В случае возникновения коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства примирительная комиссия создается в срок до двух рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора, а в случае возникновения коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства — в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.
Решение о создании примирительной комиссии при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников. Решения о создании примирительных комиссий при разрешении коллективных трудовых споров на иных уровнях социального партнерства оформляются соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников.
Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.
Стороны коллективного трудового спора не имеют права уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.
Работодатель (представитель работодателей) создает необходимые условия для работы примирительной комиссии.
Коллективный трудовой спор на локальном уровне социального партнерства должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до трех рабочих дней, а коллективный трудовой спор на иных уровнях социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании.
Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.
При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
Комментарий к Ст. 402 ТК РФ
1. Примирительная комиссия создается на паритетных началах сторонами коллективного трудового спора в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора.
2. Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) о ее создании с возможностью продления этого срока путем оформления сторонами соответствующего протокола.
3. Если в примирительной комиссии достигнуто соглашение сторон, то оформляется протокол, имеющий для них обязательную силу и исполняемый в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.
4. Если стороны не пришли к согласию в примирительной комиссии, то продолжаются примирительные процедуры с участием посредника (см. комментарий к ст. 403 ТК РФ) и (или) в трудовом арбитраже (см. комментарий к ст. 404 ТК РФ).
5. См. также Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией (утв. Постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. N 57 // Бюлл. Минтруда РФ. 2002. N 8).
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
Второй комментарий к Статье 402 Трудового кодекса
1. Примирительная комиссия является первым органом по рассмотрению коллективного трудового спора. Это временный (до разрешения возникшего коллективного трудового спора) совместный орган спорящих сторон, созданный ими на паритетных (равных) началах в течение трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Цель создания примирительной комиссии — принять решение по коллективному трудовому спору, которое удовлетворяло бы интересы работников и работодателя, и тем самым обеспечить согласие между ними.
Примирительную комиссию не следует путать с комиссией по урегулированию социально-трудовых отношений (на практике именуется как комиссия по коллективным переговорам — ст. 35 ТК РФ). У этих комиссий разные цели и задачи, хотя они формируются из представителей работников и работодателя (работодателей). Главное отличие состоит в том, что примирительная комиссия предназначена для разрешения коллективного трудового спора, а комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений — прежде всего для подготовки проекта коллективного договора, решения вопросов, связанных с установлением, изменением коллективных условий труда, для контроля за исполнением коллективного договора, соглашения, иных договоренностей.
2. Принципом формирования примирительной комиссии является равноправие сторон, которое на практике выражается в создании комиссии из равного числа представителей той и другой стороны. Установление такого принципа в полной мере соответствует международным стандартам. Так, согласно п. 2 Рекомендации МОТ N 92 «О добровольном примирении и арбитраже» (1951 г.) в каждый орган по добровольному примирению, создаваемый на смешанной основе, должно входить равное число представителей от предпринимателей и трудящихся.
Решение о создании примирительной комиссии оформляется двумя актами: приказом работодателя, по которому она создается и в нее выделяются представители работодателя; решением выборного профсоюзного органа организации или иного представителя работников, которым в комиссию выделяются представители работников. Это необходимо для того, чтобы четко определить момент создания комиссии, что важно при исчислении сроков, установленных законом, и предоставлении гарантий работникам в соответствии со ст. 405 ТК РФ.
Срок полномочий комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений Кодексом не установлен. Он определяется сторонами, создающими указанную комиссию.
Согласно ч. 5 ст. 402 ТК РФ работодатель обязан создать необходимые условия для работы примирительной комиссии, т.е. выделить для заседания соответственно оборудованное помещение и не препятствовать ее работе.
3. В связи с приведением нормативных правовых актов в соответствие с Трудовым кодексом РФ Постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. утверждены Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективных трудовых споров примирительной комиссией (Бюллетень Минтруда РФ. 2002. N 8. С. 29 — 37), которые оказывают существенную методическую помощь сторонам спора на этой стадии.
Примирительная комиссия рассматривает коллективные трудовые споры по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений между работниками и работодателями.
