За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральными законами.
Комментарий к Ст. 364 ТК РФ
Положения настоящей статьи являются отсылочными, поскольку она не содержит конкретных норм, а лишь указывает на возможность привлечения государственных инспекторов труда за противоправные действия или бездействие к различным видам ответственности, установленной федеральным законом: к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
Второй комментарий к Статье 364 Трудового кодекса
1. Предоставленное государственным инспекторам труда право по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства является не только их правом, но и их основной обязанностью. Государственные инспекторы труда должны точно и своевременно исполнять предоставленные им полномочия по предупреждению и выявлению правонарушений трудовых прав работников, руководствуясь при этом законами и иными нормативными правовыми актами.
Противоправные действия (бездействие) государственных инспекторов труда могут повлечь применение к ним мер юридической ответственности (дисциплинарной, административной или уголовной).
2. В ст. 8 Федерального закона о защите прав юридических лиц содержатся ограничения, которые следует учитывать в процессе надзорно-контрольной деятельности государственных инспекторов труда. В частности, они не вправе: проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции соответствующего органа государственной инспекции труда, от имени которой они действуют; осуществлять плановые проверки в отсутствие должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей (их представителей); требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки; требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами; распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.