частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации также установлено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статья 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Согласно части 2 той же статьи компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Разрешая административный спор по существу, районный суд, оценив представленные доказательства, пришел к выводам о том, что содержание истца по делу Д в общежитии УФИЦ ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю с недостаточным напором воды, наличием следов плесени и грибка, недостаточным количеством столов и стульев в помещении для приготовления, хранения и приема пищи осужденных, неисправностью конфорок одной из электроплит, нехваткой морозильных камер для обеспечения потребности осужденных в хранении замороженных продуктов является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы. При этом нарушений трудовых прав истца действиями (бездействием) ответчиков либо третьего лица по делу ООО «Зеленстрой» не установлено.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда о частичном удовлетворении требований с учетом следующего.

Согласно абзацу 3 статьи 32 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 2202-1) предметом надзора прокуратуры является соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания,

В силу статьи 34 Федерального закона № 2202-1 постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

Согласно части 2 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию.

Осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях — исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены (часть 1 статьи 60.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

В исправительных центрах действуют правила внутреннего распорядка исправительных центров, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (часть 1 статьи 60.4 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Из части 2 статьи 60.4 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации следует, что осужденные к принудительным работам находятся под надзором и обязаны выполнять правила внутреннего распорядка исправительных центров (пункт «а»), работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра (пункт «б»), постоянно находиться в пределах территории исправительного центра (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом), проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях, не покидать их в ночное и нерабочее время, выходные и праздничные дни без разрешения администрации исправительного центра (пункт «в»), участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территории исправительного центра в порядке очередности в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю (пункт «г»).

Осужденные к принудительным работам ежемесячно возмещают из собственных средств расходы исправительных центров на оплату коммунально-бытовых услуг и содержание имущества в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце. Осужденные к принудительным работам при отсутствии у них собственных средств указанные расходы исправительных центров не возмещают (часть 2.1 статьи 60.5 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Администрация исправительного центра ведет учет осужденных к принудительным работам, осуществляет регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания осужденных к принудительным работам граждан Российской Федерации или постановку на миграционный учет и снятие с миграционного учета по месту пребывания осужденных к принудительным работам иностранных граждан и лиц без гражданства, разъясняет порядок и условия отбывания наказания, организует бытовое устройство осужденных к принудительным работам, обеспечивает соблюдение порядка и условий отбывания наказания, осуществляет надзор за осужденными и принимает меры по предупреждению нарушений установленного порядка отбывания наказания, проводит с осужденными воспитательную работу, применяет предусмотренные статьями 60.13 и 60.14 настоящего Кодекса меры поощрения и взыскания, ведет работу по подготовке осужденных к принудительным работам к освобождению (часть 1 статьи 60.11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Приказом Минюста России от 29 декабря 2016 года № 329 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы.

Согласно пункту 9 Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы по решению начальника ИЦ осужденные размещаются в жилых комнатах общежития.

Осужденные обеспечиваются индивидуальными спальными местами и постельными принадлежностями (пункт 11 Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы).

Осужденные приготавливают, разогревают и принимают пищу в специально отведенных помещениях ИЦ, отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям, в часы, установленные распорядком дня ИЦ (пункт 12 Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы). В течение рабочего дня осужденным, работающим в ИЦ, предоставляется обеденный перерыв, установленный распорядком дня ИЦ.

Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны администрации ИЦ, иметь при себе денежные средства и распоряжаться ими, а также приобретать, хранить и использовать все предметы, изделия и вещества, за исключением запрещенных предметов и веществ (пункт 13 Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы).

Осужденные обязаны исполнять требования законов Российской Федерации и Правил, соблюдать распорядок дня ИЦ, работать в местах, определенных администрацией ИЦ, участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территории ИЦ в порядке очередности в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю, соблюдать требования гигиены и санитарии, содержать одежду, постельные принадлежности, помещения общежитий и территорию ИЦ в чистоте и порядке (пункт 15 Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы).

В каждом ИЦ устанавливается распорядок дня с учетом особенностей работы, времени года и местных условий (пункт 19 Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы).

Распорядок дня включает в себя время подъема, умывания и туалета, физической зарядки (по желанию), приема пищи, проверки, следования на работу, нахождения на рабочих объектах, спортивных мероприятий (по желанию), личное время, время отбоя и непрерывного восьмичасового сна (пункт 20 Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы).

Приказом ФСИН России от 21 ноября 2017 года № 1098 утверждены примерные нормы положенности мебели, оборудования, инвентаря и предметов хозяйственного обихода исправительных центров.

В разделе III пункта 5 Приказа указаны нормы помещений для хранения, приготовления и (или) приема пищи (предусматриваются в соответствии с санитарными правилами и гигиеническими нормативами).