От работодателя в эту комиссию могут направляться руководители структурных подразделений организации, другие работники (юристы, экономисты, социологи и др.). Представителями работников в примирительной комиссии могут быть члены выборного профсоюзного органа организации, а также юристы, экономисты, конфликтологи, социологи и другие специалисты. Во всяком случае лица, входящие в состав примирительной комиссии, должны обладать умением аргументировать, убеждать и оперировать обширной информацией, управлять дискуссией, чутко реагировать на смену настроения сторон, аккумулировать все позитивное, что можно было бы использовать для достижения согласия.
Члены примирительной комиссии имеют право: а) запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу коллективного трудового спора; б) в период рассмотрения коллективного трудового спора проводить совместные или раздельные заседания сторон; в) предлагать собственные возможные варианты разрешения конфликта; г) подписывать решения, принятые сторонами спора при их участии.
Члены примирительной комиссии должны знать действующее законодательство, относящееся к регулированию социально-трудовых вопросов, урегулированию коллективных трудовых споров, принципам работы профсоюзной организации, кадровой политики и другими сторонами жизни организации, а также методы ведения переговорного процесса при возникновении коллективного трудового спора. При этом необходимо учитывать, что статус, опыт практической работы, а также личные качества членов примирительной комиссии имеют существенное значение и придают вес ее предложениям и рекомендациям.
4. Основной принцип ведения переговоров — добровольность принятия сторонами решений. Примирительная комиссия не должна оказывать давление на стороны при принятии того или иного решения. Рассмотрение в ней разногласий призвано предоставлять сторонам дополнительные возможности для его мирного разрешения. Комиссия также должна быть готова дать предложения и альтернативы по процедуре и существу переговорного процесса для того, чтобы помочь успешному ходу переговоров.
Примирительная комиссия в своей деятельности по урегулированию коллективных трудовых споров руководствуется Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ, федеральными законами, Положением о службе по урегулированию коллективных трудовых споров, Рекомендациями Минтруда РФ от 14 августа 2002 г.
Заседания комиссии должны проводиться в полном составе. Из своего состава комиссия выбирает открытым голосованием председателя и секретаря, которые должны представлять разные стороны.
5. Процедура разрешения коллективного трудового спора в примирительной комиссии законом не предусмотрена. Она устанавливается самой комиссией. В ходе рассмотрения спора членам примирительной комиссии должна быть предоставлена возможность получения необходимых документов, материалов и информации, свободного обсуждения всех возможных вариантов разрешения коллективного трудового спора. Заседания примирительной комиссии, как правило, проводятся в рабочее время (для чего члены комиссии освобождаются от работы).
6. Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон и оформляется протоколом, который помимо председателя и секретаря должен быть подписан представителями сторон, имеет для работников и работодателя обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением. В протоколе комиссии записывается ее решение и указываются присутствующие представители каждой стороны, дата принятия решения и подписи всех представителей сторон. В решении могут быть указаны сроки исполнения каждого требования сторон. Закон не оговорил, все ли предъявляемые работодателю требования указываются в протоколе или только те, по которым стороны в комиссии достигли соглашения. Количество требований может быть уменьшено, новые требования, которые не утверждались собранием (конференцией) и не предъявлялись до комиссии работодателю для его решения, нельзя выдвигать.
То же касается и спора, рассматриваемого в примирительной комиссии по протоколу разногласий сторон, подписанному ими при коллективных переговорах. Комиссия в этом случае также ограничивается рассмотрением тех разногласий сторон, которые указаны в протоколе разногласий. В решении комиссии указывается, по каким из этих разногласий соглашение достигнуто, а по каким — нет, а также порядок и сроки его исполнения.
В Рекомендации МОТ N 92 «О добровольном примирении и арбитраже» (1951 г.) подчеркивается, что все соглашения, достигнутые сторонами в ходе переговоров по примирению, имеют равную силу с договорами, заключаемыми в обычном порядке, т.е. коллективными договорами, соглашениями. Следовательно, и решение примирительной комиссии, поскольку оно представляет собой соглашение сторон, обязательно как для работников, так и для работодателя. Это правило подкрепляется нормой ст. 408 ТК РФ об обязательности любого соглашения, достигнутого сторонами в ходе разрешения коллективного трудового спора.
7. Если согласие по разрешению коллективного трудового спора не достигнуто, то в протоколе следует четко отразить существо разногласий и позицию сторон, их намерение продолжить примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Решение примирительной комиссии должно выполняться добровольно. Если представитель работодателя уклоняется от исполнения соглашения, работники имеют право приступить к проведению забастовки, руководствуясь ст. 409 ТК РФ.