Статья 224 ТК РФ (действующая редакция). Комитеты (комиссии) по охране труда

По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их уполномоченного представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа). Примерное положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу об охране труда коллективного договора и (или) соглашения.

Комитет (комиссия) по охране труда является составным элементом системы управления охраной труда у работодателя, а также одной из форм участия работников в управлении охраной труда. Работа комитета (комиссии) по охране труда строится на принципах социального партнерства.

Задачами комитета (комиссии) по охране труда являются:

разработка программы совместных действий работодателя, работников, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных представительных органов работников (при наличии таких представительных органов) по обеспечению безопасных условий труда и соблюдению требований охраны труда;

участие в разработке локальных нормативных актов работодателя по охране труда;

участие в организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах;

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

участие в проведении специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;

участие в оценке профессиональных рисков;

подготовка и представление работодателю соответствующих предложений по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

участие в информировании работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, об обязанностях по соблюдению ими требований охраны труда.

Комментарий к Ст. 224 ТК РФ

Настоящая статья, закрепляя право отдельных категорий работников на дополнительные гарантии охраны труда, является в то же время отсылочной, поскольку не содержит конкретных норм о реализации таких гарантий (см. комментарий к соответствующим статьям ТК РФ).

Второй комментарий к Статье 224 Трудового кодекса

1. Статья 224 отсылает к законам и иным нормативным правовым актам о создании особой охраны труда женщин (см. главу 41 Кодекса и комментарий к ней) и несовершеннолетних работников (см. главу 42 и комментарий к ней), а также других работников, нуждающихся по здоровью в переводе на более легкую работу, на другую работу в соответствии с медицинским заключением, в перерывах для отдыха, включаемых в рабочее время.

2. Правила внутреннего трудового распорядка устанавливают для отдельных категорий работников, занятых на интенсивных конвейерных работах (например, на сборочном конвейере автозавода), а также для грузчиков на погрузочно-разгрузочных работах кратковременные (10 — 15 мин.) перерывы для отдыха, включаемые в рабочее время и оплачиваемые по среднему заработку. Эти перерывы предоставляются сверх общего перерыва. Их продолжительность и частота устанавливаются в зависимости от степени интенсивности работ правилами внутреннего трудового распорядка.

3. Работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, а также грузчикам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, и другим работникам в необходимых случаях предоставляются специальные перерывы для обогревания и отдыха, которые включаются в рабочее время. Работодатель обязан обеспечить оборудование помещений для обогревания и отдыха работников. При очень сильном холоде работы прекращаются. При этом время простоя оплачивается как в случае простоя не по вине работника, т.е. не ниже 2/3 тарифной ставки (оклада) работника (см. ст. 157 ТК РФ и комментарий к ней).

4. Администрация обязана соответствующим образом оборудовать помещение для обогревания и отдыха. Частота и продолжительность перерывов для обогревания определяются в зависимости от местных климатических условий администрацией по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а также могут устанавливаться коллективным договором, соглашением.

5. В ст. 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 20 июля 1995 г. (с последующими изменениями) предусмотрен ряд мер по социальной защите инвалидов, их реабилитации, целью которой являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация, в том числе в сфере труда на производстве. Закон закрепил меры по обеспечению жизнедеятельности инвалидов (разд. IV), в том числе их занятости (ст. 20), путем установления квот приема их на работу (ст. 21), создания специальных рабочих мест их трудоустройства.

6. Статья 23 Федерального закона о социальной защите инвалидов предусматривает, что инвалидам, занятым в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Не допускается включение в коллективные или индивидуальные трудовые договоры пунктов об условиях труда инвалидов (оплата, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и др.), ухудшающих их положение по сравнению с другими работниками. Наоборот, для них предусмотрен ряд трудовых льгот.

7. Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда (ч. 3 ст. 23 указанного Закона).

8. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и в ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. Поэтому, привлекая инвалида с его согласия к указанным работам, администрация обязана ориентироваться на медицинские рекомендации, данные инвалиду.

9. Работодатель обязан принимать на работу инвалидов, трудоустраиваемых по квоте. Организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%).

Освобождаются от квотирования рабочих мест для инвалидов общественные объединения инвалидов и их организации, хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов (ст. 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ»).

Судебная практика по ст. 224 ТК РФ: решения и приговоры суда по трудовым спорам