Так, в помещении для приема пищи должны быть в наличии электроплита бытовая -2 шт. (подпункт 5.6), стол 4-местный с гигиеническим покрытием — 8 — 10 шт. (подпункт 5.10), стул -32 — 40 шт. (подпункт 5.11), холодильник — 2 – 3 шт. (подпункт 5.12).

В силу пункта 14.27 СП 31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий», утвержденных Комитетом РФ по вопросам архитектуры и строительства 26 октября 2003 года, в жилых комнатах квартир и общежитий должно быть установлено не менее одной розетки на ток 10 (16) А на каждые полные и неполные 4 м периметра комнаты, в коридорах квартир — не менее одной розетки на каждые полные и неполные 10 м площади коридоров.

Согласно пункту 19.4.10 СП 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденных Министерством архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 20 октября 2017, для подключения бытовых приборов в камерах ПКТ для содержания осужденных на строгих условиях отбывания наказания ИК особого режима для осужденных OOP, в камерах режимного корпуса ИК особого режима для содержания осужденных ПЛС (за исключением камер ШИЗО с одиночными камерами), палатах зданий медицинского назначения, одноместных помещениях безопасного места следует предусматривать штепсельные розетки.

Как усматривается из материалов дела, Д прибыл в УФИЦ ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому и взят под надзор 10 апреля 2019 года, убыл 22 октября 2019 года в связи с заменой наказания в виде принудительных работ лишением свободы с отбытием наказания в колонии общего режима.

Согласно положению об УФИЦ ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю, утвержденному приказом ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю 5 сентября 2017 года № 90, к основным функциям участка относятся осуществление приема, размещения и содержания осужденных в соответствии с установленными нормами и требованиями (пункт 18), организация бытового устройства осужденных (пункт 20), обеспечение привлечения осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья (пункт 23).

Согласно приказам ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю № 99 от 19 марта 2019 года, № 182 от 25 июня 2019 года, от 1 октября 2019 года, в УФИЦ ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю в период содержания Д. действовал распорядок дня и правила проживания осужденных.

Из правил содержания осужденных (приложение № 5 к приказу № 99 от 19 марта 2019 года, приложение № 6 к приказу № 182 от 25 июня 2019 года, приложение № 12 к приказу от 1 октября 2019 года) следует, что они должны соблюдать требования гигиены и санитарии, содержать одежду, постельные принадлежности, помещения общежитий и территорию УФИЦ ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю в чистоте и порядке.

Для реализации указанных положений в распорядок дня осужденных (приложения к вышеуказанным приказам) включена уборка помещений и прилегающей территории.

30 августа 2019 года в прокуратуру г.Бийска поступила коллективная жалоба осужденных, содержащихся в УФИЦ ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю, на действия, бездействия администрации, в которой осужденные указывают, в том числе на отсутствие горячей воды, удержание денежных средств из заработной платы, неисправность системы канализации, маленькую площадь комнаты для приема пищи, нехватку столов и стульев, плит, конфорок, холодильников, задержку выплаты заработной платы, отсутствие розеток в комнатах, грубое поведение сотрудников УФИЦ.

В ходе проверки выявлено, что в УФИЦ ввиду недостаточного напора подаваемой в общежитие осужденных воды при активном ее разборе (например, одновременном мытье нескольких человек) могут возникать перебои с подачей как горячей, так и холодной воды в душевых, в умывальных и др. (особенно на втором этаже общежития), что создает затруднения в осуществлении осужденными гигиенических процедур.

В помещениях душевых на первом и втором этаже общежития требуется проведение ремонтных работ, поскольку на потолке имеются следы поражения грибком и плесенью.

Ненадлежаще, исходя из имеющихся потребностей, с учетом количества осуждённых, отбывающих на момент проверки наказание в УФИЦ (88 человек), оборудовано помещение для хранения, приготовления и приема пищи. В частности недостаточно имеющихся семи четырехместных столов и 24 стульев, ввиду чего невозможно организовать питание осужденных не только в две, но даже в три смены.

Из трех электроплит для приготовления пищи одна не полностью исправна, поскольку две конфорки не нагреваются, вследствие чего ограничены возможности осужденных по приготовлению пищи.

Объема имеющихся двух морозильных камер (которыми оборудованы два из трех холодильника) недостаточно с учетом обеспечения потребностей 88 осужденных, отбывающих наказание в УФИЦ, в хранении замороженных продуктов.

Жилые комнаты осужденных электрическими розетками не оборудованы, в результате чего осужденные лишены возможности использовать в них не запрещенные Правилами внутреннего распорядка исправительных центров электроприборы (например, вентиляторы и т.д.), вынуждены производить зарядку принадлежащих им сотовых телефонов в помещении УФИЦ для данных целей не предназначенных (помещения для приготовления, хранения и приема пищи, комнате для проведения воспитательной работы, помещении для стирки, ушки и глажения одежды), где имеются розетки.

По результатам проверки начальнику УФИЦ ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю З направлено информационное письмо о принятии мер к соблюдению сотрудниками УФИЦ при обращении с осужденными требований части 2 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, пункта 13 Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы.

30 сентября 2019 года начальнику УФСИН России по Алтайскому краю У внесено представление *** об устранении нарушений действующего законодательства при отбывании наказания в виде принудительных работ.

В тот же день Д направлено письмо о том, что проведенной проверкой установлены нарушения положений законодательства в части материально-бытового обеспечения осужденных к принудительным работам, а именно недостаточный напор воды в общежитии УФИЦ, необходимость проведения ремонта в душевых комнатах в связи с наличием следов плесени и грибка недостаточное количество столов и стульев в помещении для приготовления, хранения и приема пищи осужденных, наличие неисправности конфорок одной из электроплит, нехватка морозильных камер для обеспечения потребности осужденных в хранении замороженных продуктов, отсутствие электрических розеток в жилых комнатах осужденных и другие. Доводы о неисправности системы канализации в душевых комнатах УФИЦ, необоснованном взимании платы за воду, привлечении осужденных к работам по мытью служебного автомобиля своего порождения не нашли.

Таким образом, юридически значимые обстоятельства конкретных нарушений условий содержания нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, установлены судом на основании представленных в материалы дела доказательств.

Результаты проверки административным ответчиком не оспаривались, в целях устранения выявленных нарушений им принимались меры, указанные в письме УФСИН России по Алтайскому краю от 23 ноября 2019 года ***.

Учитывая фактические обстоятельства дела, степень вины ответчика, не обеспечившего предусмотренные законом условия содержания истца в исправительном центре, характер нравственных страданий лица, содержащегося в изоляции в таких условиях, фактическую длительность нахождения истца в УФИЦ, неподтверждение фактов наступления последствий, судебная коллегия полагает, что определенная судом сумма компенсации морального вреда отвечает требованиям разумности и справедливости, в связи с чем доводы истца о заниженном размере компенсации морального вреда, судебной коллегией отклоняются.

Как следует из надзорного производства ***, 10 сентября 2019 года в Барнаульскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях из прокураторы г.Бийска поступила для разрешения копия коллективного обращения осужденных, отбывающих наказание в УФИЦ ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю, в части доводов о нарушении действующего законодательства при выдаче осужденным заработной платы, которые осужденные получают в бухгалтерии ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю.

3 октября 2019 года начальнику ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю внесено представление *** об устранении нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства. Установлено, что в нарушение статьи 60.10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата осужденным, в том числе Д, в период с мая по август 2019 года выплачивалась с нарушением установленных сроков.

Как следует из части 3 статьи 60.5 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные к принудительным работам, находящиеся в исправительных центрах, вправе иметь при себе денежные средства и распоряжаться ими.

В соответствии с частью 1 статьи 60.7 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации каждый осужденный к принудительным работам обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных центров.

Согласно статье 60.10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации из заработной платы осужденных к принудительным работам производятся удержания в размере, установленном приговором суда (часть 1). В исправительных центрах осужденным к принудительным работам выплачивается не менее 25 процентов от начисленной им заработной платы (часть 3).

В соответствии со статьей 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника (статья 140 Трудового кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, 18 апреля 2019 года между ООО «Зеленстрой» и Д был заключен трудовой договор, по условиям которого истец был принят в ООО «Зеленстрой» в качестве рабочего по озеленению на срок с 18 апреля 2019 года по 30 августа 2019 года.

Согласно пункту 3.2 указанного трудового договора заработная плата перечисляется на лицевой счет 05171098720 учреждения ФКУ КП-2 УФСИН Р. по Алтайскому краю в сроки, установленные трудовым законодательством, не реже, чем каждые полмесяца, за первую половину месяца – 27-го числа текущего месяца, за вторую половину месяца – 13 числа следующего месяца.

В период с 18 апреля 2019 года по 30 августа 2019 года истец по делу Д получал выплаты аванса и заработной платы в следующие сроки: заработная плата за апрель 2019 года – ДД.ММ.ГГ, аванс за май 2019 года – ДД.ММ.ГГ, заработная плата за май 2019 года – ДД.ММ.ГГ, аванс за июнь 2019 года – ДД.ММ.ГГ, заработная плата за июнь 2019 года – ДД.ММ.ГГ, аванс за июль 2019 года – ДД.ММ.ГГ, заработная плата за июль 2019 года – ДД.ММ.ГГ, аванс за август 2019 года – ДД.ММ.ГГ, расчет при увольнении – в день увольнения ДД.ММ.ГГ, что подтверждается платежными поручениями.

Таким образом, денежные средства работодателем ООО «Зеленстрой» перечислялись для выплаты работнику в установленные трудовым договором сроки.

Между тем, поскольку ФКУ КП-2 УФСИН Р. по Алтайскому краю не являлось работодателем Д, требования трудового законодательства, в том числе Положения о реализации учетной политики по учреждению, утвержденное приказом ФКУ КП-2 УФСИН Р. по Алтайскому краю *** от ДД.ММ.ГГ, в данном случае не применимы.

Согласно пункту 3 Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденной Приказом Минюста РФ от 8 декабря 2006 года № 356 (далее – Инструкция по учету личных денег) учету подлежат денежные средства, поступившие по почтовым и телеграфным переводам, через банк.

В силу пункта 4 Инструкции по учету личных денег для учета личных денег бухгалтерией учреждения открывается лицевой счет с вкладышем. Зачисление денег на лицевой счет производится на основании, в том числе, платежных поручений. Личные деньги осужденных хранятся на лицевых счетах по учету средств, поступающих во временное распоряжение учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ценности выдаются владельцу по расходному кассовому ордеру на основании заявления осужденного с резолюцией начальника учреждения (пункт 24 Инструкции по учету личных денег).

Как следует из копий заявлений Д от 16 мая 2019 года, 27 мая 2019 года, 14 июня 2019 года, 17 июня 2019 года, 28 июня 2019 года, 18 июля 2019 года, 15 августа 2019 года, 29 августа 2019 года, 4 сентября 2019 года, ему в день подачи заявлений о выдаче заработной платы выдавались денежные средства.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что сроки выдачи денежных средств, установленные Инструкцией по учету личных денег, ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю не были нарушены.

Довод административного ответчика о том, что Д не обращался с жалобами к ответчику, не принимаются во внимание, так как обращение в администрацию исправительного учреждения не является обязательным требованием для предъявления административного искового заявления об оспаривании действий органов власти.

Ссылка на то, что 1 сентября 2019 года в теплоузле здания УФИЦ ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю установлены дополнительные электрические водонагреватели, производилась чистка фильтров, проведен косметический ремонт, не могут служить основанием для отмены решения, так как данные мероприятия проводились после подачи коллективной жалобы в прокуратуру и не опровергают факта установленных нарушений.

Довод о том, что в Приказе ФСИН России № 1098 от 21 ноября 2017 года утвержден лишь примерный перечень необходимой мебели, который не является обязательным для исполнения, не опровергают выводов городского суда о причинении административному истцу переживаний в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы.

Доводы о том, что на момент прибытия Д в УФИЦ находилось 26 осужденных, в связи с чем все нормы были соблюдены, опровергаются материалами дела, в том числе журналом *** (т.4) рапортов приема-сдачи дежурств и учета выполнения мероприятий по надзору за осужденными за период с 28 июня 2019 года по 5 октября 2019 года, из которого следует, что за время пребывания Д в исправительном центре количество осужденных достигало 91 человека (октябрь 2019 года).

Доводы о том, что в ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю был утвержден распорядок дня с раздельным порядком приема пищи для работающих в первую и во вторую смену для наименьшего сосредоточения осужденных, не могут служить основанием для отмены решения.

Из распорядков дня, утверждённых приказами ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю № 99 от 19 марта 2019 года, № 182 от 25 июня 2019 года, от 1 октября 2019 года, следует, что время обеда и ужина у работающих осужденных пересекалось, кроме того, в выходные и праздничные дни распорядок дня был одинаков для всех.

Таким образом, данные обстоятельства не опровергают выводов прокуратуры, изложенных в представлении, о недостаточности имеющихся столов и стульев при установленном количестве осужденных, ввиду чего невозможно было организовать питание осужденных не только в две, но и в три смены.

Доводы о том, что представление прокуратуры вынесено субъективно, без учета норм закона, не находят своего подтверждения, представление по результатам проверки ответчиком не оспаривалось. Иная оценка ответчиком доказательств, в том числе материалов прокурорских проверок, не свидетельствует о допущенных судом процессуальных нарушениях при установлении имеющих значение обстоятельств, при оценке доказательств либо при принятии решения о частичном удовлетворении требований.

Показания свидетелей Я и Б учтены судом первой инстанции при вынесении решения, мотивы, по которым суд не принял показания свидетеля Я, изложены в решении.

С учетом изложенного оснований к отмене либо изменению решения суда и удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Бийского городского суда Алтайского края от 12 января 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Д, Федерального казенного учреждения «Колония-поселение *** Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю» – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: